"Рожкао – Загедан – Абишира - Архыз". 8 день, 14.07.2011г

Утро в долине Речепсты.
Стоянка под пер. Речепста-Пхия - пер. Ацгара (н/к) - пер. Чилик (1А) - оз. Чилик - пер. Кынхара (1А) - оз. Речепста Нижнее (Голубое)

Утро порадовало отсутствием осадков. Проснулись традиционно около 6 часов, покушали, дождались, пока из-за Абиширы выглянет солнце и просушит палатки.

В 7-45 мы были готовы отправиться в путь.

Вчера мы обдумывали возможность траверса отрога, разделяющего перевалы Речепста-Пхия и Ацгара – по карте выходило, что ничего экстраординарного в этом нет. Главное, не упереться в скалы, а для этого надо сбросить немножко высоты по отношению к высоте нашей стоянки (2750 м), т.е. спуститься на очередную ступень и оттуда начать огибать отрог.
Нам лень спускаться в долину...
     Наверное, не мы одни такие умные – в траве нашлась хиленькая тропинка. Правда, местами она была вообще нечитаема, что заставляло меня усомниться в правильности выбора, но группа уверенно шла вперёд и не выражала недовольства от ходьбы по крутому травянистому склону. Экономия на сбросе/наборе высоты была налицо, вернее сказать - справа по ходу, и глядя сверху на эти сэкономленные 100 метров по вертикали, думалось только одно - «мелочь, а приятно»…

Тропинок на склоне, кстати, было много, они были и выше, и ниже по склону, но все одинаково тонюсенькие. Мы иногда перебирались с одной на другую, но «главной дороги» среди них так и не обнаружили.
Траверс от пер.Речепста-Пхия до пер.Ацгара.
     Примерно через полчаса ходьбы мы круто завернули за отрог. Тропа стала натоптанной, и это я связываю с тем, что именно этот участок проходится довольно однозначно – чуть ниже скал и практически по краю лежащих на склоне снежников. Один из снежников мы пересекли, а другой обошли низом.

В ручье, берущем начало из малюсенького озерца и впадающем в озеро под перевалом Ацгара (2625,0 м), мы запаслись водой на дальнейший путь. За ручьём следует небольшой набор высоты, а затем мы выходим на жирнющую тропу, ведущую прямо на перевал.
"Прямолинейность". В смысле - прямолинейность тропы на пер.Ацгара.
     Такая же мощная тропа (собственно, она и отмечена на картах) тянется к Ацгаре по противоположному борту долины, причём поражает её прямолинейность, словно кто-то чиркнул лезвием по склону Абиширы, оставив этот незаживающий след.

В 8-47, спустя час ходу от стоянки, мы на перевале Ацгара (н/к, 2715 м).

В туре записка от турклуба «Квест» г.Славянска от 12.07.11, в которой почему-то перевал называется АцгОра и категория у него 1А. Довольно часто встречающийся ляп. Чтобы его исправить, изымаем их записку, взамен оставляя свою с указанием и правильного названия, и некатегорийности.
Записка с пер.Ацгара (поубывав бы за АцгОру и за 1А!)
     С перевала открывается великолепный вид на верховья Западной Ацгары и тройку загеданских трёхтысячников – Уруп, Седую и Загедан-Скалу.
Вид с пер.Ацгара в долину Восточной Ацгары.

Три дня назад мы рассматривали их с другой стороны. А сегодня мы вглядываемся в «спину» Загедан-Скалы, гадая, где же мы промахнулись с траверсом. И как нам кажется, находим то место, а когда нам удастся проверить правильность наших догадок – одному Богу известно.
Три вершины Загедана
     В 9-05 мы начали подъём на пер.Чилик. Мы с Васькой немного замешкались, а шикарная тропа сразу же усыпила бдительность наших сопоходников и они лихо понеслись вперёд, даже не заметив, что прозевали отворот тропы на Чилик и бегут в долину Речепсты. Пришлось их тормознуть и направить вверх. Тропа на Чилик ответвляется от основной в непосредственной близости от Ацгары и под очень небольшим углом уходит вверх по склону. Идти по такой тропе – просто наслаждение: очень приятный для ног уклон, хорошая ширина тропы (не надо изображать походку манекенщецы), иди себе да иди. И чем выше поднимаешься, тем круче обзор.
Начало подъема на пер.Чилик от пер.Ацгара. Озеро в истоках р.Речепста.Всё больше открывается обзор на ГКХ. Вид с подъема на пер.Чилик.

Из-за невысокого хребта Дукка встают вершины Аркасары во главе с Закзан-Сыртом и Дукка-Баши, за ними в лёгкой дымке голубеют острый пик Аманауз-Баши и зазубренная корона Пшиша, далее к востоку рвут небо своими узнаваемыми очертаниями Псыш, Токмак-Кая и Чучхур-Баши, укутанные ледниками. Ну, и конечно же, София, её скально-ледовый купол просто прекрасен. Жаль, что сегодня воздух не столь прозрачен, ни гор Домбая, ни тем более Эльбруса, не различить.
Под перевалом Чилик
     По долине Речепсты в нашу сторону движется горец верхом на коне. Поравнявшись с нами, он приветствует нас и говорит, что едет на перевал звонить. Известие о наличии связи на Чилике радует группу, мы уже неоднократно пытались дозвониться домой из различных точек, но безуспешно. Подстёгиваемые желанием сообщить родным, что с нами всё в порядке, мы буквально взлетаем на перевал, даже не заметив, что набрали почти 200 м по вертикали.

Подъём на Чилик занял у нас час времени.
Хребет Чилик Второй
     Тропа выводит в самую низкую часть гребня Абиширы, высота здесь примерно 2920 м, тут же сложен перевальный тур. Спуск с перевала непосредственно в этом месте хоть и возможен, но неразумен. Однако по крутому снежнику к перевалу тянется цепочка следов – не перевелись ещё среди туристов любители ходить на перевал «в лоб»!

Правее по гребню и чуточку повыше есть как минимум ещё парочка мест, откуда спуститься гораздо проще. И мы, естественно, пойдём туда, вот только сперва позвоним и заглянем в тур. Дозвонившись до Ростова, узнаём, что там стоит адская жара. И как-то сразу перехотелось домой…
Записка с пер.Чилик от т/к "Квест"
     Так, ну а что там в туре? Всё те же ребята из «Квеста». И что примечательно, в записке пишут как бы в назидание другим группам «Идите правильным путём», уже не намёк ли это на те безбашенные следы по снежнику? Ладно, мы-то правильный путь знаем. Пишу свою записку. Но пролежать ей в туре не суждено даже и получаса – снизу из долины Чилика ползёт группа, эта записка станет их добычей. Вот так вот – пришли в цивилизацию… теперь табунами туристов будем встречать, Абишира это ж проходной двор… Трое запыхавшихся мальчишек топают нам навстречу. Перекинулись с ними парой фраз. Питерцы. Пришли сюда по долине Чилика.
Спуск в долину Чилика
     Мы поднялись по гребню до следующей седловинки, где тоже сложен турик (кстати, никакой записки в баночке из-под чая не обнаружилось, а баночка-то знакомая – год назад мы вынимали из неё записку ФСТ г.Новороссийска).

Здесь и будем спускаться. Только сперва подождём, пока вся встречная группа вскарабкается, чтоб ни дай бог на их головы каменюк не уронить. Но те что-то тормозят, видимо, думают нас вперёд пропустить… не, ребятки, уж лучше вы к нам… Несколько минут взаимного непонимания. Мы стоим на перевале, а они замерли на тропе на подходе к снежнику. Ой, да их там столько, что если мы будем ждать, пока все поднимутся, уйму времени потеряем. Решено – начинаем спуск, раз уж от нас именно этого и ждут.
Человечки на перевале Чилик
      По сыпухе спускаемся к снежнику. Он довольно крутой и пересекать его, видимо, не решалась ещё ни одна группа, мы тоже не будем. Пойдём «как все» - ниже снежника по свеженатоптанной тропе, развезённой в вязкую жижу. Вскоре мерзопакостный участок остаётся позади, и мы выходим на хорошую каменистую тропу, где и встречаем отстающую часть питерской группы. Желаем им удачи и несёмся вниз к зелёным холмам, за которыми прячется озеро Чилик. По пути мы встречаем ещё одну группу. Эти из Москвы. Идут в Пятиозёрье.

Васька уносится вперёд, мы с Олей едва за ним поспеваем, а остальные где-то позади, их и не видно. Тропка спускается к громко бурлящему ручью, мы с Олей в две глотки кричим Ваське, чтоб не шёл туда, какой смысл делать такой крюк и выходить к стоку озера, когда можно спуститься прямо отсюда. Озеро ещё не видно, но уже угадываются очертания котловины, где оно лежит. Ждём, пока остальные участники покажутся в поле зрения и заметят нас. Андрей нагоняет нас первым. Вова с Настей идут, не торопясь, но они тоже нас видят, так что не заблудятся. Уходим с тропы и берём направление на «серединку» ещё не показавшегося озера. Пара минут ходьбы и мы на краю склона.
     Вниз - бегом марш!!!
     Там, внизу, искрится на солнце манящая бирюза Чилика. Несмотря на то, что для меня это не первая встреча с озером, при виде его у меня вырывается восторженное «Ого!», и ноги сами бегут по склону. А склон, как бы так поделикатнее выразиться, не очень пригодный для спуска: травяные кочки, можжевельник и родода в ассортименте, при этом довольно круто. Подбадриваю себя, мол, ничего, это ж всего метров 100 по вертикали, можно и покорячиться. Хотя что подсказывает мне, что Васька будет бухтеть на меня за этот спуск… Его, кстати, позади не видно, наверное, глянул на это дело да вернулся на тропу, ну, хорошо, коли так… Мы с Олей как горные козы скачем по рододе, Андрей продирается через заросли где-то правее по склону. Вскоре наши пути сходятся, и мы втроём находим какую-то тропку вдоль ручейка, теперь добраться до озера пара пустяков. Раз-два, и мы на ровной лужайке на берегу. Распугиваем пасущихся лошадей, они убегают от нас подальше. Оглядываемся - где же остальные? Радует, что никто из них не стал повторять наш непростой путь. Вася, а за ним и Настя с Вовой, спускаются левее.
"Оставайся, мальчик, с нами..."
      Васька сбрасывает рюкзак у стока озера, ушатался. Табун лошадей, не так давно ускакавший от нас троих,  с интересом направляется в его сторону. Подходят к нему, рассматривают, кланяются, как бы упрашивая: «Оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королём!» Васька, обалдевший от такого внимания, сразу почувствовал себя отдохнувшим, подхватил рюкзак и потопал к нам.

На берегу озера Чилик

Пообедали, несмотря на раннее время (к озеру мы пришли в 11-25). Искупались. Разомлев на солнышке, мы чуть не поддались чарам Чилика, настолько заманчиво было больше никуда не идти и весь остаток дня купаться, загорать и бездельничать. Группа вопросительно и с большой надеждой поглядывала на нас с Васей. Мы даже чувствовали себя немного неловко, вынося вердикт – раз погода позволяет, значит, собираемся и идём на Кынхару! Завтра такой погоды может и не быть, надо ловить момент.

Собственно, наблюдая за небом в течение полутора часов нашего отдыха, я уже начала усматривать в пухнущих как на дрожжах облачках признаки скорой перемены погоды к худшему, но сочла, что перевалить Кынхару за отведённое погожее время мы успеем.
Зарождение грозовых облаков над долиной ЧиликаОблака пухнут как на дрожжах

Малое озеро Чилик и вид на район пер.Кынхара (сам перевал не виден)     Ровно в 13-00 мы направились в обход озера Чилик по направлению к малому озерцу. Вода малого озера поразила своим пронзительным изумрудным оттенком и необыкновенной прозрачностью.

Рядом отличные места для стоянки, ровные и защищённые от ветра, но, к сожалению, со следами недавнего пребывания туристов (по всей стоянке валяются салфетки). Не понимаю, что трудно было этот ничегоневесящий мусор с собой унести? Причём это явно одна из встреченных нами групп напакостила. Понятно, что со временем салфетки размокнут под дождями, и ничего вроде страшного в этом нет, но зачем же портить красивое место?
Красивый оттенок воды малого озера Чилик.
      От малого озерца начинается подъём по каменистому склону, изобилующему родниками. Под ногами чавкает, скудная растительность в виде низкорослой травки и мхов пропитана водой как губка. Гораздо удобнее идти по камням. Подходим к основанию крупнокаменистого взлёта средней крутизны, с верхушки которого спускается снежник. Справа, по границе камней и травяных полочек вьётся тропинка. Какое-то время идём по тропинке, затем пересекаем полосу камней и выходим на снег. Он мягкий и идти по нему приятно. По снегу выходим как бы на очередную ступень подъёма к Кынхаре.

Перевал отсюда уже просматривается. Правда, среди узких седловин меж островерхих зазубрин гребня навскидку трудно сказать, которая из них Кынхара (хотя мы с Васей знаем, какая именно, не первый раз на Кынхару идём). Тем не менее, район, куда нам надо попасть, визуально обозначен, и теперь каждый участник может продолжать движение в любом удобном ему темпе и любым удобным способом.
Подъём на Кынхару. Внизу остаётся озеро Чилик. А облака всё больше сгущаются...
      Поднимаясь по снежнику, мы заметили движущуюся нам навстречу группу. Они тоже увидели нас. Мы поравнялись как раз в месте выхода со снежника на камни. Обменявшись приветствиями, мы узнали, что это наши земляки. Их группа состояла из двух взрослых, мужчины и женщины, и нескольких подростков. Они поведали нам о своём обломе насчет похода по погранзоне - по привычке планировали получить пропуска на месте, не подозревали об ужесточении режима выдачи пропусков. Не помогла и маршрутная книжка от Ростовской ФСТ (а мы и не подозревали, что эта организация ныне существует). И вот теперь они не знают, где им бродить целую неделю, Абиширу-то они уже почти прошли… Руководитель без особой надежды поинтересовался, нет ли у нас карты района западнее Архыза, может, удастся к Большой Лабе выйти. Вот в этот самый момент мне вдруг представилось, будто у каждого из нас на груди приколото по значку с надписью «Хочешь пройти к Большой Лабе? Спроси меня как!» У нас была карта! Помочь своим - это же святое дело! Мы поделились с ними всем, чем могли – и рассказами, как и куда лучше пойти, и информацией о транспорте (они даже не подозревали о том, что по долине Большой Лабы нет рейсового сообщения), и дали сфотографировать карты. Они, в свою очередь, рассказали нам о варианте спуска с Кынхары в долину Кызылчука, отличавшимся от того, что был известен нам. Напоследок мы подарили им визитку rostov-extreme (последнюю из наших запасов) и просили через сайт связаться с нами.

До Кынхары остаётся набрать примерно метров 200 по вертикали. Каменистый склон выглядит пугающе крутым, однако, в реальности не так уж там и круто. Подход к перевальному взлёту мы проделываем по унылому на вид цирку, заваленному камнями и местами рассечённому полосами снежников. Как вариант можно взобраться на травянистый склон слева по ходу и с небольшим набором высоты выруливать на середину перевального взлёта. Андрей так и поступил. Остальные выбрали иной путь, максимально высоко поднявшись по снежнику, а когда он закончился, перебрались на камни и полезли на перевал, как говорится, «в лоб». Крупные устойчиво лежащие камни сменились покачивающимися каменюками среднего размера, а затем довольно мелкой щебёнкой, съезжающей вниз при малейшей попытке на неё наступить. Хорошо, что тут местами растёт трава и на ней ногам хоть как-то удаётся зафиксироваться. Надо сказать, Андрей выбрался на перевал раньше всех, хоть и казалось, что наш путь лучше.
По ту сторону Кынхары. Облачность не дала нам насладиться видами.
   Около 15-00 группа собралась на перевале Кынхара (1А). GPS оценил высоту седловины в 2875 м. В этот момент над нашими головами ещё синело небо в разрывах между пушистыми белыми облаками. Но в считанные минуты из долины Кызылчука поднялся туман и лишил нас возможности хоть что-то разглядеть. Очень обидно. Ведь Кынхара один из наиболее удачных перевалов Заабиширья в зрелищном отношении. Пришлось дать визуально ничем неподкреплённое описание того, как тут красиво. «Вон там должны быть Пшиш и Токмак, там озеро Перевальное… не видите? А они есть!»

Мы дали туману немного времени чтобы исчезнуть, но не тут-то было: он вроде сначала приокрыл свою завесу и показал нам озёра под перевалом, но затем опять беспросветно уплотнился.

Пошарили в туре. Записка от группы из 5-ти человек московской гимназии № 1534 сообщала, что они побывали тут вчера в 10-20 и что «дети хотят есть». Вот теперь понятно, какие «дети» ели на берегу малого Чилика и намусорили. Знайте, гимназисты, мы в курсе вашего свинства, и чтоб вам икалось каждый раз, когда кто-то читает этот рассказ.

Ростовчане, которых мы встретили на подъёме, никаких весточек на перевале не оставили. Я традиционно накатала записочку от нас и упрятала в тур. А потом мы с Васькой ушли в туман на разведку – решили отыскать тот путь, что описали нам ростовчане. С их слов получалось, что надо пройти влево от седловины и даже немного вверх – до ещё одной ровной площадки, а оттуда влево вниз будет спускаться длинная осыпь, вот вдоль неё и топать… и если мы правильно их поняли, то придём к нижнему из озёр под Кынхарой. Несмотря на туман, мы довольно быстро нашли описанные объекты, и хотя сквозь туманную завесу не просматривалось, куда в итоге ведёт осыпь, мы поняли – это тот самый путь. Поспешили к своим, которые к тому моменту подмёрзли и были готовы идти куда угодно.
Спуск с Кынхары в тумане.
      Мы обошли по верху ту самую злосчастную луговую полосу, по которой однажды довольно экстремально спускались; эта луговина зелёным трамплином уходила вниз в туманную неизвестность и не вызывала никакого желания по ней идти. Вскоре мы достигли верхней площадки (высота примерно 2890 м), которую, по-видимому, при подходе из долины Кызылчука легко принять за перевальную. Вот только спуска в долину Чилика с неё нет, или его не разглядеть в тумане. Мы начали снижение, траверсируя склон хребта Чилик по удобной луговой полочке, ограничивающей сползающую с гребня осыпь камней среднего калибра. Через пять минут ходьбы полочка закончилась, растворившись в камнях, а впереди из тумана материализовался отрог хребта. Мы предположили, что взбираться на него не стоит, вполне можно продолжить спуск по кулуару, тянущемуся вдоль отрожка. Конечно, крутовато, градусов 40, наверное. На вид вполне ходибельно – травяные полочки и камни. Но не успели мы сбросить и десятка метров, как осознали, что камни тут весьма неустойчивые. Олин крик «Камень!» был адресован в первую очередь Ваське. Тот, едва успев обернуться, боковым зрением уловил направление полета каменюки, и машинально уклонился. Камень пролетел в полуметре от васиной руки и с грохотом запрыгал по кулуару. Народ притих, почувствовав реальную опасность.

Продолжаем спуск зигзагом. По одному. Не торопясь. Без происшествий преодолеваем крутой травянисто-осыпной участок кулуара и выходим на хорошо слежавшуюся крупнокаменную осыпь. По камням идти легко и быстро. Начинается выполаживание.

Обходим верхнее озеро под Кынхарой и направляемся вниз.     Из тумана проступает зеркало озёрной глади – мы вышли к озеру с отметкой уреза воды 2726 м. Вот знакомая площадочка, где мы однажды ночевали. Здесь весьма уныло – камни, сухие мхи и редкая травка. На часах 16-20. Есть время спуститься ещё ниже. Группа устала, но этот последний на сегодняшний день рывок сделать просто необходимо. Робкие предложения остаться на ночёвку здесь мы заминаем обещаниями, что там, внизу, будет гораздо лучше. Ровнее, красивее, теплее. Думаю, ключевое слово было «теплее».

Идём вниз. По мере сброса высоты туман рассеивается. Но, видимо, не бывает добра без худа – раздаются глухие громовые раскаты. Что ж, это было ожидаемо…
Открылся вид на Голубое озеро (Речепста Нижнее).
     В принципе, мы уже идём по сравнительно ровному рельефу и поставить палатки в случае необходимости можно в любом месте, но вот с водой тут туго. И силы, похоже, на исходе. Скидываем рюкзаки, надо хоть немного отдохнуть. В погоне за красивыми кадрами мы с Андреем взбираемся на гряду, поросшую рододой – оттуда должен быть обалденный вид на озеро Речепста Нижнее (или Голубое).

Вид оказался действительно неплохим, а заодно мы разглядели с высоты отличные места для стоянки  непосредственно у стока озера. Надо идти туда!

Группа без особого энтузиазма приняла известие, что надо опять куда-то идти. Решающим аргументом теперь стала вода. Как не крути, а бегать отсюда за водой как-то далековато - к Кызылчуку, т.е. практически туда, куда мы с Андреем и предложили спуститься. Там того спуска всего на пять минут делов, непонятно, почему мы так долго обсуждали его необходимость. Наверное, потому что были голодные и уставшие. Но когда группа увидела уютное место на берегу озера, то всем оно пришлось по душе. От ветра поляна защищена холмами, вода рядом, места много, хоть в футбол гоняй. Но мы с Васей почему-то долго и упорно тормозили, пытаясь выбрать из кучи ровных площадок самую наировнейшую и мягкую. GPS покорно записывал «краказябры» наших хождений туда-сюда-обратно, пока я, наконец, не вспомнила о нём и не выключила. Я бурчала на Ваську – давай уже в любом месте палатку ставить, нет сил больше ходить! Но, видимо, силы у нас были, а те, у кого сил действительно не было, уже преспокойненько сидели в палатках. Зато как только закапало с неба, место само собой быстро нашлось. И по сложившейся традиции, едва мы забросили внутрь палатки вещи, нехило полило. Да не просто полило, а стало осыпать нас градинами размером с горошину.
Начался град. Только бы палатку не пробило!
     Мы валялись внутри, высунувшись из палатки в тамбур, и от нечего делать фотографировали кучки градин, скапливающиеся по периметру тента.

Потом приготовили супчик, слопали его, залезли в спальники и задремали под жуткий шум дождя с градом и громовые раскаты. Вообще, думали, что часик-другой поспим, а когда гроза закончится, будем гулять по окрестностям. Но когда проснулись, в палатке было подозрительно темно. Глянули на часы – 22-30. Ничего себе, вырубило нас «на часик»!

На небе сияли звёзды. Андрей с Олей экспериментировали с ночными съёмками. А Вовка с Настей, наверное, уже спали. Было прохладно, так что гулять как-то быстро расхотелось, и мы вернулись обратно в палатку и не выбирались оттуда до утра.

Читайте продолжение
День 9 (часть 1)  День 9 (часть 2)  День 10 ( часть 1)  День 10 (часть 2)  День 11

Назад
День 1  День 2  День 3  День 4  День 5 (часть 1)  День 5 (часть 2)  День 6  День 7