Взглянуть с высоты Эльмезтёбе. День 2, часть 2.

Назад 1 2
Далее 4 5

Подняться на вершину - это полдела. С неё надо ещё и спуститься:) Правда, в нашем случае со спуском никаких проблем не предвидится, очень уж тут простой рельеф.

Решаем немного разнообразить нашу вылазку - прогуляться по гребню Садырляра.

Хочется по максимуму использовать остаток погожего времени. В идеале - пройтись бы до вершины Садырляр, а оттуда перейти на гребень Енукола, но боюсь, что таким запасом времени мы не обладаем. Так что дойдём по гребню докуда получится, а там видно будет.

Такие прикольные облака над долиной Кичкинекола! Ну вылитый верблюд!

Форма облака-верблюда очень быстро преображается - верблюд вытягивает шею:)

Оглядываемся на вершину Эльмезтёбе. Облака над ней уплотняются. Похоже, мы очень своевременно сматываемся.

С северной стороны гребня кое-где залежались снежные карнизы. Но если задаться целью спуститься по северному склону Садырляра, то эти карнизы не станут помехой, т.к. они не сплошные и легко обходятся.

Впереди из тумана проступает безымянная вершина (3214/3199,4 м по ГГЦ/ГШ), первая из двух, отделяющих нас от г.Садырляр. На этом этапе уже не осталось сомнений, что идея дойти по гребню до г.Садырляр, обречена из-за приближающейся непогоды. Это же почти 2,5 км пути по гребню, времени на это у нас нет. Может, хотя бы на этот безымянный пупырь заскочим?

Спускаемся в седловинку перед началом подъёма на пупырь и обнаруживаем в припорошенной снегом траве грибы.

Вероятно, это один из видов рядовки. Еды у нас достаточно, поэтому на эти грибы не заримся:)

За травянистой седловинкой начинается каменистый участок траверса. Идти по камням скучновато, пытаешься найти в них что-то интересное, например, вот такие "камни-клумбы":)

Внизу в зелёных складках холмов появляется кусочек озера Эльмезтёбе. Видно и нижнее озерцо, мимо которого мы с Васей поднимались к вершине. А если внимательнее присмотреться, то и третье озерцо заметно, узенькая синяя полоска на краю ступени долины.

Каменистый склон имеет такую ступенчатую структуру, что порой кажется, будто по нему пробита тропа. В принципе, идти удобно, но как я уже говорила - скучно. Да и облака усиленно начинают кучковаться над нашими головами.

"Грибная седловина" остаётся позади. А вершину уже не видно совсем.

Траверс пупыря (3214/3199,4 м по ГГЦ/ГШ) ещё не завершён, но мы решаем не продолжать. Впереди маячит второй пупырь на пути к г. Садырляр (3200/3205,0 м по ГГЦ/ГШ), омываемый с севера густой облачностью, которая грозится в скором времени "перелиться" через гребень хребта на нашу сторону. Лучше начать спуск к стоянке, "пока не началось".

Начинаем сбрасывать высоту, забирая вправо - к озеру Эльмезтёбе. Относительно пологий участок пути быстро заканчивается, ниже нас ждёт крутой сброс высоты по мелкой сыпушке.

Поначалу удаётся съезжать огромными шагами по мягкой сыпухе, но когда она сменяется травой, а мы по инерции продолжаем нестись вниз с той же скоростью, колени начинают протестовать. Приходится себя притормаживать, чтоб ненароком не кувыркнуться.

Оставив позади наиболее крутой участок склона, переводим дыхание на ровной площадке.

Вот оттуда мы только что спустились...

Но до озера ещё далеко, продолжаем спуск. И вскоре обнаруживаем на склоне табун лошадей, которые как будто чем-то встревожены, и это вовсе не наше появление. На нас им вообще наплевать. Они уставились куда-то в сторону.

А их вожак даже отбежал на некоторое расстояние по направлению к источнику их тревоги.

Вскоре мы видим несущихся по склону с невероятной скоростью четырёх яков. Видимо, именно они и обеспокоили табун, поскольку лошади как по команде проводили яков взглядом, а вожак поменял свою дислокацию, давая понять, что в случае чего он готов защитить свой лошадиный гарем.

Лошади, кстати, нас не испугались, хотя мы прошли совсем рядом. Прикольно, что к серой кобыле так и льнул тёмный жеребёнок, вот что значит "доминантные гены":)

А вот и озеро Эльмезтёбе показалось прямо по курсу.

"Лежит груша, нельзя скушать", - ну как будто про него:)
Сильно заметна градация цвета воды в зависимости от глубины. Светлая и чуть грязноватая на вид каёмочка мелководья сильно контрастирует с насыщенной синевой глубоких мест.

Облако-то над Эльбаши как разрослось! И продолжает расти в высоту у нас на глазах.

У озера много ровного места, так что при наличии сил сюда есть смысл подниматься из долины. Место для ночёвки просто шикарное. Даже немного жаль, что вчера у нас этих самых сил не нашлось. Отсюда до гребня Садырляра и полукилометра в высоту не наберётся, удачное место для начала восхождения.

Поваляться бы на траве у озера, да сбегать бы к маленькому озеру, которое мы видели сверху... Но погодка намекает, чтобы мы поторапливались, нагоняя облачность со стороны Эльбруса. А нам ещё метров 300 сбросить надо.

Не задерживаясь у озера, продолжаем идти вниз. Ещё издали я замечаю группу серых камней с расколом посередине, а подойдя ближе понимаю - да это же "каменный лев"!

Ниже по склону нас поджидает "древняя башня", даже травой сверху поросла.

Какой интересный цвет камня, заметьте...

Ой, а дальше вообще что-то нереальное! Таких рыжих камней я ещё не встречала! Издали даже показалось, что это какое-то сооружение из кирпича.

При виде этой рыжей скалы мысли о приближающейся непогоде отошли на второй план. Мы зачарованно уставились на это необычное цветовое пятно на фоне зелёного склона и синего неба.

Вообще-то, склон был не то чтобы монохромно зелёным, значительная его часть под рыжими скалами была усеяна жёлтыми блестящими на солнце цветами лютиков. Да и небо было не просто синим, а с белоснежными облаками. Вот такая картина с пятью яркими цветами...

Особенно ярким был цвет валяющихся ниже по склону осколков, сложенных каким-то усердным пастухом в "кирпичный забор". Вероятно, лишайники, придающие окраску камню, по какой-то причине именно на осколках разрослись наиболее густо.

Рыжие камни подверглись настоящей фотоатаке с различных ракурсов. Реально не хотелось покидать это "цветное" место, настолько глубокое впечатление оно на нас произвело.
И вот ещё что - примерно под этими скалами мы пересеклись с жирной конной тропой, видимо, идущей от коша в долине Эльмезтёбе.

Взгляд в сторону наших палаток, до которых по-прежнему всё ещё не рукой подать, заставляет прекратить фотоохоту на рыжие скалы. До реки навскидку ещё метров 150 сбрасывать.

На высоте порядка 2600 м пересекаем ещё одну набитую конную тропу, траверсом опоясывающую склон.

Заключительные десятки метров спуска к реке даются тяжеловато из-за сильно возросшей крутизны. Ноги почти не слушаются, но именно на этом этапе и нужна максимальная осторожность. Дойдя до пересечения с каким-то боковым ручьём, я предпочла спуск по его каменистому руслу как по ступенькам, настолько меня задолбала трава.

Почти без сил, но в состоянии эйфории от удавшейся прогулки, перепрыгиваю реку и плетусь вверх к палаткам.

Мы все - молодцы! Ещё только 10-15, а мы уже на стоянке. Над нами синее небо, сияет солнышко, красота!

В этот момент даже зарождается сомнение насчёт неминуемой непогоды и Андрей предлагает по-быстрому собраться, перекусить и двигать дальше по маршруту. Илья как бы тоже не против. Но мы с Васей предлагаем не торопиться. Я убеждена - в скором времени (думаю, примерно через час) что-то явно начнётся. Лучше сварить супчик, пообедать, отдохнуть, пережидая дождь в палатках, а ближе к вечеру продолжить путь. Такая разбивка маршрута в пределах дня уже неоднократно себя оправдывала, позволяя и не намокнуть, и пройти намеченное.

Однако дождь начался лишь спустя пару часов после нашего возвращения с вершины. Редкий случай, когда в походе дождя ждёшь-не дождёшься, ведь надо, чтобы он скорее закончился, а для этого он должен, соответственно, как можно скорее начаться.

Наконец-то, к полудню небо полностью затянуло, а в 12-15 полило. Под шорох капель по тенту мы облегчённо выдохнули - уже стало казаться, что мы в ожидании дождя попросту теряем время - и задрыхли.

Проснувшись через полтора часа, мы обнаруживаем, что дождь ещё моросит, но налицо все признаки улучшения погоды. Перекрикиваемся с соседней палаткой - собираем вещи, готовимся к выходу.

В процессе наших сборов дождик то прекращается, то пускается вновь. В 15-55 мы продолжаем наш путь, пренебрегая незначительными брызгами с неба, решив, что дождь на сегодня себя исчерпал. Облачность, правда, так и не рассеялась, но это лишь вопрос времени.

Выбираемся от места стоянки на основную тропу и возвращаемся по ней до перевала Енукол.

Затем идём окологребневой тропкой в сторону Эльбаши, которая в самом начале выглядит неплохо натоптанной. Это пока она идёт по южному склону.

Перебросившись на северный склон, тропа становится всё слабее заметна в густой траве, а периодически набегающая облачность пытается скрыть от нас все ориентиры. Спасаясь от её ледяного дыхания, надеваем шапки и перчатки.

Оглянувшись назад, видим в разрыве облаков извивающуюся блестящую ленту Эльмезтёбе. Помашем ручкой на прощание этой прикольной, но очень мокрой долине.

Перед началом крутого подъёма приваливаемся на 5 минут, больше не высидишь - слишком зябко в этом сыром тумане. Начинаем набирать высоту, а туман всё гуще. Ребята периодически останавливаются и дожидаются отстающую меня. Я хорошо знаю эту тропу, вдобавок у меня навигатор, но таковы правила хождения в тумане.

На высоте 2800 м находится милое местечко - седловинка, усыпанная цветами заметно гуще, чем остальные участки склона. Причём не первый год наблюдаю здесь такую картину. Видимо, здесь значительно теплее.
Наконец, из тумана проступили очертания Эльмезтёбе, правда, вершина так и осталась закрыта.

Склон, по которому мы поднимаемся, укутан туманом, но мы придерживаемся гребня и следим за высотой по GPS - мне помнится, что нужная нам седловинка, откуда начинается восточный траверс массива Эльбаши, находится на высоте немногим более 2900 м.

Самое смешное, что 2900 мы уже перевалили, а подъём всё не заканчивается... вернее, в тумане не видно, где он заканчивается. К некоторому моему удивлению, вскоре гребень, которого мы придерживались, плавно заворачивает вправо и в месте поворота мы обнаруживаем тур. В туре записка от туристов-конников от августа 2017.

Когда Андрей спросил "куда дальше?", я ответила, что надо продолжать путь по гребню (хотя направление меня слегка смущало), ведь до нужной седловины мы ещё не дошли. Андрей ушёл в туман, но вернулся через пару минут с известием, что там начинается крутой спуск во все стороны... Как так? И тут на несколько мгновений раздуло туман, и мы заметили, что чуть левее прямо под нами белеет протяжённый снежник. Это и есть та самая седловина! А то место, где мы сейчас стоим - предвершинный пупырь 2950 м!

Мы бегом спускаемся к снежнику, обходим его слева и начинаем спуск по сыпушке, перемежающейся с редкими кустиками травы к тропе, которая видна чуть ниже. Вообще, в сезон выход на тропу прямо с седловины, но сейчас её начало под снежником. По хорошей тропе к стоянке на седловине северо-восточного отрога Эльбаши - порядка получаса ходьбы.

Верхний слой облачности к вечеру постепенно рассасывается, но ему на смену из долин поднимаются новые порции тумана.

Из долины Эльмезтёбе тоже выползают облачные сгустки.

Эльбрус в этот вечер нам так и не открылся. В той стороне снова сгустились мрачные тучи, видимо, непогода решила там подзадержаться.

Благополучно добравшись до седловины, выбираем места для палаток. К сожалению, после ливня на некоторых хороших местечках ещё стоит вода, поэтому приходится ставить палатку не на "любимом" месте, а чуть в стороне.

Завершён второй ходовой день, и мы можем констатировать, что он оказался весьма удачным - и на вершине побывали, и до стоянки добрались, не намокнув.
Всего за день пройдено 11,4 км. Вторая ночёвка - на высоте 2675 м. Маршрут на карте: