Архоград: ещё одним белым пятном на карте меньше

Мы неоднократно посещали Плесецкие водопады, но один объект в этих местах так и оставался для нас белым пятном на карте. Это так называемый Архоград.

Находится Архоград в средней части одного из боковых ущелий Юшковой щели и своим названием обязан геленджикскому туристу-краеведу Владимиру Косолапову. Про само место ходят байки, что его очень трудно найти и при этом легко заблудиться.

Точное местоположение Архограда словно тайна, покрытая мраком - координаты пытаются держать в секрете, хотя это довольно смешно в век интернета:) Особенно сейчас, когда на спутниковых снимках его каменные изваяния отчётливо видны. Так что не вините меня в "раскрытии тайны Архограда", это уже давным-давно не тайна. Но факт остаётся фактом - даже при наличии координат не каждый решится искать Архоград. Не потому что трудно найти, а потому что там сам чёрт ногу сломит.

Однажды в ноябре, проходя рядом с ущельем, ведущим к Архограду, мы отказались от его посещения. В условиях короткого светового дня мы не могли позволить себе такую радиалку, затратив первую половину дня на хождение по водопадам.
Тогда и возникло понимание, что если хочется посетить Архоград, на водопады надо забить. Сэкономленные при этом время и силы очень пригодятся на пути к Архограду. Совсем избежать водопадов не удастся, но уверяю - даже то небольшое количество водопадов, которые всё-таки встретятся, покажется вам вполне достаточным, а может быть, даже избыточным:)

В середине апреля группа "Ростов-Экстрима" под руководством Наблюдателя собралась поматрасить в Плесецкой щели и радиально сгонять в Архограду. Мы с Васей поспешили присоединиться к ним. Но маршрут мы составили свой, поскольку и в скорости ходьбы с экстримовцами нам не тягаться, да и насчёт того, как идти к Архограду у нас особое мнение, идущее вразрез с желанием заодно ещё и водопады посмотреть.

Вечером в пятницу 12 апреля 2019 г группа из 17 человек погрузилась в маршрутку, и в 6 утра мы припарковались у входа в Плесецкую щель в пос.Михайловский Перевал. На парковке стояла машина краснодарцев, с которыми мы предварительно условились встретиться на маршруте. За окном брызгал мерзкий обложной дождь...

Из 17-ти человек, сидящих в тёпленькой уютной маршрутке, под дождь выходить никто не хотел... Высказывалось мнение, что есть смысл часок-другой поспать, а там, глядишь, и дождь закончится. Но напрочь затянутое небо намекало на то, что прекратится он нескоро, если вообще сегодня прекратится.

Сидеть в маршрутке - терять время, и мы с Васей собрались с духом и вытащили свои рюкзаки под навес. Быстренько подготовились к мокрой прогулке, накинули на рюкзаки пончо. В 6-20 мы потопали по маршруту с намерением побыстрее дойти до стоянки, поставить палаточку и там придремнуть на пару часов. Вслед за нами выдвинулись и краснодарцы - Роман и Оксана, но они чуть замешкались с выходом и нагнали нас только у кафешки. Дальше мы шли вчетвером.

От кафешки пошли по "верхней" тропе, а не по руслу. Так быстрее. Водопады эти мы уже неоднократно видели, сегодня нам не до их красот. Если мы хотим сегодня увидеть Архоград, а перед этим ещё и поспать-поесть, то надо поторапливаться.

Поскольку с неба постоянно что-то моросило, я почти не фотографировала наш путь до стоянки. Расчехлить фотик меня заставили лишь распускающиеся асфоделины, которых тьма-тьмущая вдоль открытого участка тропы, взбирающейся круто вверх по склону после второго брода (если считать от кафешки).

Асфоделина жёлтая широко распространена в Геленджикском районе, тем не менее это исчезающий вид.

Когда тропинка входит в лес, начинают попадаться лесные пионы. Тоже исчезающий вид, размножающийся исключительно семенами.

От кафешки примерно за час доходим до брода через Тхаб. На правом берегу чуть выше по течению есть укромная стояночка, надеемся, что в такую погоду она пустует.

На стоянке мы в 9-10. Ставим палатки, и наскоро перекусив, заваливаемся спать. Под дождик спится замечательно, продираем глаза в 11-30, но ещё какое-то время мы не в силах заставить себя подняться:) Так и весь день проспать можно...

За то время, пока мы спали, никто на нашу стоянку из многочисленной группы не пришёл. Наверное, они решили обосноваться на другой стоянке, расположенной на правом притоке Тхача, в так называемой Юшковой щели. Вечером, возможно, встретимся, а сейчас начинаем собираться в радиалку к Архограду.

Наш план состоит в том, что не стоит терять время на пути по водопадам Юшковой щели. На это можно часа три убить, а то и больше, там есть сложные обходы, например, у водопада "Ванна". Наша задача - попасть в русло сразу выше "Ванны", где чуть выше по течению вбок ответвляется ущелье, ведущее к Архограду. Мы намерены идти к Архограду именно низом, а не верхними тропами неизвестного нам качества.

Чтобы оказаться выше "Ванны", логичнее всего от стоянки пойти вверх по гребневой тропе до родника. А от родника - налево по "малозаметной тропе". Однажды мы по ней уже ходили, лес там сравнительно чистый, так что "малозаметность" проблемы не создаёт. В 12-20 выдвигаемся.

Выйдя на открытый участок гребневой тропы, любуемся хмурым, но по-своему прекрасным небом. Пейзаж довольно мрачен, но сверху ничего не капает, а это главное!

Спустя некоторое время картинка становится веселее - кое-где сквозь плотную облачность пробивается солнце.

Тропинка плавно набирает высоту, преодолевая по пути несколько скальных ступеней различной высоты. На каждой ступени хочется зависнуть и посидеть-полюбоваться пейзажами, но у нас нет на это времени.

Проскочив луговой участок подъёма, входим в зону леса. Нас приветствуют цветущие кусты кизила и "канделябры со свечами" из живучки восточной:)

А вот и родниковый ручей, берущий начало на этой полянке под мощными буками. К сожалению, с момента нашего предыдущего посещения местечко видоизменилось в худшую сторону - один из буков упал.

Устраиваем 10-ти-минутный привал на стоянке.

Наш дальнейший путь от стоянки лежит траверсом лесистого склона по так называемой "малозаметной тропе". Так она подписана на OSM у Романа в телефоне.

И действительно, тропа визуально читается слабовато, но направление понятно. А мы своими четырьмя парами ног постараемся внести посильный вклад в её заметность:)

Но вскоре тропа окончательно теряется, и мы просто идём вперёд, выбирая более удобные для передвижения участки. Склон имеет ступенчатую структуру, удобно идти то по одной горизонтальной полке, то по другой, в зависимости от того, где меньше кустов и валяющихся стволов.

Блукануть опасений нет - в GPS есть наш прошлогодний трек, он поможет нам выйти в русло Юшковой щели в нужном месте.

На заключительном этапе спуска в русло Юшковой щели, к своему удивлению, обнаруживаем неплохую тропу! Она подходит откуда-то слева. Возможно, это та тропа, которая пересекает гребневую на полянке незадолго до выхода к роднику. Мы неоднократно её замечали и задавались вопросом, куда она ведёт? Так может быть, сюда? Проверить бы на обратном пути, но у меня нет уверенности, что возвращаться будем здесь, а не выберемся куда-то наверх на Коцехур.

Ниже по течению видна водопадная ступень - это и есть "Ванна". По осени мы этот водопад прошли практически "в лоб", что довольно экстремально. Для адекватных людей показываю правильный обход водопада - приглядитесь к противоположному склону выше водопада - там видна уходящая вверх тропа.

Спускаемся в русло. "Ванну" стоит показать Роману и Оксане, они в этих местах впервые. Подходим к краю водопадной ступени...

Заглядываем вниз.

Накатывает ностальгия - мы с Васей вспоминаем, как корячились тут полгода назад, поднимаясь от овальной глубокой ванночки, которая и дала водопаду имя.

Постояли, полюбовались, пора и дальше идти.

Проходим метров 30 вверх по течению от "Ванны". Основное русло здесь принимает слева небольшой приток и уходит чуть вправо. В месте слияния с притоком (орографически правым) на основном русле имеется невысокая ступенька, эдакий мини-водопад.

Сворачиваем в боковое ущелье, в котором протекает приток. Осенью русло было совсем сухим, а сейчас есть немного водички. Даже водопадик впереди виднеется. Есть завалы, но они обходятся.

Склоны ущелья с самого его начала весьма крутые. Даже думать не хочется, что придётся по ним карабкаться, если вдруг по руслу проход окажется невозможным...

Нашим краснодарским друзьям пока удаётся даже в кроссовочках идти посуху, но чую - это ненадолго:)

Кстати, какие удивительные грибы-трутовики растут на поваленном дереве! Словно розы зелёные!

Подходим к первому водопаду. Он невысокий и сложности на пути не представляет. Но на мокрые плиты лучше не наступать, они здесь почему-то нереально скользкие.
Впереди угадывается изгиб русла вправо, что ждёт нас там?

За поворотом русла - второй водопад. Подход к нему посуху невозможен, приходится очень осторожно передвигаться по скользким плитам, подстраховываясь палками. А выше водопада - очередной поворот, теперь налево. И снова неизвестность - что там, за поворотом?

А там нас ждёт третий водопад. И это препятствие уже посерьёзнее. Слева в его обход не сунешься, там сплошной "каток". Справа вроде есть сухие места, надо пробовать пройти там - дойти до нависающего деревца, за него придержаться, а дальше видно будет...

Вася пролез наверх по скользким ступенькам и прошёл вверх по руслу, чтобы убедиться, что впереди нас не ждёт что-то ещё более западлистое. Увидев, что дальше путь более-менее нормальный, он помог взобраться мне, а затем и краснодарцам. Экстремальненько получилось. И обойти по склонам - вообще не вариант...

Оксана хоть и улыбается, а сама, наверное, думает "как же мы тут полезем обратно?" А я к этому моменту даже не сомневаюсь, что обратного пути здесь нет.

Следующие несколько десятков метров русло легко проходимо. Но взгляд уже упирается в водопад. Четвёртый по счёту. Ну, тут хотя бы склоны не такие крутые.

Вылезти на следующую ступень русла напрямую, из-под каменного козырька, не вариант. Слева от водопада - слишком скользкие плиты. Выбираем наиболее простой путь обхода - справа от водопада, цепляясь за веточки и корни. Однако склон, присыпанный прошлогодней листвой, не так прост, как кажется - под листьями скрыты скользкие камни.

В принципе, если выйти слева от водопада на эти мокрые горизонтальные плиты и аккуратненько с них сойти на склон, то можно придерживаясь за ветки и стволы добраться до линии падения воды. Но как я уже сказала - плиты скользкие до безобразия. Думаю, в сезон малой воды, когда русло подсохнет, этот путь вполне сгодится.

Наконец-то, мы выше четвёртого водопада, и теперь можем сфотографировать его сверху. Вот такой он двухступенчатый.

Как многие уже догадались, дело не ограничится этими четырьмя, скажем так, весьма скромненькими водопадами... Впереди уже виден следующий водопад и что-то подсказывает нам, что его обход окажется сложнее, чем четырёх предыдущих водопадов, вместе взятых... Но не будем судить сгоряча, для начала подойдём к нему поближе.

Подбираемся к большому водопаду. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это не один водопад, а каскад из двух водопадов.

Пятый водопад на нашем пути - небольшой, но прикольный. Обычно под водопадами бывает ванна воды, а тут сперва крутой водоскат, и лишь под ним ванна. И ещё что характерно - с этого момента на склонах ущелья появляются сосны.

Мимо старой могучей сосны с толстенным стволом идёт обход пятого водопада. Здесь даже слабая тропка угадывается.

Подходим к большому водопаду, шестому по счёту в этом ущелье. Неправда ли, он красив даже при малом количестве воды? Есть что-то изящное и воздушное в этих редких ниспадающих струях.

Множество мелких брызг создаёт вокруг скал иллюзию светящегося ореола. Водопад словно сияет! Ещё бы солнышка к этой картинке добавить!

Для масштаба добавим в кадр Васю:) В общем, немаленький такой водопадик. И главное - непонятно, как его обойти. Вот уж поистине настоящий страж Архограда!

Забираюсь чуть выше по склону, чтобы видеть водопад не сбоку, а прямо перед собой. Хочется с ещё более высокой точки его снять, но каменные осколки предательски едут под ногами. В общем, правый по ходу склон отпадает из рассмотрения возможных вариантов выбраться отсюда. По такому сыпучему склону "шаг вперёд - два шага назад".

Начинаем чесать репу на предмет "а дальше-то куда?" Назад точно не пойдём, на спуске с водопадов убиться можно, а это никогда не поздно успеть:) По правому склону из ущелья наверх не выкарабкаться. Остаётся один путь - по левому склону. Но глядя на то, как он выглядит в части, примыкающей к водопаду, становится жутковато:

Но чуть ниже водопада по левому склону вполне можно подняться. Похоже даже, что здесь можно насовсем выбраться из ущелья. Но нам бы только этот водопад обойти. Так что для начала поднимемся выше скального пояса, а там посмотрим - если будет прослеживаться путь обхода водопада, полезем туда, а нет - будем пытаться вылезти наверх.

В кадр не попал разрыв скального пояса, остался слева за кадром, вот именно туда мы и направляемся. Поднявшись до нависающего скального козырька (в кадре он над Васей), принимаем влево в кусты, и цепляясь за их ветви, добираемся до разрыва с скальном поясе. Враспорочку протискиваемся наверх, это несложно.

Верхняя часть скального пояса представляет собой узкую полку, поросшую кустиками травы. Эта полка угадывается на фото. По мере приближения к водопаду выше полки растут кусты и деревья, они помогут нам.

Вася проскочил проблемный участок, а остальные слегка офигели от головокружительных видов и замешкались в кустах на выходе к разрыву скального пояса. Мы уже вровень с водопадом, скальный пояс находится чуть выше и отсюда просматривается до упора. Идти по нему над водопадом, видимо, страшно, раз Вася забирает по склону вверх.

Собираемся с силами, чтоб сделать рывок наверх, протиснуться между скал и выбраться на полку.

Ура, мы на полке! И вот что она собой представляет при ближайшем рассмотрении... Во-первых, она до безобразия узкая! Во-вторых, осколки мергеля выковыриваются из грунта, с характерным шорохом ускользая вниз, и от этого шороха возникает нехилое такое напряжение и приходится долго раздумывать, куда сделать очередной шаг.

Что-то я не рискую идти тем же путём, что и Вася, мне очень не нравится лысый мергелевый участок на подходе к сосне. Принимаю решение забрать чуть повыше по склону, там хотя бы за кусты держаться можно. Оксана с Романом следуют моему примеру.

Думаю, я не очень ошибусь, если скажу, что в голове у каждого из нас в этот момент вертится одна мысль - только бы дальше не было водопадов, подобных этому:)

Медленно, печально и не без помощи такой-то матери, наконец, снова спускаемся в русло выше большого водопада, где нас уже заждался Вася. Он тут же пресекает мою попытку заглянуть с высоты водопада вниз - там невероятно скользко.

А что впереди? Конечно же, очередной водопад! Седьмой. Совсем хиленький. Визуально он мне знаком - видела его обход в одном из видео про Архоград. Да тут и без всяких видео очевидно, что обход возможен только слева.

Подходим поближе к седьмому водопаду. Во времена, когда ручей более полноводен, наверное, водопад выглядит посимпатичнее. Ну что, лезем дальше?

На склоне растут деревья. Наша задача - подняться выше водопадной ступени, передвигаясь от ствола к стволу, а затем опять же с помощью деревьев спуститься в русло.

Архоград уже близок - я узнаю эти места, виденные на чужих фото. Сразу за нависающей скалой противоположного борта ущелья и находятся его каменные столбы.

Оказавшись снова в русле ручья, мы, разумеется тут же обнаружили следующий водопад. По счёту он восьмой. Маленький, но скользкий, просто атас...

Радует, что нам уже нет смысла идти дальше по руслу, можно прямо перед этим водопадом начать взбираться по мергелевой сыпухе к столбам Архограда.

Вот такой склон нам предстоит осилить. Довольно мерзкая субстанция... В больших горах даже самая поганая сыпуха ведёт себя дружелюбнее, чем эти осколки мергеля.

Перед началом подъёма запасаемся водичкой на обратный путь в родничке "а-ля писающий мальчик".

Каюсь, я пренебрегла безопасностью и выперлась под нависающую скалу, словно магнитом меня сюда тянуло. Есть что-то завораживающее в этих слоистых скалах на фоне лесистых гор. Такое ощущение, что мы где-то под Скалистым хребтом, а не в Геленджикском районе.

Никак не удаётся охватить в одном кадре всю глубину ущелья. Отсюда не видно ни верха скал, ни русла ручья.

Ветра совсем нет, но это не значит, что вероятность того, что сверху что-нибудь прилетит мне в голову, нулевая. Так что поспешу отсюда убраться поскорее.

Начинаю выбираться из-под скал. Вася тем временем поднимается по траве, обходя скалу. Я тоже направляюсь туда.

Собственно, уже виден один из архоградских столбов. В таком ракурсе он даже скорее не столб, а каменный бюст.

Ну правда же - угадываются очертания прямого лба, носа и волевого подбородка? Короче, каменный мужик какой-то в профиль.

Анфас, правда, сходство с человеческой фигурой весьма условное. Что касается высоты каменного столба, то путём измерения "в попугаях" (Вася, прости!), оцениваем её примерно в 4 метра.

Выкарабкиваюсь на площадку, где стоят столбы Архограда. Как же я рада этой условно горизонтальной поверхности!

Оказывается, тут не один столб. Тот, что 4-метровый, в кадре справа. Чуть дальше от края обрыва стоит столб раза в полтора выше и намного массивнее у основания.

А левее ещё один столб, к сожалению, обвалившийся. Верхняя его часть валяется тут же. Сначала я думала, что это два разных столба, но сопоставив края на стоящем столбе и том, что валяется, пришла к выводу, что когда-то они составляли единое целое.

Уставшие, но довольные посетители Архограда фотографируются среди каменных изваяний.

Честно говоря, я считаю это место прикольным, но не более того. Особенно если учесть, как труден был путь сюда, то можно сказать - оно того не стоило. Но раз уж мы здесь - надо фотографировать.
Вот что по-настоящему меня впечатлило - так это большой водопад. К нему я хотела бы вернуться по большой воде, но не по руслу, а как-нибудь сверху с гребня спуститься. Поснимать - и обратно.

Обхожу четырёхметровый столб. На самом его верху - монолитный на вид кусок камня, а под ним - многослойный растресканный массив. Долго ли простоит? Неизвестно.

На фото не получается передать тот факт, что каменные столбы стоят у обрыва. Вроде и противоположный борт ущелья виден, но какая-то плоская картинка, нет в ней ощущения глубины ущелья. Вот бы взглянуть на Архоград с другого борта, но у нас на это времени нет. Уже 16 часов, а нам ещё отсюда неизвестно как и сколько времени выбираться.

Самый массивный столб показался мне наиболее внушительным именно в таком ракурсе, когда на дальнем плане сквозь ветви просматриваются отвесные стены противоположного борта ущелья.

Позади большого столба начинается распадок. Чуть левее есть и второй распадок, более буреломистый на вид. На спутниковых снимках прекрасно просматриваются оба.

Одним из вариантов, как отсюда выбираться, был именно путь по этому распадку. И наверное, это было бы даже быстрее. Но мы не знали, что ждёт нас на этом пути, и сделали выбор в пользу более длинного, но гарантированно проходимого маршрута - через урочище Голубая Гостиная.

По-быстрому перекусываем, ставим отметки в GPS, делаем фото на память. Рассиживаться некогда, пора возвращаться к стоянке.

Выбираться отсюда собираемся параллельно ручью, только поверху. Пересекаем второй распадочек и взбираемся на склон. Оглядываемся - Архограда уже не видно, хотя мы отошли всего на каких-то метров 50.

Далее идём по грабово-дубовому лесу, ручей от нас по правую руку. Лес почти без подлеска, но густота стволов приличная.

Что удивительно - на другом берегу ручья лес довольно редкий. Даже на спутниковом снимке этот факт резко бросается в глаза - густота леса по обе стороны ручья отличается в разы.

В ручье пока ещё есть вода, но её по мере нашего продвижения вверх становится всё меньше и меньше. Тем не менее попадаются миниатюрные водопадики. Кабы русло не было таким адски скользким, я бы предпочла пройтись по нему.

Замечаем на другом берегу звериную тропку, взбирающуюся от воды на склон. Это то, что надо! Ведь по-хорошему нам именно по другому берегу надо идти, где-то там есть старая лесовозка, которая выведет нас к Голубой Гостиной. Переходим ручей.

Неподалёку от ручья, действительно, обнаруживается старая заросшая дорога. На ней множество завалов из буковых стволов, причём это даже не дело рук лесорубов, просто много упавших деревьев. И как правило в обход завалов натоптана тропка. Не очень чёткая, но точно не звериная. Люди здесь бывают.

Вдали проглядывает гребень Коцехура. Нам до самого верха лезть не надо, но метров 150 набрать придётся.

Примерно полчаса бредём по лесу, обходя завалы, и вот впереди справа по ходу появляется просвет - это понижение гребня в районе ур.Голубая Гостиная.

Лес как-то внезапно преображается. Видимо, здесь местечко, защищённое от ветров и хорошо освещаемое солнцем, повсюду цветы! Значительно ниже по склону вообще никакого намёка на весну не было, а тут просто ковёр из хохлаток и сердечников.

Стволы деревьев густо покрыты мхами. Очень приятное и позитивное место.

В 17-10 выходим в ур.Голубая Гостиная. Здесь есть развалины каких-то домиков. Повсюду из земли торчат розовые и приятно пахнущие тёртым ванильным шоколадом соцветия белокопытника.

От Голубой Гостиной начинается грунтовка, весьма грязная после дождей. Чуть выше параллельно этой грязной грунтовке тянется более качественная, та, что идёт мимо "шариков РЛС". Но она нам не подходит, с неё нет ответвления на нужную нам гребневую дорогу, ведущую к отметке 716 м и к родничку. Так что придётся под конец ходового дня помесить грязь.

Минут 20 топаем по грязной дороге до ответвления в сторону родничка под отметкой 716 м. Ещё полчаса ходьбы - и мы у родничка. Дальнейший путь займёт ещё полчасика, в светлое время суток укладываемся, можно позволить себе небольшой привал.

Под вечер облачность совсем растянуло, наконец-то, появилось солнышко. На спуске по гребневой тропе впервые за целый день удаётся понежиться в его лучах.

Но вскоре солнце прячется за г.Казачью и гребешок, ведущий к стоянке, погружается в тень.

В 18-30 мы на стоянке. Собираем дрова, разводим костёр, готовим ужин. Мы рады, что намеченное удалось выполнить, но ушатаны прогулкой так, что хочется поскорее завалиться спать. Как-то не получается долгих вечерних посиделок у костра, а ведь по сути мы с краснодарцами так толком и не успели пообщаться. Значит, будет повод ещё раз встретиться.

За сегодняшний день мы протопали 13,6 км. Маршрут нашей радиалки к Архограду:
GPS в ущелье слегка подглючивал, немного неточно отображен трек в районе большого водопада.

Осмыслив наш трек, я сейчас понимаю, что мы прогулялись к Архограду самым трудным путём. Я уже вижу другие варианты - попроще и покороче. А наш маршрут я могу рекомендовать к повторению только узкому кругу лиц, о которых мне известно, как они умеют ходить по такому рельефу.

В качестве заключения хочу сказать, что если мне ещё когда-либо выпадет возможность посетить Архоград, то такую радиалку следует планировать с раннего утра. Тогда будет время получше всё обследовать. Сейчас у меня есть ощущение, что мы что-то упустили, не заметили или не очень внимательно осмотрели.
К примеру, в русле выше Архограда есть довольно высокий водопад. К нему мы не стали спускаться, ибо достаточно ушатались на тех семи водопадах, которые упорно преграждали нам путь к Архограду. А самый высокий водопад на пути к Архограду я с превеликим удовольствием посетила бы ещё не раз.