Ахмет-Гора в январе 2018. День 1.

В качестве района для открытия туристического сезона-2018 мы выбрали один из участков Скалистого хребта, а именно - окрестности массива Ахмет-Скала. Выбирали по погоде, география наших метаний простиралась от Геленджикского района до Архыза, но лучший прогноз был предсказан на этот уголок КЧР.

"Это знак,"- рассудили мы. Ведь мы там ещё ни разу не бывали, хотя уже и со счёту сбились, сколько раз и откуда видели этот скальный массив. Значит, время пришло с его высоты взглянуть на горы.

Хребет Ахмет-Скала, как и многие другие составные части Скалистого хребта, между прочим - самого длинного на Северном Кавказе, представляет собой куэсту. С севера склоны покрыты довольно густыми лесами, а на юг массив обрывается отвесными скалами, местами достигающими высоты порядка 300 метров. Этот факт как магнит притягивает к Ахмет-Скале альпинистов.

Нас же привлекает не возможность полазать по скалам, а в основном виды, которые открываются сверху.

Поход наметили на 4-6 января 2018г. Участников собралось всего трое - я и два Василия. Василий Курятов накануне приехал к нам из Новочеркасска. Выехав из Ростова примерно в 1 час ночи 4 января, мы остановились на подъезде к селу Подскальному и подремали часика полтора до рассвета. По темноте как-то не хотелось беспокоить местных жителей в поисках места, где бы машину пристроить. Да и нам выспаться было делом совсем не лишним.

Когда рассвело, перед нами во всей красе предстал скальный массив Ахмет-Скалы во главе с Ахмет-Горой (1313,7 м по ГШ), возвышающейся аккурат над Подскальным. Обочины скованы утренним морозцем. Не знаю, насколько холодной была ночь, а сейчас - минус 7...

Позади видны строения ближайшего к Подскальному села Предгорного.

На горизонте сверкает снегами в лучах восходящего солнца Ятыргварта, одной лишь макушкой своей выглядывая из-за многочисленных лесистых хребтиков. В общем, пока виды не столь впечатляющие. Но будет лучше, надо только повыше забраться:)

Рассматриваем Ахмет-Гору. Надеемся, что через несколько часов мы будем уже с её высоты обозревать окрестности.

Машину удалось пристроить во дворе дома одного из жителей.
В 9 утра мы побрели по начинающей раскисать грунтовой дороге, ведущей на безымянный перевал между массивом Ахмет-Скалы и г. Шахан 4-й.

По мере нашего продвижения Ахмет-Гора преобразилась. Вершина её заострилась и именно в таком ракурсе она стала напоминать крымскую Белую Скалу, правда, в зеркальном отображении.

На юге горизонт венчает Уруп. Вообще-то, Уруп - двуглавый, но для нас обе его вершины почти слились в одну. Присмотревшись, можно вычленить очертания второй по высоте вершины на фоне главной, но это надо быть таким глазастым...
Кстати, надо отдать должное прозрачности январского воздуха - ведь до Урупа по прямой около 45 км.

Наше появление не осталось незамеченным для собак, сторожащих какие-то строения вблизи развилки на ур.Родники. На их лай к нам навстречу вышел пожилой местный житель, немного пообщались. Он был немного удивлён, что мы идём в горы с ночёвкой (зима же!), но убедившись в твёрдости наших намерений не замёрзнуть, подсказал, где по ту сторону гребня находится родник с очень хорошей водой. О том роднике я была наслышана и даже имела в GPS отметку его примерного местоположения, тем не менее словесное описание от местного было полезным.

Продолжаем путь по дороге. Прямо по курсу - массив г. Шахан 4-й, стоящей в Скалистом хребте. Вершина отсюда пока не видна.

Справа по ходу тянется гребень Скалистого хребта, куда нам вскоре предстоит взобраться. У нас неоднократно возникают вопросы - а не полезть ли на гребень "в лоб"? Останавливает лишь тот факт, что в немногочисленных описаниях этого района мне ни разу не встретилось описания подобного пути.

Пытаюсь рассмотреть место потенциально возможного подъёма левее острого скального пальца. Конечно, круто там, но без рюкзака я бы однозначно туда ломанулась.

Облачность придаёт пейзажам некую мрачность. По более высокогорным районам в эти дни обещаны осадки, и скорее всего, прогнозы эти сбудутся. Потому, собственно, мы здесь, а не там:)

Дорога приблизилась к подножию Скалистого хребта и отсюда начинается серпантин к перевалу. Из-за очередного поворота дороги нам наперерез выбегают овцы, наполняя пространство весьма специфичными звуками и запахами:)

Пропустив отару, топаем дальше, но нас всё настойчивее одолевают два желания - поесть и поспать. Надо бы удовлетворить эти желания перед крутым подъёмом.

А что, уже час идём - пора и подкрепиться. Останавливаемся у дороги возле живописной коряги.

Василий Курятов предлагает сварить кофейку - мы "за". Правда, питьевой воды у нас маловато, но есть полторашка минералки с газом. Из неё и варим кофе, напиток прикольно пузырится... Вот как это выглядит:

Тем временем Ваську, рулившего полночи, срубает беспробудным сном. Пытаемся разбудить его ароматом свежезаваренного кофе:) Не получается:)

Ну, раз Вася спит, поглазеем по сторонам. Виды на юг, как я уже отмечала, отличаются хмуростью пейзажей, всему виной низкая облачность. На горизонте по-прежнему доминирует Уруп как ближайший к нам трёхтысячник. Всё, что левее, это архызская Абишира-Ахуба и её северные отроги.

Оставим за кадром Уруп и рассмотрим район, ограниченный Абиширой, более детально. За самой дальней слева высокой остроконечной вершиной находится Архыз. Только ниже неё примерно на 1700 м:) Вершина эта, как вы догадались, Джумарыклы-Тёбе (3180,3 м).

Следующая заметная в панораме вершина, очень массивная и с отходящими в обе стороны отрогами, официального названия не имеет. Её высота 3099,6 м. На картах OSM ей дано название Кумбыж.

По центру - скалистый массив Чилика Первого (3234,6 м), высшей точки хребта Чилик, самого длинного северного отрога Абиширы. Чилик Первый превосходит по высоте даже первую вершину самой Абиширы - Речепсту (3214,8 м). Речепста тоже есть в кадре - это трапециевидный массив на более дальнем плане правее Чилик Первого.

Справа ещё один скалистый массив. Это Чилик Второй (3212,3 м).

На востоке картинка не столь мрачная, даже голубое небо в ней присутствует. Ахмет-Гора совсем близко. А вдали на горизонте ещё одна вершина Скалистого хребта, припудренная снегом - Лысая (1662,9 м).

Наконец, Васю отпустил крепкий сон, а может быть, просто чувство голода стало преобладающим... Мы все вместе принялись завтракать. И пока мы завтракали, облачность над Архызом ещё больше сгустилась. Из-за Абиширы показались пушистые снеговые облака.

В 11-20 привал окончен, продолжаем подъём к перевалу. Причём сразу же уходим с накатанной грунтовки, решив срезать два её зигзага по старой почти заросшей дороге. Минут через 15 вновь пересекаемся с грунтовкой, изрядно запыхавшись на финальном этапе. Лично у меня есть даже некоторое сомнение, что срезка дала нам хоть какой-то выигрыш по времени.

"Перевальный взлёт" (в высшей точке всего-то 1040 м) встретил нас раскисшей грязью и бегущими нам навстречу ручьями. Весна, да и только! К счастью, сразу же за перегибом гребня грязюка закончилась, уступив место снегу. По снегу идти хоть и мокровато, но он хотя бы чистый:)

Дорога от перевала разветвляется: основная накатанная грунтовка уходит прямо в сторону урочища Сладкого, а второстепенная дорога - вправо и далее в сторону урочища Печи. Нам здесь направо. Буквально сразу же от выбранного нами правого ответвления круто вверх по склону отходит ещё одна дорога. Теоретически, она нам тоже подходит, поскольку выводит на гребень Скалистого хребта, но тогда мы проскочим родник. А нам родник нужен. В принципе, снега полно и можно его топить, но вода в жидком состоянии нам больше по душе.

Очередной привал устраиваем в 12-30, дойдя до очередной развилки дорог вблизи родника. Место, кстати, такое неприметное, ещё и несколько деревьев рядом упало, образовав завалы около родника. Так что, если бы не GPS, я бы там даже и искать родник не стала.

Родник зимой маловоден, вытекающий ручей тонюсенький и набрать воду можно лишь кружкой непосредственно в родниковой чаше. Но вода, действительно, очень прозрачная и вкусная.

В 12-50 идём дальше. Дорога начинает круто набирать высоту. По обе стороны дороги тянется сплошной снежный покров. Наконец-то появляется ощущение, что мы в зимнем походе:)

Справа по ходу показалась заснеженная вершина Шахана 4-того. Её высота порядка 1300 м, что сравнимо с высотой Ахмет-Горы, так что мы можем получить представление, что нас ждёт на пути в плане снега. В принципе - именно так я себе и представляла снежную обстановку в этом районе в это время года.

Вот мы и на гребне. Впереди видна Ахмет-Гора. В отличие от Шахана 4-того, Ахмет-Гора в районе вершины густо покрыта лесом.

Повторяя изгибы гребня Скалистого хребта, дорога незначительно сбрасывает высоту, чтобы затем вновь поползти вверх. Если бы от родника мы пошли другой дорогой, которая была более грязная, то могли бы избежать этого лишнего сброса/набора высоты.

В одном месте дорога подходит довольно близко к обрыву, где находится пояс причудливых скал, которые мы рассматривали снизу. Бросаем рюкзаки и идём туда, чтобы оценить, можно ли было подняться сюда, не делая крюк через перевал. Оказывается, можно. Чистый дубовый лес без подлеска, между скалами достаточно места для прохода.

Отсюда открывается неплохой вид на юго-запад. Центральное место в панораме занимает Скирда, правее видны хорошо знакомые нам горы Передового хребта - Шапка, Сундуки, Агиге, Ачешбоки. Район Тхачей пока прикрыт массивом Шахана 4-того.

Спускаемся с пупырика, через который проходит гребневая дорога. Здесь впервые замечаем белоголовых сипов. Наверное, мы вспугнули их со скал, и теперь штук пять сипов закружили в восходящих потоках воздуха.

В районе хребта Ахмет-Скала гнездится большое количество белоголовых сипов. Встретить сипов можно в районе Баранахи и Лысой, но здесь - самая большая их колония, по некоторым данным - около 40 пар.

Птицы парят в стороне, не подлетая к нам близко. То ли мы не вызываем у них никакого интереса, то ли им лень напрягаться. Они просто кружат рядом с прикольной облачной "воронкой", благодаря которой мы их и заметили.

Оглядываясь назад, можно оценить высоту пупырика и получить представление о количестве дорог в этой части гребня Скалистого хребта. Дорог явно в достатке. Справа в кадре - дорога, выходящая из леса, это именно она идёт сюда от родника без лишнего набора высоты.

Очередной привал минут на 15 делаем на седловинке перед началом крутого подъёма. Это место обозначено на карте как "поляна Лепская", и накатанная дорога отсюда уходит в сторону урочища Печи. Далее по направлению к Ахмет-Горе ещё есть какие-то колеи на поляне, но заметно, что они не пользуются популярностью.

Отсюда уже видны Тхачи.

Снега в восточном Затхачевье немало. И судя по наползающей облачности, скоро навалит ещё.

Начинаем подъём по поляне Лепской. 200 метров по высоте остаётся до вершины Ахмет-Горы.

Пройдя поляну, входим в зону леса. Старая дорога на входе в лес становится весьма экстремальной - крутой и с торчащими камнями, но это всё же дорога. Неужели так и до вершины можно доехать? Однако эта дорога вскоре заканчивается. Дальше - тропа. Местами она под снегом, но благодаря чьим-то следам, прекрасно читается.

Облачность всё плотнее застилает небо, но солнце местами ещё проглядывает.

Над Тхачами и Ачешбоками так мрачно:(

Набрали мы метров 100, да и привалились в лесочке немного передохнуть и подкрепиться яблочками. А потом опять вверх по чьим-то следам. Проходим небольшую полянку перед тем, как углубиться в предвершинный лес.

Пока не забурились в чащу, можно ещё раз взглянуть на пройденный путь.

Дальше виды в ту сторону, откуда мы пришли, будут закрыты деревьями. Но что удивительно - внезапно на подъёме заканчивается снег. Вроде недавно на полянке его было сантиметров 20, а тут чистая тропа. И даже не одна, но наверное, все они ведут к вершине.

Я читала о том, что "вершина Ахмет-Горы покрыта густым лесом", и честно говоря, была готова к худшему. Но этот лес мне показался не то что вполне проходимым, а просто милейшим. К тому же тут такой потрясающий "сад камней".

На некоторых камнях даже деревья растут.

Бросаем рюкзаки и лезем к обрыву. Здесь ещё не высшая точка хребта, но где-то тут должна быть смотровая площадка с видом на вершину. Но, похоже, это ещё не то место, обзор что-то не очень, да и к самому обрыву трудно подобраться. Беру назад свои слова насчет "проходимого леса". Вблизи обрыва, действительно, ветки ну очень густо натыканы.

Кое-как просовываю фотоаппарат между ветвями, чтобы сфотографировать уходящий вдаль хребет Ахмет-Скала.

Вертикальный кадр позволит лучше передать высоту скальных стен.

Пройдя чуть влево по гребню, мы выбираемся на смотровую площадку. Время - 15-20. Высота здесь чуточку не дотягивает до 1300 м. Отсюда видна и вершина Ахмет-Горы, и она, действительно, выглядит довольно заросшей.

Площадочка, на самом деле, крохотная. И подходить к самому краю как-то боязно, слишком далеко оттуда лететь:)

Слышала, что не рекомендуется приседать на краю обрыва и заглядывать вниз - во избежание нападения белоголовых сипов. Говорят, что присевшего на корточки человека сип запросто может сбросить со скалы вниз, приняв его за барашка. И будто бы внизу под этими скалами валяются в больших количествах кости животных... Не знаю, правда ли это, но проверять не рискну, буду стоять во весь рост.

Справедливости ради стоит сказать, что нападения сипов случались и на альпинистов. Но в тех случаях альпинисты, можно сказать, сами спровоцировали птиц, проложив маршруты вблизи их гнёзд.

Ну что, пойдём к вершине? Вряд ли виды оттуда будут лучше, чем с этой смотровой площадки, но надо же отметиться в высшей точке массива.

Подходим поближе. Но увы, это лучшее фото, которое удалось сделать вблизи вершины Ахмет-Горы. В высшей точке обзору мешают ветви. Высота Ахмет-Горы по данным моего GSP составила 1305 м, что немного не дотягиввет до генштабовских данных (1313,7 м).

Дальнейший путь от вершины проделывать вдоль обрыва крайне нецелесообразно. И сами деревья довольно густо натыканы, с рюкзаками между ними идти неудобно, и молодая поросль так и норовит попасть в лицо, а ещё много нагромождений камней. Поэтому мы спускаемся чуть ниже по склону от обрыва.

Если в районе смотровой площадки среди деревьев преобладает дуб, то здесь в основном растёт берёза и лещина. Нередко встречаются вот такие роскошные старые берёзы со множеством стволов.

Гребень хребта незначительно снижается, из березняка мы выходим на заснеженные поляны. На часах 15-40, пора бы подумать о том, где мы сегодня заночуем.

Изначально предполагалось, что остановимся у истока балки Карпова, где есть шанс найти воду. Но при таком количестве снега с водой у нас проблем не будет. Да и запас, сделанный в роднике, ещё есть. Вообще-то, до балки Карпова идти всего около километра, вон она - за отходящим влево заснеженным отрожком. Но если нам раньше попадётся местечко ровное и без снега, то прямо там и остановимся. К примеру, вполне сгодится для лагеря место возле одиноко стоящего дерева...

И только мы подумали про это место под деревом, как туда внезапно откуда-то вышла группа и стала сбрасывать рюкзаки... Видимо, не судьба нам заночевать под этим деревом.

Однако выяснилось, что эта группа и не собиралась конкурировать с нами за это крохотное оттаявшее местечко среди снегов. Они просто остановились на привал.

Поговорили. Они из Армавира, ночевали чуть ниже пещеры Рожнова на чудесной полянке с мангалом. По их словам, до пещеры отсюда часа три ходу, но местами экстремальненько. Это они к тому, что не рекомендуют нам сегодня туда идти по сумеркам. Да мы и не собирались.

Поинтересовались у нас, далеко ли до вершины и где здесь поблизости вода. Мы им объяснили, как найти родник и заверили их, что есть шанс засветло до него дойти, а заночевать логичнее где-нибудь на Лепской поляне. На том и распрощались, да и побрели дальше в сторону балки Карпова.

Попутно мы подыскивали место для ночёвки вблизи обрыва - там тёплые южные ветры давно растопили снег, но все места как назло были с нехилым уклоном.

Дошли до водораздела, за которым находится балка Карпова. Начав спуск с водораздела, мы принялись активно искать, куда бы тут примостить две палатки, но увы, здесь было и криво, и снежно, а там, где снег сошёл - очень мокро.

Вернулись на водораздел, решив получше осмотреть лесочек, вроде бы на его краю более-менее ровные травянистые полянки. И действительно, место нашлось. Не идеально ровное, но мы уже были рады и такому. Зато рядом много дров, да и за снегом ходить недалеко.

В 16-35 наш ходовой день закончен. Радует, что успели как раз к тому моменту, когда короткий зимний световой день сменяется сумерками. Всего за день пройдено чуть более 7,5 км. Ночуем на высоте 1254 м.

Пока поставили палатки, пока развели костёр, окончательно стемнело. Фото стоянки я сделала утром следующего дня.