Прогулялись по Гвандре

Вот и пролетели эти несколько незабываемых августовских дней, в течение которых мы гуляли по полюбившемуся району Кавказа - Гвандре.

Причём несмотря на то, что мы уже пятый год подряд устраиваем августовский поход по Гвандре, здесь осталось ещё столько всего, что хотелось бы увидеть своими глазами и пощупать ногами. Так что мы сюда ещё вернёмся:)

В этот раз в нитку нашего маршрута мы включили три довольно редкопосещаемых перевала: Панорамный Южный, Буревестник Северный и Перемётный.

Буревестник Северный мы проходили в прошлом году, но решили пройти его повторно с целью кое-что улучшить. Примечательно, что на эти перевалы практически нет набитых троп, но тем интереснее!

С каждого из названных перевалов прекрасно виден Эльбрус. На мой взгляд, именно в таком ракурсе, с юго-запада, он наиболее красив.

Ходили втроём. В этот раз нам с Васей компанию составил ещё один Василий (Курятов), в узких туристических кругах хорошо известный как Flightengineer. Это турист с богатым опытом спортивных походов, но как оказалось, и для него в этом районе нашлось много нового. С его подачи мы устроили небольшую импровизацию на спуске с Буревестника Северного и нашли новый вариант спуска в долину Талычхана. Он оказался чуть длиннее классического, зато намного зрелищнее.

Первым перевалом в нашем маршруте значился Панорамный Южный. Название перевала "говорящее" - он находится южнее пика Панорамного. Посещается перевал довольно редко - cудя по снятой с него записке - примерно раз в 3 года:)

Высота перевала 3307 м, по сложности я оцениваю его в 1А. На Панорамный Южный мы вышли на третий день похода 15.08.2019г со стороны долины Чиринкола.

Долина Чиринкола осталась позади внизу, и с седловины перевала её дно недосягаемо взгляду. Перепад высот по сравнению с долиной составляет порядка 1200 м.

Зато хорошо видна долина левого притока Чиринкола - Чунгурджара (на некоторых картах - Чунгура). Также замечательно просматривается короткий северный отрог ГКХ с высшей точкой Чатбаши, в котором находится популярнейший у туристов и альпинистов массив Доломиты. Позади этого отрога выглядывают вершины Кичкинекольской Подковы - Фильтр, Замок, Далар.

Вид с Панорамного Южного на восток в первую очередь интересен наличием в панораме белоснежной шапки Эльбруса. Расстояние отсюда до его западной вершины по прямой составляет порядка 14,5 км.

В водоразделе напротив доминирует вершина Кичкинекольский Кругозор - так вот она чуть более чем на 2 километра ниже Эльбруса. Ощущаете визуальную разницу в 2 километра по высоте? Я - нет... Но зная этот факт, я лучше осознаю величие Эльбруса.

В перевальном туре Панорамного Южного была обнаружена записка группы питерцев под руководством Степанова Д.В. без указания контактов.

Вторым перевалом в нашем маршруте был уже знакомый нам с Васей перевал Буревестник Северный. Высота перевала примерно 3400 м. Он оценивается в 1Б, но благодаря "хитрости" на подъёме от озера по скальному гребню в обход ледника, перевал до 1Б явно не дотягивает и я считаю его "хорошей 1А".

История названия перевала мне неизвестна. Более того, с местоположением перевала на картах имеется путаница у таких корифеев современной прикладной туристической картографии как Михаил Голубев и Вадим Ляпин. Кому интересно разобраться в этой теме - можете ознакомится с моим описанием похода 2018г.

На Буревестник Северный мы поднялись на 6 день похода, 18.08.2019г. Честно говоря, я рассчитывала увидеть в туре свою прошлогоднюю записку, но нас опередили:) 10 июля группа т/к "Вектор" из Москвы нашу записочку забрала.

Южнее перевала Буревестник Северный в водоразделе Талычхана и Восточного Кичкинекола есть локальный пупырик высотой 3420 м, с которого очень внушительно смотрится массив г.Чиринкол (3528 м).

С Буревестника Северного мы не увидели Эльбруса, он был в облаках. Но при хорошей погоде вид в его сторону потрясающий, видны также изгибы ГКХ и горы Грузии (фото 2018 года):

По пути на перевал по скальному гребню есть участок, откуда виден и уже пройденный нами Панорамный Южный, и два других перевала в этом водоразделе - Нефтяник и Электрик.

Видны и два безымянных озера - бирюзовое и тёмно-синее. Эти озёра я более внимательно изучила в прошлогоднем походе, сейчас мы не уделяли им внимания.

В этот раз мы уделили немного времени другим озёрам, лежащим на пути нашего спуска в долину Талычхана. Цвет большого озера трудно назвать приятным, но тут больше интересен именно контраст с маленьким кристально чистым озерцом.

И кстати, на берегу большого "грязного" озера есть чудесные ровные площадки для стоянок. Более того, здесь нет проблем с питьевой водой, как это может показаться - в озеро впадает несколько довольно чистых ручьёв.

Третий, заключительный перевал в маршруте - Перемётный. Своим названием он обязан леднику, некогда являвшимся перемётным - свисающим с обеих сторон гребня. С тех пор много воды утекло и ледник уже давным-давно не перемётный, а распавшийся на две отдельные ветви. Но это же не повод менять перевалу название:)

Перевал Перемётный был пройден нами на 8 день похода, 20.08.2019г. Высота перевала составляет 3255 м, по сложности - классическая 1А. Из нюансов подъёма - мы смогли избежать контакта с берёзовым криволесьем, сделав правильные выводы из чужих описаний прохождения перевала.

В туре была обнаружена записка без указания даты от туристов МФТИ. Связавшись по указанным контактам с руководителем группы МФТИ, я выяснила, что перевал был посещён ими радиально со стороны долины Чунгурждара 29.07.2018г.

С Перемётного также прекрасно виден Эльбрус, только до него уже порядка 19,5 км по прямой.

Гребень в районе перевального тура представляет собой "мягкую мелкокаменную смесь", которую легко разровнять в площадку под палатки. Также поблизости от перевала есть стекающий с ледника чистый ручей. Так что если вас на перевале застала непогода или ночь - это не так уж и страшно.

Вид с Перемётного на запад позволяет рассмотреть наиболее простые перевалы в водоразделе напротив - Малый Кичкинекол и Доломиты Южный. Из вершин Кичкинеколькой Подковы к уже виденным с Панорамного Южного вершинам - Фильтру, Замку и Далару в этой панораме добавляется Трапеция.

В средней части кадра доминируют вершины Доломит Южный и Доломит Главный. Чуть правее них видна двуглавая Чатбаши.

По гребню нашего водораздела вьётся турья тропка к близлежащей вершинке 3323 м. Правее торчит острый скальный пик 3449,3 м - именно его мы видим, идя по долине Чиринкола.

Всего за 9 дней похода мы прошли около 45 километров. Наш маршрут на карте:

Когда-нибудь у меня дойдут руки до того, чтобы сделать подробное описание маршрута. Но не обещаю, что это будет скоро, у меня ещё кое-что из предыдущих походов не дописано.