Гвандра-2019. Знакомой дорогой по долине Чиринкола

Далее 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Вот уже пять лет подряд мы в августе прогуливаемся по Гвандре. Не стали нарушать традицию и в этом сезоне.

В этот раз у меня была определённость лишь с объектами, которые хочется посетить. Это перевалы Перемётный и Панорамный Южный. Довольно редкопосещаемые места, как раз в моём стиле.

Но в каком порядке включить эти перевалы в нитку маршрута, заранее я решила не загадывать.

Можно сказать - я сознательно забила на выбор направления прохождения маршрута до похода и решила, что на первой стоянке в долине Чиринкола мы это дело совместно обсудим с учётом погодных нюансов и окончательно определимся.

[А какие у нас, собственно, варианты?]
Прогноз, выданный rp5 накануне отъезда, оказался весьма неутешительным: к вечеру четвёртого ходового дня была обещана весомая порция осадков, а на пятый день - поливайка с утра до вечера. Но затем вроде погодка должна наладиться.

Я решила предусмотреть места стоянок на непогожие дни, чтобы они были:
- логичны в том плане, что не задерживают наше продвижение (к ним не надо идти, отклоняясь от маршрута)
- безопасны (нет угрозы камнепада, селя, затопления, нашествия коров)
- комфортны (ровные площадки с источниками чистой воды поблизости)

Оставалось только прикинуть, где есть стоянки, соответствующие моим запросам и как лучше идти, чтобы к исходу 4-го дня оказаться в одном из таких мест.

Навскидку таких местечка оказалось два. Расположены они по разные стороны водораздела Талычхана и Восточного Кичкинекола, причём оба находятся на пути через перевал Буревестник Северный, к тому же примерно на одной высоте порядка 2800 м. Видимо, судьбе угодно ещё раз провести нас через этот перевал. А что, Буревестник Северный - отличный перевал, почему бы не пройти его снова? Но только более красиво, чем в 2018 году, когда мы слегка "нагрубили" со спуском в Талычхан. Остаётся лишь решить, в каком направлении пойдём.

Если идти "против часовой стрелки", то первым перевалом в нитке маршрута будет Перемётный. В этом случае к вечеру 4-го дня мы успеем подняться на обрыв в верхней части каньона, куда зарывается ручей, берущий начало из приледникового озера.

Если же маршрут развернуть "по часовой стрелке", то первым перевалом будет Панорамный Южный. При таком раскладе четвёртый день похода мы сможем завершить на чудесной стоянке на развилке путей к перевалам Буревестник Северный и Электрик.

Оба местечка на спутниковом снимке:

Таким образом, пока с определённостью можно было утверждать лишь то, что независимо от направления прохождения маршрута, на Буревестнике Северном мы окажемся на 6-той день похода.

Вечером 12 августа 2019 мы выехали из Ростова в составе трёх человек - я и два Василия. Вторым Василием в нашей группе стал Василий Курятов aka Flightengineer, присоединившийся к нам за пару дней до начала похода. Завсегдатай наших с Васей походов Олег в это время не смог составить нам компанию, подрядившись быть инструктором в восхождении на Эль.

Около 9 утра мы прошли проверку на хурзукской заставе и покатили дальше. Как и в прошлом году, мы планировали оставить машину возле домика в устье Чиринкола. Вроде бы его хозяева говорили, что всё лето они проводят там. Но спустя час езды по порядком раздолбанной дороге мы обнаружили, что домик пустует. Видимо, они куда-то ненадолго уехали.

Что делать будем? Бросим машину и напишем записку "так, мол, и так, вас не было, а мы припёрлися, вернёмся - отблагодарим"? Или записка это лишнее? В конце концов, они нашу машину, наверняка, вспомнят и всё поймут. Так и порешили. Стали выгружать вещи да собираться. В это время к домику подъехала машина, водитель представился Кемалом и узнав о наших проблемах, сказал "оставляйте машину, они скоро вернутся и против точно не будут, а пока их нет, машину тут никто не тронет".

Переоделись-переобулись, позавтракали, и в 11 утра началось наше путешествие.

Жаркий выдался август, солнце печёт нещадно. Причём на небе ни облачка! И ни малейшего дуновения ветерка... Благо, дорога на значительном своём протяжении идёт по лесу.

Так уж вышло, что по долине Чиринкола я иду уже третий раз за три последних года. Мне здесь всё знакомо, поэтому почти не фотографирую. Если интересно увидеть больше фотографий этой долины, то могу посоветовать такое описание.

Но такую "звенящую" погоду, пожалуй, я тут ещё ни разу не заставала, поэтому изредка я всё же останавливаюсь и достаю фотоаппарат.

Вода в Чиринколе мутная из-за большого количества песчаной взвеси. Как источник питьевой воды Чиринкол рассматривать не стоит. Но с чистой водой в этой долине нет никаких проблем - со склонов стекает множество ручьёв.

Изнываем от жары на открытых участках дороги, зной просто сводит с ума.

Делаем много привалов в тени. Казалось бы - что там идти, всего 6 километров, можно на одном дыхании за пару часов проскочить... Но, видимо, не при температуре около +30. Мы намеренно идём медленно, чтобы пот градом не катился.

В 14-25 выходим к зигзагу дороги, повторяющему изгиб русла Чиринкола. До запланированной стоянки отсюда рукой подать. На другом берегу - каменный хаос. Чем-то меня завораживает это место.

В 14-40 сбрасываем рюкзаки на оборудованной столиком и лавочками стоянке перед началом подъёма к перевалу Доломиты Северный. На стоянке ни души, можно выбирать любые места.

Ставим палатки, обустраиваемся. Разводим костёрчик - для уюта. Готовим то ли поздний обед, то ли ранний ужин. Кушаем как цивилизованные люди - сидя за столом:)

В процессе приёма пищи обсуждаем маршрут. В итоге "мы подумали и я решил" - идём сперва Панорамный Южный, затем Буревестник Северный, и напоследок Перемётный. Панорамный Южный - банально ближе, а под Перемётный ещё идти и идти. Да и стоянка по ту сторону водораздела, где мы намерены пережидать непогоду, реально очень уютная, хочется именно там остановиться.

Ближе к 17 часам долина погружается в тень. Лишь вдали ещё сверкают снегами ледники, сползающие с вершины Талычхана.

Скальные башни массива Доломиты купаются в нежных лучах заходящего солнца.

С нашей стоянки хорошо виден склон, по которому проходит подъём в висячую долину под перевал Доломиты Северный. Не очень верится глазам, но там есть отличная тропа сквозь непролазные на первый взгляд заросли.

Поглядывая на этот суровый гребень, иду дальше по дороге, чтобы получше рассмотреть водопад.

А водопад хорош! Освещение, правда, уже не очень.

Ещё раз бросаю взгляд в сторону верховий. Красив двуглавый Талычхан! Очень запоминающиеся у него очертания. Не менее своеобразные очертания и у Чиринкола, а ещё характерные рыжие наклонные скальные полосы и "снежный глазик":)

Ну, наверное, на сегодня достаточно фото. Пора идти к костру, пить чай, кушать вкусняшки...

Утро 14 августа порадовало таким же безоблачным небом, как и день накануне. Проснулись чуть раньше 6 часов. Позавтракали, приступили к сборам.

Чуть позже 7 часов покидаем стоянку и направляемся вверх по Чиринколу. Туда, где чуть ниже слияния Чунгруджара и Талычхана, собственно своим слиянием и образующих Чиринкол, есть мостик на правый берег.

Каждая травинка, каждая сосновая иголочка обильно покрыты капельками росы.

Ловим в лужах отражения подсвеченных солнцем скал Доломитов.

Мы сейчас чётко под Панорамным Южным, правда, из-за гребня его не видно. По этому гребню проходит часть пути к перевалу, но подняться "в лоб" от кошей не вариант, разумеется.

В 2017 г мы шли на Доломиты Северный и именно тогда я присмотрела возможный путь на Панорамный Южный. Подойдём ближе, станет понятнее, как мы собрались подниматься.

Миновав множество ручейков и слегка заболоченный участок, входим в сосновый перелесок, за которым нас ждёт мост через основное русло Чиринкола.

Мост на месте, это радует. Ведь в соседней долине Мырды прошлой осенью многие мосты смыло.

Оставляем позади коши.

Идём вверх по долине через поляны и перелески.

Почти поравнялись с луговым кулуаром, по которому будем подниматься. Но не прямо отсюда, здесь трава в человеческий рост, это мы долго в ней будем барахтаться...

Мы пройдём чуть дальше по дороге до ответвления влево и по нему проскочим нижнюю часть подъёма, а это примерно пятая часть общего набора высоты. Фото 2017 года.

Выходим на освещённое солнцем пространство. Дорога с лёгким набором высоты удаляется от Чиринкола. Скоро она станет "дорогой вдоль Талычхана", среди зелени уже угадывается слияние рек. Условимся, что примерно здесь наш путь по долине Чиринкола заканчивается.

Прощаемся с долиной Чиринкола.

Следующий этап нашего похода - затяжной подъём к перевалу Панорамному Южному.

P. S. А это описание первого ходового дня, сделанное Василием Курятовым http://www.rostov-extreme.ru/index.php/topic/1775-gvandra-2019-pokhod-13-21-avgusta-2019-per-panoramnyi-iuzhnyi/?p=36846. Я подумала, что будет интересен и другой взгляд на одни и те же события.