Водопад Народного Спорта - самый ажурный из Плесецких водопадов

После посещения Архограда мы здорово ушатались, но утром были намерены продолжить изучение района. Чем хороша Плесецкая щель - здесь всегда можно найти что-то новенькое.

Андрей (aka vulh), заглянувший к нам на стоянку накануне вечером, поинтересовался нашими планами, и я предложила прогулку к водопаду Народного Спорта. По местным меркам он довольно высокий - порядка 20 метров, а то и больше. Название водопада оказалось моим попутчикам незнакомым и я пояснила, что находится он на правом притоке Тхаба выше так называемых "Двух Водопадов".
Андрей заметил, что данном притоке на OSM обозначена всего парочка водопадов, из них ни одного 20-ти-метрового. Может, он всё-таки не там и лучше по основному руслу Тхаба прогуляться? Но OSM мне не указ - мало ли чего там не отмечено, а в надёжности своих источников информации я уверена.Так что идём до "Двух Водопадов", а затем - налево.

К 8 часам Андрей пришёл к нам на стоянку. Мы выпили кофе, попрощались с краснодарцами (Роман и Оксана решили с утра выдвинуться домой) и пошли по тропинке вдоль русла. Водопады, ближайшие к нашей стоянке, ничего особенного из себя не представляют, так что в русло мы спустились значительно выше по течению Тхаба.

Первым на нашем пути по руслу был вот этот водопад. Он легко обходится слева (это в кадре демонстрирует Андрей), а справа есть лесная тропинка, по которой водопад обходится справа. Тропинка выводит к небольшой уютной стояночке выше водопада, а затем снова спускается в русло.

Выше стоянки русло перегорожено вздыбившимися наклонными плитами, через которые переливается вода. Водопадами это назвать язык не поворачивается, но место визуально приятное.

Красивый участок.

В отличие от ручья, ведущего к Архограду, где мы вчера по полной накорячились, каменные плиты основного русла Тхаба абсолютно не скользят. Передвигаться по ним легко.

Поднимаемся по руслу как по ступеням. Слева по ходу очередная стояночка с походной банькой на берегу.

"Ступеньки" становятся всё выше, а ванны под ними - всё глубже и просторнее. Вот бы летом здесь было столько же воды, но нет...

За очередным поворотом не видно ни одного водопада, а в русле наблюдается каменный хаос. Зато как живописно смотрятся светлые наклонные пласты, увитые плющом, спускающиеся к воде.

Даже не знаю, что мне больше нравится в таких местах - наличие водопадов или неприступность скалистых склонов? Этот неводопадный участок безусловно красив сам по себе.

Но вы же не думаете, что водопады резко закончились? Нет, всё только начинается!

Подбираемся к первому более-менее значительному на нашем пути водопаду.

Склоны ущелья вблизи водопада довольно круты, но Вася заблаговременно заметил возможность взобраться на правый по ходу склон и даже обнаружил там маркированную тропу в обход водопада. Мы с Андреем пожелали рассмотреть водопад с более близкого расстояния, а когда насмотрелись, идти обратно и искать обходную тропу было лениво...

Андрей бодрячком лезет вверх в обход водопада справа. Я - за ним.

Выкарабкавшись на верхнюю ступень и едва переведя дух, бежим к следующему водопаду.

Этот водопад примерно такой же высоты, как и предыдущий, и я бы сказала - довольно стильный. Обычно такого вида водопады называют "Галстук" или "Лента".

Очень приятное местечко.

Андрей, не долго думая, по обкатанной технологии взбирается наверх, обходя водопад справа. А я замечаю, что налево на склон уходит тропа - пойду-ка я по тропе.

Кричу Васе, который только сейчас спускается в русло (что-то длинный у него обход по маркированной тропе получился), что здесь есть тропа, и начинаю подъём.

Обходная тропа грязненькая, вдобавок в верхней части на неё упал старый ствол и под него надо подлазить. Даже не знаю, оказался ли мой путь проще, чем у Андрея, взявшего водопад "в лоб".

Взглянув с высоты покорённого водопада на оставшееся внизу русло, отмечаю, как всё-таки близко друг к другу здесь расположены сравнительно высокие водопады. В верхней части кадра угадывается предыдущая водопадная ступень.

А вот и следующий водопад! Примерно "того же роста", что и два предыдущих. Но в сравнении с "Галстуком" этот водопад какой-то стандартный, без изюминки. Короче, таких много.

Этот водопад мы обошли слева по тропинке.

Дальше ущелье становится чуточку просторнее, и как следствие - водопады мельчают.

Но даже такие невысокие ступенчатые водопады эффектно смотрятся. Воды не так много, как ранней весной, и поток распадается на несколько частей. На мой взгляд, это даже красивее, нежели сплошняком залитые водой скальные ступеньки.

Эти миниатюрные каскады легко обходятся с любой стороны. Мне удобнее слева.

А впереди уже следующая водопадная ступенечка.

Андрей с Васей поднимаются слева от водопада, а я иду по плитам у подножия этого маленького водопадика с намерением обойти его справа.

В русле появляются завалы, и на какое-то время "водопадистость" Тхаба сходит на нет.

Впереди появляется просвет, говорящий о том, что мы приближаемся к разветвлению ущелья, известному как урочище "Два Водопада". И снова начинаются водопады.

Маленькие, но радующие глаз.

Несмотря на несущественные размеры самих водопадов на этом участке русла, под каждым есть просторная ванна.
Впереди слева по ходу виднеется небольшой гротик.

Гротик при более близком рассмотрении:

И вот перед нами урочище "Два Водопада".

Основное русло Тхаба здесь уходит направо, и туда мы сегодня не пойдём.

Наш дальнейший путь лежит вверх по безымянному правому притоку Тхаба, который падает к месту слияния вот таким изящным водопадом:

Изюминкой этого водопада, на мой взгляд, служит бортик из скальных плит по краю ванны. Их края как будто искусственно обработаны. Эдакие "заготовки для дольменов":)

Чтобы попасть в русло правого притока Тхаба, надо сперва обойти водопад на основном русле. Справа по склону есть маркированная тропинка. Направляемся туда, обходя нагромождение камней и деревьев, заслоняющее от нас этот водопад.

Говорят, у этого водопада имеется сходство с Большим Каверзинским. Ну, это как сказать, лично мне так не показалось. Возможно, когда на Большом Каверзинском тоже торчало бревно (в настоящее время его нет), то что-то похожее можно было найти. Но скорее нет, чем да.

Взбираемся на правый по ходу склон, проходим над водопадом, по хорошей тропинке переваливаем невысокий гребешок и оказываемся в русле притока. Здесь имеется стояночка на 2-3 палатки, но место сырое и шумное.

Идём вверх по притоку. И вот первый на нашем пути значительный водопад. Якобы 10-метровый.

Его мы обходим слева. Некоторые ступеньки очень скользкие.

Вскоре за первым водопадом на притоке открывается вид на второй, представляющий собой каскад из двух водопадов. Вроде бы высота его 8 м, но скорее всего имеется в виду не общая высота каскада, а перепад высот верхней его части.

Нижнюю часть каскада обходим слева.

А верхнюю - кому как удобно. Андрей поднимается справа от водопада, а мы с Васей - левее.

Мокрые плиты невероятно скользкие, радует то, что они хотя бы горизонтальные, по наклонным фиг бы мы тут поднялись.

В принципе, этот водопад и по склонам можно обойти. Причём по любому из склонов. Но после дождя там так грязно, что неохота туда соваться.

Всё! Водопады, отмеченные на OSM закончились... А что же в реальности? Теоретически то, что мы видим - и водопадом-то назвать нельзя. Но тут очень красиво.

Этот участок русла просто побуждает задуматься о том, что же такое водопад и в чём его отличия от других форм рельефа русла. К примеру, можно ли считать водопадом этот каскад из множества низеньких ступеней?

Этот каскадик обходится справа.

Впереди уже виден новый каскад. А вдали взгляд упирается в лесистый склон - это или поворот русла, или раздвоение ущелья...

Андрей без промедления направляется в обход очередного препятствия...

Я же сначала этот водопадик со всех сторон рассматриваю. Ой, а там дальше какой-то большущий водопад сквозь ветви проглядывает! Скорее туда!

Вроде невысокое препятствие, но из-за того, что пласты скользкие, приходится тратить время на выбор пути. Слева плиты слегка наклонные, трудно на них устоять. Так что лезем справа.

И вот, наконец, ОН - водопад Народного Спорта!

Подстёгиваемые азартом поскорее достигнуть цели, буквально летим по ступенькам вверх, почти забывая о том, что они скользят:)

Ёлки-палки, да тут ещё один водопад! Правда, маловодный, но тоже высокий и довольно интересной формы. Но его мы рассмотрим позже, а сейчас скорее к водопаду Народного Спорта!

Судите сами, какой он высоты.

А какой он ажурный! Если бы я не знала его названия, то так бы его и нарекла - "Ажурный".

Захожу сбоку. Какой красавец!

Надо же отметить его местоположение в GPS.

А теперь можно и побеситься немножко:) Ботинки всё равно внутри сырые, так что прыжки по воде их мокрее не сделают.

По воде мы сегодня находились предостаточно, хотелось бы посуху обратно в лагерь вернуться, а это можно сделать, если выйти на гребневую тропу между Тхабом и Юшковой щелью. Для этого нам надо "всего лишь" взобраться на склон, с которого стекает второй водопад и пойти на пересечение с гребневой тропой.

Фишечка в том, что на этот склон запросто не заберёшься, хотя издали выглядит он довольно пристойно. Но нет - слева от водопада он очень крутой и со скальными выходами, фото не передаёт крутизны. Нацеливаемся на подъём справа от водопада - там вроде не так круто. Попробуем, а если не получится, будем возвращаться по руслу.

Андрей лезет первым и быстро добирается до скальной ступени (примерно метровой высоты), на которую забраться можно было только повисая на хлипких веточках кустов.

Мы снизу наблюдаем за его телодвижениями - залезет/не залезет? Залез! И кричит нам сверху "тут не очень...". По его тону мы понимаем, что он не шутит. Там не просто "не очень", а скорее - "очень хреново". Но куда нам с Васей деваться, надо лезть вслед за Андреем.

Подхожу вплотную к скальной ступеньке. Делаю фото. Виден склон слева от водопада, показавшийся нам неимоверно крутым - а так смотришь, вроде бы ничего... Возможно, стоило там подниматься.

На скальную ступеньку самостоятельно взобраться не могу:( Но Вася каким-то чудом умудряется зафиксироваться в крайне неудобной позе, держась за какой-то корень и ветки, а затем за руку вытаскивает меня вверх и пропихивает вперёд себя. Далее в три прыжка я поднимаюсь выше по склону - под скальный навес и там жду Васю, чтобы снова пропустить его вперёд. Нам остаётся пройти по краю обрыва несколько шагов - и мы выберемся на линию падения воды второго водопада.

Перед заключительным рывком наверх ещё раз фотографирую водопад Народного Спорта.

Наконец, можно выдохнуть! Мы на линии падения воды второго водопада. Он явно ниже водопада Народного Спорта. Хочется найти более удачный ракурс, но Вася отгоняет меня от края - здесь очень скользко.

Дальше идём по травертиновому руслу ручейка, питающего второй водопад. Воды в нём очень мало, потому и водопад такой невзрачный.

Касательно удобства ходьбы руслу - местами скользко, а местами, как это ни странно - мягко! Даже под моим весом травертиновое покрытие кое-где проваливается. Палками прощупываются пустоты в некоторых местах, немного жутковато - вдруг там под ложем ручья полость какая-нибудь, ещё угодишь туда ногой нечаянно...

Когда на нашем пути возникает очередной водоскат, выше которого в русле проглядывают завалы, мы решаем, что движение по руслу надо прекращать и вылазить на какой-то из склонов. Наш выбор падает на правый по ходу склон.

Выбравшись из русла, обнаруживаем просторную ровную и сухую поляну с высокими редкими буками, прям напрашивающуюся на то, чтобы на ней сделать лагерь. Надо запомнить это местечко.

Обдумываем - куда дальше идти? Теоретически нам тупо вверх. Но там не очень приятные на вид склоны, с выходами скал и завалами из стволов. Выбирая более удобный путь, внезапно замечаем слабенькую тропинку и решаем довериться ей. А она снова приводит нас к руслу ручейка, из которого мы недавно выкарабкались.

Переходим через ручей, оставляя внизу район двух самых больших водопадов на правом притоке Тхаба. Вероятно, в этой ложбинке значительно теплее, здесь уже распустились молодые листики на буковых веточках.

Впереди между деревьев просматривается понижение гребня, похоже, тропка ведёт нас туда.

Дойдя до седловины, тропа теряется. Или мы просто не заметили её поворот направо, ведь нам именно на правый склон надо подняться, по нему идёт гребневая тропа. Решаем выходить на гребневую тропу траверсом. Лес довольно чистый и не составляет проблем идти по нему без тропы. Вот только солнышко выглянуло и стало жарить...

Минут через 15 мы выбираемся на полянку, рассечённую пополам нужной нам тропой и заваливаемся отдыхать на траве. Однако за какие-то 5 минут отдыха на Васю нагло пытается напасть клещ и мы в спешном порядке завершаем привал.

К стоянке спустились за полчаса. Первым делом мы с Васей побежали купаться, очень уж зажарились мы в этой радиалке. Затем пообедали, повалялись с часик, да и стали собираться. И в 14-00 выдвинулись в Михайловский Перевал.

По пути фотографировали распустившиеся в этот солнечный денёк лесные пионы...

и чину весеннюю, удивляющую разноцветной окраской цветков.

Полчаса ходьбы - и мы на открытом участке верхней тропы.

Поглядывая на остающиеся позади обнажившиеся белые скалы, думаешь - может, когда-нибудь пройти по тому ущелью? Лет 10 назад мы туда сунулись, но что-то там никаких водопадов долго не было и решили не терять время. Но сейчас появился интерес не в плане увидеть новые водопады, а именно посмотреть скальные участки.

Судя по спутниковым снимкам, ущелье извилистое и длиннющее. Интересно, кто-либо его до упора прошёл?

Проходим заключительный брод перед кафешкой.

Прилегающая к кафешке территория усеяна ярко-жёлтыми звёздочками дороникума.

Переходим подвесной мостик между кафешкой и пасекой, и нам остаётся каких-то 6 бродов на протяжении часа пути.

По пути набираем водички в дорогу из сезонного ручейка.

Вот и предпоследний автомобильный брод. Пешие туристы его обычно обходят справа по склону, и мы не будем нарушать эту традицию.

К 16 часам мы на окраине посёлка. Сворачиваем к реке, по-быстрому переодеваемся-переобуваемся, а затем идём к маршрутке, она уже на месте. Кроме нас никого из пассажиров ещё нет. Лишь спустя час подтягиваются первые, а основная масса собирается лишь к 18 часам. Эх, могли бы это время в палатке продрыхнуть...

В целом поездка удалась, несмотря на не очень лётную погоду в первый день. Мы всё, что наметили, посмотрели. И, разумеется, кое-что наметили на будущее:)