Гвандра-2018. "След Йети" и тайна ледника Кичкинеколбаши.

Назад 1
Далее 3 4 5 6 7 8 9 10 11

В период подготовки к походу я обратила внимание, что на пути к перевалу Чипер-Карачай на спутниковых снимках видно небольшое озерцо в кармане правобережной боковой морены. Озеро не отмечено на картах за исключением OSM (но что толку от его схематичного рисунка). У Ляпина озеро тоже отсутствует, значит, есть возможность поучаствовать в улучшении его карт-схем.

Вот оно, маленькое, но такое манящее своей причудливой формой и цветом:

Цвет воды в реальности даже превзошёл мои ожидания, такая благородная бирюза обычно характерна для более крупных озёр. А ещё здесь есть водопад!

Хотите прогуляться к этому маленькому и пока безымянному озеру?

А желаете ли узнать, что скрывает ледник Кичкинеколбаши?

Вдоволь отоспавшись после обеда, в 14-50 отправляемся на поиски озера. От лагеря идём вверх по долине по хорошей тропе вдоль берега.

В какой-то момент возникает ощущение, что логично будет начать набор высоты прямо сейчас, держа направление на видимую впереди скалу коричневого цвета. Самое смешное, как выяснилось позже, это был бы наиболее простой путь. Ведь гораздо проще забраться на моренный вал наискосок по тропе и потом топать по нему, чем лезть "в лоб".

Но мы вовремя не заметили ответвления тропы в сторону перевала Чипер-Карачай. На карте Ляпина тропа на перевал начинается значительно выше по долине, и мы шли вперёд в полной уверенности, что скоро до неё дойдём. В общем, продолжаем путь вдоль берега.

Слева по ходу - вход в висячую долину, по которой проходит подъём к перевалам Кичкинекольское Седло, Кичкинекол Восточный и Фафт. Ни одного из упомянутых перевалов снизу не видно.

Зато в глубине долины прекрасно видна вершина Кичкинекольская Башня (по Голубеву). На карте Ляпина ей соответствует отметка высоты 3561 м.

Приближаемся к месту, где боковая морена прорезана ручьём, видимо, вытекающим из того самого озера. Сворачиваем с тропы и начинаем подъём по слабовыраженному каменистому гребешку, поросшему тальником и редкими берёзами.

Согласно ляпинской карте именно тут проходит тропа на Чипер-Карачай. Странно, что-то её не видно.

С гребешка нам впервые открывается вид на заключительный цирк долины. Язык ледника Кичкинеколбаши просматривался и с нашей стоянки, но сейчас картина более полная, берёзки бы ещё с переднего плана убрать:)

Вот такая, собственно, "тропа". Тут явно ходят, хотя и крайне редко - под одним из камней обнаруживаем ржавую консервную банку. Несколько раз на больших камнях попадается россыпь камней поменьше - похоже на туры.

Но в целом этот путь никак не вяжется с моим представлением о тропе на перевал, через который коровы могут уйти к сванам:)

Идущий впереди Олег зовёт нас - что-то нашёл... Осколки снарядов валяются под камнями, причём камни в месте соприкосновения с железом тоже как бы "поржавели", видимо, давненько валяются тут эти штуки.

Рядом видны другие осколки, вросшие в мох. Я не специалист в таких вещах, не могу сказать, что это за снаряды. На одном вроде маркировка какая-то просматривается, но я не догадалась сфотографировать её получше. Вот такое эхо войны... Даже немного жутковато.

Гребешок приводит нас к руслу ручья. Осмотрев дальнейший путь наверх, насколько это возможно, мы признаём его вполне приемлемым. А лезть на склон что слева от ручья, что справа, совершенно не хочется.

Ручей немноговоден, на первом этапе удобно идти вдоль него, прижимаясь к левому (по ходу) борту ущелья. Затем изредка приходится переходить с берега на берег. Мокрые камни чрезвычайно скользкие, но всегда можно выбрать путь, чтобы на такие камни не наступать.

Внезапно ручей уходит под камни, а я наивно полагала, что по ручью мы поднимемся непосредственно к озеру. Причём это даже не сухое русло, видно, что вода по этим камням никогда и не текла.

Мы с Олегом продолжаем идти по кулуару, заваленному камнями, а Вася выбирается на гребень справа по ходу. Хитренький, с высоты решил озеро увидеть.

Добираюсь до верха осыпи, ожидая вот-вот увидеть озеро у своих ног... а озеро-то внизу! Неожиданно. Оказывается, сток озера происходит не непосредственно, а через толщу морены, наподобие того, как у Чёрного озера из системы Муруджинских озёр.

Безымянное маленькое озеро спряталось в уютной зелёной котловине. Впечатляет контраст этого милого цветущего уголка с суровыми безжизненными скалами ГКХ на дальнем плане.

Спускаюсь ниже, надо же высоту озера замерить. GPS показывает 2749 м у самой воды.

Поскольку открытого стока у озера нет, то кое-где у берега на поверхности воды образовалась тонкая плёнка. Но в целом вода выглядит поразительно чистой и цвет у неё такой интересный - не иначе как "изумруд чистой воды":)

Хочется обойти озеро по периметру, чтобы получить его более точное отображение на карте. Начинаю обход по направлению против часовой стрелки. Однако вскоре выясняется, что значительная часть береговой линии непроходима. Не "прорисовывать" же озёрную котловину по верхам, да и там, похоже, покорячиться придётся немало.

В качестве утешительного приза за неудавшийся обход озера мне открывается водопад. Полезу, пожалуй, на гребень морены, чтобы с высоты получше его рассмотреть.

По мере набора высоты цвет воды постепенно преображается, приобретая всё более насыщенный бирюзовый оттенок.

Но ведь это неправильно, что такое симпатичное озерцо не имеет названия. А давайте-ка придумаем ему имя! Разумеется, неофициальное, чисто для своих, чтобы в разговоре понимать, о каком объекте речь...

Форма озера напоминает отпечаток ступни, только чьей именно? Cтранная она какая-то, четырёхпалая, у кого может быть такая? Пусть будет "След Йети"! И мы почувствовали себя немножечко криптозоологами:)

С гребня, поднявшись метров на 50 над озером, можем получше рассмотреть висячую долину. Кажется, я вижу тропу в районе отдельно лежащих посреди зелёной террасы больших камней. Всё-таки меня не напрасно терзали сомнения, что тот путь, по которому мы поднимались, не может быть тропой на Чипер-Карачай.

Точно! Тропа видна на противоположном склоне, если отойти ещё подальше. Правда, на фото её разглядит лишь очень глазастый, но невооружённым глазом я её видела!

Примерно так она поднимается из долины. Всё-таки стоило поискать её начало внизу, ведь было же предчувствие...

Итак, небольшой анализ... Идя к озеру, мы придерживались маршрутной тропы с карты Ляпина, но в реальности шли по руслу ручья, а затем по каменистому кулуару. Первая мысль - я некорректно привязала карту, особенно если учесть, что мне пришлось склеивать отсканированные фрагменты (место склейки видно, но сдвиг минимален).

Но тогда бы и другие объекты не совпали, например, мост у погранзаставы или родники, а они отобразились без сдвига. Русло реки, понятное дело, может видоизменяться, поэтому я не обращала внимания на небольшие отклонения от маршрута вдоль Кичкинекола.

Представляю результат "домашней работы над ошибками", раз уж до похода времени не нашлось, чтобы прорисовать по спутниковому снимку чипер-карачайскую тропу: cиним отмечена тропа, видимая со спутника, красным - наш реальный путь. Тут явно дело не в привязке карты.

Забегая вперёд, уточню, что реальный трек, загруженный в nakarte.me, показал то же самое, что и карта Ляпина - якобы мы шли по тропе. Значит, все карты этого района немного неточны. А километровки ГГЦ удивили так удивили - на них вообще вместо тропы грунтовая дорога в Сванетию!

А на тот момент мы решаем, что утро вечера мудренее - завтра у нас будет возможность проверить точность привязки карты при восхождении на вершину.

Глядим с гребня морены вниз по долине. Видите островок? Чуть ниже по течению находится наш лагерь. По прямой до лагеря всего километра полтора с перепадом высоты порядка 230 метров.

Вдали маячит пик Панорамный (3507,8 м). В этом походе мы решили отдать предпочтение другой вершине, но и на Панорамный надо сходить когда-нибудь. Тем более что уже всё для этого подготовлено, нужно только выбрать время...

Если бы мы пришли сюда пораньше, можно было бы сходить к верхним озёрам под Чипер-Карачаем. Это ещё метров 300 вверх, а на часах 16-20. Жаба начинает душить, что мы так долго спали после обеда. Но раз уж так вышло, то хотя бы по гребню морены прогуляемся в сторону ГКХ.

Гребень сравнительно широкий, хорошо читается натоптыш. Не исключено, что в те далёкие времена, когда границы были открыты, именно тут пролегал путь к перевалам Чипер Ледовый и Чипер Ложный.

Теперь направим своё внимание в сторону ГКХ. Доминирующая в этом районе вершина Талычхан (3670,3 м) зарылась в облака. Но это маленькое недоразумение полностью искупается грандиозным видом на ледник Кичкинеколбаши. С него и берёт начало Кичкинекол Восточный несколькими довольно грязными в данное время (года и суток) ручьями. Лишь один из истоков (правый) более-менее чистый.

А что это там чернеет на краю языка ледника? Да это же пещера!

Олег говорит, что заметил пещеру ещё на подъёме к озеру и предлагает осмотреть её. Раз уж с верхними озёрами обломались, так хоть к пещере сходим. Пошли!

Мои сопоходники настроены решительно и продолжают путь по гребню в сторону ГКХ, намереваясь найти спуск к леднику. Я же убеждена, что надо вернуться к озеру и спускаться по пути подъёма. Можно и по тропе, но это большой крюк вокруг озера, да и выведет нас тропа почти что к лагерю.

Однако я послушно иду за ними, и знаете, почему? Потому что когда ещё так близко подберёшься к ГКХ и увидишь такую картину! Вася с Олегом периодически заглядывают вправо вниз - крутовато, и вскоре они соглашаются - надо возвращаться.

Быстренько топаем по гребню обратно. И вот мы уже на склоне левого борта ущелья, по которому поднимались. Спускаться к ручью смысла нет, поскольку прямо отсюда просматривается вполне нормальный путь вниз. Надо сбросить чуть более 100 метров, и по возможности забирая немного влево.

Спуск довольно крутой, но большую часть пути удаётся протопать по слабовыраженным гребешкам, поросшим мхами и травами, которые надёжно фиксируют камни на склоне. А где травы нет - извольте топать по живым камням, но нам эта разминка перед завтрашним восхождением не повредит.

Наконец, спустя 20 минут аккуратного спуска, достигаем дна долины. И такое ощущение, что мы забрели на клумбу, посмотрите, сколько тут пышных кустов кипрея!

Вася уселся на большом камне неспроста, таким образом он мне даёт понять, где проходит тропа. Обычно при хождении по непонятному рельефу мы при выходе на тропу стараемся или подождать друг друга, или хотя бы ненадолго остановиться, чтобы как-то это место обозначить для позади идущих.

По тропе идти будет гораздо приятнее, чем через заросли тальника и кипрея вперемешку с камнями. А Олег унёсся вперёд, не заморачиваясь с поиском тропы.

Вскоре растительный покров как-то резко заканчивается и мы оказываемся в заключительном цирке долины, плоское песчаное дно которого усеяно камнями разного калибра.

На одном из группы крупных камней нанесена маркировка "К." Наверное, это для тех, кто не в курсе, что тут - Кичкинекол. Из серии "Л - логика":)

Примерно до этого места мы дошли по верхам, по гребню боковой морены. Не зря мы забраковали спуск оттуда, такие конгломератные склоны - довольно сложный вид рельефа и его по возможности следует избегать в своём маршруте.

С другой стороны камня - тоже "К." Почему-то живо представилась картина - перебрались сваны через ГКХ и думают, что же это за долина? А тут им подсказка на камне - Кичкинекол же!

До пещеры вроде бы рукой подать, но не всё так просто... Нам предстоит переправа через истоки Кичкинекола. Пока нам удаётся идти слева от ручьёв, но уже понятно, что в скором времени придётся пересечь как минимум один из них.

Тем временем Олег уже добрался до пещеры.

А мы с Васей подзадержались из-за поисков мест переправы через ручьи. Черпать воду в ботинки совершенно не хочется, поэтому стараемся найти узкие места, чтобы по камням перейти. А камни те, что в воде, скользкие, просто атас...

Сбилась со счёту, сколько в итоге ручейков нам удалось преодолеть. Остался последний, самый широкий. Переправиться через него мы смогли лишь у самого языка ледника, ниже по течению никак не получалось.

Поскольку в поисках брода через широкий правый исток Кичкинекола мы забрались немного выше уровня пещеры, то нам пришлось к ней спускаться. Благо, не по леднику, а между ледником и очередным ручьём по узенькой каменистой гряде из пошатывающихся камней.

Наконец, мы у входа в пещеру. Но куда подевался Олег? Он внутри, что ли? И тут мы замечаем его, спускающегося по каменистой гряде вслед за нами. Как он там оказался?

Ответ прост - пещера оказалась сквозной. Олег не стал рисковать, обошёл её сверху по леднику и заглянул в другой вход.

По его словам спуск с ледника в верхний вход пещеры - ещё то приключение, нужно сигануть в "колодец". Получается, что в обратном направлении - вообще не вариант, если искусство левитации вами не освоено.

Немного жутковато: сверху капает, оглушительно шумит ручей, камни скользкие, куски льда, отколовшиеся от полотка, валяются... И холод могильный...

Но цвет!!! Какой изумительный цвет у ледовых сводов! Я немного ошарашена, ведь никогда раньше мне не доводилось бывать в таких местах.

Вася осторожничает, мол, я лучше на входе постою, целее буду:)

Вася прав - лазить в такие места опасно. Вон какие трещины на потолке! И периодически оттуда что-то отваливается, судя по наличию осколков под ногами. Так что не будем искушать судьбу, и пойдём отсюда подобру-поздорову.

Выскальзываем в прямом смысле этого слова из-под нависающего ледового панциря. Со стороны кажется, что ледник тянется вслед за нами, как бы пытаясь схватить:)

Прощаемся с этим удивительным местом и направляемся в лагерь.

Наверное, стоило повторить тот путь, которым мы шли к пещере. Но мы пошли иначе - перепрыгнув ручей, вытекающий из пещеры, направились вниз по долине между этим ручьём и тем самым широким правым истоком, надеясь, что сможем найти место переправы.

Такое место нашлось - Олег и Вася смогли перепыгнуть ручей в сравнительно узком месте. Я же, глядя на бурлящий поток, чувствую, что размаха ног мне не хватит, а дотянуться до протянутой васиной руки не могу. Стать на камень, видимый из-под воды посреди протоки тоже не могу, он наверняка скользкий, да и глубоко там, не устою, снесёт. Ребята пытаются накидать в реку камней и соорудить мост, но река сжирает эти камни и как песчинки уносит их вниз.

Потыкавшись в ещё несколько потенциально возможных мест переправы, я понимаю, что нигде не вариант... Остаётся одно - идти вверх по этому ручью и искать возможность перепрыгнуть. Вполне вероятно, что мне придётся идти до самого языка ледника, но там-то я уж точно справлюсь. В печали я побрела вверх по ручью. Вася пошёл вверх по другому берегу, чтобы помочь мне. Буквально минут через 10 мы нашли узкое место, где я смогла прыгнуть на правый берег, и вскоре мы добрались до ожидающего нас Олега. В целом заминка с этой переправой заняла примерно полчаса.

Всего в радиальной прогулке мы прошли примерно 5,7 км, затратив на всё ровно 4 часа.