Между заповедником и Архызом. Через перевалы Семиозёрный и Мамхурц-Макера

Далее 5 6 7 8 9
Назад 1 2 3
Прикольная игра цифр - на перевал Семиозёрный наша группа вышла 10 июня примерно в 10 часов 10 минут утра.

Хотелось этот факт зафиксировать, но оказалось, мы не захватили с собой бумагу и ручку. Я однажды видела перевальную записку, накорябанную ножом на камне, но оказалась совершенно не горазда это повторить. Да и тура на седловине нет, а чтоб его сложить, надо наковырять глубоко вросших в землю камней. Так что никаких следов нашего пребывания на перевале мы не оставим.

Полчаса на перевале пролетели незаметно. Перекусили. Поставили отметку в GPS - в перевальной точке он показал высоту 2502 метра.

Снова и снова пытаемся вычленить в водоразделе Макеры и Адзапша седловину Студенческого, но то ли ракурс неудачный, то ли не знаем, куда именно надо смотреть. Уже после похода я поняла, почему нам это не удавалось - заснеженные очертания водораздела в районе перевала сливались с более дальним гребнем.

В 10-40 начинаем спуск. Чуть ниже седловины в кулуаре залежался снежник, но он настолько твёрд и крут, что решили не рисковать. Лучше слева от снежника по травянистому склону спустимся.

Спуск по траве тоже крутоват, но мы к такому привычные. А я так и вообще в полнейшем восторге, ведь с какого-то момента склон просто усеян яркими "солнышками" прострела золотистого!

Снежник в кулуаре заканчивается, и мы перебираемся с травы в каменистый кулуар.

Открывается вид на край ступени висячей долины. Кажется, раз-два и спустился в Макеру. Но впечатление это обманчивое - по этой долине адекватного спуска нет. Вернее, видимая часть пути вниз особых сложностей не представляет. Но скрытый от наших взглядов участок - это сущий ад из скал и криволесья. Спасибо добрым людям за их отчёты, благодаря им мы знаем, куда не надо ходить:)

Путём сопоставления различных описаний и изучения спутниковых снимков я пришла к выводу, что с перевалов Мамхурц-Макера и Семиозёрный спуск от начала зоны леса должен проходить там же, где и у описанного Бондаревым перевала "Семь озёр" (который я обещала называть Озёрный, но видимо, так и буду употреблять двойное название). Таким образом, из этой висячей долины следует выбираться в соседнюю слева, перевалив отрог.

Позади остаётся V-образная седловина Семиозёрного. Крутовато смотрится путь нашего спуска... Да в принципе, так оно и было в реальности.

А справа по ходу начинает угадываться район перевала Мамхурц-Макера. Его седловина скрыта за скальным отрогом.

Спуск оказался реально затяжным, ноги ушатались. И если в начале спуска мы были настроены дотопать до видимого внизу озерца, а от него начать подъём, то сейчас мы уже намерены срезать путь, не доходя озера. Жаль высоту терять. Вот ещё немного сбросим, до уровня выполаживания снежника и резко возьмём вправо.

Напоследок ещё разок оглядываемся на перевал. Кстати, сейчас видна ещё одна седловина Семиозёрного. Не могу утверждать, что они равноценные по сложности прохождения. Мы прошли южную (в кадре она слева), и пока она кажется мне более простой.

А теперь - срезаем по направлению к перевальному взлёту Мамхурц-Макеры. А что это за "снежные грибы" виднеются впереди?

Подходим к ним поближе.

Вот же прикольные штуки! Как они так вытаяли?

А один "снежный гриб" ещё и дырявый:)

Странное дело - сейчас смотришь на путь нашего спуска и он выглядит не очень-то крутым. А нашим ногам так не показалось:)

Отсюда получше просматривается путь ко второй (северной) седловине. Я по-прежнему не могу оценить, насколько она лучше или хуже южной седловины, которую прошли мы. Но если бы пришлось выбирать - на какую из них подниматься из этой долины, я выбрала бы южную, т.к. знаю, что с неё будет более простой спуск.

Проскочив снежник, оказываемся на небольшой каменистой террасе над озерцом.

Некоторое время размышляем - продолжить ли подъём по каменистому гребешку или выходить на снежник? Путь по гребешку до упора не просматривается, как бы не забуриться куда... Пойдём-ка мы на снежник!

Подъём по снегу вроде бы простой, но очень жарко и это обстоятельство очень выматывает. Впереди уже вырисовывается заключительная предперевальная ступень, под ней виднеется скальный "островок". Дотопать бы до него и хотя бы пять минут передохнуть и остыть...

Скальный островок посреди снежника оказался не таким уж скальным, здесь сплошные заросли можжевельника и рододы. Но мы находим среди них луговую полянку и заваливаемся на траву отдыхать.

Отдышавшись, пытаемся рассмотреть, где лучше перевалить в соседний цирк для дальнейшего спуска в Макеру. Довольно крутой склон с выходами скал... Вроде бы чуть выше зоны леса можно по "зелёнке" вылавировать между скал на гребень. Но можно ли перевалить гребень непосредственно в месте выхода на него, неизвестно. На снимках вроде бы дальше всё проходимо...

После привала продолжаем подъём. Седловина перевала по-прежнему не видна.

Внезапно Олег замечает спускающегося по снежнику медведя. Останавливаемся и наблюдаем за ним. Мишка довольно резво топает вниз по склону, причём тоже в сторону перевала:) Мы не горим желанием оказаться на перевале одновременно с мишкой, лучше подождём, пусть он первый проскочит вниз.

А перевал-то рядом совсем. Немного неожиданным оказалось то, что мы вышли к нему как-то сбоку и сверху. Впереди чуть ниже виднеется его седловина с вытаявшей из-под снега "клумбой".

Ждём, пока медведь уйдёт подальше. Он неторопливо перемещается в сторону гребня, соединяющего доминирующую вершину 2639 м и отметку 2443 м (по ГГЦ).

Наверное, мишка так нас и не учуял, поскольку ветер был со стороны ГКХ. Вскоре он прикольно чуть ли не кубарем скатился по крутому склону и исчез из нашего поля зрения. Но поскольку он в любом случае умотал в долину Мамхурца, куда в ближайшем времени собираемся спуститься и мы, надо на спуске быть повнимательнее:)

Продолжаем путь к перевалу. К нему ведёт хорошо читающаяся звериная тропка.

В 12-25 достигаем заснеженной седловины перевала Мамхурц-Макера. GPS показывает высоту 2401 м. Устраиваемся на привал на пригорке чуть выше седловины.

Оглядываемся назад - хитрый перевал, однако! Вот куда бы мы пошли, если бы поднялись на него из долины Мамхурца?

Неправда ли, есть искушение ломануться по снегу вниз? Несмотря на то, что визуально этот путь обрывается на входе в скальный кулуар и неясно, что там ниже, первая мысль - начать спуск именно так... Но мы-то знаем, откуда только что пришли - из соседней висячей долины (на фото в левой части кадра), а вовсе не из той, куда ведёт снежник.

Снова рассматриваем поближе перевалы водораздела Макеры и Адзапша/Санчаро, хотя совсем недавно глазели на них с Семиозёрного.

Видна тропа, пересекающая наискосок южный склон висячей долины, ведущей к перевалу Дружба. Тропы с самого низа этой висячей долины нет, подъём проходит из соседней долины и частично по гребню разделяющего их отрога.
Такое чувство, что все перевалы долины Макеры имеют это характерное свойство - к ним нет пути "в лоб".

Севернее Дружбы в гребне водораздела находится перевал в верховья Татарки. Вроде бы несложный по словам одного из моих знакомых туристов.
Если по воле случая вы оказались в окрестностях Дружбы, то обязательно надо совершить радиальную вылазку к озеру в истоках Татарки.

А теперь взглянем в сторону долины Мамхурца. Из её глубины вырастает двуглавая скальная громадина - вершина на краю отрога, разделяющего два истока Мамхурца. Одна из её вершин, та, что на снимке правее, на ГГЦ имеет отметку 2807 м.

Вершина безымянна, но на мой взгляд - вполне заслуживает названия хотя бы потому внутри тупиковой долины Мамхурца она самая массивная и высокая. Выше неё во всём междуречье Дамхурца и Мамхурца - только видимая на дальнем плане вершина слева от перевала Мамхурц.
В описании Бондарева данная вершина названа Мамхурц, но тут уж я солидарна с картами, на которых г.Мамхурц находится на краю водораздела Дамхурца и Мамхурца.

Глубокая седловина перевала Мамхурц в гребне одноименного хребта находится аккурат напротив нас. Это самый известный и простой перевал в долину Дамхурца.

В перевальном цирке находится довольно большое озеро, дающее начало левому истоку Мамхурца. У нас в планах была прогулка к нему, но сейчас мы видим, что оно под снегом, соответственно - делать там нечего. Так что ограничимся прогулкой к двум водопадам.

Седловина перевала под снегом. Наверное, там же спрятан и перевальный тур. Именно так я решила тогда. Но разглядывая фото, задумываюсь - может быть, тур расположен чуть выше на каменистом бугорке, куда ведёт тропинка? И мысли не возникло проверить, хотя тропинку я сразу приметила. А, всё равно у нас ручки и бумаги не было:)

В 13-00 начинаем спуск с Мамхурц-Макеры. Идём примерно по центру снежника, поначалу его крутизна незначительна. Быстро сбрасываем метров 70, и тут ширина снежника уменьшается, а с двух сторон его стискивают заросли рододы. Останавливаемся перед ступенью, где снежник круто уходит вниз.

С учётом твёрдости снега дальнейший путь выглядит как минимум некомфортным. Справа от зарослей склон более пологий и местами уже освободившийся от снега. Видимо, надо было раньше принять вправо и обойти заросли верхами. Сейчас же нам придётся пробуриться сквозь довольно широкую полосу рододы.

В зарослях делаем небольшую остановку - Олег заметил играющих на снегу медвежат. Они прикольно бегают по снегу, кувыркаются, не замечая нас. Вдруг не пойми откуда на снежнике появляется медведица, видимо, обнаружившая наше присутствие, и быстренько уводит медвежат в берлогу.

Так, пользуясь случаем, мы узнали местоположение берлоги:) На фото она в верхней левой части кадра - под кустами.

Становится лучше видна долина правого истока Мамхурца. В бесснежное время она отличается довольно унылым каменистым рельефом, а сейчас, когда дно долины в снегу за исключением участка с особо крупными камнями - просто прелесть: и красиво, и для передвижения идеально.

Были мысли попробовать пройти пер. Мамхурц Верхний, но глядя на висящий на его седловине карниз, мы решили, что для этого перевала пока не лучшее время. Оптимальным для прохождения он станет через пару-тройку недель.

Спускаемся справа от зарослей. Где-то удаётся идти по траве, где-то по снегу.

В нижней части спуска снег успел размягчиться, идти удобно.

Ну, считай, спуск с перевала окончен. Перевальная седловина отсюда уже не видна, но хорошо видно место, где крутизна склона возрастает и где мы вынуждены были полезть через рододу в поисках более пологого пути. Правда, не очень-то фото передаёт крутизну склона, а уж твёрдость снега и подавно:)

Продолжая спуск на дно долины, любуемся пейзажами. В частности, разглядываем неизвестную седловину в хр.Мамхурц, насчёт которой у нас нет никаких сведений о сквозном прохождении.

Наша следующая цель - водопады на левом истоке Мамхурца, прямиком к ним мы и направляемся. Приближаемся к забитому снегом руслу правого истока.

Перейдя по снегу на левый берег, спускаемся в среднюю часть долины. Справа за кадром остаётся вырвавшийся из снежного плена бурный Мамхурц.

Выходим на финишную прямую - до водопадов рукой подать.

Оглянувшись, оцениваем наш спуск с перевала Мамхурц-Макера. Вроде бы небольшое расстояние, но как-то долго мы его шли и даже малость задолбались, несмотря на то, что это был спуск. Что-то лениво завтра проходить этот перевал в обратном направлении:) Мы ведь его уже прошли, надо что-то новенькое придумать...

В этот момент у нас и возникла мысль - а не пройти ли нам в долину Макеры перевалом, который Бондарев называет "Семь Озёр"(ныне известным как Озёрный)? Правда, тогда снова придётся переходить Мамхурц вброд... Но я готова пережить это ещё раз ради того, чтобы в точности воссоздать путь, описанный Бондаревым. Потому как ещё никому из тех, кого я знаю, не удавалось пройти в соответствии с бондаревским описанием и о спуске с этого перевала в Макеру закрепились весьма нелестные отзывы.

Но вернёмся к водопадам, которые встречают нас оглушительным шумом, хочется даже уши заткнуть. Причём это они ещё не в полную силу шумят, пик их полноводности ещё не наступил.

Захотелось придумать им какое-либо прикольное название, но кроме банального "Два Брата" ничего сперва в голову не лезло. А потом озарило - водопады Мамхурца же... Значит, один будет "Мам", а другой "Хурц":)

Подходим к первому водопаду. От подножия видно лишь нижнюю часть каскада, что составляет меньшую часть того, что видно издали (при том, что даже издали весь каскад не просматривается в зарослях).

Очень ажурный водопад.

А теперь идём ко второму водопаду. Для этого нам надо перескочить русло ручья, благо, оно забито снегом, а затем продраться через кушеристый отрожек. В принципе, можно и низом обойти, но нам хочется поскорее увидеть второй водопад.

И вот перед нами предстаёт такой красавец:

В отличие от первого водопада, у этого есть небольшая чаша. Знакомый рассказывал, что однажды они обнаружили прямо в этой чаше медведя. Но при нашем посещении этого места никаких медведей поблизости не наблюдалось:)

Для оценки высоты водопада фотографирую Васю на его фоне. Но как и в случае с первым водопадом - видна лишь нижняя часть его каскада.

Второй водопадный ручей перескакиваем по снежному мосту. Повезло, что он ещё сохранился, а то перепрыгнуть столь бурный ручей вряд ли удалось бы. Теперь наш путь лежит вниз по долине, до лагеря всего каких-то пару километров осталось пройти.

Спускаясь по долине, периодически оглядываемся на её верхнюю часть - эти пейзажи вызывают искреннее умиление. Всем нам они показались чем-то напоминающими среднюю часть долины Мырды в далёкой Гвандре: такие же кристально чистые ручьи, такие же искривлённые берёзки, громадные каменюки...

Проходим множество приятных во всех отношениях мест для стоянки.

Каждая новая полянка кажется ещё более живописной, чем предыдущая, и на каждой хочется зависнуть хотя бы на денёк:)

Мужская часть группы быстро проскакивает луговой участок, я же падаю как подкошенная:) Ну вот как, объясните мне, как они не замечают цветы???

Пока я ползаю в поисках удачного ракурса, Вася с Олегом уже унеслись далеко вперёд. А я никак не могу налюбоваться на эти колокольчики рябчика широколистного.

В наших планах был ещё один пунктик: осмотреть родниковые озёра, расположенные всего в полукилометре от нашей стоянки. Удивительнейшее место оказалось!

Мощный родник выбивается из-под камней, а далее его ледяные воды проделывают весьма короткий путь до двух котловин, соединённых протокой.

Изумительная чистота воды и потрясающий вкус! В принципе, в этой долине все ручьи чистые, но самой вкусной мне показалась вода именно из этого родника. И кстати - мимо нашей стоянки протекает ручей, берущий начало здесь.

К стоянке мы вернулись в 15-50. Ушатанные, но довольные! Настолько довольные, что запасы наших живительных напитков в этот вечер сильно уменьшились, так бодро мы толкали тосты за удачно пройденное "колечко" да за завтрашнюю авантюру с поиском пути через Озёрный "по-Бондареву":) Ну, и за погоду, разумеется!

Всего за 9-ти-часовую прогулку мы прошли около 8,5 км. На карте наше "колечко" выглядит так:

И в другом масштабе, чтобы показать, где расположены перевалы, вызывающую путаницу у туристов - Семи Озёр и Озёрный (он же Семи Озёр по Бондареву):