Мокрый Первомай-2019. Долина Гондарая

Вот уже второй год подряд майские праздники у нас проходят в формате матрасного автопутешествия. В прошлом году посетили Гудгору и окрестности, куда давно хотели добраться, но для пешей прогулки никак не могли выбрать времени.

В этом году долго метались - в Дамхурц или в Гондарай? Погода по всему Западному Кавказу на майские-2019 была обещана не очень хорошая, а местами даже очень-очень плохая... Или вообще забить на горы и поехать, например, в Утриш?

За день до отъезда всё же решились - едем в Гондарай!

Мелкая морось застала нас в районе Черкесска. Далее до самого Карт-Джурта, где мы условились встретиться с друзьями из Батайска и Майкопа в районе 6 утра, дождик то прекращался, то пускался вновь.

Алексей с семьёй приехал в Карт-Джурт раньше всех, мы подъехали спустя минут 40. И ещё около часа ждали майкопскую машину с Николаичем и его внуком. Пока ждали - распогодилось!

Все вместе едем в сторону "Глобуса". Облачка стремительно тают над припорошенным свежим снежком хребтом Даут. В нас зарождается надежда, что погодка нас побалует, несмотря на нехорошие прогнозы.

На выезде из Верхнего Учкулана, прямо перед мостом, нас проверяют пограничники. Пропуска у нас есть, но они не требуются. А на вопрос "куда можно ходить без пропуска?" нам отвечают "куда угодно, докуда сможете дойти, но будьте осторожны - сейчас лавины повсюду сходят".

Доехав до "Глобуса", сворачиваем в долину Гондарая. Дорога хорошо подсохшая, видимо, осадков здесь не было как минимум неделю. Лишь местами попадаются лужи, которые, скорее всего, не просыхают никогда.

Изначально планировалось остановиться вблизи впадения Джалпакола, но уж больно там место попсовое, и разумеется, оно оказалось занято. Там стоял целый лагерь автотуристов, у них и кухня, и банька, и полиэтиленом сверху всё затянуто на случай дождя. В общем, капитально так они там обустроились.

Делать нечего - едем дальше вверх по долине Гондарая. Не проехав и километра, находим местечко, где можно расставить наши палатки, а машины оставить припаркованными рядом с дорогой. Вскоре среди молоденьких ёлочек как грибочки вырастают наши палаточки:)

Отоспавшись после дороги и пообедав, отправляемся на прогулку вверх по Гондараю. Никакой конкретной цели нет - просто идём докуда дойдём. Говорят, тут водопады какие-то большие есть, как минимум надо их посмотреть.

Надо отметить, что после полудня небо начало стремительно хмуриться, поэтому на прогулку мы захватили с собой плащи и куртки.

Выйдя из зоны леса в урочище Жанлы-Колаягы, где долина заметно расширяется, попадаем в раннюю весну. Тут местами ещё даже не зазеленела трава, на деревьях не распустилось ни одного листочка, а из извилистых кулуаров вывалены в долину языки сошедших лавин.

Но кое-где всё же есть полянки с зелёной травой, видимо, эти места укрыты от ветра и лучше прогреваются солнцем. На фоне помрачневшего неба и суровых склонов эта зелень невероятно радует глаз.

Впереди дорогу перекрывает лавинный вынос. Так что если бы мы не нашли место для стоянки, то проехать выше по долине смогли бы очень недалеко... Теперь понятно, что имели в виду пограничники, разрешая гулять, где нам угодно - не очень-то тут разгуляешься.

С правого (по ходу) борта ущелья струятся многокаскадные водопады. Я не бывала в этих местах летом, так что не могу сказать, сезонные это водопады или нет. Но впечатляющие - однозначно!

Вода, падая со скал, сразу же зарывается в снежник и под снежным панцирем проделывает весь путь до зелёной поляны.

Перед лавинным выносом нам приходится преодолеть небольшой ручей, вытекающий из-под снежника. Слева от дороги через ручей переброшен деревянный мостик, но доски очень скользкие, поэтому мы идём вверх по ручью и перескакиваем его по островкам в непосредственной близости к снежнику.

Налетевший внезапно сильный порыв ветра с юга, начинает выдавливать из облаков мерзкую морось. Надеваем плащи и куртки. Из трёх девчонок, дошедших до снежника, взобраться на него решается лишь Людмила. Её подруги предпочитают закончить прогулку и поспешить в лагерь, пока ещё не промокли окончательно.

Итак, на штурм лавинного выноса отправляются пятеро - я, Вася, Людка, Николаич и Алексей. Мы довольно бодренько проскакиваем по снегу, и к этому моменту дождик почти прекращается, лишь мелкие брызги продолжают срываться с неба. Вскоре сквозь облака проглядывает голубое небо - неужто на сегодня осадки закончились?

Впереди снова видна чистая от снега дорога и мост на правый берег Гондарая. За мостом дорога незначительно набирает высоту.

Не успели мы дойти до моста, как воссияло солнце! При этом мельчайшая морось продолжает срываться с абсолютно чистого, казалось бы, неба над нами.
Окидываем взглядом водопады и лавинный вынос, оставшиеся позади, и спешим к мосту.

Приглянулось местечко непосредственно перед мостом, люблю такое сочетание деревьев и камней. Но только чтоб полюбоваться со стороны, а не в плане прохождения:)
Кстати, погода показывает нам, насколько она неустойчива - вот уже с правого борта долины потянуло туман.

С моста открывается вид на каскад, которым Гондарай вырывается откуда-то из берёзово-еловых дебрей.

Дождь окончательно прекратился, плащи и куртки можно снимать.

Поднимаемся. Участок крутого набора высоты небольшой, но у транспорта тут иногда бывают проблемы, на что намекают ящики с песком, стоящие вдоль дороги.

Завершив подъём, оказываемся в широкой средней части долины. Отсюда виден заснеженный массив Большого Гондарая.

Вообще, с этими Гондараями на картах великая путаница, согласно картам ГШ, к примеру, ничего общего с горой Гондарай этот массив не имеет... Гондарай по ГШ - вовсе не доминирующая высота района, а одна из рядовых ничем не примечательных вершин ГКХ.

Сейчас воды в Гондарае мало, основная масса снега ещё лежит в горах, но судя по подмытому берегу и завалившейся сосне, тут бывает весьма полноводно.

Кстати, это одна из немногих удачных точек, откуда просматривается пик Испанской Компартии - трапециевидная вершина в правой части кадра на дальнем плане.

Вообще, сосны здесь офигенные! Глядите, какие красавицы!

Сосны это не только красота, но ещё и тепло! Примечательно, что участок склона, надёжно прикрытый группой сосен с севера, пышно зеленеет, в то время как в других местах молодая трава ещё не пробилась сквозь прошлогоднюю.

К примеру, вот тут ветры гуляют свободно - и зелёной травы почти не видать. А вот и водопад, который мы шли посмотреть.

Вообще, он довольно высокий, порядка 30 метров, и к нему можно подойти поближе, поднявшись справа от него по лесу. Истоки водопадного ручья находятся в урочище Куршочат, и глядя на тонюсенькую струйку воды можно сделать вывод, что наверху ещё царит зима.

А в сезон этот водопад очень мощный и смотрится впечатляюще.

Небо снова хмурится и начинает срываться морось, но мы решаем продолжить прогулку вверх по долине. Однако не успев отойти от водопада, мы остановлены оглушительным грохотом, похожим на выстрел, откуда-то сзади.

Обернулись, а там лавина сходит. Первая реакция - "твою мать", "фигасе", "а ведь мы совсем недавно там прошли" и т.п. Спустя мгновение, поняв, что нашей безопасности ничего не угрожает, мысли уже другие: "А почему никто не снимает?" Машинально вытаскиваю фотик, почти без надежды успеть снять...

Но лавина это вам не падающая звезда и её сход занимает сколько-то времени, так что удалось не просто щелкнуть издали, но даже и заснять с приближением:

Спустя несколько мгновений потоки снега слегка ослабли, а до нас донёсся звук... Он был сродни вовсе не шороху снега, а скорее напоминал звук льющейся воды. Это как же там наверху снег дождевой водой напитался... солнышко чуть пригрело - и вот результат. Страшное дело - мокрая лавина...

Идём дальше и вскоре оказываемся вблизи впадения Индрикоя в Гондарай. Здесь расположен сезонный погранпост, сейчас пустующий.

Не доходя поста, влево ответвляется дорога в долину Индрикоя, по которой проходит путь к перевалам Ак Северный и Южный, Пирамида, Карабаши, Малая Гвандра и Актебе. Будь погодка подружелюбнее - мы бы однозначно прогулялись вверх по Индрикою, но поскольку вот-вот снова польёт, пойдём-ка мы дальше по Гондараю.

Менее, чем в 200-тах метрах от поста находится капитальный мост через Индрикой. Идём к нему.

Индрикой в начале мая весьма мелководен, не сравнить с теми фото, которые я видела в отчетах, датированных июнем-июлем.

За мостом на левобережной террасе просто изумительные места для стоянки под соснами. Только шишки надо убрать:)

Чуть поодаль - домик пограничников, обнесённый забором и колючей проволокой.

То, что за колючей проволокой, фотографировать не стала, возможно, этого и делать нельзя. Но не удержалась и сфотографировала "удобства":)

Продолжаем путь по дороге. Всё шире открывается обзор на заключительный цирк долины Гондарая. Взгляд упирается в ГКХ, за ним - территория Абхазии. Но судя по количеству снега на склонах и опасной лавинной обстановке, мы не очень-то далеко сможем пройти вверх по долине.

Ну, хотя бы до ближайшего перелеска дойдём, там перекусим, а дальше видно будет...

Входим в лесочек по тропинке и обнаруживаем разваливающиеся бревенчатые постройки. Предполагаем, что это остатки так называемого "предолимпийского усиления-2014". Олимпиада прошла и теперь никому эти сооружения нафиг не нужны.

Некоторые постройки ещё в более-менее нормальном состоянии, крыши ещё держатся, но внутрь лучше не входить - там такая грязь и вонь, что возникло подозрение, что это - конюшня.

А тут наблюдательный пункт в сторону долины Индрикоя:

Располагаемся на обеденный привал. Завалившийся столик по назначению использовать не удаётся, поэтому еду раскладываем на шатающейся лавочке.

Во время обеда с неба снова закапало. И мы решили возвращаться в лагерь. Всё равно дальше по долине только снег месить.

Любуемся напоследок красивым пиком 3485 м, который вот-вот затянут облака. Вершина, официально называемая на картах "Гондарай", немного ниже ростом - 3419 м, находится чуть левее пика-3485 и уже не видна из-за облачности.

Как назло, как только мы тронулись в обратный путь, дождик прекратился. Но мы уже были настроены поскорее вернуться в лагерь и приступить в приготовлению праздничного шашлыка.

По пути наблюдаем, как лягушки на наших глазах совершенно без стеснения занимаются продолжением рода. Все лужи полны лягушачьей икры. Чиcтый протеин:)

Над ГКХ небо плотно затянуло, видно, что в верховьях уже срываются осадки, но пока не понять - это ещё дождь или уже снег?

Солнце отчаянно пытается прорваться скозь пелену облаков, подсвечивая снежное покрывало массива Большой Гондарай. Представляю себе, сколько воды будет в реках, когда вот это вот всё начнёт таять...

Топаем вниз по долине. Вдали, примерно в районе "Глобуса" начинается дождь. Скоро и нас "достанет".

Приближаемся к водопаду из ур.Куршочат. Скалы над руслом водопадного ручья навевают мысли о Мордоре:)

Нам не терпится увидеть, куда именно сошла лавина и сколько там сейчас внизу навалено снега. Докатилась ли она до дороги? Оказывается, она и близко к дороге не подобралась, как бы "разлившись по склонам", ведь там воды было больше, чем снега.

Спускаемся к мосту, разглядывая водопады с противоположного склона. Фигурка Николаича в кадре поможет составить правильное впечатление об их высоте.

Приближаемся к лавинному выносу.

Снег в месте соприкосновения со склоном потихоньку подтаивает, но судя по отчётам джиперов этот снежный затор на дороге доживёт до середины июня как минимум.

Алексей преодолевает снежник по верхней кромке. Остальные предпочитают спуститься в снежную ложбинку.

В ложбинке веет могильным холодом, зато идти очень удобно - как по асфальту, настолько твёрд здесь снег.

Вскоре мы добираемся до лагеря и приступаем к сбору дров для большого костра. Хотелось бы подчеркнуть, что я ещё не встречала стоянок, где было бы СТОЛЬКО дров... Отчасти в этом вина лесогубов, напилили ёлок и побросали, даже вдвойне обидно - нафига тогда пилили. Но раз уж так вышло, мы воспользовались.

В размышлениях о том, куда податься завтра с учётом погоды и лавинной обстановки, постановили, что для Гондарая и его притоков не сезон.То есть прогулка в долину Джалпакола отпадает. Завтра наведаемся в Махар.

А весенний Гондарай мы запомним примерно таким - с миленькими зелёными полянками, пышными соснами и стройными елями, серебряными струями водопадов со скал, грохотом лавин и разлитым в воздухе нежным ароматом цветущей вербы.