Втроём по Гвандре. Спуск в долину Узункола.

Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

4 августа 2017 г, седьмой день похода. Сегодня нам предстоит спуск в долину Узункола. Но мы заранее решили, что ещё одну ночь проведём в горах. Закончить маршрут и скорее гнать домой - с некоторых пор не наш стиль. У похода должно быть красивое завершение.

Так постараемся же запомнить каждую минуту этого прекрасного дня...

"На закуску" в нашем маршруте оставалась маленькая изюминка, моя мечта, исполнения которой я терпеливо ждала целый год. Она заключалась в желании посетить Кичкинекольский цирк в идеальную погоду.

Рада сообщить, что эта мечта сбылась! Погода "шептала" на протяжении всего спуска, так что мы увидели это место во всей красе как с высоты...

... так и из долины:

Около 5 утра нас разбудил вовсе не будильник, а стук рогов и копыт... Поляна Крокусов подверглась нашествию туров.

Моё появление их встревожило, они умотали от нашей палатки подальше и стали копаться в земле там, где не так давно была чья-то стоянка.

Поскольку мусора и объедков на Поляне Крокусов замечено не было, то искали они сами знаете что...

Туры дерутся за весьма специфичное лакомство, а солнце тем временем поднимается выше. В начале шестого макушки гор уже освещены его первыми неяркими лучами.

Туры ещё какое-то время резвятся на поляне, а потом тихонько убираются восвояси, не дожидаясь пробуждения обитателей всех трёх лагерей.

Золотые лучи касаются вершин Кичкинекольской Подковы. Отвесные стены Фильтра и Замка выглядят немного ярче, чем только что выбравшаяся из тени Двойняшка.

Далар наполовину вышел из сумрака, и дело тут даже не в том, что он самый высокий в окрестностях. Скорее, он более удачно расположен по отношению к хребтам, из-за которых поднимается солнце.

Трапеции в этом плане повезло меньше, чем Далару, её массив значительно затенён.

Понаблюдав за рассветом, с чувством выполненного долга заваливаюсь поспать ещё часок. Путь предстоит неблизкий, но с выходом торопиться не будем как раз по этой причине. Чтобы топать по жаре (а в долине, уверена, стоит адская жара), нужны силы, а что восстанавливает силы лучше, чем полноценный сон?

В 7 утра спать мне уже невмоготу, хотя Вася, наверное, ещё бы поспал. Но я своими шумными сборами ему явно мешаю и ему ничего не остаётся делать, кроме как тоже начать собирать вещи. В 8 утра мы собраны, осталось лишь свернуть палатки. Наши земляки тоже активно собираются, двое из них уходят вниз чуть раньше нас.

В 8-20 покидаем Поляну Крокусов с мыслями, что сюда обязательно стоит вернуться. Спусковая тропа проходит между двумя холмиками, под одним из которых стояли ростовчане.

Сперва тропа слегка забирает вправо, огибая холм.

Спускаясь серпантином с холма на следующую ступень, тропа плавно поворачивает в сторону Кичкинекола. Рядом с одним из больших камней видим двух земляков. Недалеко они ушли, сейчас мы их нагоним.

Слева по ходу разворачивается обзор на ледник Большой Кичкинекол. Осознавая, что большинство последующих кадров будут однотипными, я стараюсь разнообразить их хотя бы сменой переднего плана, благо, он по мере спуска меняется:)

К примеру, сейчас на переднем плане луговой склон с небольшим количеством камней...

А здесь камней на переднем плане уже меньше, трава повыше и в ней видны редкие цветочки.

Сбрасываем ещё несколько десятков метров - и цветов на склоне становится заметно больше. Преобладают цветы примерно одинаковых оттенков: горец, чистец, васильки.

Ниже по склону покачиваются на ветру какие-то колоски и нежно-сиреневые скабиозы.

Тропа ведёт к большому камню. За этим камнем нас ждёт резкий сброс высоты.

Вертикальные кадры, которых я стараюсь избегать, здесь будут вполне уместны. Они лучше передают глубину долины и помогают осознать величие кичкинекольских исполинов.

Фильтр (3682 м), Замок (3878 м), Двойняшка (3828 м и 3832 м) стоят в ГКХ, за ними Грузия. С изменившегося ракурса гораздо лучше просматривается жандарм между вершинами Двойняшки, с Поляны Крокусов он был не так заметен.

В ГКХ находится и Далар, которому всего 12-ти метров не хватает, чтобы быть четырёхтысячником. Другие вершины Кичкинекольской Подковы (Шоколадный, Трапеция, Узункол) расположены в северном отроге, ответвляющемся от Далара.

Простых маршрутов на Далар нет. Ловлю себя на мысли, что пытаюсь отыскать взглядом на этих неприступных скалах смельчаков, отважившихся бросить вызов Далару.

С ледника под главной вершиной Трапеции берёт начало ручей, на котором виден красивый водопад. Вчера днём, когда солнце плавило ледник, он был намного мощнее.

У большого камня, откуда начинается крутой спуск, нагоняем двоих ростовчан. Их поход тоже сегодня заканчивается, остаётся лишь до Узункола дойти, так что они не торопятся, смакуя приятные мгновенья пребывания в горах.

Прощаемся с ними и начинаем спуск по серпантину.

На самом деле, не такой уж крутой этот склон, да и тропа пробита грамотно. Идти легко.

Сбросив порядка 70 метров минут за 10, оставляем позади крутой участок. Тропа пересекает ручей, набираем водички.

Вдоль ручья - пышные заросли цветов и трав.

Да и наша тропа уже глубоко утопает в траве и читается только ногами. Штаны мокрые от росы по колено.

Впереди видна зона берёзового криволесья и ощущение такое, что вот там-то будет ого-го как круто...

Действительно, крутизна возрастает. На подходе к криволесью тропа изобилует зигзагами, словно в агонии продираясь сквозь заросли рододендрона, можжевельника и завалы камней.

Спускаться уже не так просто, приходится активно "притормаживать" палками на поворотах дабы не ушуршать вниз. Спасибо тропе за то, что она есть, без неё по такому склону лучше вообще не ходить:)

Когда привыкаешь к камням, снегам и альпике, и вдруг на спуске тебе попадается первое за неделю настоящее дерево, да не какая-нибудь кривая рябинка или берёзка, а стройная сосна, то это как-то особенно умиляет...

Какая красавица выросла! И место выбрала не абы какое, а с таким шикарным видом!

Ниже одинокой сосны на склоне появляются берёзы, причём довольно высокие и раскидистые. Вдоль тропы попадаются рябины и заросли иван-чая.

Наконец, самая крутая часть спуска преодолена и тропа выходит на плавный траверс. Однако густые заросли трав, кустов и берёз вдоль тропы совсем не способствуют более быстрому продвижению. Даже не верится, что здесь толпами снуют отдыхающие...

Тропинку пересекает ручей, срывающийся со скал миниатюрным водопадом. Интересно, как это место выглядело во время вчерашнего ливня?

В тени склона стоит приятная прохлада. Жаль, недолго нам осталось наслаждаться этой прохладой, скоро выйдем на освещённый солнцем склон.

Тропу периодически пересекают цветущие полосы голубых колокольчиков, по-научному - гаделии молочноцветковой.

Оказывается, цветки гаделии весьма приятно пахнут.

На этом участке склона кусты гаделии с меня ростом... Тропу среди них не видно, но нащупать можно.

Неплохо смотрится гаделия в качестве переднего плана, правда, цветки слегка потрёпаны вчерашним ливнем.

Выходим на освещённую часть склона. Жара! Неужели сегодня тоже на дождь напечёт?

Вообще, мне уже порядком надоело отпихиваться от этих гаделий, лезущих в лицо со всех сторон. Но во всём надо находить хорошее - вот я и убеждаю себя, что не просто ломлюсь через их кусты, но и подыскиваю удачный ракурс для фото:)

Стена растений, пропустив нас, моментально смыкается за нами. Оглянувшись, сразу и не скажешь, где именно ты только что шёл...

Какое же облегчение мы испытываем, когда почти внезапно заканчивается зона высокотравья! Долина Кичкинекола уже близка, но тропа не спешит терять высоту и ещё какое-то время мы идём, почти не снижаясь.

Наконец, долгожданный поворот вниз... Ноги уже давно и очень настойчиво требуют привала...

Ровно 10 часов утра. На спуск с Поляны Крокусов затрачен 1 час 40 минут. Даже интересно стало, во сколько времени вылился бы подъём в обратном направлении?

Привал!!! Хлещем воду, жуём цукаты и орешки, наслаждаемся прекрасными видами Кичкинекольского цирка.

В 10-20 продолжаем путь по долине Кичкинекола. Минут за 10 доходим до начала подъёма к Доломитским озёрам и к перевалам Доломиты Южный, Охотничий, Олений След. На склоне хорошо видны зигзаги тропы слева от ручья Дорбунчат.

Примерно в этом месте встречаем группу туристов с детьми, прогуливающихся налегке.

От старого коша, что стоит вблизи впадения Дорбунчата в Кичкинекол, начинается дорога. По ней приходим к уютному местечку под сенью шикарных сосен и с чистейшим ручьём, которое отмечено у меня в GPS как хорошее место для стоянки.

Действительно, место хорошее. И как всякое другое хорошее место, оно не пустует - здесь большой палаточный лагерь. Народ гуляет туда-сюда, кто-то объедает малину с придорожных кустов, кто-то плещется в воде, кто-то бренчит на гитаре. Шутим - вот куда надо ехать, когда станем пенсионерами:)

Немного отойдя от палаточного лагеря делаем вынужденный привал в лесу - по обочинам полно земляники, нельзя же просто пройти мимо!

В 11-25 мы уже возле хычинной на слиянии Кичкинекола и Мырды, где нас немедленно замечают пограничники и велят предъявить им документы. Показываем им паспорта и пропуска, и поскольку наш дальнейший путь лежит на выход из погранзоны, общение на этом и заканчивается.

Заказываем хычины и пиво, устраиваемся на лавочках на берегу Узункола. Следующие полтора часа у нас сиеста:)

В 12-50 направляемся к альплагерю. Впереди маячит Чатбаши. Видна западная вершина, на которой мы не были, но всё равно ощушение такое, что знакомые места:)

Напротив альплагеря установлена пивная палатка. Вася с Олегом в поисках "Карачаевского" (в хычинной было какое-то другое пиво) забегают туда, но хозяйка говорит, что "Карачаевское" привезут только в 14 часов. Ждать час? Да ну его! Идём дальше.

В Узунколе яблоку негде упасть... Куча палаток, людей, машин. Проскакиваем альплагерь как можно скорее.

Куда, собственно, мы идём? Да хотим найти уединённое местечко где-нибудь у реки. У второго моста через Узункол, помнится, были интересные полянки. Вот туда и направляемся. А солнце жарит нещадно... Облачка сгущаются...

В районе погранзаставы уже срывается дождик. Поскорее бы найти местечко для палаток. Но вот в чём вопрос - ровных и живописных мест полно, но все они рядом с дорогой.

Дойдя до первого моста, мы что-то обессилели. Жара неимоверная... Посидели в тени минут 10, снова идём. И тут едет навстречу "буханка"... Мужики аж встрепенулись, каким-то местом почуяв - в машине едет пиво! Водилу не пришлось долго уговаривать продать страждущим вожделенного напитка:)

К пиву я равнодушна, но вкусняшек досталось и мне - вдоль дороги я обнаружила заросли крыжовника и смородины.

В 15-15 мы у второго моста через Узункол. Но тут всё видоизменилось... Те полянки, которые я приметила в прошлом году, оказались непригодными для стоянки, лесогубы постарались. Прогулялись по большой поляне, что за мостом на левом берегу - там тоже всё испохаблено, и к реке выхода нет. Блин!

Пока Олег и Вася шерстили окрестности большой левобережной поляны, я решила пройти вперёд по дороге по правому берегу. Примерно в 300 метрах от моста и обнаружилась полянка, почти незаметная с дороги. Так закончился седьмой день нашего похода, за который мы протопали 12,4 км.

Найденное мной местечко оказалось довольно уютным. Едва мы успели поставить палатки, как припустил дождик, но продолжался он недолго.

В окрестностях стоянки обнаружились земляничные поляны, которые мы добросовестно объели. Не пропадать же такому добру! Также насобирали цветущего зверобоя, его зарослями была окружена наша стоянка. Ну и до кучи - листиков манжетки, земляники, малины. С грибами не повезло - только один подберёзовик по пути сюда нашли.

Ближе к вечеру разожгли костёр подальше от палаток.

Я принялась готовить ужин, а Вася с Олегом, наконец-то, добрались до "Карачаевского":)

У нас есть присказка "На седьмой день похода к нам протянулась костлявая рука голода". Эту фразу мы прочли однажды на стене вагончика под Тхачом.

Сегодня седьмой день похода... и что же? Хлеб и тушенка, действительно, закончились ещё вчера. Так что довольствуемся малым - грибным супом из пакетика с единственным подберёзовиком и охотничьими колбасками да сухариками вприкуску. Но Олег и Вася явно на голодающих не похожи:)

На завтрак подавали гречку и подкопчённую на костре грудинку с хлебцами и кофе. На таком "топливе" нам предстояло всего лишь дойти до заставы.

Можно сказать, что с количеством еды мы не промахнулись, хотя в этот раз я вообще не стала заморачиваться и что-то подсчитывать - просто пошла в магазин и "на глаз" прикупила продуктов. Перед упаковкой еды в рюкзаки, я её всё же взвесила - 7,8 кг на двоих на 7 дней. В общем, опять не удалось поголодать:)

5 августа в 10 утра мы прощаемся с полянкой на берегу Узункола. Нам остаётся пройти чуть более 3 км до погранзаставы.

Большую часть пути нам удалось пройти в тени склона. Но там, где не было тени, стояло адское пекло.

Не доходя моста через Уллу-Кам, свернули с дороги, чтобы полюбоваться каньоном. Здесь царила прохлада, не хотелось уходить.

Наверное, надо было два вертикальных кадра в высоту делать, чтобы передать красоту этого места, но вовремя в голову эта мысль не пришла.

А это слияние Узункола и Уллу-Кама. Река, образованная слиянием, известна нам как Кубань.

Собственно, вот и походу конец, а кто протопал его - тот молодец:) И с погодой повезло, и задуманный маршрут прошли, и кое-что новенькое на будущее заприметили. Так что наша маленькая компания ещё обязательно вернётся в Гвандру. Это я вам обещаю:)