"Рожкао – Загедан – Абишира - Архыз". 6 день, 12.07.2011г

По долине Западной Ацгары к Пятиозёрью.

Спалось после вчерашнего длинного ходового дня на удивление сладко. Выглянув из палатки часов в 8, я обнаружила, что всё вокруг утопает в росе – отлично, значит, мошки пока не умеют летать! Вчерашние укусы приобрели жуткий бордовый цвет, но не чесались. Все колени у меня были в укусах, на лице, шее и руках тоже красовались яркие отметины. А вот Насте и Вове пришлось и того хуже – укусы укусами, но они к тому же сильно обгорели вчера - шли в майках с короткими рукавами. Поэтому сегодня они бинтуют друг другу руки от кисти до середины плеча подручным материалом – полотенцами и маечками.

Бродик через Западную Ацгару.      Неторопливо собираемся. Я больше не в силах таскать мусор и пытаюсь его сжечь, спасибо Андрею, он с вечера насобирал дровишек. Худо-бедно мокрые дрова разгораются и все радостно несут к костру всякий хлам - пакетики, обёртки, бумажки, консервные банки.

Над нами пока солнечно. Но над хребтами уже собираются облака. Очень жарко. Однако, мы рассчитываем добраться до следующей стоянки задолго до дождя. Идти нам немного – всего каких-то километра 4 вверх по долине Западной Ацгары с набором примерно 360 м в высоту. Станем у большого озера, и если погода позволит, погуляем радиально по Пятиозёрью.

Стартуем примерно в 10-20. От брода топаем вверх по мокрому лугу в поисках тропы. Находим её там, где и предполагали – чуть ниже берёз.
Нижняя часть долины Западной Ацгары. Очень мокрая местность.
     Довольно долгое время тропа ведёт нас по раскисшему склону. Что самое удивительное – мы не видим на протяжении часа ходьбы вообще ни одного пригодного места под стоянку, настолько тут мокро. Так что хорошо, что вчера не пошли дальше.

Наконец, тропа начинает заметно набирать высоту, удаляясь от реки и поднимаясь по левому борту долины. Западная Ацгара зарывается в неглубокий каньончик и бежит нам навстречу каскадом небольших водопадов.

В средней части долины найти место под стоянку уже не проблема, вот только смысла стоять тут – никакого, разве что если непогода врасплох застигнет или темнота...
Средняя часть долины западной Ацгары. Здесь легко найти место под стоянку.
     Впереди появляется «Загеданская пила» - так я называю сильно зазубренный гребень Загеданского хребта от отметки 2729,2 м вблизи перевала Уруп-Ажога до скалистой безымянной вершинки над верхним озером Пятиозёрья. Облака клубятся над скальными зубцами, предрекая в обозримом будущем дождь на наши головы.

Со склонов Загедан-Скалы сочатся ручьи и мы опять хлюпаем по воде. Кстати, пока на склонах Загедан-Скалы не замечено другой тропы, но это не означает, что её нет, скорее, мы из долины её просто не видим. Также мы не замечаем и коша, отмеченного на карте.

Подбираемся к верхней части долины. Скоро надо свернуть налево и взобраться на террасу с большим озером.     Держим направление на водопад, срывающийся со ступени, визуально отделяющей среднюю часть долины от верхней. Издали я полагала, что будем подниматься в верхнюю часть долины непосредственно у этого водопада. Но когда мы подобрались поближе, то слева по ходу, на склоне, поросшем рододой, отчётливо вырисовалась тропа наверх. Сверившись с GPS, мы решили идти этой тропой, она должна была вывести нас к нижнему озеру на высоте 2430 м.

Западная Ацгара в этом месте представляет собой мелкую и неширокую речушку, преодолеваемую двумя прыжками. Верхняя часть долины состоит из нескольких террас, где на разных уровнях спрятано по озеру.
"Лишнее" озеро
     Именно верховья Западной Ацгары и именуются Пятиозёрьем, хотя даже беглый взгляд на карту должен спровоцировать вопрос: «А почему собственно ПЯТИозёрье, ведь озёр тут ШЕСТЬ?» Отвечу так – полноценных озёр тут всё-таки пять. Шестое озеро сразу и озером-то не назовёшь. Середина озёрной котловины уже давно заросла, осталась лишь узкая полоска воды по периметру береговой линии.

По широченной тропе поднимаемся на нижнюю террасу Пятиозёрья и входим в лабиринт из цветущих рододендронов. Петляя в зарослях, выходим на холм справа от ручья, вытекающего из озера. Среди пышных кустов рододы разбросаны уютные полянки с мягкой травой.
Стоянка у нижнего озера Пятиозерья (2430 м)
     Сбрасываем рюкзаки и некоторое время просто валяемся на траве, наслаждаясь видом на озеро. Однако, уже как-то и покушать хочется, около 13 часов натикало. Наскоро перебиваем аппетит всякими вкусностями, полноценно обедать будем когда поставим палатки. Мест для палаток здесь так много, что аж глаза разбегаются. Но мы присмотрели площадку на другом берегу ручья прямо у стока озера. Перебазируемся туда. Ручей легко переходится по камням. Андрей ставит свою палатку в метре от воды, ну нравится ему такой «вид из окна». Вова с Настей отступили от берега чуть подальше. А мы с Васей обустроились на невысоком бугорке. Вот теперь время пообедать.
Заросли рододендрона кавказского обрамляют озерную котловину.      Поели-поспали-искупались-позагорали… вот примерно в таком стиле протекала наша жизнь до тех пор, пока мы не были загнаны в палатки дождиком. Не сказать, что и дождь-то сильный, то припустит, то затихнет… Дождавшись очередного затишья, Вова отправился знакомиться с другими озёрами. Вернулся часа через полтора. Малость промок, зато ещё два озера посмотрел. Так их же вроде там три… Выяснилось, что к самому верхнему озеру он банально не нашёл тропку, а подниматься в лоб по мокрым скалам не стал. Я в промежутке между порциями дождя разгуливала по окрестностям, фотографировала цветущие рододендроны и попутно собирала сушняк в надежде вечерком посидеть у костерка.
Распогодилось лишь к вечеру, примерно к 18 – 18-30.
Каким тебя ветром сюда занесло?(Рябинка)

Наша задумка прогуляться в сторону Двухозёрья, похоже, сорвалась - времени на полноценную прогулку уже не оставалось.

Решили всё равно пойти погулять в том направлении, хоть к верхнему озеру поднимемся, уж мы-то дорогу к нему знаем. Около 19 часов мы с Васей выдвинулись в верховья Западной Ацгары.
Нижнее озеро Пятиозерья (самое большое). Удивили причудливые остатки снежника - словно мультяшные зубы, как из рекламы.По пути на верхнюю террасу Пятиозерья.
           Среди кустов рододы сразу же отыскалась тропинка, которая позволила нам быстро и с минимальными затратами сил проскочить заросший участок. Пересекли ручей, вытекающий из «озера с островком» (ближайшего к вершине 2729,2 м), и, решив не заходить на это озеро, отправились дальше.
Туман ползет к нам. Весь хребет Чилик Второй уже в его власти.
     Тем временем снизу по долине в нашу сторону поползли призрачные плети тумана и поглотили хребет Чилик Второй и Загедан-Скалу.

Ещё немного – и туман захлестнёт Пятиозёрье, не оставив нам возможности полюбоваться вечерними пейзажами. Но это не повод останавливаться, мы продолжаем путь наверх, надеясь, что туман исчезнет точно так же быстро и внезапно, как и появился…

Тропка привела нас к стоку озера, откуда нешироким ручейком начинает свой путь Западная Ацгара.

Мы перебрались по камням на другой берег ручья и стали обходить озеро справа. Вокруг стояла поразительная тишина. В зеркале озёрной глади застыли близлежащие холмы. Туман ненадолго улетучился, позволив нам сделать несколько фото.
Не получилась из меня "Аленушка":)Озерная гладь похожа на лёд, не правда ли? Изображаю фигуристку, и как мне кажется, весьма неудачно:)
           Обойдя озеро, мы полезли вверх на следующую ступень долины по травянистому кулуару, часто оглядываясь и фотографируя уменьшающееся в размерах озеро и отражение в нём Загеданского хребта, подёрнутого облаками.
Тихий вечер в ПятиозерьеУ истока Западной Ацгары

И тут нас снова заволокло. Причём довольно беспросветно. Даже ближайшие холмы исчезли из поля зрения. Мы выбрались на площадку над озером и уселись на камни – будем ждать, когда закончится это безобразие. Сидели минут 15, если не больше. Оно, конечно, прикольно и умиротворяюще – сидишь в белой мгле, тишина, ни ветерка, ни звука… Но постепенно становится холодно. Чтобы согреться, потопали к верхнему озеру, тут нас никакой туман с пути не собьёт. Но прекрасных видов, ясное дело, не получилось. В туманных сумерках верхнее озеро (2573,4 м) выглядело совершенно невзрачно. Верхнее озеро Пятиозерья.

О том, чтобы лезть на перевал, ведущий к Двухозёрью, речь уже не шла – даже если к тому моменту, когда мы вскарабкаемся на перевал, туманище исчезнет, уже всё равно будет довольно темно для фотографирования. Ничего не оставалось, кроме как возвращаться в лагерь.

Неожиданно мы обнаружили хорошо натоптанную тропу от верхнего озера в сторону массива Загедан-Скалы, о существовании которой мы не подозревали. Но с большим интересом пошли проверить, куда же она ведёт, подозревая, что это просто альтернативный спуск к нижнему озеру.

В тумане нам ничегошеньки не было видно, но с нами был верный GPS, мы включили его, решив записать наш путь. Однако тропа сбрасывала высоту как-то вяло и совсем не долго. Судя по ощущениям, мы ещё не достигли уровня озера, а тропа вновь пошла на подъём... Тут меня осенило – это ж траверсная тропа по склону Загедан-Скалы! По ней мы никогда не придём к озеру! GPS только молча подтвердил эту догадку. Впереди замаячили в тумане скальные выступы, тропа, видимо, намереваясь обойти их поверху, взметнулась влево (вверх по склону), и тут уж мы сказали – стоп! Надо сбрасываться вниз к озеру. Конечно, интересно было бы разведать тропу вдоль Загедан-Скалы, но не в таких метеоусловиях. Справа как раз очень удачно протянулся вниз каменистый кулуарчик, по нему, как по ступеням, мы минут за 10 спустились к озеру вблизи его стока.
В Пятиозерье пришла ночь...
     Дальнейший путь к палаткам прошёл без блуканий. Когда мы подходили к лагерю, туман бесследно исчез. Лунный свет вдохновил нас на эксперименты с ночными съёмками, мы взяли у Андрея штатив и немного поигрались, впрочем, каких-то шедевров в результате не получилось.

Группе было озвучено наше пожелание стартовать завтра пораньше, а на встречное предложение зависнуть тут ещё на денёк пришлось ответить отказом – и так эти полудневки расслабляют, но дело даже не в этом, просто хочется иметь достаточно времени на Абиширу.

Читайте продолжение
День 7  День 8  День 9 (часть 1)  День 9 (часть 2)  День 10 (часть 1)  День 10 (часть 2)  День 11

Назад
День 1  День 2  День 3  День 4  День 5 (часть 1)  День 5 (часть 2)