По озёрам и перевалам хребта Габулу. Много озёр и два перевала.

Назад 1
Далее 3 4

На сегодняшний день у нас были грандиозные планы - колечко через довольно известные перевалы Темир-Кулак и Карасу и попутно через три других перевальчика, не столь популярных у туристов.

Но наша цель - не сами перевалы, а редкопосещаемые озёра по ту сторону хребта Габулу. Заодно и озёра на этой стороне захватим.

Будильник прозвенел в 5-30. Выглянули из палатки - темным-темно и холодно. Ещё полчасика поваляемся! В 6-00 всё-таки поднялись, стали собираться и готовить завтрак. Взяли еды на пару перекусов, термос с чаем, а поскольку прогулка грозила завершиться в густых сумерках, прихватили с собой фонарик и тёплую одежду.

В 6-40 мы выдвинулись в радиалку, условно названную нами "5 октября через 5 перевалов". К этому моменту солнышко уже осветило вершины гор, но мы понимали, что нам ещё долго предстоит топать в холодной тени и потому приоделись потеплее.

Оставляем палаточку на целый день. Надеемся, никто на неё не покусится:)

Можно было бы идти и вдоль реки, но мы поспешили поскорее убраться с травы - вот-вот выпадет утренняя роса, совершенно не хочется мочить ботинки. Проскакиваем травянистые участки по направлению к заросшему рододой бугорку - там должна быть тропа, я видела её на снимках.

Тропа среди зарослей рододы находится, причём не одна. Тут такое множество троп, что порой на развилке трудно выбрать правильную.

Для себя мы решили, что "правильной" будем считать ту тропу, которая не уходит траверсом склона, а идёт с заметным набором высоты. Нам ведь всё равно вверх. Именно таким образом мы отсеяли несколько ответвлений и настойчиво полезли в сторону макушки бугорка.

Всё дальше мы от палатки, её уже и не разглядеть, если не знать, куда именно следует нацелить взгляд.

С удивлением обнаруживаю, что на террасе, где я вчера вечером бродила в поисках места для палатки, есть небольшое озерцо. Самую малость до него не дошла. И ещё несколько мелких озёр видны на террасе левого борта.

Примерно через час ходьбы приближаемся к очередной ступени долины. Чуть ниже справа по ходу просматривается уютное местечко для лагеря - много травянистых ровных площадок, рядом вода (именно здесь Темир-Кулак выбивается из камней и начинает свой извилистый путь вниз). Если бы мы стартовали вчера с утра, а не в полдень, наверняка, забазировались бы здесь.

Верной дорогой идём - как бы говорит нам турик, сложенный на большом камне. Пока этот турик является единственным намёком на присутствие человека в этой долине. Натоптанность троп я отношу скорее к заслугам всякого зверья нежели туристов.

Перед нами взлёт на следующую ступень. Выбираем вариант подъёма - пойдём слева от скальной стеночки(по центру кадра), сперва по узкой луговой полосе, затем по осыпи. Можно было бы обойти скальник и справа по широкому луговому взлёту, но по крутой траве зачастую подъём труднее, чем по камням.

Лезем вверх. Вблизи скальника видны луговые островки, думаю, что есть смысл идти по ним.

Добравшись до перегиба, оглядываемся. Солнце пока так и не добралось до нашей палатки.

Вчера вдали виднелись Загедан-Скала и Загедан. Сейчас, когда мы повыше и немного изменили ракурс, мы можем наблюдать и их ближайших соседей - Седую и Уруп.

А впереди нас ждёт каменный хаос и взлёт на следующую ступень, с которой стекает ручей. Издали прикидываем вариант подъёма. Предварительно решаем подниматься слева от ручья.

Проскочив по камням до травянистого бугорка, обнаруживаем слева от этого бугорка небольшое озерцо, первое на нашем пути. На 250-метровках ГГЦ ему соответствует отметка 2648 м.

Озерцо имеет весьма причудливую форму, рассмотреть которую удаётся лишь с подъёма на следующую ступень долины.

Подходим к ручью, который вытекает из верхнего озера, которое отмечено на ГГЦ на высоте 2753 м (по ГШ - 2758 м). При ближайшем рассмотрении оказывается, что ручей зарывается в камни, а не соединяет два озера непосредственно.

Как и предполагалось, подъём слева от ручья оказывается более дружелюбным, нежели справа. Как минимум - более пологим. На травянистом участке подъёма угадывается натоптыш.

С 50-метровой высоты озерцо-2648 выглядит таким малюсеньким среди каменных россыпей. Что сказать о его форме? В зависимости от фантазии кто-то увидит в нём бабочку, кто-то стильные очки:)

До сих пор зябко, несмотря на то, что лезем вверх. Но уже близок перегиб склона, где мы сможем окунуться в тепло солнечных лучей и устроить привал.

Прямо по курсу видна какая-то седловина. Первая мысль: так вот ты какой, перевал Карасу. Но следом сразу сомнение - для 1А что-то крутовато. Подойдём поближе, разберёмся.

Наконец, выбираемся из прохладной тени. По инерции продолжаем скакать по камням, ведь уже до большого озера недалеко, возле него и остановимся на привал. Однако мы идём-идём, а озера не видно. Более того, выбирая удобный путь среди каменного хаоса, мы всё дальше забираем в сторону от озера.

Когда под ногами внезапно оказывается рыжая трава вместо подзадолбавших камней, мы понимаем, что лучшего места для привала нам не найти. Отсюда видна узкая полоска озёрной воды, но мы уже настроены на привал на мягкой травке, которой возле озера может и не быть. Здесь отдохнём, а затем пойдём к озеру.

Привал затянулся на 20 минут. Выпили чайку с булочками, насладились тишиной и теплом. Пора продолжить знакомство с достопримечательностями. В 9-15 направляемся в сторону озера-2753 м, второму по счёту на нашем пути.

Озеро сразу располагает к себе, но как и предполагалось, с этой стороны озера травянистых берегов нет, так что с местом привала мы не прогадали.
По данным моего GPS озеро расположено на высоте 2748 м (на 5 метров ниже, чем по данным ГГЦ), разница несущественная, в пределах погрешности.

В застывшей зеркалом озёрной глади отражаются очертания двузубой безымянной вершины.

Береговая линия в том месте, куда мы вышли, весьма изрезанная и этот эффект усиливается наличием островков из отдельных камней.

Идём вдоль озера по камням. Нас ждёт взлёт на третью озёрную ступень, прорезанную ручьём из верхних озёр. Ручей питает и это озеро, но большую часть пути проделывает под камнями. Несмотря на визуальное отсутствие непосредственной связи озёр, лежащих на разной высоте, нет сомнений в том, что перед нами единая система озёр.

Подниматься на следующую ступень будем слева от ручья - по уже накатанной схеме.

Начинаем набор высоты и озеро-2753 м преображается. Мне оно всё больше нравится!

Чем более мы от него удаляемся, тем интереснее становятся его очертания, а цвет - всё насыщеннее.

Лезть напрямую к ручью через каменистую ложбинку мы не стали, решили подняться выше - а там, глядишь, и ложбинка на нет сойдёт и мы легко переберёмся туда, где на противоположном склоне видны островки рыжей травы. А оттуда уже до верха ступени рукой подать.

Оглядываемся на озеро. Сверху заметно, что наше прохождение второй ступени далеко не оптимально - вон сколько камней нам пришлось перетоптать на пути к озеру и обходя его. Логичнее было бы, поднявшись на вторую ступень, сразу принять вправо и обойти озеро с другой стороны.

Однозначно стоит на обратном пути пойти в обход озера с другой стороны, заодно зацепить ещё несколько мелких лужиц, о существовании которых мы и не подозревали ранее, а теперь видим их с высоты.

С края третьей ступени озеро-2753м целиком не просматривается, но от этого не становится менее эффектным.

На дальний план обзор неширок, зато там видна высшая точка Абиширы-Ахубы - Речепста (3214,8 м), а из-за гребня Абиширы выглядывает доминирующая вершина всего района - Чилик Первый (3234,6 м).

А вот и третье по счёту озеро! Небольшое по размерам, мелкое, но очень прозрачное. Озеро лежит на высоте примерно 2810 м.

Для лучшего понимания размеров озера добавим в кадр меня:) Кстати, отсюда виден наш первый перевальчик - широкое округлое понижение в гребне, разделяющем этот цирк с цирком перевала Темир-Кулак.

Официального названия этот перевальчик не имеет, поэтому для удобства дальнейшего повествования осмелюсь дать ему имя - пусть будет Темир-Кулак Боковой. Мы хотим использовать его как вспомогательный для прохождения перевала Темир-Кулак.

Рядом с третьим озерцом среди камней можно найти ровное местечко для одной-двух палаток. Нестерпимо захотелось тут когда-нибудь заночевать.

Представьте - просыпаетесь вы утром, выбираетесь из палатки, подходите к краю ступени - а снизу на вас глядит безумно синее озеро!

Усилием воли заставляем себя оторваться от любования озёрами и продолжаем путь. Обходим озерцо-2810 слева.

Я намеренно слегка отклоняюсь от маршрута в поисках удачного ракурса, чтобы в озёрной воде отразились скалы Горячева (3138 м).

Распрощаться с фотогеничным озерцом никак не удаётся. Снова и снова хочется ловить отражения скал в его зеркале и сквозь синеву его воды добираться взглядом до камешков на дне.

Рядом с озерцом-2810 есть ещё какая-то мелкая заледеневшая лужица, её мы оставляем без внимания. С незначительным сбросом высоты подходим к самому верхнему озерцу, покрытому льдом. Высота расположения этого озера ровно 2800 м.

Седловина, расположенная прямо по ходу, к этому моменту нами уже определена как "неКарасу". А насчёт местоположения настоящего перевала Карасу непонятки какие-то - ну не вижу я никакой внятной седловины. Вася предполагает, что перевал Карасу это любое место гребня, куда можно подняться от озера-2810.

Дальше-то куда? Можно принять вправо в обход моренного вала по направлению к пер.Темир-Кулак Боковой. Но мне видится другой путь: если взобраться по камням туда, где залежался кусочек снежника и по каменистой полочке пройти над озером до травянистого участка, то по нему можно взобраться наверх моренного вала. Дурацкий план, как выяснилось позже, но мы его успешно реализовали:)

Спустив кучу камней, по очереди взбираемся на "полочку" (на самом деле полочкой это назвать можно с огромной натяжкой) и топаем по ней до места, откуда надо лезть вверх.

Отсюда нет полноценного обзора на все пять маленьких озёр, но пробираться по этим очень "живым" камням туда, откуда все озёра будут видны, нет никакого желания. Рассмотрим их при более удобном стечении обстоятельств.

Выбравшись наверх, попадаем в очередной каменный хаос. Понимаем, что не стоило так корячиться на крутом склоне, проще было бы замёрзшее озеро обойти с другой стороны и траверсом сюда подняться. Останавливаемся минут на 10, чтобы отдышаться.

Но нет худа без добра - с этого ракурса, наконец-то, определяется седловина Карасу! Снизу она какая-то совсем слабовыраженная, но с высоты нам теперь понятно, что вон то "футбольное поле" (самая низкая часть видимого гребня) и есть перевал Карасу. По крайней мере, теперь мы понимаем, откуда будем вечером спускаться.

Минут 20 требуется на то, чтобы пересечь это каменное море. Изредка мы оборачиваемся - позади разворачивается неплохой обзор на два перевала - Карасу и "неКарасу". Кстати, я так и не смогла найти впоследствии никакой информации о прохождении "неКарасу".

А прямо по курсу уже близка седловина перевала, названного мной Темир-Кулак Боковой. Мне попадалась в сети информация о его прохождении в связке с перевалом Темир-Кулак, что я и собралась повторить.

Ещё немного остаётся пройти по камням - до полочки, с лёгким набором высоты тянущейся в сторону перевала. Не видите полочку? А она есть! В кадре она визуально выделяется как граница крупных и более мелких камней. Выбираемся на полочку на высоте примерно 2850 м и довольно быстро подходим по ней под седловину.

Под седловиной на высоте примерно 2900 м полочка вырождается, далее поднимаемся круто вверх по травянисто-каменистому склону. И вот мы уже почти добрались до гребня. Осталось преодолеть лишь эту каменистую ступеньку.

В 11-15 мы на седловине. Высота 2924 м. С первого взгляда тура не обнаружено, но при более внимательном рассмотрении он всё же нашёлся. Небольшое нагромождение камней со светлым камнем наверху в нижней правой части кадра и есть тур. Но он пуст. Раз так, то и я не стану заморачиваться с написанием записки.

Напротив нас - массив г.Темир-Кулак. Честно говоря, я сперва даже растерялась, пытаясь понять, где её вершина. Визуально выделяются два пупырика, но мне думается, что всё-таки вершина - между ними, просто она кажется ниже за счёт того, что находится дальше.

В заснеженном гребне находится перевал Темир-Кулак. Сейчас то место, где сложен перевальный тур, скрыто за каменистым склоном. Собственно, траверсом этого склона мы и планируем выйти на седловину Темир-Кулака.

Предварительно решаем набрать немного высоты, чтобы пройти чуть ниже отдельно торчащего камня в средней части склона, а далее мы уже будем видеть седловину Темир-Кулака и сориентируемся по ситуации, надо ли набрать ещё высоты либо сбросить.

А вот оттуда мы пришли... Совсем недавно, стоя у озера-2810, я смотрела на этот перевал, а теперь смотрю с его высоты на озеро.

Более широкая панорама на север позволяет увидеть небольшую часть традиционного пути к пер.Темир-Кулак, расположенную слева от гребня, на котором мы стоим. Сплошной каменный хаос. Скучно как-то. Не понимаю я традиционного пути к Темир-Кулаку.

Наш путь тоже изобиловал камнями, но в качестве бонуса были озёра, как минимум 7 штук. Особенно впечатлило большое озеро, лежащее на второй ступени. Только ради него одного стоит пройти не один перевал, а два:)

Перед началом траверса в сторону пер.Темир-Кулак минут на 15 приваливаемся. Съесть по пирожку и выпить по кружечке чая - самое то.

Очень хорошо просматривается перевальный взлёт Темир-Кулака. По словам ходивших его туристов - взлёт неприятный, очень "живые" камни. Сейчас они вроде скреплены снегом, но это вряд ли упростило бы традиционное прохождение перевала. Я успела пощупать ногами этот "так сказать снег" - лучше на него вообще не выходить, он покрыт толстой коркой льда. Надеюсь, на нашем пути всё-таки удастся свести контакты с этим обледеневшим снегом к минимуму.

В 11-30 начинаем траверс. Стараемся не контактировать со снегом, идти только по камням. В принципе, это реально.

Минут 15 ходьбы - и впереди показалась седловина Темир-Кулака. Мы практически угадали с высотой траверса, самую малость остаётся набрать.

Снега на склоне становится больше, а качество его по-прежнему отвратительное - по твёрдости он сравним с камнями, к тому же очень скользит. Приходится лавировать по камням, выбирая обходы больших заснеженных участков.

Виден перевальный тур чуть левее низшей на этом участке точки гребня. Намечаем выход на гребень слева от седловины.

Около полудня мы выходим на перевал Темир-Кулак. Здесь очень ветрено, а потому нет смысла устраивать длительный привал, разве что в туре пошарить да свою записку написать.

С перевала можно запросто подняться на предвершинку г.Темир-Кулак. Сама вершина не видна, но скорее всего, и на неё подъём несложен. Проверить это мы не сможем - мы ограничены длиной светового дня и такую радиалку в маршрут не закладывали. Хотя если бы местами мы не тупили на пути сюда, можно было бы попытаться.

Тур перевала Темир-Кулак на фоне величественного Пшиша смотрится эффектно. Высота в районе тура по данным моего GPS равна 3007 м.

Из тура извлекаем записку от туристов из Ставропольского края от 14.08.19 и оставляем взамен свою.

Пора продолжить прогулку. Теперь нам надо проскочить очередное море камней и выйти на водораздел чуть выше маленького озерца.

Планируя маршрут, мы решили немного схалявить - не спускаться через пер.Айюлю к озеру Белореченскому, чтобы оттуда перевалить водораздел в бассейн первого левого притока Белой, а сразу выйти на гребень этого водораздела. В упомянутом водоразделе находится перевал Безымянный-2 и мы собираемся выйти на него по гребню.

Как вариант - мы готовы перевалить указанный водораздел в любом удобном месте. Ну, а что выйдет из нашей затеи - скоро узнаем.