Втроём по Гвандре. Перевал Доломиты Северный. Самый Северный:)

Далее 5 6 7 8 9 10 11 12
Назад 1 2 3

На третий день похода, совпавшего с последним днём июля месяца, возлагались большие надежды. На этот день была запланирована радиалка на Чатбаши.

Только бы погода не подвела... Ведь Чатбаши - высшая точка нашего маршрута и виды с её вершины должны быть хороши. Но прежде, чем мечтать о том, что можно увидеть с Чатбаши, нам предстоит подняться на перевал Доломиты Северный.

Однако, есть один нюанс... Та седловина в гребне, которая по общепризнанному туристическому мнению считается перевалом Доломиты Северный, и которая на протяжении вчерашнего вечера мозолила нам глаза ведущей к ней заснеженной полкой, на самом деле не является единственным вариантом пересечения данного гребня. Есть ещё одна седловина, которую я условно называю "перевал Доломиты Самый Северный", расположенная примерно в 300-х метрах севернее общепризнанной. Я буду использовать это название, чтобы не вносить сумбур в головы тех, кто под перевалом Доломиты Северным подразумевает традиционную седловину, координаты которой можно найти на различных ресурсах.

Начиная путь наверх, мы ещё не знали, какой из перевалов в итоге пройдём.

Забегая вперёд, скажу - перевал Доломиты Самый Северный мне понравился. Очень. Это один из красивейших перевалов, которые мне довелось пройти.

В 5-40 солнце осветило площадочку с нашими палатками. К этому моменту мы уже позавтракали и собираем вещи.

Поглядываем на полку к седловине перевала Доломиты Северный, пытаемся понять - есть ли там на краю достаточно места, свободного от снега, чтобы безопасно пройти и не улететь? Вариант идти по снегу я предлагаю не рассматривать, хотя у Олега мысль именно такая. В итоге сходимся на том, что подойдём ближе, тогда и решим - пройдём ли эту седловину или воспользуемся запасным вариантом.

Вершина Северного Доломита, впрочем как и весь гребень массива, с утра в облаках. Но эта облачность не предвещает перемены погоды, так мне подсказывает моя метеозависимая башка, которая не ощущает сейчас никаких признаков падения давления.

В 6-47 начинаем подъём к перевалу. Вообще, традиционный путь подъёма - в обход озера по снежнику, плавно забирая вверх. Но снег с утра как камень, поэтому мы решили сразу набрать высоту и идти выше снежника по камням.

Начало пути по камням не предвещало ничего такого сложного. Мы нацелились на видимый впереди почти горизонтальный участок между двумя поясами рыжеватых скал и побрели в этом направлении. И всё было хорошо, пока мы не пересеклись с полосой нереально подвижной и довольно крутой сыпухи, рассечённой несколькими неглубокими промоинами.

Траверсом идти не вариант, все эти камни держатся на честном слове, один нечаянно сдвинешь - и на тебя поползёт целая груда камней. Ну, что делать? Лезем ещё выше. Вверху вроде бы не так круто.

Оглядываемся назад - а снежник-то уже и не кажется крутым, да он вообще почти горизонтальный:) Опасения уехать по нему в озеро кажутся смешными по сравнению с неудобствами передвижения сквозь неустойчивый каменный хаос.

Надо же стоянку сверху сфотографировать! Правда, так сразу и не скажешь, что где-то там можно комфортно разместить 2-3 палатки:)

В общем, мы забрались довольно высоко. Не под самое основание скал, но достаточно близко к нему. Здесь крутизна не столь велика, стало быть, каменюки лежат более надёжно. Да и сами камни покрупее, что удобнее для ходьбы по ним. Смущает только одно - не дай бог сверху из кулуара вылетит какой-нибудь "чемодан"... Свежих осколков под ногами не видно, но всё равно идём, стараясь не шуметь.

Отойдя на безопасное расстояние от одного кулуара, и немного не доходя до второго, приваливаемся на больших камнях. Дальнейший путь по камням вроде бы попроще, но передышка просто необходима.

Снова смотрим на полку к перевалу, но ничего нового не видим. Полка по-прежнему не просматривается настолько, чтобы оценить степень опасности подъёма по ней.

После привала пересекаем светлокаменную осыпную полосу, спускающуюся из второго кулуара, и приближаемся к осыпной полосе рыжих камней. Эта рыжая осыпь - и есть тот самый запасной вариант, в который я верю больше, чем в классическое прохождение перевала Доломиты Северный.

Пришла пора сделать выбор: прямо и налево вверх по полке - на Доломиты Северный, либо направо вверх по рыжей сыпухе - на ту седловину, что я называю Доломиты Самый Северный.

В ногах правды нет, поэтому делаем привал на рыжих камнях и начинаем думу думать. В принципе, ни Васю, ни Олега не смущает снежная полка, их почему-то больше волнует - как на неё выйти снизу? Я уверяю их, что переход с осыпи на полку по травянисто-скальным ступенечкам труда не составит. Но визуально это не очевидно, мы ещё недостаточно близко подошли к скале.

Фотографирую полку крупным планом. По краю идти не хочется, там может быть мокро и скользко. Идея подниматься по снежнику лично мне тоже не очень нравится, но если мужики сочтут этот путь адекватным - за ними следом пройду.

А какая альтернатива? Собственно, она у нас за спиной! Рыжая осыпь, вполне удобная для подъёма. Правда, седловины-то вверху не видать... Кроме того, заметно, что упирается осыпь в невысокую скальную стеночку. Но я знаю из надёжного источника, как правильно эту стеночку обойти.

У меня есть ещё один "козырь" - подняться именно на эту седловину нам выгоднее, поскольку мы в дальнейшем собираемся идти на Чатбаши. Если же мы выйдем на "классический" Доломиты Северный, надо будет пройти ещё метров 300 до этой седловины, а насколько там комфортно идти, неизвестно. После такого уточнения мужики в один голос произносят: "Идём по рыжей сыпухе!"

Выбор сделан - идём на Доломиты Самый Северный. Только ещё минут 5 посидим "на дорожку":)

Перед началом подъёма по рыжей осыпи фотографирую массив г.Северный Доломит, открывающийся от облачности.

Внизу под нами бирюзовое озеро Северный Доломит в суровом окружении скал, укутанных облаками. Если бы мы не лезли от стоянки вверх в обход снежника, то в итоге "по классике" вышли бы на видимый внизу выступ, покрытый серыми камнями. Но, честно говоря, не знаю, насколько классический путь менее ноговыламывательный.

В 8-15 начинаем подъём по центру рыжей осыпи. Северный Доломит, наконец, стряхнул с себя обрывки облаков и как бы наблюдает за нами:)

Мы неторопливо идём вверх, время от времени поглядывая на полку. Может быть, разглядим то, чего не заметили снизу. Но похоже, полка сейчас как раз в таком состоянии, когда спортивные группы предпочитают не идти по ней до упора, а подняться по веревке примерно от её середины. Это не наш вариант.

Приближаемся к стеночке, перегораживающей нам путь наверх. Может показаться, что дальше пути нет, "приплыли":) Но это лишь на первый взгляд. Чтобы обойти стенку, надо просто идти вплотную к отвесным рыжим скалам справа по ходу.

Естественно, сам процесс обхода скальной стеночки, я собственноручно заснять не смогла. Ибо руки заняты:) Но Олег подсуетился и запечатлел, как мы с Васей карабкаемся.

В принципе, ничего сложного нет. Главное - не долбануться головой о нависающие справа скалы и камней на идущего позади не насыпать. Поэтому рекомендуется тут идти плотной группой.

Взобравшись на скалку, которая перегораживала нам путь наверх, отдыхаем. Позади вид практически не изменился - всё то же озеро, тот же массив Доломитов в седых облаках...

Зато теперь нам удаётся рассмотреть полку к седловине пер.Доломиты Северный, мы уже почти на высоте перевала. Наша высота 3410 м.

С места нашего привала выход на полку снизу закрыт скалой. А сама полка - как на ладони. Видно, что лежащий на ней снежник довольно крутой. Может быть, по краю полки и можно аккуратненько "просочиться", но что-то подсказывает мне, что мы сделали правильный выбор, решив туда не соваться. Кто-то из моих сопоходников интересуется - а нельзя ли подняться по другой полке, той, что чуть ниже, а потом по гребню выйти к седловине?

Если не ошибаюсь, нижняя полка - это часть пути к вершине Северного Доломита, вроде бы на неё как раз с перевала и спускаются. Но, кажется, не в самый её низ, а в среднюю часть. Проходима ли нижняя полка с самого низа, не скажу, врать не стану.

Ура, солнышко выглянуло!!! Озеро сразу преобразилось, цвет стал более насыщенным. Заблестели сглаженные отступившим ледником скалы.

Хорошо сидим! Душевно! Тут даже водичка есть, сочится тонким ручейком из-под скалы. Пополняем запасы. Неизвестно, когда в следующий раз нам встретится вода на пути.

Живописное место. Как же не хочется снова впрягаться в рюкзаки...

В 8-57 продолжаем подъём. Удобнее оказывается идти, прижимаясь к левому борту кулуара, а затем и вовсе перебраться с рыжей осыпи на простенькие скалы левого борта.

Олег вырывается вперёд, благодаря этому наш с Васей подъём оказывается задокументированным:)

Олег стремительно подбирается к седловине.

Хорошо ему, он уже скинул рюкзак, а мы ещё ползём...

Седловина всё ближе.

Ну, вот и пришли!

Мы на перевале Доломиты Самый Северный. Время 9-45, высота 3514 м. Поднялись от стоянок у озера ровно за 3 часа.

Путь нашего подъёма на карте для человека со стороны может показаться не очень логичным. Более логично смотрится "классический" Доломиты Северный, а мы зачем-то набрали лишнюю сотню метров, да ещё и через скалы. Но для тех, кто подобно нам, ходит без снаряжения, это вполне годный вариант пересечения данного гребня. Именно таким в моём понимании является стандартный перевал 1Б (с учётом длительности подхода к нему и характера перевального взлёта).

Не уверена, что две эти седловины можно считать принадлежащими одному перевалу. Именно поэтому и указываю, что мы прошли перевал Доломиты САМЫЙ Северный.

Первое, что видишь, поднявшись на перевал - это громадный двугорбый массив Чатбаши.

Вид с перевала на юго-запад - Трапеция в облачной шапке и хребет Куршо на дальнем плане.

В хребте Куршо среди других вершин особо выделяется Актур. У этой горы довольно причудливые очертания. Собственно, Актуру мы и обязаны тем, что сейчас находимся здесь. Глядя с его вершины в эту сторону год назад, я присмотрела этот район "на будущее". И вот то далёкое будущее потихонечку становится настоящим:)

Чуть отойдя от седловины к югу по гребню, замечаю нашу стоянку у озера. А ведь я была в полной уверенности, что со стоянки этого места не видно. Разумеется, сама седловина перевала не была видна снизу, но её ближайшее окружение, оказывается, просматривалось.

Прикольно, что скальная ступень, перегораживающая рыжеосыпной кулуар, сверху практически не заметна. Кажется, что по этой осыпи можно топать и топать до упора, то есть до места, где она плавно меняет цвет с рыжего на светло-серый.

Но если приглядеться - то всё же можно вычленить место, где рыжая осыпь имеет ступень - торчащая треугольная скалка ограничивает эту ступень с одной стороны.

А это верхняя часть перевального взлёта. Достаточно крутая. Мы поднимались, прижимаясь к левому борту.

Перевальный взлёт в средней части - здесь понятно, почему мы шли слева. Идти по скальным ступенькам проще, чем перебирать ногами по сыпухе.

И, наконец, нижняя часть перевального взлёта (в нижнем левом углу кадра - район поперечной скальной стенки):

На высоте более 3500 м цветут колокольчики. Не такие уж безжизненные эти скалы:)

Набежавшее особо плотное облако ненадолго делает пейзажи мрачными. Но от этого они не перестают мне нравиться. Что-то есть в этой суровой красоте!

По другую сторону перевала облачная картина малость получше. Но мы в некой задумчивости - есть ли смысл лезть на вершину Чатбаши, когда окружающие горы в облаках? Что мы оттуда увидим?

Пока мы рассматриваем окрестности перевала, Олег не теряет времени даром - находит в камнях фляжку в чехольчике из мешковины (благодаря которому она выглядит как новая).

Внутри фляжки - записка. Причём семилетней давности, от 03.08.2010г!
Правда, мы знаем, что год назад здесь побывали наши земляки, группа Карминского. Но они, наверное, тура не нашли, тогда снега побольше было. Идею прохождения этого перевала, не скрою, я позаимствовала именно у них. А фотографии одного из участников группы, Василия Курятова, помогли мне визуализировать район до такой степени, что я не чувствовала себя здесь новичком. Как будто все эти места я уже давно и хорошо знала.

Мы отдохнули, перекусили. Времени - 10-30, ещё почти весь день впереди. Ну что, идём на вершину Чатбаши?