Спуск с перевала Уллу-Кёль Восточный

Начало 1 2 3

Отказавшись от попытки классического подъёма на перевал, скорее всего, во времени мы ничего не выиграли, да и ушатались прилично. Но в том, что наш вариант в данной снежной обстановке был безопаснее, я твёрдо убеждена.

К сожалению, из-за того, что мы задержались на гребневом траверсе, у нас нет времени на радиалку к вершине 3249 м. Погодка портится и нам надо успеть добежать до долины Махар-Су, пока не началось. До свидания озеро Уллу-Кёль!

Обычно с Уллу-Кёля Восточного спускаются по восточному отрожку вершины 3249 м. Этот отрожек от самого начала и до конца был виден с безымянной седловины. Под ним уютно расположилось озерцо, имеющее на 250-метровках ГГЦ отметку 2732 м.

По отрожку есть тропа, и даже не одна, но я даже в сезон по ней ни разу не ходила. И проверять насколько она в настоящих условиях скользкая что-то неохота:) Я знаю другой путь, который мы с Васей разведали, поднимаясь на перевал из общего цирка Уллу-Кёлей Нижнего и Восточного. Именно так и пойдём на спуск.

Начинаем сброс высоты в направлении перевала Уллу-Кёль Нижний. Справа по ходу угадываются скальные сбросы - это так и есть, но мы их обойдём. Нам следует пройти вдоль этой ступени до места, где исток безымянного ручейка прорезает путь себе вниз (на фото в этом районе почти нет снега).

Ручеёк начинается среди каменного хаоса, к которому мы приближаемся, спускаясь по заснеженному склону. Насколько помню, чуть ближе к обрыву есть тропка с редкой маркировкой турами. А то место, где мы спускаемся, в сезон - довольно неприятный каменистый склон, но сейчас он так хорошо присыпан снегом, что искать тропу нет необходимости.

Скоро достигнем выполаживания, где летом среди камней можно найти местечко под одну палаточку рядом с чистейшим ручейком.

Наиболее крутая часть спуска завершена, дальше мы топаем по каменистому дну ложбинки, с трёх сторон защищённой от ветра. По мере нашего снижения Эльбрус всё глубже уходит за гребень хребта Куршо.

Если не ошибаюсь, где-то здесь, возле большого камня и находится упомянутое мной местечко под палатку. И рядом с этим камнем мы вплотную приближаемся к руслу, которое с трудом угадывается на фото, но журчание воды выдаёт спрятавшийся под снегом и камнями ручей. До резкого поворота русла направо вниз уже недалеко.

Ручей уходит вниз в расщелину между двумя холмиками, заваленную камнями, и почти сразу прячется под камни, вновь появляясь на поверхности лишь в средней части каменистого цирка, общего для перевалов Уллу-Кёль Нижний и Уллу-Кёль Восточный.

Спускаться по расщелине можно и по левому, и по правому борту, кому как удобнее, но на выходе из неё лучше принять правее на травянистый склон, по которому вьётся слабая тропка. Похоже, Коля с Олегом её не заметили, пошли вниз напрямую и уже добрались до каменного хаоса.

Но не зря же у меня в GPS есть трек вполне адекватного пути через эти камни? Главное - найти его начало, а туда, собственно, и приводит тропа. Правда, не такие уж тут жуткие каменюки, чтобы сильно заморачиваться. Но спускаться нам ещё долго, а ноги набить о камни никогда не поздно успеть:) Поэтому я иду по треку. Но постепенно наши пути сходятся и мы вновь оказываемся вместе.

Оглядываемся на место спуска с верхней ступени. Прикольно, что оно находится примерно под той самой безымянной седловиной, на которую мы поднялись от озера. Спуск с неё вниз был нами оценен как неадекватный и теперь этому есть визуальное подтверждение.

Но теперь просматривается весьма интересный вариант - можно было с седловины пройти по гребню в сторону Уллу-Кёля Нижнего и оттуда спускаться по крутому травянистому склону. В принципе, в сезон этот вариант стоит иметь в виду.

Идём по невысокому гребешку. Слева по ходу журчит безымянный ручеёк, а справа появляется небольшое озерцо. Не то, что под заснеженным отрожком и которое хорошо было видно сверху, а другое, совсем малюсенькое. Времени у нас в обрез, поэтому ни это, ни другое озеро мы смотреть вблизи не пойдём.

Зона камней скоро закончится.

В этом месте можно было бы свернуть направо и быстренько сбегать к озерцу-2732 м, но уже вроде настроились, что не пойдём...

Вот мы и вырвались из зоны камней! Перед нами расстилаются травянистые склоны, ноги ощущают приятную мягкость.

Слева просматривается неглубокая ложбинка с ручейком, когда-то летом я там ходила. Но сейчас мы пойдём по-над ней, плавно повторяя её изгиб вправо.

Забирая вправо, мы приближаемся к отрожку, спуск по которому возможен непосредственно с перевала Уллу-Кёль Восточный. По его склону вьётся множество овечьих троп, нам следует выйти на одну из них.

На наших глазах среди вершин нахарской группы происходит "смена лидера" - Двузубка визуально становится выше Нахара Главного. И по мере дальнейшего спуска этот эффект будет только усиливаться.

Чтобы попасть на тропу, надо перескочить через ручей, вытекающий из озерца-2732 м. Сейчас это не составляет труда, впрочем, и в сезон не припомню внушительного потока воды в этом ручье.

Ещё один шанс посетить озеро в истоках этого ручейка... но мы в тот момент об этом не думаем. А после похода становится жаль, что проигнорировали эту возможность.

Вышли на тропу, но это не значит, что спуститься по ней в Махар-Су - нефиг делать. Идти нам ещё долго.

Тропа огибает отрожек, и перед нами открывается вид на верховья Махар-Су. Если приглядеться - в гребне ГКХ видны три опоры ЛЭП в районе перевала Нахар.

Впереди на склоне отчётливо видна тропа, соединяющая долину реки Трёхозерной и урочище Кичи-Талы-Чат. С её помощью можно закольцевать маршрут через хребет Даут, к примеру, через перевалы Искровцев и Саламандра. Адекватного спуска непосредственно из ур.Кичи-Талы-Чат в долину Махар-Су нет, только через Трёхозёрку.

Внизу, почти на границе леса, стоит кош. Наши ноги уже давно требуют отдыха, решаем осилить расстояние до коша и там устроить привал.

Вдоль тропинки появляются безвременники, они слегка скрашивают тяготы утомившего нас спуска.

Обилие скотопрогонных троп вводит в лёгкий ступор, но наши ноги каким-то невероятным образом безошибочно выбирают самую жирную из них. Это только кажется, что без разницы по какой тропе идти, многие из них начинаются из ниоткуда и заводят непонятно куда.

На подходе к кошу некоторые участки склона сплошь разбиты копытами овец и коров, но здесь наличие тропы уже необязательно. Главное - найти правильное продолжение пути за кошем, потому как тропинки веером расходятся от него во все стороны. Но мы знаем, где искать:)

Привал! Ноги очень устали, поэтому возникает мысль - а не заночевать ли прямо у коша? Эту идею зарубают на корню несколько мышей, сбежавшихся откуда-то к нашим рюкзакам, едва мы успели их снять. Эдак они нам все рюкзаки и палатки погрызут в поисках вкусненького... Ну уж нет, лучше потопаем вниз.

По-быстрому перекусываем, поглядывая в сторону припорошенных снегом вершин. Скальный зуб вершины 2955 м (справа в кадре) очень запоминающийся, его хорошо видно и из долины Махар-Су. Усечённая пирамидка вершины 3167 м тоже привлекает к себе внимание.

От коша, как я упоминала, начинается много троп, и некоторые из них идут вниз. Все ли они приводят в долину Махар-Су, я не знаю. И нет ни малейшего желания это проверять, поскольку мне известна основная используемая туристами и пастухами тропа. По ней и будем спускаться.

Входим в зону хвойного леса. В основном здесь растёт сосна. Не знаю, что за вид, но эти сосны очень пушистые и хвоя очень красивого изумрудного оттенка.

Тропа усыпана сосновыми шишками, в воздухе стоит новогодний аромат.

Среди сосен иногда попадаются пихточки.

Нарядно смотрится пылающий осенними красками подлесок из азалии понтийской.

За частоколом сосновых стволов уже просматривается противоположный борт ущелья Трёхозёрной. Наша тропинка скоро начнёт извиваться серпантином по крутому склону, ведя нас к реке.

У реки минут 10 отдыхаем от крутого спуска. Кстати, до места, где тропа от коша спускается к реке, уже пробили дорогу по правому борту ущелья Трёхозёрной. Но на вид она такая каменистая, что мы не решаемся по ней идти, уж лучше по тропинке.

Продолжаем спуск вдоль Трёхозёрной. Внизу уже различима долина Махар-Су, осталось менее 200 метров сбросить.

К окончанию спуска ноги нас ненавидят:) Как же хочется разбить лагерь прямо в этой милой сосновой рощице, что видна прямо по курсу... Увы, я знаю, что там нет подходящего горизонтального места даже под одну палатку.

Хорошие места есть чуть выше по течению Махар-Су буквально в пяти минутах ходьбы от выхода тропы на дорогу. Мы ставим палатки, разжигаем костёр, готовим ужин в каком-то полубессознательном состоянии, из которого нас выводит лишь некоторое количество бодрящей жидкости, добавленной в чай:) Долгих посиделок у костра не задалось, едва стемнело, мы разбрелись по палаткам и отрубились до утра.

Утро порадовало лёгким морозцем и чистым небом. Плотные облака, которыми было затянуто небо вчера, бесследно исчезли.

Мы остановились на ночёвку в первом перелеске выше впадения Трёхозёрной в Махар-Су. С края нашей полянки хорошо виден массив Агач-Баши.

От вершины Агач-Баши тянется скалистый гребень в сторону пика Даут.

Вещи собраны, осталось просушить палатку от конденсата.

Над горами заклубились облачка.

Ну что, пора идти к машинам... Оглядываемся на острые пики правого борта ущелья Джелсугчат, и в 9-08 начинаем спуск по долине Махар-Су.

Вдоль Махар-Су нам предстоит дойти до "Глобуса", а затем пойдём вдоль Учкулана, о
бразованного слиянием Махар-Су и Гондарая.

Визуально - до долины Учкулана недалеко. Да и фактически дойти можно часа за полтора, но нам незачем спешить. Идём, наслаждаясь прохладным утренним воздухом.

А вот и опоры "Кавкасиони", неотъемлемая часть долины Махар-Су.

Провода из кадра вырезать не стану:) Они, на мой взгляд, картинку не портят.

Наоборот, даже какая-то гармония есть в этом наложении проводов на скалы, как они подчёркивают скальные полки над водопадом в урочище Уллу-Тала. Водопад, кстати, начинается с какого-то невзрачного болотца ниже тропы, по которой мы спускались к кошу.

Урочище Уллу-Тала (надо полагать - "большая поляна") - довольно панорамное местечко. Ниже по течению Махар-Су больше нет таких обширных полян с хорошим обзором. Видимо, не случайно на краю поляны Уллу-Тала обосновались пограничники:)

Высоко над водопадом видны рыжие травянистые склоны юго-восточного отрога 3249 м. Вчера мы где-то там шли, спускаясь к кошу.

На погранпосту нас встречают пограничники, слегка удивляясь таким "припозднившимся" туристам, по их словам здесь уже недели две безлюдно. Узнав наш маршрут, они всё же для порядка записывают наши пропуска (хотя тут ходить можно и без них), и желают нам счастливого пути.

Вскоре дорога начинает ощутимо терять высоту.

Видимую часть склона слева по ходу венчают неприступные на вид скалы.

Красивую игру света и тени на склонах создают облака.

На нашем пути ещё одна поляна - урочище Гидже. Если оглянуться, вид похож на тот, что из урочища Уллу-Тала, разве что входы в боковые ущелья сильнее заслонены лесом. Здесь на берегу Махар-Су (за кадром слева) есть уютные стоянки.

Вот и поворот в сторону минерального источника. Коля вырвался вперёд, проскочив это место, а мы с Олегом решили заглянуть на нарзаны. Переходим по мосту Махар-Су.

Вид с моста на непролазные дебри по берегам Махар-Су хорош!

Олег как бы говорит нам: "Нарзанчику не желаете испить?"

"Ну, как хотите, а я попробую:)"

От нарзанов до "Глобуса" рукой подать. В 10-40 останавливаемся возле турбазы минут на 5 - начинается пекло, срочно надо с себя снять лишнюю одежду. От "Глобуса" за нами увязываются три собаки, наверное, надеются на угощение, но у нас из еды ничего не осталось.

Идти по дороге довольно скучно и почти нет шансов, что нас подвезут, ведь уже не сезон. Но всё-таки как красиво здесь осенью!

В 11-15 переходим по мосту на правый берег Учкулана.

Далее река у нас будет слева по ходу на протяжении долгого времени. До следующего моста. Который надо будет перейти и вернуться по другому берегу к машинам.

Учкулан становится шире и поражает изумрудным оттенком чистейшей воды.

Долина тоже расширяется. Горы отступают от реки, и вдоль дороги тянутся обширные поляны.

У реки можно найти идеально ровные места для стоянки.

Позади за переплетением проводов и металлоконструкций сверкает снегами ГКХ. В нашем поле зрения Кичкинеколбаши, Ирэн и Гондарай.

А вот и учкуланские коровки, куда ж без них... Сопровождающие нас собачки с удовольствием и явным превосходством обгавкивают охраняющего стадо пёсика, а бурёнки с недоумением на это смотрят.

С очередной поляны открывается потрясающий вид в сторону ГКХ, здесь опоры ЛЭП удачненько ушли в сторону и в кадре нет ни малейшего намёка на их наличие в этой долине.

По этой поляне мы срезаем изгиб дороги, по грунтовке нет сил топать, ноги гудят, а по мягкой травке - очень даже приятно.

В 12-20 мы с Олегом поравнялись с тем местом, где на другом берегу стоят наши машины и ждут нас друзья Олега. На том берегу мы заметили Колю - он как раз подходил к стоянке.

Олегу порядком надоело топать по дороге и он предложил перейти Учкулан вброд, но что-то я забоялась и сказала, что лучше обойду по мосту. Заключительную часть похода я прошла в гордом одиночестве:) Хотя нет - со мной была надёжная охрана в виде трёх собак:)

Олег успешно перешёл Учкулан, воды оказалось чуть выше колена. А я затратила ровно полчаса на обход по мосту. В 12-55 мы снова были в сборе на поляне возле машин. Нас ждал сюрприз! Друзья Олега соорудили на берегу Учкулана походную баню и к моменту нашего появления хорошенько её натопили. Мы с радостью воспользовались возможностью попариться. Затем быстренько перекусили и стали готовиться к отъезду.

Мы с Колей стартовали раньше, поскольку по этим колдобинам ехать мы могли не просто медленно, а очччень медленно. Минут 40, наверное, мы тряслись до асфальта в Учкулане. Зато можно было на ходу снимать горы:)

Над горами сгущались облака. Было какое-то ощущение, что мы удачно ухватили за хвост золотую осень, но теперь пора быстро-быстро сматываться, пока горы не показали нам, каким здесь бывает начало зимы:)

Маршрут 3-го и 4-го дней, за которые мы прошли 7,2 км и 14,4 км соответственно:

А всего за этот поход мы прошли без малого 30 км. Для завершения сезона - отличный маршрут!