"Рожкао – Загедан – Абишира - Архыз". 7 день, 13.07.2011г

Пятиозёрье - траверс Загеданского хребта - пер. Речепста-Пхия(1А) - стоянка под перевалом.

Прекрасное начало ненастного дня     В 5-30 мы по-честному проснулись, и как обычно, ещё около получаса не могли заставить себя вылезти из спальников. Нехотя начали готовить завтрак и собираться.

В 6-30 я выбралась из палатки и успела насладиться видом абсолютно безоблачного неба, а минут через 15 над Загеданским хребтом уже клубились невесомые облачка. Пока невесомые. Знаю я такие облачка, ничего хорошего от них не жди.

Интересно, сколько у нас есть времени? Часа 4?
Успеть бы проскочить по хребту до перевала Речепста-Пхия. Для такого перехода времени в обрез. Поторапливаемся со сборами!

Спрятанные под тент дровишки я решила использовать по назначению – мусора у нас опять накопилось, а таскать его лень, так что мы быстренько разожгли огонь и спалили всякие упаковки/фантики. Небольшую кучку дров оставили для следующих посетителей этой стоянки.
Уходим из Пятиозерья. Внизу остается большое озеро.
     В 7-15, непривычно рано, мы начали подъём на гребень Загеданского хребта.

Простейший путь из Пятиозёрья на хребет очевиден – двигаться следует в направлении вершинки 2681,0 м, с обеих сторон от неё гребень пологий.

Согласно немногочисленным и довольно противоречивым описаниям этого района вблизи этой вершины имеются два перевала – Уруп-Пхия и Уруп-Ажога. Перевал Уруп-Ажога на некоторых картах он именуется Уруп-Джога, но я думаю, что это досадная опечатка, т.к. он назван так по имени реки Большая Ажога.
Район перевала Уруп-Ажога (н/к)     Точное местоположение перевала Уруп-Ажога мне неведомо, полагаю, что это седловинка где-то между отметками 2729,2 м и 2681,0 м (в свою очередь, один из источников уверяет, что это н/к перевал южнее вершины 2835 м).

Перевал Уруп-Пхия описывается как «седловина в восточном плече горы 2861,0 м трудностью 1А» (насчет 1А меня терзают сомнения, трудность явно завышена). Но не суть важно – главное, что на гребень можно выйти на участке почти километровой ширины – от седловинки между 2729,2 м и 2681,0 м до отмеченных на карте скалок восточнее 2681,0 м. Поскольку наш дальнейший путь по хребту лежал на восток, то и выходить на гребень мы решили прямиком в самую восточную точку описанного выше легкодоступного участка.
Заросшее, "лишнее" озеро Пятиозерья.
     Путь на гребень проходит между двух небольших озёр, об одном из которых, заросшем, я уже упоминала. Это «лишнее», шестое озеро Пятиозёрья. Очень сильно обмелевшее, возможно, к осени оно вообще высохнет.

Мы проходим мимо и направляемся к другому малому озерцу – там сделаем небольшую остановку, пофотографируем.

Малое озеро просто создано для фотографов. На его фоне эффектно смотрятся и Загедан-Скала, и «Загеданская пила». Жаль, только небо сегодня подкачало…

Малое озеро Пятиозерья.Загедан-Скала

В 7-50 снова впрягаемся в рюкзаки и начинаем медленно ползти в гору.
Подъем на Загеданский хребет из Пятиозерья.Пятиозерье остается внизу.
     Наверное, можно было бы и побыстрее взлететь, но как-то не шлось нам в это утро. В 8-25 мы на гребне. Отдыхаем, фотографируем долины Пхии и Большой Лабы.
На гребне Загеданского хребта в районе пер.Уруп-Ажога.Вид с Загеданского хребта на долину Б.Лабы и ее притоков.

Несмотря на раннее время, горы уже в густой дымке, едва различимы контуры Кара-Каи и Пшиша. На юго-востоке возвышается Закзан-Сырт, с Загеданского хребта гора предстаёт в весьма удачном ракурсе, величественная такая.
Долина Пхии. В дымке трудноразличимы Пшиш и Кара-Кая.Вершина Закзан-Сырт

На заднем плане – заснеженный ГКХ в районе верховий Большой Лабы. На северо-западе из-за хребта торчит макушка г.Загедан. Облака сгущаются, слоями двигаясь в нашу сторону. Никаких сомнений нет, что до какого-то ужасного погодного катаклизма остаются считанные часы. Поэтому мы ограничиваемся пятнадцатиминутным отдыхом, как бы нам ни хотелось зависнуть в этом прекрасном месте подольше.

Тропка вьётся по южному склону Загеданского хребта.Тропка вьется по южному склону Загеданского хребта.
Надо признать, что пару лет назад она была почти незаметна. То ли дело сейчас – сразу видно, что район набирает популярность.

Вот за что люблю этот участок маршрута, так это за совершенную ненапряжность его прохождения плюс обалденные виды. Слева по ходу на фоне колокольчиковых полей высится громадина Загедан-Скалы, из-за её светло-серой скалисто-осыпной спины выглядывает тёмная вершина Урупа; справа внизу раскинулась зелёная холмистая долина Пхии, откуда доносится протяжное многоголосое «бе-е-е-е!»; впереди из глубины долины Ацгары встают изрезанные очертания Чилика Второго.
"Нехорошие" облака на хребтом Чилик Второй. Скоро будет гроза.     Между короткими северными отрожками Загеданского хребта спрятано ещё несколько озёр, правда, ни разу не доводилось мне любоваться ими вблизи, вот и сейчас идём и рассматриваем их сверху. Будь погода получше, мы бы столько ещё интересного увидели с высоты Загеданского хребта. Но приходится довольствоваться видом тех объектов, что расположены сравнительно близко, всё остальное растворилось в голубоватой дымке.

В 10-40 приваливаемся минут на пять на плоском участке гребня, посреди которого сложен громадный тур из камней, откуда только нашлось их такое количество – со всего луга понавыковыривали, что ли...

На пер.Ацгара Верхний. Виден пер.Чилик.   Надо полагать, это так называемый перевал Ацгара Верхний. Кроме тура ничего на «перевальность» этого места больше не намекает – нет троп ни в долину Пхии, ни в долину Ацгары. Хотя спуститься в обе долины, безусловно, можно без особых проблем, разве что в сторону Ацгары спуск покруче, чем в Пхию.

Чётко видна наша ближайшая, но видимо, не сегодняшняя, цель – перевал Чилик. Что-то очень уж небо мрачное, того и гляди, начнётся… Значит, надо валить, пока не началось…

Косматые облака ползут с юга, опускаясь всё ниже и цепляясь за хребты. Снизу из долины Пхии начинают подниматься сгустки тумана. Мы продолжаем траверс Загеданского хребта в полной уверенности, что уж сегодня-то мы вымокнем по полной программе.
Взгляд назад на пройденный путь по Загеданскому хребтуБезымянное озеро на северном склоне Загедансокго хребта в р-не пер.Ацгара Верхний.

До перевала Речепста-Пхия остаётся чуть более километра, когда начинает срываться слабая морось. А мы на крутом склоне, где и остановиться негде, чтобы нацепить накидки и плащи. Добегаем до какого-то очередного изгиба хребта, тут вроде есть местечко, чтоб сбросить рюкзаки, быстренько облачаемся в непромокаемое, и вот тебе раз – дождик прекращается. Снимаем плащи. Не, вроде опять моросит… Тьфу, да фиг с этим дождём, буду мокнуть, по крайней мере, не жарко. Однако, не все рассудили так, как я, и кое-кто так и топал в куртке, а кто-то парился в плаще.

Из тумана проступил узнаваемый провал перевала Речепста-Пхия. Оказалось, что мы как раз очень удачно выруливаем на перевал по высоте, в смысле, что набирать высоту практически не придётся. Тропинка выводит нас чуть левее и выше перевала. Высота 2808 м. На часах 11-45.
На пер.Речепста-Пхия. Надо спешить - ща как ливанёт!
     Пятиминутный отдых. Группа, попеременно поглядывая то на небо, то на нас с Васей, вопрошает – что дальше? Моё предложение – спускаемся до первой же пригодной для стоянки площадки и ставим палатки! Уже потом Оля рассказывала, что в этот день она «поверила в наше особое чутьё» - если дана установка ставить палатки, значит, едва мы успеем в них залезть, сразу ливанёт.

Спускаемся примерно на 50 метров ниже перевальной седловины и останавливаемся на ровной площадочке с низкорослой травкой. Поблизости есть вода в лужицах из-под снежников. На поиск чего-то лучшего времени нет, здесь и будем пережидать надвигающуюся непогоду.

Ставим палатки и бегаем за водой. Всё делаем очень и очень быстро. Потому что с неба уже срываются редкие крупные капли. Сильнейшая гроза, как и ожидалось, начинается сразу же после того, как в палатку закинуты все вещи. Палатки треплет ветром, со всех сторон грохочет, а мы под эту канонаду и ослепительные вспышки молний попиваем чаёк и ощущаем себя невероятными везунчиками. Ещё бы – седьмой день похода, а у нас ни разу ботинки не промокли, когда такое бывало?
Стоянка под пер.Речепста-Пхия.
     Какое-то время в нас теплится надежда, что вот-вот гроза пройдёт, чуток просохнет, мы перевалим Абиширу через пер.Чилик и ночевать будем у прекрасного озера… Но когда поливает без перерыва 4-5 часов, оптимизм потихоньку угасает. Разбушевавшаяся стихия обрушивает на тенты увесистые порции воды, заглушая своим шумом наши голоса. Холодает. Согреваемся чаем и укутываемся в спальники. На некоторое время проваливаемся в сон.

Помню своё внезапное пробуждение оттого, что вдруг стало слишком тихо. Ливень прекратился! Мелкая морось не в счёт. Ненадолго выбираемся из палаток, ноги поразмять, воды принести.

Просветления на небе не наблюдается. На Чилик сегодня точно не пойдём. Дождь снова усиливается и мы опять разбегаемся по палаткам.

Долина Речепсты после грозы     Спустя некоторое время опять наступает затишье.

Над перевалом Речепста-Пхия появляется кусок голубого неба, а через понижение хребта в районе перевала Ацгара долина озаряется золотистыми солнечными лучами. Но в целом картина наимрачнейшая – серые облака ползут низко-низко, Абишира полностью затянута туманом.

Андрей, схватив фотоаппарат, убегает на хребет – снимать закат. Но едва он добирается до гребня, снова начинается гроза. Не знаю, удалось ли ему сделать красивые кадры, но в чём я точно уверена – намок он хорошо.

В общей сложности мы бесцельно провалялись в палатках более 8(!) часов. Устали отдыхать. И что самое обидное – скоро опять спать ложиться. Завтра придётся навёрстывать упущенное время.

Читайте продолжение
День 8  День 9 (часть 1)  День 9 (часть 2)  День 10 (часть 1)  День 10 (часть 2)  День 11

Назад
День 1  День 2  День 3  День 4  День 5 (часть 1)  День 5 (часть 2)  День 6