Втроём по Гвандре. Восхождение на Чатбаши и спуск на Чатские ночёвки.

Далее 6 7 8 9 10 11 12
Назад 1 2 3 4

Прихватив с собой тёплую одежду и немного еды, в 10-35 мы налегке отправились на восточную вершину Чатбаши.

Вообще, на Чатбаши есть довольно сложные альпинистские маршруты, например, 3Б по северному ребру. Гораздо чаще на вершину ходят маршрутом 3А. Оба эти маршрута начинаются в районе цирка перевала Чат, куда поднимаются от нижних Чатских ночёвок. При этом, если я правильно поняла, поднимаются на западную вершину, где установлен триангулятор.

Для нас все эти альпинистские 3А и 3Б - нечто запредельное, мы же обычные туристы, нам бы чего попроще...

Вариант несложного восхождения я подглядела на фотографии Михаила Голубева - по восточному гребню от "неизвестного перевала в восточный цирк перевала Чат". Этот вариант уж точно ни одного альпиниста не заинтересует, а для нас - в самый раз.

Заодно и посмотрим, каков тот перевал с другой стороны.

Скажу сразу, что нам не очень повезло с погодой на этом восхождении, но тем не менее, мне вершина Чатбаши понравилась.

Ну что, пошли наверх?

Пересекаем снежник, лежащий у перевала Доломиты Самый Северный и направляемся в сторону "неизвестного перевала" между Чатбаши и безымянной вершиной 3619 м. Камни лежат очень надёжно, как будто их тут утрамбовали.

Над Чатбаши клубятся облака. Это вызывает некие сомнения в целесообразности восхождения, но всё-таки решаем идти в надежде, что эта утренняя облачность со временем разойдётся.

Приближаемся к "неизвестному перевалу". Постепенно всё отчётливее проявляется зубчатый характер восточного гребня Чатбаши, издали он казался более сглаженным.

А облака так и ползут в нашу сторону...

Правда, в стороне вершины просветлело. Но теперь другая засада - из цирка перевала Чат снизу наползает облачность, грозясь вот-вот перевалить восточный гребень.

К моменту нашего выхода на гребень эта ползущая снизу облачность оказалась вровень с нами.

Что-то есть в этих призрачных пейзажах:)

Взгляд назад с гребня - по глубокой выемке в снежнике угадывается перевальная седловина перевала Доломиты Самый Северный, а чуть поодаль лежат наши рюкзаки.

Так что же "неизвестный перевал"? Есть ли там протяжённые крутые скально-ледовые склоны? Несмотря на плохую видимость, думаю, Михаил Голубев угадал. Налицо как минимум три характеристики из четырёх - протяжённые, крутые и скальные. Ледников тут нет, но это не значит, что их нет ниже. Район вроде бы располагающий к их наличию.

Продолжаем путь от "неизвестного перевала" по зазубренному гребню.

"Зазубрины" легко обходятся. Никаких ухищрений, кроме как внимательно смотреть под ноги, не требуется.

Остановившись у очередного понижения, заглядываем вниз. Сурово там как-то...

Крутизна возрастает.

Лавируем по каменным ступеням, стараясь держать друг друга в поле зрения.

Позади хорошо видна седловина "неизвестного перевала" и рядом с ней вершина 3619 м.

Олег показывает прикольное "убежище" - каменный навес, а под ним укромное местечко. Судя по запаху, туры им пользуются:)

Вася забрался на скалу... Как он это сделал? Оказывается, с обратной стороны там смехотворно пологий подъём. Собственно, крутизна склона заметно уменьшилась и уже визуально ощущается близость вершины.

Достигаем высшей точки, которую видели почти на всём протяжении подъёма. Разумеется, это ещё не вершина.

К вершине тянется довольно пологий каменистый гребень. Полагаем, что самый дальний пупырь это и есть вершина, выше вроде ничего нет.

Внизу справа по ходу виден ледник в районе перевала Чат.

На подходе к вершине гребень слегка сужается и становится более разрушенным. При сильном ветре мне было бы страшно здесь идти.

До вершины уже рукой подать. Погодка, конечно, не шепчет, но к этому моменту очень удачно разбежались облака, давая нам возможность увидеть хоть что-то.

Вася с Олегом уже на вершине, рассаживаются поудобнее.

Сейчас и я к ним доберусь.

И вот мы втроём на восточной вершине Чатбаши. GPS показывает высоту 3778 м. Сейчас 12-30, на подъём мы затратили 2 часа.

Жаль, что так облачно. На юго-западе хорошо просматривается лишь ближайшее окружение г. Актур.

Вершины Северного Доломита и Трапеции в облачных шапках. Левее Трапеции - сплошная облачность. Не будь её, мы бы увидели там вершины Кичкинекольской Подковы - Далар, Двойняшку, Замок, Фильтр, но увы...

Над ГКХ в районе г. Гвандра растёт мощное кучевое облако.

Район перевала Доломиты Северный хорошо просматривается с вершины. А наш перевал закрыт скальным "забором", что на склоне Чабаши чуть ниже вершины. Но из-за "забора" виден кусочек озера Северный Доломит.

Взгляд назад на путь нашего подъёма - на сравнительно пологий участок гребня между предвершиной и вершиной. Это самый узкий участок гребня на всём пути подъёма, и как я уже отмечала - при сильном ветре потенциально опасный.

Между двумя вершинами Чатбаши - глубокий провал. Западная вершина довольно близка, если присмотреться, то можно заметить и триангулятор на ней. Но на вид скалы в районе провала не столь дружелюбны и мы сразу же решили, что на западную вершину через этот провал не пойдём.

Перевал Чат внизу. Интересный перевал и редкопосещаемый. Насколько я понимаю, есть проблема именно на спуске с него с долину Чиринкола по бестропью.

От перевала Чат на север тянется скалистый гребень, высшая его точка 3334 м. Этим массивом скрыт от нашего взора район погранзаставы Актюбе.

Видна убегающая вдаль голубая лента Кубани. На повороте её долины даже Хурзук можно разглядеть. А вот Эльбаши, также поспособствовавшая тому, что мы сейчас здесь, скрыта за облаками.

Посещение вершины надо отметить! Так поднимем же тост - за Чатбаши!

А теперь можно наши сытые и довольные личности сфотографировать:) Это фото - с Актуром на заднем плане.

Места на вершине не так уж много, а за 12 секунд, на которые мой фотик позволяет выставить задержку, надо успеть как-то пристроиться на этих камнях. Задний план, правда, вообще ни о чём, но поверьте на слово - если бы не облака, позади нас был бы Далар:)

На северо-востоке нам открывается вид на хребет Куршо и его отроги. Высшая точка - г. Куршо (3870 м) кончиком вершины зацепила облако. Слева в кадре хорошо видны г. Джалпакол (почти слились в одну две вершины 3633 м и 3621 м) и г. Узловая (3663 м) с перевалом Беляева между ними. Перед ледником, спускающимся с пер.Беляева, вершина правильных очертаний - Кругозор Мырды (3475 м).

На среднем плане в правой части кадра доминирует остроконечная вершина - Тырменбаши (3558 м).

Внизу виднеется каменистый платообразный выступ с отметкой 3398,5 м на самом краю. Через это плато идут с Нижних Чатских ночёвок к перевалу Чат.

Противоположный борт долины Узункола представлен вершинами Трезубец, Ай-Петри и Чериккол. За этим отрогом находится долина Гаралыкола, в верхней части разветвляющаяся на Черенкол и Мурсалы.

В центре кадра на среднем плане виден ещё один "трезубец" - два крайних "зуба" это вершины Кёртмелибаши (3567 м) и Учкуланбаши (3500,4 м), а между ними одна из безымянных вершин северо-западного отрога Кёртмелибаши. Чуть правее этого "трезубца" - массив г. Учкуланбаши Северная (3411,6 м).

Очень хотелось дождаться момента, чтобы с Куршо слезло это облако, но оно, напротив, только уплотнялось и росло:(

Оцените, насколько правильно и в точном соответствии своему названию с вершины Чатбаши выглядит Трезубец. Настоящая скальная корона!

Седловину одноимённого перевала Трезубец прикрывает лёгкая облачность.

Ой, ну надо же, Северный Доломит от облаков очистился! И не только Северный, уже и острый пик Доломита Центрального видно, ещё чуть-чуть и Доломит Главный проявится...

Но мы прождали ещё минут 15, а обзор в эту сторону так и не улучшился. Про виды в cторону Эльбруса вообще молчу:(

Проведя на вершине около часа, в течение которых особых улучшений облачной обстановки не наметилось, мы решили спускаться.

По закону подлости на спуске развиднелось в районе верховий Чиринкола и даже слегка стал просматриваться следующий гребень с перевалами Хотютау и Хасанхой-Сюрюльген. Эльбруса же так и не показали, хотя можно было догадаться, где он:)

Облачность постепенно поднималась выше, вскоре на севере полностью открылся скальный массив во главе с двузубой башенкой Кебек-Джиринбаши. Чуть ниже - не менее суровые на вид скалы Улак.

Наконец-то, сбросил с себя облака острый пик Доломита Главного. На мой взгляд, это самая красивая вершина в массиве Доломитов.

А Далар почему-то показывает нам "облачный кулак", выросший прямо из его вершины...

Спуск оказался не намного быстрее подъёма, мы спускались около 1,5 часов. В 15 часов мы снова на перевале Доломиты Самый Северный. И погодка шепчет... хоть снова на вершину иди за прекрасными видами. Но нет, силёнок что-то уже маловато.

Предполагалось, что наши рюкзаки, оставленные без присмотра на перевале, никому тут нафиг не нужны. Однако Олег, спустившийся чуть раньше нас, застукал горностайчика, обхаживавшего рюкзаки. Более того, зверёк так осмелел, что когда Олег завалился на камни рядом с рюкзаками, он чуть ли не к его рукам подбегал. Но никаких следов порчи рюкзаков мы не обнаружили.

Какая же здесь красота, когда солнечно! Вот бы ещё облачность немножко минимизировать:)

Пока мы отдыхали после спуска с Чатбаши и обедали, облака немного уменьшились в размерах. Пожалуй, это лучший за сегодняшний день вид с перевала Доломиты Самый Северный.

Фотографируюсь на этом чудесном фоне. Жаль, что удаётся захватить в объектив лишь кусочек озера.

А если присесть, озера не видно совсем, но и без него задний план просто потрясающий.

Ровно в 16-00 мы начинаем спуск. Изначально планировалось спуститься до Верхних Чатских ночёвок. Правда, где конкретно они находятся, я толком так и не поняла, поскольку из разных источников нашла координаты двух разных мест, каждое из которых вполне подходило под определение "верхних". К одной из потенциально "верхних" стоянок дополнительно была известна её высота - 3318 м.

Прикинув, что сбросить 200 метров мы сможем максимум за час, мы особо и не торопились с выходом. Тогда мы ещё не подозревали, что этот ходовой день затянется гораздо более, чем на час:)

Спуск мы начали с траверса в сторону перевала Доломиты Северный. Возможно, в этом не было необходимости и следовало бы идти вниз по снежной ложбине разделяющей массивы Чатбаши и Доломитов. Но уж как пошли, так пошли.

Камни здесь неприятные, многие живые. Поэтому кое-как добравшись до перевального взлёта, мы уже не имели ни малейшего желания сбегать на перевал и заглянуть в тур.

С некоторого момента на перевальном взлёте появляется серпантин тропы, идти становится намного легче. Но ещё приятнее сбегать бегом вниз по снежнику. Вот только он так быстро закончился...

Удаляемся от района перевала Доломиты Северный. А небо-то совсем расчистилось!!! Шутим: "Не сбегать ли ещё разок на Чатбаши?" Но отсюда что-то далековато выгребать через это море камней.

Внезапно ноги ощущают что-то горизонтальное. Почти ровная площадка среди каменного хаоса. Но очень мокрая, покрытая зелёным мхом. Рядом снежник примерно в два человеческих роста высотой, из-под которого бежит чистейший ручей.

Смотрю в GPS - это и есть одни из Верхних Чатских ночёвок. Но не те, у которых высота 3318 м. Здесь высота 3333 метра, ух какая цифра! Теоретически тут можно заночевать, но место стремноватое. И хотя уже около 17 часов, мы всё-таки пойдём дальше.

Отдохнув минут 10, продолжаем спуск. Быстро проскакиваем снежник, снова идём по камням, забирая вправо, в сторону второй имеющейся в GPS отметки Верхних Чатских ночёвок.

На высоте 3318 м обнаруживаем сравнительно пологое место, но каменистое. Расчищенных площадок нет, воды нет (но сбегать за ней не так уж далеко). Не годится, идём дальше.

Начинается крутой сброс высоты. Пытаемся спускаться по забитому снегом руслу ручья, но вскоре снег в русле заканчивается и мы корячимся по неустойчивым камням правого борта. Не знаю, как остальным, а мне ноги выражают огромное неудовольствие...

После этого адского спуска вдоль ручья даже всегда жизнерадостный Олег слегка приуныл. Но впереди уже видна горизонтальная площадка, быть может, там мы найдём клочок ровного места? Хотя бы на одну палаточку, мы вполне уместимся втроём в нашей палатке.

Когда мы с Васей добрели до примеченной сверху зелёной площадки, где вполне комфортно можно было разместить наши две палатки, то Олега там не обнаружили. Неудивительно, местечко это в стороне от ложбинки, по которой мы спускались.

Отмечаю площадку в GPS. Очередные "верхние" Чатские ночёвки, но уже на высоте 3135 м. Хотя, какие же они верхние, cкорее - средние. Но это неважно, поскольку у нас есть проблемы посерьёзнее - нет Олега и нет воды рядом.

Я завалилась на траву отдыхать, как же я по её запаху соскучилась! А Вася пошёл на поиски Олега. Его он увидел чуть ниже по склону, и вскоре Олег снова поднялся на площадку, где я валялась и не желала никуда больше идти.

Мне дали отдохнуть и все вместе мы стали думать - ночевать ли здесь, и если здесь, то где тогда искать воду, либо стоит идти ещё ниже? Поскольку рядом снежников не наблюдалось, а ручей уже давно ушёл глубоко под камни (на карте ручей в этом месте отмечен, но его в реальности нет), то вариантов у нас по сути и не было. Разве что сбегать за водой обратно туда, где заканчивается крутое русло. Оттуда мы шли до этой площадки минут 20. Блин, почему не хватило ума набрать там воды? А сейчас даже представить трудно, что кому-то придётся туда возвращаться за водой. Не вариант.

Стало быть - надо идти вниз, к Нижним Чатским ночёвкам. А это ещё порядка 300 метров сбрасывать! И чем раньше, тем лучше, и так уже времени 18-45. Мои ноги идут в полный отказ, но понимаю, что решение правильное.

Начинаем спуск с зелёной площадки. И надо же - почти сразу натыкаемся на тропу! Она крутейшая до безобразия, но это тропа!!!

На этом этапе я начинаю отставать от Олега с Васей. Но меня это не напрягает, мы же на тропе, да и видимость отличная.

Слева по ходу - наш следующий перевал - Охотничий. То ли 1А, то ли н/к. Мне встречалось несколько весьма негативных отзывов о характере его перевального взлёта с чатской стороны, мол, очень неприятная сыпуха.

Смотрю на него и думаю - неужели там что-то более неприятное, чем спуск с перевала Доломиты Северный? Кажется, прямо отсюда напрямки можно резануть - и ты на перевале. Завтра проверим.

Медленно плетусь по тропе. Слева - безжизненные камни, справа - буйно цветущий склон. Солнце вот-вот спрячется за хребет Куршо.

Когда тропа почти подобралась к самому низу лугового склона, слева из-под камней на поверхность снова выбивается ручей. На мгновенье я становлюсь одержима идеей докричаться до Васи с Олегом, сказать им, что можно здесь набрать воды и подняться на площадку на 3135 м. Но вот незадача - Олега и Васи я не уже вижу впереди, они скрылись за поворотом склона. Досадно.

Дойдя до места, где тропа подходит вплотную к ручью, сбрасываю рюкзак. Не могу напиться. Не хочу идти дальше:)

В 19-00 солнышко скрывается за горой Куршо и хочешь-не хочешь, а надо идти дальше. Вдали видны фигурки Васи и Олега. Я хоть и предупреждала их, что буду идти медленно и печально, но они, наверное, волнуются. Что ж, буду догонять...

И тут как назло пропадает тропа! Я-то понимаю, куда мне идти, но по тропе идти удобнее, чёрт возьми!

Смекнув, что уход солнца за гребень Куршо по сути означает наступление заката в этом районе, оборачиваюсь назад. А там массив Доломитов золотом горит, красотища!

Иду дальше, внимательно смотрю под ноги, но краем глаза замечаю, что облачная пелена над долиной Узункола пришла в движение и поползла в мою сторону. Вот только этого не хватало!

К счастью, я снова на тропе, теперь мне не страшно оказаться "ежиком в тумане". Вижу силуэт Васи чуть в стороне от большого камня, его вот-вот накроет туманом. Надеюсь, я не собьюсь с тропы, а в случае чего большой камень послужит мне ориентиром.

Туман меня всё-таки накрыл. Густой и холодный. Был момент, когда вообще ни хрена не было видно. Ковыляя по тропинке, я внезапно наткнулась на сидящего на рюкзаке Васю, обрадовалась, но как выяснилось, обрадовалась рано. Он просто ждал меня на тропе, но тут нет мест для стоянки. Васька уже замёрз, поэтому он пошёл дальше, а я ещё посидела минут 5, пока тоже не замёрзла, и медленно потопала за ним следом.

Удивительно, что туман совершенно внезапно растворился, позволив мне ещё раз увидеть Доломиты в красках догорающего заката.

В условиях нормальной видимости я шла ещё минут пять по тропе, а затем заметила справа от тропы своих сопоходников, расхаживающих по горизонтальной (!) зелёной (!!) поляне. Путь к поляне преграждал неширокий чистейший ручей (!!!). А что ещё надо туристу, уставшему топать по камням - мягкая трава и чистая вода!

Вася предложил мне выбрать место получше, но на мой измученный взгляд тут везде было чудесно, зачем выбирать? Это, наверное, был самый быстрый выбор места для нашей палатки в этом походе:)

Если верить GPS, то до Нижних Чатских ночёвок мы немного не дошли, но даже если бы мне сказали, что там ещё лучше и красивее, я бы не променяла это местечко ни на какое другое. Вот что значит - ушаталась за день:)

Маршрут наших сегодняшних похождений на карте - в длину чуть более 5 км, большая часть этого пути пройдена на спуск. Ночуем на высоте 2867 м.

На этой чудесной стоянке мы позволим себе выспаться вдоволь, раннего подъёма не будет. В планах на завтрашний день - подъём на перевал Охотничий и спуск к Доломитским озёрам. На это и половины дня хватит.