Между заповедником и Архызом. Путь в долину Мамхурца.

Далее 2 3 4 5 6 7 8 9
Район верховий Большой Лабы и её притоков мы долгое время не рассматривали при планировании походов, отдавая предпочтение более популярным районам - Архызу, Теберде, Гвандре.

Не скрою, имелось предубеждение, что этот дальний угол КЧР, зажатый между Кавказским заповедником и Архызом, состоит сплошь из труднопроходимых, а местами даже совершенно непролазнейших дебрей. В то же время было понимание, что там есть что посмотреть, это же уникальный озёрный край.

Отчасти нашему настороженному отношению к району способствовали те немногочисленные и довольно устаревшие описания (в том числе и "классика" от Бондарева), в которых частенько встречались упоминания о недружелюбности рельефа и связанные с этим трудности ориентирования.

Добавьте к этому разночтения насчёт местоположения и сложности некоторых перевалов, а также сложность заброски к месту старта... и вот уже становится проще забить на потенциальные красоты и пойти в другой район. Что мы и делали на протяжении многих лет.

Но пару лет назад ситуация кардинально изменилась - появились сообщения о том, что и тропы не такие уж непролазные, и пояснения, как лучше пройти по бестропью. Появилось больше фотографий и несколько свеженьких отчётов, из которых, правда, возникало больше понимания, как не надо ходить, а как надо - по-прежнему оставалось непонятно... Но эти отчёты стали большим подспорьем, поскольку позволяли отбросить заведомо неудачные варианты прохождения маршрута и сосредоточиться на поиске правильных путей.

И мы призадумались - а не пора ли нам увидеть всё это своими глазами и пощупать собственными ногами?

Не пытаясь объять необъятное, на первый раз мы решили ограничиться долинами Мамхурца, Макеры и Адзапша и сравнительно несложными перевалами между ними. В условиях нестабильной июньской погоды всё равно больше за недельный поход не осилить.

Ранним утром подхватив Олега в Кропоткине, мы к 9-30 свернули в Псемёне на грунтовку в сторону Пхии и следующие 2,5 часа тряслись вдоль Большой Лабы. Часть пути до Закана была нам хорошо знакома, так что в этот раз я ограничилась лишь одним снимком ущелья в районе порога "Кирпич".

На погранпосту в Закане наши паспортные данные записали в свой журнальчик доблестные пограничники и пригрозили необходимостью иметь пропуска, если мы надумаем прогуливаться выше Пхии. Ну, пропуска-то у нас в наличии.

Проехали Дамхурц. Вскоре дорога переметнулась на правый берег Большой Лабы и через некоторое время на пригорке слева над дорогой замаячила загеданская погранзастава. Надо сказать, что застава произвела на нас впечатление полнейшей безлюдности. На наше появление никто не отреагировал.

Где же оставить машину? Проехали вверх вдоль забора заставы, по какой-то улочке с заброшенными домами и не встретили ни души. Ладно, продолжаем путь по главной дороге, по карте вроде бы п.Загедан начинается чуть дальше, за Загеданкой. И действительно, какие-то домовладения справа по ходу есть, но жителей что-то не видно. Лишь у самого крайнего дома видим припаркованные машины - там явно кто-то есть. Дальше начинается огромная поляна, на которой вдали стоит ещё пара каких-то строений.

Хозяева обитаемого двора говорят, что послезавтра уезжают и не смогут присмотреть за машиной. Советуют постучаться в соседний дом, к тёте Нелли, вроде бы она живёт здесь постоянно. Кудахтающие за забором куры свидетельствуют о том, что в этом дворе есть постоянно проживающие люди, но на наш зов из дома никто не выходит.

Уже почти отчаявшись, я замечаю вдали на поляне прогуливающуюся женщину - может быть, это и есть Нелли? Иду к ней. Но это одна из обитательниц того двора, возле которого стоят машины. Однако она указывает мне на домик, что стоит в отдалении на поляне - там вроде кто-то копошится. Подхожу ближе - там два товарища, слово за слово, и оказывается, что один из них, Илья - сын той самой Нелли, и они любезно соглашаются открыть нам ворота и поставить нашу машину к ней во двор.

На самом деле, Нелли была в доме, просто не выходила. Мало ли кто тут шляется:) Разумеется, когда пришёл её сын, она вышла и мы даже немного пообщались.

Итак, эпопея с поиском места для машины была завершена. К этому моменту натикало аж 13-30, и наш первый ходовой день чётко превратился в полудневку. Интересно, куда за оставшееся светлое время мы успеем дойти?

Попрощавшись с хозяйкой, мы вышли на дорогу и потопали в обратном направлении - в сторону загеданской заставы. Чуть ниже заставы через Большую Лабу перекинут подвесной мостик, собственно, из-за его наличия точкой старта и был выбран Загедан. Негусто с мостами на Большой Лабе - следующий мост только в Пхие...

Вода в Большой Лабе после вчерашних ливней ещё не очистилась, и с некоторой опаской глядя на этот ревущий мутный поток, мы по одному начали переправу по мосту. Перебравшись на левый берег, мы оказались в зарослях трав.

Стоп-стоп, тут же должна быть тропка, которая быстро выведет нас на лесовозку. Но нет... в нужном направлении тропы замечено не было, зато какая-то хилая тропинка вилась вдоль берега вверх по течению. Что ж, пойдём по ней. И мы углубились в прибрежные дебри.

Тропка вошла в мокрый ольховник и стала вполне нормально читаемой, петляя среди папоротников.

В пойменном лесу мы незаметно удалились от основного русла Большой Лабы, и слегка удивились, когда слева по ходу появилась мутная протока, разделяющая берег с небольшим островком. Далее тропка шла некоторое время вдоль протоки, а затем отошла от берега вглубь леса, что даже не стало слышно шума воды.

По ощущениям мы как-то подозрительно долго шли по тропе, казалось, что давно должны были выйти на дорогу, но нет - тропа и не думала идти на сближение с ней. Мы двигались параллельно дороге, только метров на 30-40 её ниже. Терзаемые сомнениями, мы предприняли попытку вылезти на дорогу напролом через кушери вверх по склону, но она оказалась неудачной. Мы вынуждены были вернуться на тропу и не выпендриваться - раз уж доверились ей, надо идти до упора.

Наконец, к 14-15 тропа вывела нас на старый волок, видимо, начинающийся где-то у реки, и судя по направлению - плавно идущий на пересечение с нужной нам дорогой. Вскоре мы выбрались на лесную дорогу и стало понятно, что она уже давно не используется.

Большей частью дорога приятно удивляла своим качеством, но кое-где встречались глубокие колеи и громадные непросыхающие лужи. Вся эта местность на карте названа "долина Загедан".

В 14-40 мы дотопали до пересечения дороги с чистым ручьём, отсутствующим на карте, и остановились на обеденный привал. Вскипятили чаю, доели бутерброды, взятые в дорогу, и просто полчасика отдохнули от непривычно тяжёлых рюкзаков. Кстати, здесь нас впервые атаковали мезкие мошки, укусы которых не зажили и спустя неделю после похода. OFF на них не действовал вообще:(

В 15-25 мы продолжили путь по дороге и минут через 20 подошли к лесовозному броду через Большую Лабу. Неподалёку от брода в лесочке есть вполне ровное место для стоянки со столиком и лавочками. Предыдущие посетители не убрали со стола какие-то бутылки, да и в целом местечко слегка замусорено. Но на крайний случай сгодится.

От лесовозного брода дорога резко повернула на 90 градусов вправо и мы сразу же отметили, что из землистой лесной дороги она превратилась в белокаменную:) Видимо, этот участок пойменного леса в период большой воды подвергается затоплению, и потоками воды сюда нанесло камней. Кроме того, было заметно, что дорога активно используемая, следы недавно проехавшего по ней лесовоза даже подсохнуть не успели.

Далее начался плавный набор высоты, при этом стало заметно, что мы потихонечку углубляемся в широкий створ долины Мамхурца. Самого Мамхурца пока не видно, но будем надеяться, что его воды не окажутся столь мутными, как у Большой Лабы.

Время близилось к 16 часам, и мы стали присматривать место для ночёвки, понимая, что соваться далеко в долину Мамхурца особого смысла нет, надо становиться где-то здесь. Оставалось лишь найти ровный клочок земли да чистый ручей.

Ровно в 16-00 мы дотопали до лесорубной поляны на повороте дороги в непосредственной близости от бурлящего и пенящегося Мамхурца. У Олега сразу же возник вопрос, не надо ли случайно нам переходить Мамхурц вброд, а то что-то жутковато... Нет-нет, наш дальнейший путь по Мамхурцу проходит только по орографически левому берегу. Лишь один брод планируется в радиалке к Семиозёрью, но там и река должна быть не столь глубокой и бурной.

К нашей радости, вода в Мамхурце оказалась идеально прозрачной, ну, значит, одной проблемой меньше. Остаётся только место под палатки найти. Мы сбросили рюкзаки и разбрелись в три разные стороны на поиски хорошего места. В итоге самым лучшим было признано местечко чуть ниже лесорубной поляны, метрах в 100 в сторону Большой Лабы: идеально ровные травянистые полянки в чудесном лесу, много дров, почти не слышно шума воды.

Так подошёл к концу наш первый ходовой день. В пути мы были всего лишь 3 часа, включая привалы, и за это время прошли около 4,5 километров.