Прогулка на Каверзинские водопады 30-31 марта 2019

Честно говоря, Горячеключевской район я крайне редко рассматриваю в качестве места для походов. Как правило, находится что-то более заманчивое в соседних районах - Геленджикском или Туапсинском.

В последние выходные марта 2019 мне представился ещё один шанс оценить достопримечательности Горячего Ключа - Василий Курятов объявил о наборе группы на Каверзинские водопады, где я ни разу не бывала. Не долго думая, я решила закрыть этот пробел в своей туристской биографии:)

Удивительно, но оказалось, что не только я в этих краях новичок. Из всей группы эти места ранее посещал только Василий, наш руковод. Более того, в группе было два человека, для которых этот поход - первый в жизни, к примеру, для водителя нашей машины, Алексея. Кто-то дал ему каремат, кто-то рюкзак, кто-то спальник, а я предоставила половину своей палатки в обмен на то, что он будет её тащить.

В пятницу после работы Алексей заехал за мной, а по пути выезда из города мы собрали остальных пассажиров - Гришу и двух Егоров. Примерно в 20-00 вырвались за пределы Ростова.

Вторая машина, в которой ехали Василий, Лена и Паша, стартовала раньше и в это время уже подъезжала к Горячему Ключу. Они спешили на знакомую уютную полянку, где мы собирались переночевать в палатках. Но увы, полянка оказалась мокрой и грязной. Искать что-то более сухое по сумеркам смысла не имело, поэтому они сняли пару номеров в придорожной гостинице у поворота на Пятигорскую. Туда мы прибыли ближе к полуночи. Разместились, поужинали, и завалились спать.

Переночевав с условным комфортом, наутро выдвинулись в направлении Хребтового. Но на базе, где собирались пристроить машины, никого не оказалось. Пока ребята искали хоть кого-нибудь в соседних домовладениях, я фотографировала примороженные травы и цветы:

Наконец, в одном из дворов появился мужик, с которым мы договорились о присмотре за машинами.

И вот у наших ног первый брод через Каверзе. Вернее, брод чуть ниже по течению, а тут есть бревно. Справа за кадром есть ещё более удобное бревно с верёвочными перилами. Но воды смехотворно мало, так что не стоит заморачиваться с хождением по брёвнам.

Первые вестники весны, первоцветы, густо разбросаны по обочинам дороги. Куда ни глянь, повсюду "букеты":)

Тем временем перед нами материализуется второй брод - через Аракелову щель, приток Тамбовской щели.

Что сказать о качестве дороги? Оно довольно разнообразное... От глубоких колей, заполненных грязной жижей...

... до вполне приличного полотна, по которому идти одно удовольствие.

В целом путь по дороге скучен и поэтому окончание дороги несказанно радует. Далее путь лежит по руслу Тамбовской щели.

Все, за исключением меня, идут в сапогах. После одной неприятной и долгоиграющей травмы я не приемлю данный вид обуви в принципе. Мне гораздо важнее хорошая фиксация ног в обуви, чем их сухость. К сожалению, мне почти никогда не удаётся избежать объяснений с товарищами по группе, что всё будет нормально и что я ни разу не болела по причине промокания ног.

Зачастую там, где в сапогах предпочтительнее скакать с берега на берег, я намётанным взглядом вижу вариант прохода посуху. К примеру, вот здесь совершенно нет необходимости дважды бродить реку. Можно обойти большой камень справа по хорошей тропке.

По большому счёту пока на реке не встретилось ни одного участка, где можно было бы серьёзно начерпать воды. Если только нарочно не лезть в самую глубину.

Справа в Тамбовскую щель впадает приток, на котором есть несколько водопадов. Бросаем рюкзаки и идём их осматривать.

Первый водопад имеет ступенчатую структуру. Невысокий, как говорится - скромненько, но со вкусом.

Обходится по хорошей тропе слева.

Ко второму водопаду также набита тропа по орографически правому берегу. Подходим к нему.

Как и первый, он невысокий, но смотрится приятно.

Этот водопад тоже обходится слева по грязненькой тропке. И вот мы уже наверху и бежим на поиски следующего водопада.

Но русло оказывается заваленным всякими стволами и камнями. Похоже, ничего интересного впереди нет, или мы ошибаемся? Решаем идти обратно к рюкзакам.

Пройдя немного вверх по руслу Тамбовской щели, подходим к так называемому Малому Каверзинскому водопаду.

На мой взгляд, совсем ничем не примечательный водопад. Таких водопадов на реках Причерноморья превеликое множество.

Вскарабкиваемся на следующую ступень слева от водопада, придерживаясь за ствол дерева.

За Малым Каверзинским водопадом ущелье становится живописнее. Идти вдоль русла удобнее орографически правым берегом.

Это и водопадом-то назвать нельзя, но как красиво поток воды разбивается на отдельные струи, снова сливаясь воедино чуть ниже и образуя ванну изумрудной воды.
Оценив характер русла впереди, я предусмотрительно перебираюсь в этом месте на левый берег по мелководью.

По левому берегу натоптана неплохая тропа, но по ней иду только я. Остальная группа топает по правому берегу. А что, так даже интереснее кадры получаются:)

Вскоре крутой склон с их стороны подходит ближе к реке. Теоретически это может слегка замедлить продвижение вперёд в период большой воды или когда русло будет скользким. Но сейчас группа успешно преодолевает очередную cтупень русла, украшенную водоскатом.

Затем группа переходит на левый берег, где среди замшелых валунов петляет удобная тропинка.

Не сказать, что по правому берегу вообще не пройти, но удобнее и быстрее всё-таки через валуны.

Впереди угадывается очередной зигзаг русла, стискиваемого стенами сужающегося ущелья. Слева по ходу тянется скальный пояс - достопримечательность этого участка пути.

На изгибе русла на противоположном берегу находится небольшой гротик. Отсюда уже слышен шум Большого Каверзинского водопада.

А вот, собственно, и он - Большой Каверзинский. На мой взгляд, "большой" в названии это слишком громко, но применительно к данной речушке - допустимо.

Высота ступени, с которой низвергается поток воды, метров 10, наверное. Мы попали в удачное время - воды довольно много и водопад смотрится эффектно.

Наш дальнейший путь лежит вверх по течению, и поможет нам в этом лестница. Одна ступень уже сломана под чьей-то тяжестью. В целом это не мешает использованию лестницы, но является препятствием для неподготовленных групп. Дальше идут не все. Но мы верим, что выше по течению спрятано "самое вкусное":)

Поднимаемся по лестнице. В верхней части необходимо ухватиться за трос, который ржавый и колючий, о него можно порезаться.

Пока остальные поднимаются, разглядываю оставшуюся позади часть ущелья с высоты ступени Большого Каверзинского.

Но гораздо живописнее то, что ждёт нас впереди. Сразу бросается в глаза, насколько более густой пихтовый лес на склонах выше большого водопада, нежели в нижней части ущелья. Уже только ради этого вида стоило взобраться по лестнице.

Русло довольно полноводно и на этом участке представляет собой несколько широких ступеней-водоскатов, чередующихся с глубокими ваннами.

Особенно красив самый высокий водоскат. Он обходится слева.

Выше водоската замечаю тропинку, ведущую вверх по склону в пихтарник. Может быть, в пихтах спрятана уютная стоянка? Иду проверить.

Но предназначение этой тропы другое - она позволяет обойти завал в русле.

Тропинка спускается к слиянию Тамбовской щели с правым притоком. Здесь есть небольшое местечко под пару палаток. Русло Тамбовской щели круто уходит направо, а на "стрелке" виднеется прикольное ступенчатое натечное образование, по которому струится вода.

Не знаю, есть ли название у этого водопада, но я бы назвала его "Лесенка".

Русло правого притока завалено. Даже видимый вблизи водопад, намекающий, что выше по течению может быть что-то ещё интересное, не вызывает желания туда лезть.

Начинаем подъём к Университетской пещере. Справа от "Лесенки" можно подняться наверх по глинистому склону, часть группы идёт там. Я поднимаюсь прямо по ступенькам "Лесенки", они совершенно не скользкие. За мной следом идут ещё несколько человек.

Вскоре сбрасываем рюкзаки на поляне возле пещеры. Саму пещеру пока не видно, виден лишь ручей, бегущий из пещеры и протекающий по краю поляны. Поляна явно тесновата для наших трёх палаток.

Замечаю за ручьём слабую тропку, иду по ней и обнаруживаю гораздо более крутую стоянку, чем у пещеры. Она гораздо более укромная и с поляны возле пещеры не видна.

Ставим палатки и собираемся обедать. А после обеда пойдём в радиалку.

Выход на прогулку назначен на 14 часов, есть немного времени на обследование окрестностей. Пройдя от стоянки по лесу параллельно правому притоку, мы с Леной сверху осматриваем его русло - есть ли там что-либо стоящее? В принципе - нет. Русло заваленное и там чёрт ногу сломит, но один водопадик меня заинтересовал.

Лене я посоветовала не спускаться в русло в сапогах по такому крутому склону, а сама всё-таки полезла посмотреть. Спуск даже в ботинках довольно "весёлый", но наконец-то я в русле... И тут новая засада - русло жутко скользкое!

Мне хватило одного крошечного водопадика, чтобы прочувствовать свою беспомощность на этих скользких плитах, шла "как корова на льду". Ломать ноги в мои планы не входило, и я отказалась от идеи спуститься по руслу к водопаду вблизи впадения притока в Тамбовскую щель. При первой же возможности выгребла наверх по склону.

После обеда все, кроме Паши, отправляются на прогулку. Планы у Василия наполеоновские: добраться до Мощёного ручья и пещеры Кошачьей. А для этого надо "всего лишь" подняться на хребтик в районе г. Щётка, перевалить его и угадать, в какой именно распадок следует спуститься. Изначально мой пессимизм насчёт нереальности плана не был воспринят всерьёз, но по ходу дела план был скорректирован на "докуда дойдём":)

А дошли мы сперва до отличной дороги, перед выходом на которую был указатель на пещеру, предположительно - Фанагорийскую. Нам не туда. И мы бодро пересекли дорогу и рванули напролом вверх по склону, полагая, что лезем на Щётку.

Вскоре я стала терзаться смутными сомнениями и решилась поделиться ими с Василием: по моему мнению, Щёткой является во-о-он та гора справа по ходу на довольно приличном расстоянии.

Остановились. Покурили карту. Приняли решение валить вниз и дальше идти в сторону этой предполагаемой Щётки. Между нами и Щёткой угадывается какое-то русло, сперва надо в него спуститься, а потом выгребать наверх. Тем не менее никто не выразил желания прекратить прогулку:)

На спуске много упавших стволов, один из них стал объектом фотосессии. Но почему-то до упора пройти по стволу никто не осмелился:)

Спустились в русло (как выяснилось позже - это верховья Тамбовской щели). Повезло, что вышли к руслу как раз в месте его пересечения с дорогой. Той самой, которая ведёт на Фанагорийскую пещеру и с которой мы не так давно сошли. Дальше, естественно, мы шли по дороге.

Вскоре дошли до развилки. Выбрали направление налево и вверх по склону. Через полчаса ходьбы в лесу стали появляться локальные островки нерастаявшего снега, сквозь который пробиваются цветущие цикламены.

На этой высоте лес усеян цикламенами, они торчат повсюду - и из-под снега, и из сухой листвы.

Выходим из леса на обширную поляну и идём по ней до пересечения с гребневой дорогой, соединяющей Щётку с Чубатой. У дороги приваливаемся и обсуждаем дальнейшие планы, ведь уже понятно, что ни о каком Мощёном ручье речи быть не может, даже при условии нашего согласия идти обратно с фонариками. Не подрассчитали.

Честно говоря, даже на Щётку идти не хочется, хотя мы и очень близки к ней - невыразительная какая-то вершина. Предлагаю хотя бы поискать родник, который отмечен на карте где-то под Щёткой. Но и с родником вышел облом, где-то не там мы его искали, ну и разумеется - не нашли. Зато по пути насладились цветением первоцветов.

Наряду с цикламенами и пролесками в лесу было много цветущих растеньиц кандыка кавказского. Причём попадались разные формы окраски цветков - белые с жёлтой серединкой...

... и с нарядной красно-коричневой окантовочкой в нижней части лепестков.

В 16-20 направляемся в обратный путь, и спустя час мы уже снова на поляне перед Университетской пещерой.

Собственно, то место, откуда вытекает ручей, и есть вход в пещеру. Внутрь я не пыталась залезть, слишком много воды и тесновато.

Пещерный ручей оставил у меня самое яркое впечатление от всего увиденного в первый день похода. Не Большой Каверзинский или какие-то другие водопады, а этот удивительный ручей, растекающийся множеством серебряный струй по замшелому ложу, впечатлил меня больше всего.

Утром второго дня я первым делом побежала к нему, чтобы получше осмотреть. Но нет ни одной обзорной точки, чтобы этот короткий, но живописный ручей просматривался от начала и до конца. Его исток прячется где-то среди ветвей...

... далее ступенями он падает вниз, но весь путь падения воды в русло правого притока Тамбовской щели не прослеживается.

Делаю попытку зайти сбоку...

Таких миниатюрных водопадиков на этом ручье - десятки!

Наконец, ручей невероятно изящным каскадом из множества отдельных потоков устремляется вниз в русло притока. Склон крут и плывёт под ногами, спуститься здесь в русло - не вариант. А водопад должен здорово смотреться именно снизу. Ничего, увидим его чуть позже!
За завтраком Василий озвучил план на день: мы не идём обратно тем же путём, а спустимся в русло притока, дойдём до слияния с Тамбовской щелью и пойдём вверх по ней. Затем перевалим через хребтик в русло соседнего притока, спустившись по которому мы окажемся у Большого Каверзинского водопада.

Спускаемся в русло притока прямо от стоянки и вскоре любуемся водопадом на ручье из Университетской пещеры.

Вокруг него множество завалов, но именно в этом и есть что-то завораживающее. Такое впечатление, мы забурились в места, где мало кто бывал, хотя уверена - это не так и данный водопад видели многие.

Анфас он ничуть не менее прикольный, чем в профиль.

По мнению Василия логично именовать его "Университетским".

Продолжаем спуск по руслу, преодолевая небольшую ступень.

Взгляд назад на эту ступень - там два миниатюрных водопадика. И ещё один поток струится сбоку со склона, видимо, это один из рукавов ручья из Университетской пещеры.

И снова потоки с левого склона... Вполне допускаю, что и они тоже из пещеры. Наверное, когда-нибудь и этот склон зарастёт мхом, и здесь появится водопад, похожий на тот, что мы недавно видели.

Не правда ли, изящно смотрится даже при небольшом количестве воды?

Вообще, впечатление такое, что именно ручей из пещеры вносит основной вклад в полноводность притока. Посмотрите, сколько воды бежит со склона!

Я всё волновалась, как мы сможем пролезть через завалы русла притока вблизи впадения в Тамбовскую щель...

Оказалось, нижний водопад на притоке легко обходится по левому (орографически) склону. Надо просто из русла взобраться на склон выше двух параллельных горизонтально лежащих стволов и далее по плющу выйти к средней части "Лесенки".

Далее можно спуститься по "Лесенке" к месту впадения притока в Тамбовскую щель. Ещё вариант - пересечь "Лесенку" и продолжить спуск по отличной тропе, которую мы вчера даже не заметили! Тропа выводит к удобному месту брода через Тамбовскую щель.

Переходим Тамбовскую щель и по левому берегу направляемся в её верховья. У Василия есть сведения, что там нас ждут красивые водопады, о которых почти нет никакой информации в инете.

Вблизи слияния на левом берегу Тамбовской щели есть стоянка на пару палаток. За этой стоянкой тропа уже почти не читается и мы топаем прямо по руслу. В отличие от русла притока, здесь каменное ложе совсем не скользит и подобные водоскаты можно преодолевать совершенно по-всякому без опасений поскользнуться.

Несмотря на визуальное обилие воды, глубоких мест почти нет. Можно легко лавировать по выпуклым участкам каменного ложа.

И вот перед нами открывается довольно внушительный водопад, который в лоб уже не пройти. Приходится облазить его справа по склону.

Снова спустившись в русло выше водопада, переходим на другой берег, поскольку правый по ходу склон становится неходибельным. А впереди виден очередной водопад.

Его легко обойти слева по пихтарнику.

На спуске в русло замечаем стоящую у реки палаточку и дым от костра.

Обитателей палатки двое - парень и девушка. Василий спросил, есть ли дальше что-либо красивое, и получил ответ, что поблизости есть большие водопады.

Продолжаем путь к обещанным большим водопадам. Впереди уже заметен один высокий водопад и угадывается разветвление ущелья.
Мы спешим рассмотреть водопад поближе и в тот момент даже не обращаем внимания на тушку дохлого кабанчика, валяющегося прямо в реке... Бе-е-е-е...
Я заметила эту мерзость лишь при написании этого рассказа:( Интересно, а те туристы это видели? Знают, какую воду они пьют?

Подходим ближе... и застываем в изумлении... Пожалуй, это место - самое живописное в Тамбовской щели!

Основное русло Тамбовской щели в месте разветвления ущелья уходит налево. Тот высокий водопад, что виден издали, находится именно на нём. А этот водопад - на левом притоке.

Левый приток выглядит полноводнее, чем сама Тамбовская щель. И водопад в месте слияния не один, а целый каскад, общую высоту которого трудно оценить.

Бросаем рюкзаки и бежим к водопадам. Подход к водопаду на основном русле Тамбовской щели сильно захламлён упавшими стволами.

Традиционно водопады такого вида называют "Коса". Но чтобы подчеркнуть отличия между двумя находящимися рядом, но абсолютно разными водопадами, я решила этот водопад назвать "Узкий"...

... а водопад на притоке назову "Широкий". Очень эффектный водопад! Водички бы побольше, вообще бы красавец был!

Группа подбирается к водопаду поближе. Пользуюсь моментом, чтобы запечатлеть его в сравнении с маленькими фигурками моих сопоходников.

Некоторые участники идут к "Узкому", а я пытаюсь охватить взглядом весь райончик, который условно уже нарекла "урочищем "Два водопада".

К сожалению, заснять оба водопада во всей красе мешают ветви.

Никак не могу найти удачный ракурс... Если хорошо виден один водопад, то второй обязательно чем-то закрыт.

Изогнутый замшелый и увитый плющом ствол толстенного бука добавляет эффектности "Широкому" водопаду.

Василий тем временем взобрался на склон и зовёт меня - отсюда "Широкий" смотрится лучше.

Если подняться повыше, то видны ещё 3 ступени каскада, но низ водопада снова закрыт ветвями.

Максимум, что удалось выжать из поисков лучшей точки съёмки - это вид, где на переднем плане "мешается" бук:) Зато отсюда присмотрели вариант обхода водопада.

Приступаем к реализации следующего этапа - лезем в обход "Широкого" водопада по довольно крутому склону со скальными выходами.

С высоты лучше виден каскад "Узкого" водопада и две ступени каскада "Широкого" водопада. Спуск в русло в этом месте нецелесообразен, продолжаем идти траверсом склона на некоторой высоте над ручьём.

Выше по течению русло притока выглядит труднопроходимым из-за множества валунов и завалов. Больших водопадов не замечено, разве что вот такие:

Всё-таки решаемся на спуск в русло. Но прохлюпав по воде до очередного завала, снова лезем на склон. Затем снова спускаемся в русло и вскоре выходим к месту разветвления ущелья.

В ответвлениях явно ничего интересного не предвидится. Приваливаемся отдохнуть, чтобы затем перевалить через отрог в русло соседнего притока.

Поднимаемся на отрог. Гребень широкий и ровный. Растительность - молодые стройные буки, но некоторые экземпляры выглядят весьма нестандартно. Вот что его так скрючило?

Спуск с отрога в русло очередного левого притока оказался крутым. Здесь я в полной мере ощутила преимущество ботинок перед сапогами.

Похоже, мы выбрали наиболее удачное место для спуска. Далее склон изобилует ручьями и становится ещё круче.

В том месте, где мы добираемся до притока, с обеих бортов ущелья в приток впадают ручьи, а само русло сильно завалено камнями. Выше по течению оно выглядит ещё более непролазным.

Начинаем спуск по правому берегу притока, но вскоре наш путь преграждает водопадная ступень, которую ни с какого боку не обойти. Только снова лезть довольно высоко на крутой склон, а затем спускаться в русло ниже по течению.

Долго корячились по склонам, минут 15, не меньше. В месте нашего очередного спуска - небольшой водопад. Но мы порядком задолбались, и этот водопад нас не впечатляет от слова совсем. Мы устали и падаем на привал.

Пока остальные отдыхают и принимают ванны, мы с Василием и Егором решаем пройти вверх по руслу и посмотреть - что же там за водопад такой, который нас не пропустил?

Вполне симпатичный водопадик...

Не очень высокий, но сумевший нас остановить. И сейчас у меня одно лишь желание - чтобы на пути к Большому Каверзинскому нам больше не попалось подобных ему:)

Далее на спуске в русле было очень много завалов. Серьёзных препятствий не было, разве что последняя ступенька перед впадением притока в Тамбовскую щель чуток нас задержала. Но кое-как спустились и поспешили к лестнице на спуске с Большого Каверзинского.

Нащупывая ступени лестницы усталыми ногами, я ощутила, что "тема Каверзинских водопадов для меня раскрыта" и мне вполне хватит на много лет вперёд одного посещения этого района:)