"Рожкао – Загедан – Абишира - Архыз". 10 день, 16.07.2011г. Часть 1

Утро десятого дня похода. Что-то не нравится мне эта погода...Оз. Провальное - пер. Мылгвал (1А) - пер. Агур (1А) - пер. Федосеева (1А).

Утро десятого дня похода началось для меня довольно банально – с прислушивания, не капает ли?

И когда слух не выявил явных признаков ненастья, я задалась вопросом «Чего сегодня ждать от погоды?», на который вскоре сама себе и ответила.

Наша стоянка была ещё в тени, но над Архызом сияло солнце, постепенно отвоёвывая у тени пространство и сверху вниз раскрашивая позолотой гребни хребтов. Полное безветрие. Тепло. Красота!
Будет гроза...
     Но какая-то тревожная красота. Где-то я это уже видела… точно - в то утро, когда мы покидали Пятиозёрье. То же спокойствие - ни ветерка на поверхности земли и те же невесомые облачка, как небольшие кусочки ваты, внезапно появившиеся из-за хребта и быстро расползающиеся по небу.

Потрогала траву – росы почти нет.  Может, я и не очень обоснованно провела прямую аналогию с утром 13 июля, но будущее показало, что я не ошиблась.

Будет гроза.

Кяфар     Но у нас в запасе пока есть целых полдня, чтобы распрощаться с Заабиширьем, пройдя три перевала – Мылгвал, Агур и Федосеева.

Завтрак и сборы прошли быстро. За 10 дней все научились готовиться к выходу рационально, доведя свои действия до автоматизма. В 7-17 мы уже были на маршруте.

Незадолго до этого я успела сбегать на холм и сфотографировать дремлющее озеро Кяфар – прелестную голубую жемчужину, к которой по зелёным склонам медленно подбирались лучи утреннего солнца.

До свидания, Кяфар, до следующей встречи!
У Провального озера
     Обходим Провальное с севера и взбираемся на луговой гребешок. Держим курс на широкую седловину. Это не перевал Мылгвал, а всего лишь ступень на пути к нему. Мылгвал пока не виден, он скрыт за скальным бугорком, что справа от упомянутой седловины.

Вверх по склону вьётся множество тропок, наверное, здесь каждый ходит, как захочет, ширина склона это позволяет. Васька, поднимающийся в стороне от всех, вблизи водопада, утверждает, что тоже идёт по тропе.

Интересно по мере подъёма наблюдать за трансформацией формы Провального озера.
Озеро Провальное - "галстук-бабочка" или "песочные часы"?     Постепенно его изрезанная береговая линия скрывается за близлежащими холмиками, и озеро приобретает очертания галстука-бабочки, или песочных часов, это уж у кого как фантазия взыграет.

С высоты заметно, что вокруг Провального разбросано пять-шесть мелких лужиц. Скорее всего, в недалёком будущем многие из них пересохнут.

На заднем плане открывается панорама на перевалы Семнадцати. В провале Семнадцати Северного маячит вершина Речепсты. А в гребне Абиширы юго-восточнее перевала Семнадцати Южного просматриваются два интересных понижения.
Очертания Абиширы очень схожи с очертаниями её отрога - немудрено ошибиться в определении перевалов Семнадцати...
     Одно из них, кстати, легко по ошибке принять за перевал Семнадцати Южный, поскольку не сразу понятно, какая именно вершинка является высотой 3097 м, служащей хорошим ориентиром на перевалы Семнадцати.

Ошибка кроется в идентификации скальной вершины светлых пород как «отметки 3097 м». Она визуально доминирует на видимом участке гребня, и не только потому, что она ближе, просто она почти такая же высокая. Её высота составляет 3090 м, это узловая вершина, от которой на южный склон Абиширы спускается красивый скальный отрог, чем-то напоминающий петушиный гребень.

Но вот беда – высота 3090 м на картах не указана, а стереотип «если отметка высоты есть на карте, значит, рядом нет ничего выше» очень силён, отсюда и желание  видеть «отметку 3097 м» там, где её нет, а именно – принимать за неё узловую вершину 3090 м. Мне известны случаи досадной путаницы, когда понижение, ближайшее к 3090 м, было принято за перевал Семнадцати Южный. На самом деле это тоже перевал, только имя ему – Кяфар-Речепста, и как следует из названия, он выводит из-за Абиширы в долину Речепсты.

Стараясь сбить с толку невнимательного наблюдателся, гребень Абиширы и примыкающего к ней отрога как бы нарочно дважды повторяет схожие очертания – вершина и два понижения (3090 м + пер. Кяфар-Речепста + седловина, о прохождении которой мне неизвестно), затем снова вершина и два понижения (3097 м + пер. Семнадцати Южный + пер.Семнадцати Северный). Прошу простить за столь длинное отступление, надеюсь, кому-то оно окажется полезным. Вернёмся к подъёму на Мылгвал.
Озеро под перевалом Мылгвал.
     Нам потребовалось полчаса, чтобы подняться от Провального на следующую террасу, где в овальной котловине покоилось очередное озеро (2718 м).

Его названия я не знаю. Но категорически не согласна с теми, кто именно это озеро называет Провальным. Нижнему озеру это название как-то больше подходит. А это озеро, будь моя воля, я бы назвала Мылгвал. Потому что прямо над ним находится перевальная седловина Мылгвала.

Озеро ещё во льдах по периметру, вода тёмного цвета, почти чёрная. С запада оно подпружено мореной, с севера и с востока окружено крутыми осыпными склонами отрога Абиширы, причём осыпной материал очень разного калибра – от мелкой сыпушки до массивных каменюк.
Подъём к пер.Мылгвал в обход подперевального озера.
     С южной стороны озеро обрамлено поясом бараньих лбов и мелкокаменными осыпями – на вид там как-то не очень ходибельно. Поэтому я искреннее удивилась, когда Андрей предложил обход озера с юга. И как отрезала – «никаких обходов справа, пойдём по снежнику и крупным камням, и пойдём все вместе, разделяться не будем!»

Снежник, сползающий в озеро, выглядел немного пугающе. Вернее, страшен был не сам снежник крутизной градусов 30, а тот факт, что озеро под ним выглядело бездонным. Мы с Васей пошли первыми, вырубая хорошие ступени на твёрдом снегу. Остальным уже было нетрудно. Группа и не заметила, как проскочила два снежника, разделённых небольшой луговой полосой.
Озеро осталось внизу. Продолжаем подъём по камням.
     Далее нам предстоял подъём по камням. Предпочтение было отдано крупным камням, по ним проще идти, поэтому мы сразу набрали высоты, оставив внизу мелкокаменную сыпуху.

Изредка попадались «живые» камни, но в целом подъём получился ненапряжным. Оля даже забылась и продолжала идти по камням, когда все уже сошли с осыпи вправо и топали по траве.

Как-то быстро мы поднялись на Мылгвал, прошло чуть больше часа с момента выхода на маршрут.
Записка с пер.Мылгвал(1А, 2829 м) от т/к "Университет", г.Киев.
     В 8-25 мы уже грызли леденцы, изъятые из баночки перевального тура, и благодарили киевлян из турклуба «Университет», оставивших нам этот в буквальном смысле подножный корм.

Из записки от 14 июля следовало, что им «повезло» взойти на Мылгвал как раз в то самое время, когда мы едва успели разбить лагерь у озера Речепста Нижнее и укрыться в палатках от града.

Вот же отчаянный народ! Град не так уж внезапно начался, могли бы у озера остановиться, какая необходимость идти в грозу на перевал? Но судя по словам из записки, что «они едят мороженое и ржут», они либо не осознавали опасности, либо их ржание было из серии «это – нервное», кто ж знает, что в тот момент было у них на уме. Похоже, теперь мы будем идти по их следам, собирая с перевалов их записки.

Мой GPS зафиксировал высоту Мылгвала 2829 м, что не совпало ни с одним из интернет-источников. Получилось нечто среднее между значением 2800 м, часто упоминаемом в отчётах турклубов (кстати, киевляне указали в своей записке высоту 2880 м, что-то новенькое!) и высотой 2848 м, указанной на www.caucatalog.ru.
От Мылгвала до Агура не так уж далеко.
     Немного тревожно было наблюдать сгущающиеся облака над уже пройденным куском Абиширы, но небо над Архызом, к которому мы неуклонно приближались, вселяло надежду. Проскочим!

Наш следующий перевал, Агур, отчётливо просматривался в очередном отроге Абиширы, разделяющем долины правого истока Кяфар-Агура Западного и Кяфар-Агура Южного. До перевала примерно километра полтора, это примерно час ходового времени. Несложные подсчёты в уме были в пользу того, что нам хватит погожего времени и на Агур, и на Федосеева, а там, считай, мы уже дома… Но рассиживаться нельзя.
Спуск с Мылгвала. Да тут не более 50 метров по вертикали.
     Проведя на Мылгвале не более пятнадцати минут, мы приступили к спуску. Со стороны долины Кяфар-Агура Западного перевальный взлёт Мылгвала смотрится как-то несерьёзно – в нём не наберётся даже пятидесяти метров по вертикали. Подняться на него можно за считанные минуты, а уж спуститься – так это мы мигом!

Обойдя подперевальное озерцо слева, мы сбежали на зелёную площадку, по всей видимости, часто используемую под стоянку. Здесь мы обнаружили «вигвам» из дровеняк, оставленный одной из групп. Молодцы, позаботились о том, чтоб дрова не мокли на земле. А с другой стороны – маньяки, это надо же – в наш век газификации всей страны тащить сюда дрова…
"Вигвам" под пер.Мылгвал. Не иначе как туристы старой закалки по привычке принесли с собой дрова.     Сразу вспомнились описания походов пятидесятилетней давности, где настоятельно рекомендуется при подъёме на перевал «запас дров взять с собой». И ведь сколько поколений туристов так и поступало! Как видим, и нынче не перевелись любители носить дрова на горбу.

Долина правого истока Кяфар-Агура Западного невелика по протяжённости, но поражает многообразием форм рельефа. Ранее я видела лишь нижнюю часть долины и как-то она меня не впечатлила. Но участок от Мылгвала до Агура мне очень приглянулся. У меня вообще тяга к подобного рода ландшафтам, чтоб камней всяких разных побольше да причудливых карстовых форм, да осыпей со снежниками и озёр, разбросаных среди каменного хаоса.

Гребень Абиширы между Мылгвалом и Агуром.    Всё вышеперчисленноей было в наличии. Взглянешь направо – вот тебе и каменный хаос, налево – группа озёр, уютно расположившихся в небольших котловинках.

Удивило своей формой озеро с островком, самое большое из озёрной группы (2753,0 м). Оно словно хитро прищуренный глаз хищника, сверлило нас своим зрачком-островком и манило к себе.

Если бы не вчерашняя гроза, то наша стоянка была бы на берегу этого озера и у нас была бы возможность облазить его со всех сторон. Но сейчас мы ограничились его осмотром сверху, с тропы на Агур.
Между Мылгвалом и Агуром. Озерца в истоках Кяфар-Агура Западного.
     Осталось неведомо, какие виды открываются с моренного вала, подпруживающего озеро с севера. Оно-то понятно, что там долина Кяфар-Агура Западного, но хотелось бы рассмотреть её «до упора». Собственно, упором, ограничивающим дальнейший обзор на север, является загибающийся гребень отрога Абиширы с доминирующей осыпной вершиной 3099,6 м.

На неторопливый подход от Мыглвала к перевальному взлёту Агура мы затратили около 20 минут. Трава под ногами уступила место камням. Тропа на осыпном склоне отрога очень хорошо читалась, что и неудивительно, тут обычно группы ходят одна за другой. Хотя странно – в последний раз мы видели туристов пару дней назад. Наверное, ещё не сезон.
От Мылгвала до Агура
     Набор высоты довольно плавный. По складке рельефа между склоном отрога и моренной грядой вверх уходит протяжённый снежник, по нему тоже можно подняться аж до самого перевала.

Тропа несколько раз пересекает снежник, как бы предлагая нам альтернативу (при спуске с Агура я бы даже не задумывалась на этот счёт – съехала бы по снегу). Оля и Андрей поддаются искушению и, сойдя с тропы, до самого перевала топают вверх по снегу. А нам вроде неплохо идётся и по камням. Лишь последние несколько десятков метров до перевала мы проделываем по подтаявшему снегу.
До перевальной седловины Агура рукой подать.     В 9-35 мы достигаем каменистой седловины Агура. Поблизости (немного севернее) есть ещё одна перевальная седловина, довольно красивая, но более высокая, и в связи с этим её роль второстепенна.

Перевальная площадка, скажем так, не сильно просторная. Большой группе тут будет тесновато.

GPS показывает 2980 м. В принципе, похоже на правду, если верить 500-метровке, но идёт в разрез с данными интернета, где чаще всего упоминается значение 2850 м.

В туре, как и следовало ожидать, лежала записка от турклуба «Университет», они были здесь вчера в 10 утра.
Записка с пер.Агур (1А, 2980 м) от т/к "Университет", г.Киев.
     А вот конфеток они оставили мало, всего пару штук на нас шестерых… По настоятельной просьбе группы, находившейся в весьма приподнятом настроении, я отразила негодование по этому поводу в нашей записке - «Почему так мало конфет?!» Ладно, хорош прикалываться, пора и осмотреться.

Я взобралась на скальный гребень к северу от перевальной площадки, полагая, что оттуда будут видны Агурские озёра, но я ошиблась.

Озёра были скрыты за небольшим отрожком, спускающимся с северной седловины.
Агурские озера с пер.Агур полностью не просматриваются.
Записка из верхнего тура на пер.Агур от т/к "Вертикаль", г.Краснодар.     Зато я обнаружила ещё один тур, а в нём записку краснодарского клуба «Вертикаль» от 1 мая 2011г! Ого, как долго записочка пролежала!

Это можно объяснить лишь тем, что в мае седловина Агура и перевальный тур были завалены снегом, вот группа и оставила свою весточку на бесснежном участке гребня.

Отдых на пер.Агур.     Широченным провалом в гребне Абиширы, совершенно не впечатляющим своим видом, предстала перед нами следующая цель – перевал Федосеева. До него рукой подать, метров 250 по прямой и почти без набора высоты.

Вот сейчас перекусим по-быстрому и рванём туда.

Быстро не получилось – пока пожевали, пока отдохнули… незаметно прошло около получаса.

Одолело какое-то грустное чувство, что вот сейчас перевалим Абиширу и всё, поход окончен. Вот и тянули с выходом.
Бредём на пер.Федосеева. Не хочется уходить из-за Абиширы...
     Но есть такое слово «надо».

И мы побрели по снежнику, а затем и по каменистой сыпухе на перевал Федосеева.

На подходе к седловине нас неприятно удивили порывы ветра, стремящегося прорваться через широкое перевальное окно из долины Кяфар-Агура Южного в долину Архыза.

Мы поспешили перевалить хребет, и, укрывшись от ветра под перевалом, сбросили рюкзаки.
Вид с пер.Федосеева в долину Архыза.
     На часах 10-20.

Перед нами раскинулся прекрасный вид на архызские горы. Но небо подкачало - облачность стягивалась к нам со всех сторон.

Читайте продолжение
День 10 (часть 2)  День 11
Назад
День 1  День 2  День 3  День 4  День 5 (часть 1)  День 5 (часть 2)  День 6  День 7  День 8  День 9 (часть 1)  День 9 (часть 2)