"Рожкао – Загедан – Абишира - Архыз". 9 день, 15.07.2011г. Часть 1

Оз. Речепста Нижнее - оз. Перевальное - пер. Семнадцати Южный (1Б)

Сегодня должна была решиться судьба дальнейшего маршрута. Или погода нам улыбнётся и позволит пройти перевал Семнадцати, или нам придётся распрощаться с Абиширой на перевале Речепста.
Стоянка у Голубого озера.

Речепсту идти жутко не хотелось, я была наслышана о неприятном затяжном спуске, о блуканиях групп, забуривающихся в каньон одноимённой реки. Изучив чужой опыт, я была достаточно хорошо подготовлена именно к правильному спуску с Речепсты. Но всё-таки не хотела заканчивать поход этим перевалом.

Васька, поддавшись моим нелестным высказываниям о Речепсте, даже предлагал вместо муторного спуска по траве сделать траверс от Речепсты до Чилика, что было даже сложнее, но позволяло затем идти по замечательной тропе, не ломая ног. В общем, не любим мы спуски по травяным склонам…

Однако утро было таким прелестным, что мы с Васькой решили – этот день мы посвятим перевалу Семнадцати. Знатоки Абиширы вполне резонно могут потребовать уточнения - которому из них, Северному или Южному? Южному, конечно же, Южному! Семнадцати Северный, на мой взгляд, логичнее ходить в другом направлении, от озера Лазурного к Речепсте.
Сегодня можно хорошо рассмотреть район пер.Кынхара.      Кто-то спросил, сложный ли будет перевал, пришлось ответить «примерно, как Кынхара». И в этом моём ответе не было ни капли вранья, я действительно была уверена, что категория 1Б перевалу Семнадцати Южному присвоена немного незаслуженно. А если там и на самом деле 1Б, неужто он сложнее Ак-Айры Западного или Орлёнка?

Справимся! В помощь нам были весьма информативные фотографии с нанесённым на них направлением спуска. Мы изучили фотоматериал, стараясь запомнить что да как.

Да, чуть не забыла сказать о том, как преобразилось озеро за прошедшую ночь. Вечерняя гроза смыла со скал в озеро изрядное количество причудливых снежно-ледовых глыб, а к утру «стаю ледяных лебедей» ветром подогнало к стоку озера.
"Лебединое озеро"Ледяные лебеди

Мы бегали по берегу, фотографируя их и так, и эдак, а они горделиво покачивались на поверхности озера, большей частью погружённые в воду, как и положено настоящим айсбергам. Это захватывающее зрелище сподвигло меня на то, чтобы дать озеру, у которого и так есть несколько названий, ещё одно – «Лебединое озеро».
Палатки собраны, мы готовы идти на пер.Семнадцати.
      В 8-17 прощаемся с живописной стоянкой у озера. Перепрыгиваем Кызылчук и направляемся к перемычке из «бараньих лбов», ведущей на верхнюю террасу. Где-то там должна быть тропа.

Действительно, тропка весьма неожиданно появляется откуда-то слева, из долины Кызылчука, и серпантином начинает взбираться на скалы. Качество тропы отменное, крутизна приемлемая, напрасно мы в октябре 2008 г не рискнули идти сюда, издали испугавшись крутых обледеневших скал.

Справа по ходу шумит ручей, вытекающий из озера Перевального. Всё выше мы поднимаемся над «Лебединым озером», всё глубже становится его синева. На заднем плане отвесной стеной застыл хребет Чилик, пугая своей крутизной. Понятно, что эта картинка довольно обманчива, но глядя на Кынхару, невольно задаёшься вопросом – как же мы там спускались вчера?
Подъем от Голубого озера к Перевальному. Прекрасный вид на Кынхару.Кынхара.

Через полчаса неспешного подъёма с постоянным оглядыванием назад и фотографированием мы выходим на просторную холмистую террасу, и озеро Речепста Нижнее исчезает из нашего поля зрения. Не беда, вскоре нас ждёт встреча с другим озером – Перевальным, которое пока не спешит показываться из-за холмов. Но вот, наконец, впереди блеснула нежно-голубая полоска воды. Бежим туда.
Озеро Перевальное не спешит показываться из-за холмов...На берегу Перевального озера.

В общей сложности на переход от нижнего озера к верхнему ушло около 40 минут.
Перевальное озеро
      Озеро Перевальное обосновалось в живописном высокогорном цирке на высоте 2769 м. Выше него только парочка безымянных озёр на пути к перевалам Семнадцати, так что среди озёр Абиширы, имеющих собственные названия, Перевальное – рекордсмен по высоте. Под перевалом Речепста

По сравнению с нижним озером мы поднялись всего на 187 м, но как изменился окружающий ландшафт: здесь нет ни единого кустика рододы или можжевельника, густые и высокие травы сменились низкорослыми, под ногами хрустит подстилка из лишайника.

Много камней. Много цветов.
Цветочки-лютики
      Низкорослые жёлтые ветреницы, незабудки и целые поля колокольчиков. Даже страшно представить, что, если бы они по-настоящему умели звенеть – вот тогда бы мы, наверное, узнали, что такое «оглушительная красота».

К нашему счастью, колокольчики молчат, и тишину нарушает только шум водопада, несущего воды из верхних озёр в Перевальное.

Лазурь Перевального озера     Цвет озёрной воды насыщенный голубой, вода удивительно прозрачна и холодна. Вблизи гребня Абиширы берега ещё скованы льдом, отколовшиеся льдины дрейфуют по направлению к стоку озера, вместе с ними на поверхности покачиваются съехавшие со склона грязные обломки снежников.

Хорошо просматривается подъём от озера к перевалу Речепста, он не представляет никакой сложности.
Просматривается путь подъема к пер.Речепста.

Район перевала Речепста – альпийские луга, и как уже было упомянуто, это самый мой нелюбимый вид рельефа, мои предпочтения – камни и снег, надеюсь, группа со мной солидарна. По крайней мере, никто даже не заикнулся о том, не пойти ли нам на Речепсту…

Правда, уже после похода душит жаба, оттого что не пошли туда, но не с целью спуститься, а чтобы сходить на одноимённую вершину. Высшая точка Абиширы, 3214,8 м, а мы проскочили мимо. Вернее, мысли про вершину Речепста были, но ввиду новизны района мы не оценивали время, которое можем затратить на радиалку, и опасались, что после такой радиалки, вероятно, нам придётся спускаться с перевала Семнадцати по плохой погоде. Эх, будь у нас в запасе ещё денёк… но его уже не было.

Минут пятнадцать мы провели у озера, лазая по окрестным холмам и фотографируя озеро в разных ракурсах. Форма озера Перевального весьма причудливая, это видно и по карте. Мне оно напомнило купол медузы с тремя щупальцами, пытающейся прорваться за скальную стену Абиширы.Вид с Кынхары в сторону оз.Перевального (когда с погодой везёт)

Гребень Абиширы нежно прикрывает озеро своим плавным изгибом между вершинками 2926,8 м и 2974,0 м. Наблюдателю, стоящему на Кынхаре, как раз в понижении между этими вершинками видны выстроившиеся в ряд Пшиш, Псыш и Токмак-Кая.

Жаль, что вчера мы были лишены удовольствия видеть это своими глазами. Но, поверьте, это зрелище стоит того, чтобы лезть на Кынхару.

Однако, отвлеклись… Кынхара позади, впереди – перевал Семнадцати.Озеро Перевальное, вид с подъёма на перевал Семнадцати

В 9-20 мы начинаем подъём к перевалу Семнадцати по каменистому гребню левее водопада. На мелкокаменной сыпухе просматривается множество тропок, но тут и без них путь понятен.

Позади остаётся так и не удостоившаяся нашего визита Речепста, и по мере нашего подъёма её остроугольная вершина постепенно занимает доминирующее положение на горизонте.

Примерно на высоте 2880 м начинается выполаживание.
Обход малого озерца и выход в просторный цирк под перевалами Семнадцати. Доминирует вершина 3097 м.
     Обходим слева забитую снегом ложбинку с ручьём, вытекающим из миниатюрного озерца (2884,0 м).

Нашему взору открывается удивительно просторный предперевальный цирк, поросший сочной молоденькой травкой. Большой выбор мест для стоянки и наличие воды делает это место весьма привлекательным.

Учтём на будущее такую возможность заночевать в непосредственной близости к перевалу.
Северная седловина пер.Семнадцати со стороны долины Кызылчука совершенно не выглядит на 1Б. Но спуск с нее к Лазурному стоит присвоенной категории

Прямо по курсу – перевал Семнадцати Северный. Подход к нему выглядит настолько банально (по лугу с мизерным набором высоты), что у некоторых товарищей возникает мысль идти туда. Ещё бы – ведь на нужный нам перевал Семнадцати Южный ведёт крутой на вид снежник и камни, а тут по травке раз-два – и ты на перевальной седловине.

Вот только никто из этих товарищей не видел, что ждёт нас с другой стороны. Надо сказать, что Южный со стороны Лазурного мы с Васей тоже воочию не видели (он был в тумане), а вот Северный имели возможность наблюдать, и моё мнение – подняться там можно, а вот спускаться без снаряги даже и пытаться не стоит.
Подъем по некрутому снежнику в пер.Семнадцати Южному (3015 м). 1А или 1Б - зависит от варианта спуска. У нас получилось 1Б.
     Я не к тому, что вообще не спустишься, просто не нужен нам этот неоправданный риск. Так что свой выбор мы менять не станем и пойдём на Семнадцати Южный.

Перед началом подъёма по снежнику мы минут десять передохнули, пожевали каких-то сникерсов и орешков.

Примерно в 10-00 пошли вверх. Снежник оказался не таким крутым, как виделось издали, а на удивление пологим и слежавшимся, хорошо держащим. Однако это не помешало мне пару раз, ступив слишком близко к камням, эффектно уйти вниз по колено, не менее эффектно при этом выругавшись.

Справа по ходу с крутых скал Абиширы свисают грязноватые остатки снежников, впереди маячит округлая скальная макушка 3097 м. Мы всё ближе подбираемся к стене Абиширы, впереди уже угадывается перевальная седловина. Она вся в снегу.
Записка с пер.Семнадцати Южного от "Горынычей".
     В 10-15 приваливаемся на камнях чуть выше и левее седловины, здесь удобнее, чем на снегу.

Из тура извлекаем записку от 11 июля от туристов Дома детского творчества Калининского р-на г. Санкт-Петербурга под руководством Валюкович Марии Александровны. Они побывали здесь радиально, поднявшись со стороны Лазурного озера.

В записке указана неверная высота перевала – 2956 м. В действительности это высота перевала Семнадцати Северного, а здесь повыше будет метров на 50 как минимум. Мой GPS показывает 3015 м непосредственно у тура. Считаю, что допуская некоторую погрешность измерений, можно уверенно говорить о том, что перевал Семнадцати Южный находится на высоте не менее 3000 м. Карта 500-метровка, кстати, со мной солидарна, трехкилометровую изолинию мы должны были пересечь на пути к перевалу.
Вид на озёра с гребня у перевала Семнадцати Южного.
     Высшая точка нашего маршрута. Хотя нет, всё-таки не высшая. Мы взбираемся по камням на обзорную площадку севернее перевала, вот тут, пожалуй, будет максимум. Обзор вниз просто завораживающий!

Озёра! Большое озеро овальной формы – Лазурное; глядя на него, нельзя не отметить, как удачно дано название. Пронзительный глубокий цвет довольно недвусмысленно говорит о глубине озера, ещё бы – аж 42 метра! Самое глубокое озеро Абиширы. Второе озеро, обзор на которое частично закрывают скалы, маленькое, кругленькое и не имеющее имени собственного; оно изумрудного цвета и по периметру сковано льдом. Непосредственно с перевальной седловины вид на озёра не столь шикарный - оттуда видна лишь часть Лазурного.

Намечаем пусть спуска с пер.Семнадцати Южного. На переднем плане - тур.     Но вот озёра рассмотрены, сфотографированы, и теперь пора подумать о том, как до них добраться.

А ведь там круто! Нет, даже не так… Зашибись, как круто! И как, простите, туда спуститься? Каждый, кто подходит к краю и заглядывает вниз, умудряется произнести что-то типа «упс…»

В общем, с первого взгляда все понимают, что не будет «как на Кынхаре». Выходит, что 1Б всё-таки.

Сейчас отдохнём, ещё раз внимательно посмотрим фотки со схемой спуска, и да помогут нам ноги, руки и мозги!

Читайте продолжение
День 9 (часть 2)  День 10 (часть 1)  День 10 (часть 2)  День 11

Назад
День 1  День 2  День 3  День 4  День 5 (часть 1)  День 5 (часть 2)  День 6  День 7  День 8