Между заповедником и Архызом. Спуск в Макеру.

Далее 7 8 9
Назад 1 2 3 4 5

На 12 июня мы возлагали большие надежды в плане погоды. Сегодня нам крайне желательно спуститься в Макеру. В противном случае придётся выкидывать из маршрута перевал Студенческий и возвращаться к машине по долине Макеры, а не по Адзапшу, Санчаро и Большой Лабе.

Сразу скажу: нам удалось ещё до полудня добраться до Макеры, но впечатления и от самого спуска, и от долины Макеры в средней её части у нас сложились неоднозначные. И если в отношении спуска по бондаревскому описанию ощущения абсолютно разные у каждого из нас, то насчёт стоянки в Макере мы солидарны - это была самая тревожная и некомфортная ночёвка. Причём не только в этом походе, а чуть ли не за последние лет 5.

На самом деле Макера меня впечатлила, если оставить за кадром то, что сотворили с этой чудесной долиной лесогубы. В этих диких местах чувствуешь себя первопроходцем, при этом ощущая полное превосходство природы над собой.

Что ж, пора продолжить реализацию нашей задумки по воссозданию бондаревского описания на местности. Вчера мы осилили лишь первые 5 предложений из 14-ти:
Из урочища "Семь озер" можно попасть в среднюю часть ущелья р. Макеры.
Перевал "Семь озер" (1 А, 2550 м) виден от нижнего озера.
Это левая седловина.
От коша к ней поднимаемся левее озер (1 ч).
Спуск с перевала идет вначале по осыпи влево, затем тропа поворачивает вправо и выводит на террасу с кошем (он виден с перевала).

Сегодня предстоит понять, что означает вот это:
От него пересекаем альпийский луг в южном направлении, за перелеском налево - каменистый кулуар.
Пройдя по нему 100 м, у большого треугольного камня сворачиваем вправо в лес.
Не теряя высоты, движемся 150 м вдоль склона.
Тропа теряется, очень круто, выходы скал (страховка!).
Затем идем вниз по пихтарнику.
Завал из деревьев обходим справа и попадаем в крутой желоб с ручьем.
Спуск по мокрым камням.
Через 30 мин становится положе, теперь нужно выбраться из желоба влево и по чистому пихтовому лесу спуститься к р. Макера.
Несложный брод выводит на тропу.

Ещё до рассвета мы были разбужены яркими вспышками молний и громовыми раскатами. Заморосило. А вскоре дождик припустил так, что мы призадумались - не застрянем ли на этой стоянке до завтрашнего утра? Однако часам к 6 гроза ушла куда-то в сторону Архыза и дождь стал стихать.

Так что, будем собираться? Небо по-прежнему выглядит тревожно, будто его вот-вот прорвёт снова, но надежду вселяет лёгкий ветерок со стороны ГКХ. Глядишь, облачность и расползётся. Приступаем к сборам и в 7-30 мы готовы к выходу.

Фотографируем место стоянки на краю террасы - в качестве подтверждения нашей комфортной ночёвки. По словам знакомых туристов нормальных мест для палаток ниже малюсенького озерца не найти аж до самой Макеры. Странно, мы как раз в районе озерца мест-то и не приметили. Встречный вопрос - как можно было не заметить такую широченную террасу, ведь она бросается в глаза ещё с перевала?

Ветерок успешно разгоняет облачность, над ГКХ уже просветлело и налицо тенденция к ещё большему прояснению.

Поглядывая на пройденный вчера перевал Озёрный, спускаемся по зарослям конского щавеля чуть левее ручейка, срывающегося с террасы.

Справа от ручейка тоже можно идти, на противоположном склоне даже какие-то тропки просматриваются между кустиками рододы. Но ради этих тропок перебираться через ручей неохота.

По мере сброса высоты открывается всё лучший обзор на изящный водопадик на ручье, вытекающем из крошечного озерца с верхней террасы.

Надо сказать, спуск довольно крутой. Приходится прилагать немало усилий, чтобы не чебурахнуться на мокрой траве. Иногда мы шутим "без LEKI - мы калеки", так вот это как раз тот случай, когда палки сильно выручают.

Сделаю акцент на том, что мы идём без тропы. Но набитая тропа в этом районе есть - она идёт значительно выше по склону, метрах в 150 выше по вертикали, по-видимому, где-то выше водопада. Она видна на снимках и именно она отмечена у нас в GPS, несмотря на то, что она не вписывается в "легенду" - обходит кош стороной и никакого луга не пересекает. Так что я просто периодически поглядываю на экранчик и контролирую наше расстояние до этой тропы. На всякий случай:)

По ту сторону заснеженного русла виднеется нечто, похожее на тропу, уходящую через рододу в заросли березняка.
Уж не тот ли это "перелесок", который упоминает Бондарев в своём описании? Возможно, если этот адски крутой спуск считать "пересечением альпийского луга в южном направлении". Направление-то вполне себе южное. Да и этот крутой склон, действительно, представляет из себя альпийский луг. По крайней мере, это явно не субальпика и не криволесье:)

100 метров по вертикали от стоянки до заснеженного русла мы сбрасывали минут 20. Наши ножки слегка ушатались. Так что у ручья мы немного отдохнули и сделали запас воды.

То, что издали казалось нам тропкой, в действительности ею и оказалось. Но явно звериной, поскольку местами идти по ней можно было лишь согнувшись в три погибели, что очень не нравилось Васе. Пройдя сквозь березняк, мы упёрлись в ручей, за которым нас издевательски приветствовали густые заросли рододы и берёзово-буковое криволесье.

Благо, мы с разбегу не стали ломится в эту непролазность, а внимательнее осмотрелись: звериная тропа не дура - она спускается вдоль ручья! Внизу виднелась мокрая-премокрая полянка, решили, что спустимся туда и там решим, куда дальше.

Сюрприз! На спуске к мокрой поляне находим два обрывка каремата, валяющиеся на небольшом расстоянии друг от друга. Сразу вспомнилась история наших знакомых пятигорских туристов, потерявших каремат на спуске в Макеру с перевала Мамхурц-Макера. Уж не их ли вещичка? Но судя по описанию их похода, они вообще здесь не шли.

За первым сюрпризом незамедлительно следует второй - не успев спуститься на мокрую поляну, мы обнаруживаем едва заметную в траве тропу, идущую на некоторой высоте над поляной, причём в южном направлении.
Интересный поворот... Может быть, Бондарев под альпийским лугом имел в виду это место? И как раз за этим лугом виден перелесок...

Тропа на подходе к перелеску растворилась в траве, и идущие впереди Олег и Вася машинально свернули влево и стали спускаться вдоль перелеска. И я чуть было не последовала их примеру. Но вовремя заметила боковым зрением "туннель", ведущий сквозь перелесок, в конце которого на мгновенье мелькнула следующая поляна.

Кричу ребятам - похоже, мы малость проскочили и предлагаю вернуться. Действительно, этот туннель в ветвях оказывается продолжением потерянной тропы. Теперь у нас нет сомнений, о каком перелеске идёт речь в описании Бондарева. Повод сделать небольшое, но надеюсь, полезное уточнение к описанию - перелесок БУКОВЫЙ.

По легенде за перелеском нам предстоит найти каменистый кулуар. Но пока впереди мы видим лишь россыпи камней и очередную зелёную поляну, но никак не кулуар. Продолжаем держать южное направление.

Отмеченная в GPS набитая тропа по-прежнему где-то метрах в 150 выше, мы ни приблизились к ней, ни удалились. Именно здесь можно было бы без проблем на неё взобраться, лавируя по траве между кустами рододы. Но мы не видим в этом смысла, поскольку наша цель - спуск и с набором 150 метров она никак не вяжется.

На зелёной поляне тропинка вновь теряется. Находим её продолжение, начиная взбираться на отрожек в единственно логичном для этого месте - там, где кусты не столь густы. Повезло, что на склоне залежался снег и берёзки не успели зазеленеть листвой, иначе проход через березняк был бы не столь очевиден.

Пока мы не углубились в заросли, оглядываемся на пройденный путь: отлично виден крутой спуск с террасы (мы проделали его вблизи ручья) и буковый перелесок(ориентир на тропу через него - одинокий белый камень на верхней границе луга). Мокрая поляна и березовый перелесок, ей предшествовавший, в этом ракурсе скрыты за буковым перелеском.

Тропа уводит нас траверсом, огибая отрожек - сперва сквозь березняк, затем приспускается к его нижней границе. И вот мы уже топаем по узкой луговой полосе, разделяющей два участка берёзового криволесья.

Впереди маячит гребень с более высокими деревьями, нежели кривые берёзки. Предварительно я рассматривала его как вариант спуска, общий для трёх перевалов - Озёрного, Семиозёрного и Мамхурц-Макера. Осталось только добраться до него и проверить предположение.

Путь к упомянутому выше гребню нам преграждает березняк с подлеском из рододы. Вдобавок на всю ширину этого труднопроходимого пространства множеством проток растекается ручей. Тропа, естественно, потеряна. Каждый из нас прёт сквозь эти мокрые дебри как его душе угодно, главное - не потерять друг друга из виду.

Минут через 10 выбираемся из кушерей к так сказать "основному руслу" ручья. Оно сосредоточено в узкой слабовыраженной ложбинке. Не видим иного пути, кроме как начать спуск вниз по этой ложбинке. Стоп! А что это там внизу такое треугольное белеется? Да это ж тот самый "большой треугольный камень" из бондаревского описания!

Не иначе как придётся признать ложбинку, по которой мы спускаемся, "каменистым кулуаром". С одним уточнением - в этом "кулуаре" протекает ручей, причём не похоже, что он всего лишь сезонный.

Дальше дело идёт как по-писанному - спускаемся по "каменистому кулуару с ручьём" до входа в лес, упираемся в этот камень, шарим глазами справа от ручья - и вот она, тропинка! Не сказать, что слонячья, но заметная!

Всё-таки удача нам улыбнулась:) И на этой радостной ноте в 8-25 мы останавливаемся на привал на узкой полочке, присыпанной сухой листвой.

Пополняем запас воды, ведь неизвестно, как скоро будут на нашем пути ручьи. Согласно описанию, далее нам предстоит пройти сложный участок с выходами скал, требующий страховки, так что отдых не помешает.

Спустя 20 минут продолжаем путь. Тропинка прижимается к самому краю полочки, слева по ходу - обрыв. Пикантности добавляет упавшее на тропу бревно:)

За бревном тропа приспускается метров на 5 и начинается траверс крутого склона. Настолько крутого и твёрдого, что тропка шириной в одну ступню едва в него впечатана. Для подстраховки особо схватиться не за что, разве что за редкие кустики травы. Палки в каменистый грунт втыкаться не хотят и служат скорее помехой, чем подспорьем.

Благо, что протяжённость этого участка мала. Добравшись до зарослей азалии и схватившись за её хлипкие веточки, можно выдохнуть:)

Минут 5 продираемся сквозь густые буковые заросли, отмахиваясь от вспархивающих мошек и нащупывая тропку лишь ногами. Наконец, выбираемся на открытый участок склона, здесь тропка сворачивает налево вниз.

По характеру растительности и рельефу мне это место напомнило район Семиглавой, куда мы регулярно наведываемся за черникой.

Кажется, чуть ниже намечается очередной поворот тропы налево, как бы обратно в сторону ручья, протекающего мимо большого треугольного камня.

Действительно, вскоре тропка уходит влево и плавно сбрасывает высоту, идя на сближение с ручьём.

А я снова мысленно переношусь в район Семиглавой, до чего ж похоже:) Правда, в отличие от Семиглавой, где растут в основном буки с примесью пихты, здесь соотношение лиственных и хвойных пород примерно 50/50, причём хвойные представлены елью.

Тропинка едва заметна под прошлогодней листвой. Туристы здесь явно редкие гости.

Впереди уже слышен шум ручья. В лесу душно, а по мере сброса высоты становится всё жарче. Мы не видим неба, но ощущение такое, будто напекает на дождь.

Тропа доводит нас до обрыва над ручьём и круто уходит вниз вблизи обрыва.

Крутизна склона градусов 45. Чтобы не ушуршать по сухой и невероятно скользкой листве, приходится закладывать множество зигзагов и подтормаживать палками.

Видно, что полоса хвойного леса, по которой проходит наш спуск, довольно узкая. Слева по ходу крутейший обрыв в сторону ручья, справа - непролазнейшие заросли. Хотелось бы вот так аж до самой Макеры спуститься, но мы знаем, что впереди нам ещё предстоит немало покорячиться.

Участок крутяка закончился внезапно... И так же резко на смену хвойному лесу пришли заросли низкорослых буков и клёнов, а скользкой засыпанной листьями и едва читающейся тропке - хорошо набитая каменистая тропа.

Перед тем, как ломануться в зелёный коридор, устраиваемся на 10-минутный привал. В 9-30 продолжаем путь, буквально на каждом шагу благодаря случай за то, что вывел нас на эту тропу. Сами посудите - можно ли тут продраться без тропы? И если да - то с какой скоростью?

На открытых участках тропа прилично замаскировалась в травах, но ногами легко нащупывается.

Немного неожиданным стал выход на небольшую поляну, по краю которой каменистая тропа идёт вдоль кленовых кустов.

Как-то не укладывается в голове, что среди этих непролазных дебрей может существовать открытый участок. Удивительно ещё и то, что после похода я не смогла отыскать эту полянку на спутниковых снимках.

Однако на дальнем краю поляны тропа нырнула в заросли, при этом оказалась завалена громадным бревном, перелезть которое мы физически не смогли. Удалось лишь рассмотреть, что за бревном начинается сухая ложбинка, по которой можно пройти. Значит, надо как-то в эту ложбинку попасть.

Мы ломанулись в обход бревна. Я как самая маленькая и компактная сумела просочиться между весьма недружелюбным склоном и острым левым краем бревна. Вася с Олегом обошли его справа по зарослям - видимо, это и был очередной пунктик из описания "обход завала справа".

В ложбинке вскоре образовался ручеёк. И далее начался квест под названием по Бондареву "спуск по мокрым камням". Привожу лишь одно фото этого спуска, оно не передаст всей полноты наших ощущений, но там, где ощущения хлестали через край, возможности фотографировать уже не было:)

По мокрой ложбинке мы спускались минут 20-25. Васе пришлось особенно тяжко, если учесть, что в некоторых местах даже мне приходилось двигаться на приседках, подлезая под торчащие врастопырку стволы кривых буков и клёнов.

Лучше всего поладил с данным рельефом Олег и ускакал вперёд, а мы с Васькой шли достаточно медленно. Я от жары впала в какой-то ступор и машинально перебирала ногами и перехватывала руками ветви, лихорадочно пытаясь найти выход из этой душной ложбинки на какой-либо склон. Но, увы, склоны выглядели абсолютно непроходимыми... Неужели до самого низа нам придётся ползти по этому ручью? А вдруг на нашем пути возникнет водопад? Ведь уже намечаются небольшие ступеньки в русле. Пока воды немного, надо отсюда выбираться!

Совершенно неожиданно послышался крик Олега откуда-то справа. Он нашёл место, где кое-как можно было выкарабкаться на правый борт ложбинки, где виднелись могучие ели. Когда я сделала рывок наверх, то нечаянно ухватилась за крапиву, и тут же инстинктивно разжала пальцы. Не удержавшись за ветку одной рукой, заскользила по камням и в итоге сильно долбанулась локтем правой руки о камень. Последствия этой глупой травмы я ощутила буквально спустя полчаса - исчезла сила в руке, я больше не могла сжать кулак и не могла нормально опереться на палку. Обидно:(

В 10-38 приваливаемся на крутом склоне под высоченными ёлками, напиваемся воды и, наконец-то, наслаждаемся ветерком, которого были лишены в душной ложбинке. С одной стороны, есть ощущение, что если следовать описанию, то ещё рано было выбираться из ложбинки, но с другой стороны - там идти было уже невмоготу. Так что дальше нам придётся искать какой-то свой путь вниз.

Отдохнув несколько минут, неохотно впрягаемся в рюкзаки. До Макеры остаётся сбросить ещё порядка 200 метров. Из них метров 50 по вертикали мы идём не пойми как, обходя какие-то завалы, перебираясь через ручеёк и гадая - не стоит ли пойти по этому ручейку вниз? Но нет, лучше уж не по ручью, и мы снова лезем на правый борт и далее всё активнее забираем вправо.

И каким-то невероятным образом в 11-05 мы выходим к окончанию лесовозной дороги! Вот так сюрприз! На спутниковых снимках её не было. Значит, снимки этого района уже устарели. Но как бы там ни было, и при всей нашей нелюбви к лесогубам, мы рады этой дороге:)

Единственная проблема ходьбы по дороге - жара. Здесь мы выглушили всю воду, понимая, что до Макеры уже недалеко и экономить смысла нет.

По дороге мы спускались минут 20, за это время сбросили ещё 150 метров высоты. На высоте 1465 м дорога упёрлась в один из рукавов Макеры, довольно глубокий судя по густому цвету воды. Хорошо, что нам не потребовалось его переходить.

Сначала пытаемся обойти рукав по прибрежным завалам из стволов. Вроде удаётся. А дальше нас ждёт "мост" из брёвен через протоку.

Перебираемся по брёвнам на каменистую отмель между двумя протоками. Рядом шумит Макера, перед бродом через неё надо основательно собраться с силами и подкрепиться:) Всё! Привал! Место для привала нифига не живописное, но чего-то покрасивше тут не сыскать - повсюду вода.

По пути сюда у меня возникала дурацкая идея - а стоит ли нам переходить Макеру вброд? Может, как-нибудь продерёмся по левому берегу вверх по течению до погранпоста - там должен быть мост. Это всего километра полтора... Но увидев вот это вот всё - эти завалы, эти мокрые и непролазные дебри, я больше не заикалась о желании идти к мосту. Такие 1,5 километра могут затянуться на весь оставшийся день:)

Поплескавшись в ледяной воде и по мелочи перекусив, в 12-15 выдвигаемся искать место переправы через Макеру.

Олег уже предварительно разведал, где лесовозка перебрасывается на правый берег и ведёт нас туда. Однако в месте лесовозного брода Макера выглядит бурной и достаточно глубокой. Это фото сделано уже с другого берега, после переправы - как-то не рискнули мы лезть в Макеру вот здесь:

Немногим ниже по течению русло Макеры расширяется и успокаивается, и судя по цвету воды - там помельче. Здесь и будем переходить. Снимаем штаны, извините за подробности, и переобуваемся. Вася и Олег в сланцы, я - в сетчатые кроссовки.

Олег идёт первым, мы наблюдаем. Везде примерно по колено или чуть выше, лишь вблизи противоположного берега Олег чиркает по воде низом рюкзака. Сбросив свой рюкзак под ёлками, он снова лезет в Макеру, чтобы перетащить ещё и мой рюкзак.

Не могу сказать, что мне проще было переходить реку без рюкзака, всё-таки веса мне слегка не хватало, но больше меня расстроило то, что Макера унесла один из сланцев Олега, когда он уже вылазил на тот берег с моим рюкзаком. Рассердившись на Макеру, Олег швырнул в неё и второй сланец:(

В целом на подход к броду, переправу и обувание-одевание после брода ушло минут 20-25. После водных процедур резко захотелось покушать, но рассиживаться здесь мы сочли роскошью по той причине, что со стороны долины Большой Лабы как-то стремительно сгустилась облачность и стало изредка громыхать. Напекло-таки... Надо срочно искать место для лагеря.

В 12-40 уходим от брода по лесовозной дороге на "основную правобережную магистраль" и рвём когти в сторону ГКХ, убегая от нагоняющих нас туч. По пути глазеем по сторонам на предмет ровного и сухого местечка, но ни того, ни другого, как назло, не встречается. Повсюду невообразимая мокрота и кочки. Вот вообще негде приткнуться!

Множество ручьёв и боковых проток, которые нам пришлось пересечь на протяжении 40 минут ходьбы, лично меня очень впечатлило. Считаю, что реку следовало назвать МОкера - от слова "мокро".

К 13-20 мы вышли на так называемую "поляну лесорубов", где иногда туристы останавливаются на ночёвку. Честно говоря, я бы остановилась здесь на стоянку лишь в экстремальном случае. И хотя наша ситуация уже приближалась к экстремальной (тучи вот-вот нас нагонят и разразится гроза), мы всё-таки сочли, что немного времени на поиск более эстетически приятного для стоянки места у нас есть.

В итоге после 10 минут активных поисков такое место было найдено на берегу правого рукава Макеры в паре минут ходьбы от поляны лесорубов. Не ахти какое место, конечно, ещё и потенциально подверженное подтоплению, но мы решили рискнуть и стать здесь накануне грозы. На всякий случай камнями отметили границу воды, чтобы заметить, если нашу площадку начнёт заливать.

Вещи в палатки забрасывали под громовые раскаты и барабанную дробь капель по тенту, как это обычно у нас бывает:) Забравшись в палатку, чуть было по привычке я не выдала "а теперь - хоть потоп!", но вовремя остановилась. Потопа нам точно не нужно:)

Дождь лил непрерывно часа три. Ближе к 17 часам снова выглянуло солнце и мы выползли из палаток. К нашей радости, после ливня уровень воды поднялся незначительно и никакой угрозы подтопления мы не увидели.

Ужин решили устроить на лесорубной поляне в связи с наличием там "столиков-стульчиков" из брёвен и невообразимого количества дров.

Пока закипала вода, я прогулялась к Макере. После ливня воды её слегка замутились, самую малость. Но в целом река осталась весьма чистой.

Над ледяной водой повис туман. А мы добавили к нему дыма от нашего костра:)

Костёрчик в этот вечер у нас получился шикарный. Вася с Олегом не на шутку вознамерились пожечь тут всё, но вскоре сообразили, что для этого им придётся остаться тут на зиму:)

Всего за пятый ходовой день пройдено чуть менее 4,5 км.

Маршрут, описанный Бондаревым, в точности воссоздать не получилось, зато удалось уточнить некоторые его детали и обнаружить лесовозку, протяжённость которой составила чуть ли треть от сегодняшнего маршрута.

Мы не узнаем, оказался бы спуск по Бондареву проще, чем реально пройденный путь, не поддайся мы искушению выбраться из ложбинки раньше, чем рекомендовано в описании. Не узнаем, насколько сложнее тот брод, что преодолели мы, нежели рекомендованный в описании. НО МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!

P.S. Вернувшись на стоянку после ужина и посиделок у костра, мы обнаружили, что за то время, пока мы отсутствовали, вода почему-то приблизилась к палаткам. Ситуация не выглядела критичной, но всё-таки странно... ведь осадков больше не было, почему же поднялся уровень воды? Видимо, выпавшие осадки только к этому времени стеклись к руслу Макеры со склонов.

Мы оказались перед выбором - искать новое место и переставлять палатку, пока ещё окончательно не стемнело, либо забить на повышение уровня воды. Лень-матушка победила, и мы легли спать в надежде, что "пронесёт".

Среди ночи из сладкого сна меня вырвала яркая вспышка молнии... Может быть, приснилось? Но спустя несколько минут вспышка повторилась и на этот раз откуда-то из-за ГКХ раздался глухой раскат грома. Я тут же разбудила Ваську. Мы выглянули из палатки - ни одной звёздочки на небе, всё затянуто, ветер переменился - дует со стороны ГКХ. Вспышки всё чаще, гром всё сильнее. Вот чёрт!

Но самое ужасное было в том, что вода ещё ближе подступила к палатке, теперь даже маленький дождик приведёт к тому, что под палатку потечёт вода...

Переставлять палатку в час ночи - это увлекательнейший процесс, скажу я вам:) Удивительно, что Вася сумел при свете фонарика найти место для палатки на зелёной полянке чуть ниже по течению, а вчера днём мы на него даже внимания не обратили. Олег решил переставиться на лесорубную поляну. За каких-то полчаса мы "переехали".

P.P.S. А дождя-то не случилось! Посверкало-погремело, да и успокоилось... Наутро мы проверили место первой стоянки на предмет затопления - граница воды где была, там и осталась. В общем, паника - великая штука:)