Между заповедником и Архызом. Долина Мамхурца.

Далее 3 4 5 6 7 8 9
Назад 1
Утро второго дня похода выдалось тихим и безоблачным. Мы неторопливо собрались, позавтракали у костерка, и в 8-30 отправились навстречу приключениям.

План на сегодняшний день невероятно прост - подняться вверх по долине Мамхурца и забазироваться на стоянке неподалёку от начала маршрута к Семиозёрью. Всего предстоит пройти порядка 10 км.

На самом деле, у меня не было информации о том, есть ли в нужном месте хорошая стоянка. Судя по рельефу - там должно быть такое место, а как в реальности, неизвестно. Но всё сложилось удачно, и нашим пристанищем на две следующие ночи стала вот такая милая лужайка:

Вчера вечером, когда мы ужинали у костра, мы слышали шум спускающихся по дороге лесовозов. Но вероятность, что сегодня нас подвезут, крайне мала - так рано с утра они на делянку не ездят, а ждать до обеда мы не станем.

Выходим на лесовозную дорогу, подходим к Мамхурцу. Воды в нём с утра ничуть не меньше, чем вчерашним вечером.

Лесную тенистую дорогу время от времени пересекают чистейшие ручейки. Вообще, воды в это время года в достатке, можно не нести с собой никакого запаса.

Дотопали до полянки, на ней дорога разветвляется - более накатанная лесовозка уходит левее, в сторону Мамхурца, а более заросшая и заваленная какими-то ветками дорога продолжает держать направление вдоль склона. Купившись на более накатанную дорогу, мы буквально минут через 5 оказываемся у брода.

Выходит, что никакие лесовозы в принципе и не могли бы нас подбросить, раз они здесь едут на другой берег и далее в сторону Макеры. Получается, что нам нужна именно заросшая дорога. С одной стороны, это радует - значит, лес в Мамхурце сейчас не рубят, а с другой - кто знает, какие сюрпризы преподнесёт неиспользуемая дорога? Может, где-то её завалило, где-то слизало оползнем...

Но нам везёт - старая дорога лишь на начальном этапе завалена ветками, скорее всего, специально, чтобы туда не ездили. Затем после очередной поляны лесогубов с огромным количеством брёвен она становится отменного качества. Идти по такой дороге - удовольствие.

Внезапно среди густых ветвей справа по ходу видим аншлаг, предупреждающий о необходимости наличия пропусков при нахождении в погранзоне. На самом деле до 5-ти-километровой зоны ещё далеко, она начинается примерно в районе слияния истоков Мамхурца.

Дорога всё выше поднимается над рекой. Когда она выходит из леса на открытые участки склона, открывается обзор на горы противоположного борта.

Затем дорога начинает сбрасывать высоту и становится мокрой из-за множества стекающих со склона ручьёв. Внизу видна очередная поляна лесорубов, но спуск к ней затруднён непросыхающими лужами, обходить которые сбоку приходится по зарослям.

Жара страшная! Хочется скорее проскочить поляну и укрыться в лесу. Но сразу за лесорубной поляной дорога "перекрыта" согнутыми лавиной стволами берёз, рябин и клёнов. Пройти напрямую нереально. Обходим справа, забирая выше по склону. Наконец, выбираемся снова на дорогу, которая как ни в чём ни бывало - ровная и сухая.

В 11-15 устраиваем небольшой 15-минутный привал в тени мощных елей. Далее дорога выходит на поляну с шикарными клёнами и несколькими отдельными валунами. Долина в этом месте заметно расширяется.

Позади открывается вид на зелёный Загеданский хребет, из-за которого виднеется массив двуглавого Урупа и Седой.

Мамхурц шумит внизу слева по ходу.

Чуть впереди на другом берегу видны следы деятельности лесорубов, и похоже, дорога вскоре намерена переметнуться вброд именно туда.

И действительно, подходим к броду. Дальше нам с дорогой не по пути. Дальше нам следует ломиться вдоль берега.

Стоит лишь метров на 10 отойти от места брода и раздвинуть ветви, чудесным образом там обнаруживается тропка. Причём натоптанная до приличного состояния. Лишь одно неприятное местечко имеется, где кусок склона смыло и надо спуститься к воде, а затем снова вскарабкаться на тропу.

На самом деле лесовозная дорога после брода не заканчивается на том берегу. Она продолжается и в скором времени снова перебрасывается на нашу сторону. Но для ходьбы она непригодна из-за неимоверного количества завалов. В этих завалах где-то теряется и наша тропка.

Петляем между стволами на узком пространстве между рекой и захламлённой дорогой.

Снова выходим на какой-то более-менее пролазный волок. Точно и не припомню всех наших телодвижений, но каким-то чудом мы оказались снова на тропе вблизи реки.

Дальше тропа траверсирует довольно крутой склон.

Неожиданно тропа становится натоптанной до такого состояния, какое мы привыкли видеть в более популярных районах, когда за сезон по тропе проходят сотни пар ног.

Проскочив участок ароматного елового леса, снова спускаемся к реке, по пути пересекая ручеёк с чистейшей водой. Слева от тропы расположена милая травянистая лужайка в тени редких елей. Здесь немного кочковато и шумно от реки, но при необходимости можно остановиться на ночёвку. А мы остановимся на обеденный привал. Времени всего 12-15, но будет ли дальше хорошее место с ручейком, неизвестно.

После получасового привала продолжаем путь. Тропа углубляется в густые заросли ольховника. Склон становится всё круче, тропка спускается к самой воде и растворяется в прибрежных камнях, которые берут на себя функцию тропы на этом участке.

С этого момента мы начинаем руководствоваться мудрым советом одного из наших земляков касательно именно долины Мамхурца: "В любой непонятной ситуации держитесь ближе к реке". Действительно, было бы абсолютно нелогично буриться по такому склону через кушери.

Наверное, я усовершенствую совет моего земляка: в непонятной ситуации лучше держаться нижней границы леса. Иногда граница леса совпадает с рекой, но появляются и луговые участки, и как правило, тропка набита по верхнему краю луга, то есть как раз по нижней границе леса.

В начале июня травы ещё не поднялись во весь рост, но тропку в них уже не разглядеть. А она есть! И ногами её вполне удаётся нащупать.

В месте впадения очередного ручья по прибрежным камням и кочкам не пройти, приходится влазить в криволесье перед ручьём и по нему обходить.

Мамхурц невообразимо громко бурлит. Появляются небольшие пороги.

Тропинка снова взбирается на склон и какое-то время ведёт нас в прохладной тени пихтарника.

Но вот опять тропа идёт вниз и на подходе к реке путь оказывается перекрыт двумя огромными упавшими пихтовыми стволами. Перелезть их никакой возможности, обойти низом не вариант - они упали прямо в реку.

Памятуя совет "держаться ближе к реке", я хотела под эти стволы протиснуться, сняв рюкзак... Но Вася с Олегом уже ломанулись вверх по склону в обход. Но как только мы обошли стволы и немного углубились в суровое криволесье, мы осознали, что надо отсюда немедленно выбираться. И выбираться решили тупо вниз по склону через это самое криволесье, которое на заключительном этапе спуска оказалось ещё и с выходами скал. На тропу вдоль реки мы буквально вывалились, свисая на ветвях. И с того места тропы, куда мы вывалились, было видно, что под стволами есть проход. Вот блин! Надо было слушаться совета!

Далее какое-то время мы шли вблизи реки, нащупывая тропинку ногами, и вскоре дотопали до ручейка со слегка мутноватой водой, стекающего со склона. Завалились отдохнуть минут на 10, но за это непродолжительное время нас мошки просто зажрали.

Снизу по долине за нами медленно ползёт грозовое облако. С той стороны всё чаще гремит, но мы надеемся, что успеем добраться до стоянки посуху.

За ручьём продолжения тропы не обнаружилось. Зато чуть выше виднелось сухое ответвление от основного русла влево и казалось, что именно оно и используется на данном участке в качестве тропы. Прошли немного по сухому руслу и аккурат перед границей криволесья вылезли из него. Вроде бы снова на тропе.

Вскоре снова спускаемся ближе к реке и идём вдоль нижней границы леса.

Первый на нашем пути снежник! Далее на некотором протяжении русло Мамхурца забито снегом.

Оглядываемся назад. Вдали выделяются очертания какой-то довольно высокой горы.

Полагаю, это гора Загедан.

Идём по лугу вдоль забитого снегом русла Мамхурца - здесь такая тишина, ведь река больше не шумит. Впереди выделяется массив безымянной вершины 2807 м (по ГГЦ), разделяющей два истока Мамхурца.

С противоположного борта струится изящный водопад.

За поляной тропа уверенно ведёт нас в лес, уводя от реки. Доверимся ей.

Попетляв по лесу, видимо, обходя какой-то сложный участок вдоль русла, мы снова выходим на прибрежные луга. Видно, что тропка взбирается на террасу, вдоль реки тут не очень ходибельно.

Проскакиваем по лугу, впереди маячит стена березняка, на входе в который мы теряем тропу среди камней и папоротников.

Сам березняк проходим легко, даже снова находим тропу - она в березняке маркирована кусочками синей изоленты. А вот начавшиеся за березняком поляны начинают выматывать. Травы вымахали выше колена, местами попадается крапива. Но отмечу как положительный момент - я совсем не заметила на лугах борщевика Сосновского.

Время близится к 17 часам. Мы ещё не дошли до намеченной точки примерно километр, но измотались достаточно, чтобы стать на стоянку в любом подходящем для этого месте. В общем, начинаем глазеть по сторонам - где есть ровное место с ручейком. Хотя, в принципе, у нас есть время и до намеченной стоянки дойти.

И вот в 17-30, когда до намеченного места стоянки оставалось метров 200, мы чуть было не проскочили чудесную поляну, но я взмолилась - давайте уже здесь остановимся! Подумаешь, не дошли самую малость, но мы же не знаем, что там за место, вдруг оно хуже этого. А тут просто прелестно - ровные травянистые лужайки между берёз, много дров и рядом хороший ручей.

Наименее ушатанным из нас оказался Вася, он почему-то несколько раз переспросил нас с Олегом, нравится ли нам здесь:) Мы хором отвечали, что нам нравится абсолютно всё, лишь бы не идти дальше:) Решено - ставим палатки!

За этот ходовой день мы прошли 10,5 км и набрали порядка 650 метров. Ночуем на высоте около 1900 м.