Гвандра-2018. Кичкинекольское Седло.

Назад 1 2
Далее 4 5 6 7 8 9 10 11

На 14 августа по плану была намечена радиалка на вершину Кичкинекольский Кругозор. Идею я позаимствовала у Михаила Голубева, маршрут был составлен на основе фотографий из его отчёта.

Небольшая справка:
Группа Голубева затратила на посещение Кичкинекольского Кругозора 5 часов. Разумеется, мы понимали, что ориентироваться на хронометраж спортивной группы не стоит. Но всё-таки обсуждали и такой вариант - сбегаем в радиалку, немного отдохнём, соберём лагерь, пообедаем и рванём в сторону перевала Буревестник Северный. Правда, особого смысла в такой гонке не было, ну сколько бы мы смогли набрать высоты на пути к Буревестнику? Метров 300-400? Но это всего полпути к озеру под перевалом, а у озера хотелось зависнуть подольше, а не просто проскочить его, идя на перевал.

Так что от идеи объять необъятное мы заранее отказались, но если бы не отказались, то вряд ли смогли бы её реализовать. Причину в нескольких словах можно выразить так: "Возьми описание маршрута сильной спортивной группы и умножь время его прохождения на два".

Мы вернулись в лагерь спустя 10 с лишним часов. Не скрою, много времени мы провели в праздном созерцании горных красот на привалах, почти час провели на вершине, да и вообще нисколечки не торопились - у нас же не спортивный поход, у нас отпуск и мы тут прогуливаемся. Но прогулка получилась весьма полноценная, после которой никаких мыслей не было о том, что можно ещё куда-то идти:)

Первая часть описания нашего восхождения посвящена подъёму на перевал Кичкинекольское Седло, самый высокий перевал в этом отроге ГКХ (3547 м). С перевала до вершины - не более часа пути траверсом разрушенного скального гребня, но об этом лучше рассказать отдельно.

Памятуя о том, что наши предшественники, стартовав в 7-45 утра, не успели увидеть Эльбрус с вершины из-за облачности, мы решили выйти пораньше. А именно - в 5 утра.

Проснувшись в 4-30, мы обнаруживаем, что долина укутана плотным туманом, видимость нулевая. 5-00, 5-30 - никаких перемен. Продолжаем валяться в ожидании просветления, ведь мы даже не знаем, чистое ли сегодня небо или затянуто облаками. Может, вообще не стоит куда-либо идти. Лишь к 6 утра туман начал медленно утекать вниз по долине и вскоре мы лицезрели чистейшее голубое небо над ГКХ. Решено - идём!

Но случилась непредвиденная задержка - чуть ниже по долине паслись коровы, и завидев нас, они сразу же ломанулись в нашу сторону. Это ж они всё вокруг палаток загадят, пожамкают оттяжки и тенты, а в худшем случае - зацепятся за оттяжки и порвут или утащат палатки. В нашем воображении возникали всё более ужасающие картины коровьего нашествия на лагерь и всё, что мы смогли предпринять - дождаться, пока коровы добредут до нас и начать гнать их вверх по долине. Но всё же мы покидали стоянку с некоторым ощущением беспокойства.

В 6-25 подходим под склон правого борта долины Кичкинекола. Нам нужно найти путь в висячую долину безымянного правого притока, берущего начало под перевалами Восточный Кичкинекол и ФАФТ. Руководствуясь имеющимся описанием, начинаем подъём, не доходя русла притока - левее другого ручья, ближайшего к месту нашей стоянки. Именно так можно большую часть подъёма проделать по осыпям и луговым гребешкам, сведя к минимуму контакт с зарослями рододендрона.

Первые десятки метров набираем в холодной тени склона.

Но свет с каждой секундой всё глубже проникает в долину, расплавляя остатки утреннего тумана. Становится заметно теплее. Даже хорошо, что пока мы идём в тени, подъёмчик-то крутой.

Приходится лавировать, перебираясь с травы на камни или наоборот, и всё ради того, чтобы не лезть по рододе. Но в целом ничего сложного нет.

Спустя час с небольшим, набрав порядка 300 метров высоты, завершаем подъём на первую ступень висячей долины. Здесь на высоте 2815 м останавливаемся на 10-минутный привал.

С места привала открывается замечательная панорама водораздела Кичкинекола Восточного и Чиринкола от ГКХ на юге до пика Панорамного на севере. Визуально в панораме доминирует вершина Чиринкол (3528 м), она прямо напротив нас.

В гребне водораздела правее г.Чиринкол выделяются седловины перевалов Электрик Южный, Электрик, Нефтяник и Панорамный Южный. Седловина намеченного к прохождению Буревестника Северного едва заметна (причём не только в этом ракурсе, его седловина в принципе слабовыраженная) и подход к перевалу в должной мере не просматривается.

Намечаем дальнейший путь от места привала - он состоит в последовательном пересечении нескольких осыпных участков, перемежающихся с травянистыми. Наша ближайшая задача - с плавным набором высоты подойти к руслу основного ручья и продолжить подъём вдоль него.

Первая по счёту осыпь преодолевается почти без набора высоты. Камни хорошо слежавшиеся, идти легко.

Но поскольку приходится идти навстречу ослепительному солнцу, то чаще снимать удаётся именно то, что остаётся позади.

Очередной взгляд назад - проскочив от места привала (там, где большой камень на краю ступени долины в правой части фото) с лёгким набором высоты через две осыпи и две луговины, мы уже почти добрались до русла ручья.

По третьей по счёту осыпной полосе начинаем подниматься слева от ручья. Постепенно среди камней начинает выделяться узкая каменистая гряда, тянущаяся параллельно ручью, и вдоль этой гряды появляется слабая тропка.

Позади всё шире разворачивается вид на главенствующую высоту района - г.Талычхан (3670, 3 м). Ранее мы видели Талычхан только с северо-запада и оттуда он выглядит двуглавым, как бы "Эльбрус в миниатюре". Перед наблюдателем с востока гора предстаёт совершенно иной.

Ветви ледника Кичкинеколбаши, сползающие с гребня ГКХ на участке от отметки высоты 3579 м до Талычхана, впечатляют. И это лишь часть мощного ледника, доступная нашему взору. Чтобы увидеть ледник во всей красе, надо забраться повыше, надеемся, сегодня нам это удастся.

Запас воды у нас был минимальный, ведь мы знали загодя, что предстоит путь вдоль ручья. Правда, в одном месте, где каменистая гряда как бы сгладилась, показалось, что тропка ушла налево на крутой травянисто-каменистый склон (он в кадре у Васи за спиной). Но вдоль ручья по-прежнему удобно идти по камням, и мы не стали отходить от воды.

Поскольку через некоторое время нам всё же придётся свернуть от ручья налево, мы решили, что в точке поворота маршрута пополним запас воды.

Вскоре склоны вокруг ручья "подросли", образовав миниатюрный каньончик, но само русло осталось проходимым. Меня не смутила необходимость местами идти по воде, и я продолжила путь вверх по ручью. Вася же стал забирать левее, постепенно поднимаясь над ручьём. А Олег перебрался через ручей и ушёл на правый борт. Итак, наши пути слегка разошлись, но визуальный контроль друг за другом у нас остался.

Спустя минут 10-15 наши пути снова сходятся в том месте, где стены каньончика сглаживаются и сходят на нет. Визуально наш путь упирается в моренный вал, его будем обходить слева. Но вот незадача - ручей внезапно уходит под камни. Причём я про себя отмечаю "вода ушла", но наивно полагаю, что выше ручей снова выбьется на поверхность. И продолжаю путь, пытаясь нагнать Олега.

Когда же до меня, наконец, доходит, что надежды на появление ручья нет, кричу Васе, идущему позади: "Рядом с тобой вода ещё есть? Набери!" Но сама вижу, что он тоже уже проскочил это место.

Возникшая из-за воды заминка разрешилась так: мы не стали суетиться и возвращаться к ручью, а понадеявшись на вездесущий русский "авось", настроились, что сумеем добыть воду где-нибудь ещё. А пока лучше отдохнём минут 10 и немножко осмотримся.

Прямо по ходу открывается обзор на Кичкинекольскую Башню. Кстати, нам уже пора резко свернуть налево, чтобы по луговой полосе подняться на видимый отсюда осыпной гребешок.

Глядя на путь предполагаемого подъёма, мы недооценили перепад высот почти в 2 раза. А вы угадаете - сколько здесь придётся набрать? Делайте ставки, проверьте свой глазомер! Ответ будет дан далее по тексту.

Сидим, отдыхаем, поглядывая то вниз на пройденные "ступеньки" висячей долины, то в сторону Талычхана и Чиринкола.

Глубокий V-образный провал правее массива Талычхана - это район перевала Ачаучат (он же пер.АКТ - перевал Азовского Клуба Туристов). Различают две седловины - АКТ Ледовый и АКТ Скальный. Ни одна из них сейчас не просматривается.

Даже при рассмотрении с увеличением не сразу становится понятно, что район перевала АКТ прикрыт гребнем отрога, из-за которого мы пока и не видим ни перевала, ни подходов к нему.

Трудно избавиться от иллюзии будто один из ледовых языков упирается прямо в крутой рыжий каменистый склон. Кажется, что можно по нему подняться и пощупать ледник. На самом деле этот рыжий склон принадлежит коварному отрогу, расположенному ближе к нам.

А что же наш Буревестник Северный?

Наклонные скальные пласты - своего рода визитная карточка г.Чиринкол, благодаря им вершина легко узнаваема. Но если с западной стороны они рыжеватые, то с востока скальная палитра гораздо богаче и в первую очередь бросаются в глаза именно пласты светлых пород. Так вот... самый нижний пласт светлых пород выходит на водораздел аккурат в том месте, что принято считать Буревестником Северным. Седловина перевала - самая низкая точка видимой части гребня водораздела слева от Чиринкола.

По мере набора высоты всё лучше виден ледник, занимающий большую часть перевального взлёта Буревестника. К середине августа ледник почти полностью открыт, да мы другого и не ожидали. Но у нас есть хитрый план насчёт этого ледника.

Если продолжить путь на восток, то вскоре можно добраться до заключительного цирка долины, общего для перевалов Восточный Кичкинекол (он же - Сварщиков?), Светлый и ФАФТ. Первые два перевала выводят в соседнюю долину Уллу-Езень, а ФАФТ - в долину Ненскры в Грузии.

Немного крупнее и с пояснениями.
В центре кадра - вершина 3462 м, стоящая в ГКХ. В её северном плече видны три понижения-"зазубрины". Второе по счёту понижение от вершины - седловина перевала Светлый, на неё возможен подъём с этой стороны, а спуск в долину Уллу-Езеня происходит с более низкой седловины, куда следует пройти по гребню.

Справа от вершины 3462 м - широкая покрытая ледником седловина перевала ФАФТ.

А дальше начинается путаница... По карте Ляпина перевал Кичкинекол Восточный это самая низкая седловина слева от 3462 м, а перевалы Светлый и Сварщиков не отмечены. В то время как по Голубеву перевалом Восточный Кичкинекол является самая высокая седловина, примыкающая к массиву Кичкинеколькой Башни. И у этой седловины имеется второе название - перевал Сварщиков (именно так он упомянут в отчете Зарицкой от 2010 г). В общем, есть повод для посещения этого района:)

Отдохнули? Теперь попытаемся добыть воду. Пока мы сидели, ветер доносил до нас слабый шум воды откуда-то со стороны скал. Прямо по ходу в расщелине (в центре кадра) даже видны мокрые скалы. Но Олегу показалось, что вода журчит где-то левее (слева за кадром), он пошёл туда и вскоре торжествующе размахивал полторашками, полными чистейшей вкусной воды.

Проверять расщелину на предмет наличия воды мы не стали, поскольку не доходя до неё, поймали тропку на склоне и стали забирать в сторону от расщелины. Да и вода у нас уже есть. Но скажу сразу - на обратном пути мы заглянули туда и обнаружили чистейший ручей! Правда, ручьём как таковым он является недолго - лишь вблизи скал, а затем зарывается в толщу склона. Неудивительно, что издали его не видно.

Начинаем взбираться по травянисто-каменистому склону. Нам надо попасть на верхнюю террасу, пройдя через "скальные врата", так я условно называю скалы, между которыми вверх тянется узкая луговая полоса.

Тропа сперва плавно набирает высоту, забирая влево. Немного не доходя подножия левой "воротины", тропа круто поворачивает направо на 90 градусов и ведёт нас "в лоб" между скал, вырождаясь в отдельные каменистые или травяные "ступеньки".

На выходе из "скальных врат" луговина расширяется, и тут нам открывается вид на "следующую часть марлезонского балета" - осыпной склон, протяжённость и крутизну которого трудно объективно оценить снизу. Кажется, что вверх идти порядка 100 метров, ну, может быть, 150...

Как же сильна иллюзия, что перед нами отрог Кичкинекольской Башни! Я поначалу не могла понять, почему же он никак не обозначен на карте Ляпина? Вернее, на карте есть какой-то отрог, но он ответвляется от Кичкинекольского Кругозора и находится гораздо дальше.

Ответ оказался прост: то, что мы видим - вовсе никакой не отрог! Силясь разглядеть вверху среди скал следующий ключевой элемент пути из описания Голубева - "широкую полку", я и не предполагала, что вот это вот всё - и есть та самая "полка". То есть по сути она представляет собой ступень на пути к действительно существующему, но невидимому отсюда отрогу, разделяющему цирки перевалов Кичкинекольское Седло и Уллу-Кам Южный.

Перед началом подъёма по осыпи минут 15 отдыхаем. Время - 10-05, высота 3225 м. И как обычно принято на привалах, осматриваемся.

Ага, что-то новенькое в панораме появилось - грациозная Штавлери показалась из-за седловины Чипера Ледового.

Штавлери каких-то 6-7 метров не хватает, чтобы считаться четырёхтысячником, но по красоте она не уступает многим более высоким вершинам. Я мечтала увидеть Штавлери в прошлогоднем походе с высоты Чатбаши, это был бы наилучший ракурс, но тогда облачность помешала. Но сейчас я вознаграждена:)

И ещё один "почти четырёхтысячник" появляется в поле зрения - Далар (3988 м). Его серая скальная башня возвышается над седловиной Электрика Южного.

Ну что, сколько можно прохлаждаться? Вставайте, вершина ждёт! А Олег с Васей не торопятся завершать привал и как бы говорят - "да иди-иди, мы тебя скоро догоним".

Переход с травянистой части подъёма на осыпную сопровождается увеличением крутизны примерно до 45 градусов. Осыпь местами подвижная, но её ширины хватает, чтобы идти шеренгой и в случае срыва камней не травмировать друг друга. Так и идём - на расстоянии метров 10-15 друг от друга.

В какой-то момент, присмотревшись повнимательнее, замечаю, что склон передо мной буквально разрисован козьими тропами. Не знаю, видят ли их Вася с Олегом, а я с этого момента доверяюсь тропе - по ней всяко лучше и быстрее, чем без неё.

GPS молчаливо и беспристрастно фиксирует изменения высоты от последнего места привала - 50 метров, 100, 150... Подъём и не думает заканчиваться, а ведь снизу казалось - сколько там идти, фигня. Каждый из нас уже осознаёт, что радиалка не из тех, после которых можно продолжать движение по основному маршруту.

Из-за водораздела Кичкинекола и Чиринкола показались знакомые очертания массива Чунгурбаши и вершин Кичкинекольской Подковы - Замка и Трапеции. А Далар к этому моменту зарылся в облако.

С достигнутой высоты стало заметно озеро под взлётом Буревестника Северного, но пока это просто узкая бирюзовая полоска воды.

Рассматриваем покрупнее скальный гребень, ограничивающий ледник с юга. Рассказываю, в чём состоит хитрость - мы планируем подняться на Буревестник Северный, не сделав ни шагу по леднику, обойдя его по скалам. Я не встречала упоминаний о реальном прохождении перевала таким способом, а навёл меня на эту мысль отчёт группы Дащинского. И я уверена, что у нас получится.

На юго-востоке позади седловины ФАФТа торчит остроконечная пирамидальная вершина - это Квармаш (3710,1 м). А под ледником, оказывается, есть озеро!

Поднимаемся ещё выше. Пирамидка Квармаша заметно подрастает и у неё появляется "сосед" - Лейрак (3754,8 м).

На западе - многоплановая панорама горных хребтов. Дальний план представлен Даларом и Трапецией, более ближний ряд вершин - Замок, Фильтр, Таллычат. Ещё ближе к нам - Чунгурбаши и подчёркнутый тенью от облака район перевала Перемётный.

На переднем плане - водораздел Кичкинекола и Чиринкола в районе перевалов Электрик. Из-за седловины Электрика Южного торчит макушка Каракангакаи. Под перевальным взлётом Электрика, который кажется таким низким по сравнению с соседним Электриком Южным, блестит ещё одно озеро, тёмно-синее, непохожее на то, что по Буревестником Северным. Как бы к нему сходить?

Продолжаем пыхтеть на подъёме, совсем немножко осталось... Тропа ведёт в обход причудливых скальных зубьев справа.

Конечно, козьи тропы это вам не парковые аллеи, но к примеру, я здесь стою на тропе:

Правда, стоит сделать лишь шаг в сторону от тропы - и создаётся впечатление, что наш путь сюда был весьма ноговыламывательным:) На самом деле - "истина где-то между", оба фото в какой-то мере постановочные:)

А вот более правдоподобная передача реальности - по этому крутяку мы сюда поднялись. Низа не видно, настолько круто. Картинка называется "Найдите на подъёме Васю":)

Наконец, в 11-15 крутейший участок пути преодолён. Почти 5 часов мы затратили на подъём сюда, в то время как группа Голубева за такое же время успела не только посетить вершину, но и вернуться в лагерь.
Мы находимся на той самой "широкой полке" из описания Голубева, и как вы думаете, какая здесь высота? 3460 м! Снизу мы и предположить не могли, что этот участок пути характеризуется перепадом высот более чем 400 метров!
Отсюда до вершины остаётся набрать всего 170 метров.

"Полка", а я бы сказала, что это скорее терраса, действительно, очень широкая и пологая. Здесь впервые на маршруте встречается снежник, надо же, до середины августа долежал.

Перед тем, как продолжить путь, желательно подкрепиться. В процессе отдыха, совмещённого с поглощением бутербродов, отмечаем, что нового видно с этой высоты. В юго-западном направлении таких объектов два: первый - перевал АКТ (видны обе седловины - и АКТ Ледовый, и АКТ Скальный), второй - вершина Кодорского хребта Окрилатави (3606,4 м), проглядывающая из-за седловины Буревестника Северного.

В дополнение к уже примелькавшимся Квармашу и Лейраку в панораме на юго-восток появляются массивы Лакры (3720 м) и Цалгмыла (3992, 6 м). Острая вершина Цалгмыла утопает в облаках, а потому не выглядит доминирующей по сравнению с рядом стоящими вершинами. Вообще, в этом направлении главенствующая вершина - Лайла-Лехели (4008,8 м), если бы не облачность, мы могли бы видеть её чуть правее Цалгмыла.

Кичкинекольская Башня (3561 м) хорошо видна с террасы. В принципе, на неё тоже можно попробовать забраться, но чую, после Кругозора (которого мы, кстати, пока ни одним глазком не видели) нам будет уже не до неё.

В 11-30 неохотно заканчиваем привал, здесь так здорово, что сидел бы и любовался видами хоть полдня... Но надо ж добить маршрут!

Быстро проскакиваем почти горизонтальный участок каменистой террасы и начинаем подъём на гребень, соединяющий Кичкинекольскую Башню с узловой вершиной водораздела 3626 м (она доминирует в кадре). Какое именно место в гребне является перевалом Кичкинекольское Седло, сказать сложно. Мы наугад выбрали понижение справа от большой каменюки на гребне, и как оказалось - не ошиблись.

Взгляд назад позволит получить более правильное представление о характере рельефа этого участка маршрута. Внизу остаётся снежник, расположенный вблизи места нашего выхода на террасу. Каменистый перевальный взлёт достаточно пологий - крутизна порядка 25-30 градусов.

С каждым набранным метром высоты виды всё более завораживающие. Появились "ушки" Черных Башен выше Чиринкола, а слева от Окрилатави - массивы Могуаширхи и Харихры. К сожалению, их довольно узнаваемые вершины прячутся в облаках.

На западе открылся интересный вид на Доломиты, в котором выделяются остроконечный пик Доломита Главного и округлая вершина Доломита Северного.

В 11-55 мы на Кичкинекольском Седле. GPS показывает высоту 3547 м. На данный момент это второй по высоте посещенный нами перевал - первенство остаётся за перевалом Мурсалы (3555 м).

Заглянув по ту сторону перевала, мы застыли в изумлении... Никакое фото не передаст этих ощущений.

Перевал - односторонняя 1Б. Если опустить продолжительность подхода с запада, то можно сказать, что сложность большей частью заключена в преодолении ледника, занимающего восточный перевальный взлёт. Но в том состоянии, каким мы видим этот взлёт сейчас, никаких проблем со спуском с перевала без снаряжения не возникнет. Ледник можно обойти.

Изюминка перевала - вид на Эльбрус. Именно в такие моменты начинаешь упрекать себя за то, что слишком много времени затрачено на отдых, душевные разговоры, фотографирование и распознавание каких-то других вершин... А когда, наконец, мы здесь и ожидаем увидеть Эльбрус во всей красе - его закрыло облаком! Досадно, но ничего не поделаешь, потому как всё вышеперечисленное - неотъемлемая часть похода, "из песни слова не выкинешь"...

Покопавшись в туре, обнаруживаем прошлогоднюю записку краснодарского "Крокуса". Впоследствии я получу полезную информацию от одного из участников этой группы и отчёт об их походе.

А на вершину-то пойдём или как? Что за провокационный вопрос:) Зря, что ли мы сюда топали 5,5 часов? Разумеется, идём!

Весь оставшийся путь к вершине прекрасно просматривается с перевала. Чувствую, камни нам сегодня будут сниться:)

Следующий пунктик нашей сегодняшней культурной программы - репортаж с вершины:)
Ждите, он обязательно будет!