Гвандра-2019. Подъём на перевал Буревестник Северный

Далее 7 8 9 10 11 12
Назад 1 2 3 4 5

Прогноз на 17 августа частично оправдался. Частично - потому что ближе к вечеру погодка всё-таки более-менее наладилась. Теоретически можно было бы идти дальше, только куда за это время дойдёшь... Всё равно Буревестник Северный по-быстрому не перевалить. Дойти до озера? Так это час ходьбы, на сборы времени уйдёт больше. Раз уж предварительно решили здесь сутки куковать, пусть будет так:)

В ночь с 16 на 17 августа гроза несколько раз начиналась и затихала, а под утро район накрыло обложным дождём. Проснулись часов в 8 - слегка моросит. Облака плотно сидят на водоразделе. Делаем первую попытку выбраться из палатки, бока размять.

Вскоре очередная порция осадков загоняет нас обратно "в домик". Греем чай, перекусываем и снова заваливаемся спать. Повторное пробуждение наступает ближе к 11 утра - уже не капает, но мрачно, сыро и холодно.

Настроения фотографировать нет, и этой довольно унылой панорамой мой обзор событий 17 августа можно было бы и закончить...

Но Курятов постарался задокументировать мельчайшие подробности этого дня, и оказалось, что всё-таки мы не полностью его проспали, а что-то да происходило:) К примеру, мы с Васей прогулялись в сторону Электрика в поисках чистой воды, насобирали дров и сожгли скопившийся за 5 дней мусор. Дров, кстати, ещё и осталось - надеюсь, следующие обитатели стоянки порадуются. Также в этот день мы активно занимались "поджирательным туризмом", чтоб назавтра в гору меньше тащить:)

В общем, вынужденную дневку мы достойно отдневали, и утром следующего дня готовы продолжить продвижение по маршруту. Перевал Буревестник Северный ждёт!

Утро 18 августа 2019 г порадовало нас ясным небом, правда, едва пригрело солнышко, стали образовываться невесомые облачка. Кто знает, что они нам сулят... Но даже если погодка продержится хотя бы полдня, мы сумеем проскочить перевал и остановиться на очередной высокой стоянке, не спускаясь в долину Талычхана.

Стартуем в 7-15. От стоянки направляемся к луговому гребешку, условно параллельному скальной гряде с "ушками".

Начинаем набор высоты по траве. На оставшейся позади зелёной площадке видны два примятых и абсолютно сухих участка, на которых стояли наши палатки.

Солнце, поднимающееся над водоразделом Восточного Кичкинекола и Уллу-Езеня, слепит глаза. Фотографировать в ту сторону рановато, надо подождать, чтобы оно повыше поднялось. Но боюсь, пока этого дождёшься, противоположный склон "встанет вертикально" и уже нельзя будет адекватно оценить рельеф.

Приближаемся к скальной стеночке. Идти удобно, гребень широк и изобилует вросшими в землю камнями, позволяющим своевременно зафиксироваться в случае, если по траве идти скользко. "Скальные ушки" почти слились в один скальный пупырь.

Начинаем обход скал. Он довольно крутой, но опять же благодаря вросшим камням сложностей на этом участке не возникает.

Прощаемся с уютной стояночкой, скоро мы завернём "за угол" и она исчезнет из поля зрения.

Медленно карабкаемся по склону.

Постепенно на смену траве приходит всё больше камней. Идти становится удобнее, но скорость наша по-прежнему невелика.

А облачка-то пухнут как на дрожжах. И как-то не по-доброму припекает...

Васька выбирает место для первого небольшого привала. Может, потому что места мне знакомы, время летит незаметно - вроде только вышли, а на самом деле уже минут 40 идём.

Два Василия уже отдыхают, а я продолжаю глазеть по сторонам. "Ушки" снова стоят порознь. Со скалистой седловины между ними (либо поднявшись по луговой полосе слева от левого "ушка") можно заглянуть в соседний цирк и увидеть симпатичное тёмно-синее озерцо и пути подъёма к Электрику и Электрику Южному.

Седловина Электрика за малым не просматривается из-за гряды с "ушками". Вернее, гряда с "ушками" и более дальний гребень водораздела визуально образуют V-образный провал примерно там, откуда можно перевалить в долину Талычхана. Но является ли это место перевалом Электрик, со 100% уверенностью сказать не могу, я его ещё не проходила.

Возможно, есть смысл от этой V-образной седловины подняться чуть выше и спускаться со следующего понижения в гребне. Надо когда-нибудь это проверить.

Насмотревшись в сторону Электрика, наконец, продолжаю путь к месту привала по луговой полке.

Минут 5 отдыхаю рядом с Василиями, и в 8 часов мы продолжаем подъём.

Уже видна наша цель на ближайшие пару часов - седловина Буревестника Северного, это самая низкая точка на видимом участке гребня. Чуть левее в гребне выделяется ещё одно понижение - это район Буревестника Южного.

Держим курс в сторону моренного вала. По его склону будем набирать высоту.

Примерно в 8-30 останавливаемся на очередной привал на гребне моренного вала. Отсюда просматривается перевальный взлёт Буревестника Северного, не на шутку смущающий открытым и растресканным ледником. Но мы пойдём другим путём - по скальному гребню в обход ледника слева.

Этот привал помимо своего прямого назначения преследовал также и эстетическую цель - отсюда видно бирюзовое озеро, возле которого мы стояли в прошлогоднем походе. Сегодня пасмурно, поэтому цвет озера не столь впечатляющий.

Васька спустился к озеру, проверил стояночку. Всё в порядке:)

Ну что, пора и дальше двигаться. Задача предельно простая - перейти с моренного вала на скальный гребень и по нему дотопать до седловины.

Один Василий впереди...

...второй Василий - замыкающий. Стало быть, мне можно загадывать желание:) Не долго думая, желаю - чтобы погода не помешала нам пройти перевал!

Набираем высоту по рыжеватым камням.

Сбоку показался язык ледника.

Поднимаемся по удобным скальным ступенькам и косимся на ледник - выглядит он крайне непривлекательно. Наверное, найдутся группы, которые полезут на него чисто из спортивного интереса, но я надеюсь, со временем наберёт популярность именно путь по гребню - простой и безопасный.

Гребень заметно расширяется. Курятов по-прежнему лидирует, ишь как разогнался. Пока мы внизу тормозим, он даже умудряется найти уларов и сфотографировать:)

Бирюзовое озерцо постепенно уменьшается в размерах.

Ветер у озера стихает и мы можем наблюдать застывшее на его поверхности отражение одной из ближайших вершинок.

Всё лучше обзор в сторону Электрика и вместе с тем всё больше вопросов по поводу его местоположения. Для лучшего понимания как именно спускаться с Электрика, стоит рассмотреть обратную сторону гребня, но пока у меня такого фотоматериала нет (надеюсь, скоро появится, когда мы пойдём на Перемётный).

А пока вижу пару вполне приемлемых вариантов подъёма на Электрик с кичкинекольской стороны:

Идём дальше. Ледник совсем рядом. Сильно оттаявший, засыпанный пылью и осколками камней.

Пытаюсь втиснуть в одну панораму и ледник, и озеро, и полосатые скалы Чиринкола.

Начинаем взбираться на очередную ступень скального гребня. Если память мне не изменяет, всего этих ступеней четыре. Эта - вторая.

Сначала удобно подниматься ближе к левому краю гребня, здесь очень прочные скальные ступеньки. Справа же много не очень устойчиво лежащих мелких камней.

Выбирая удобный путь по сглаженным отступившим ледником скалам, вскоре выходим на правый край гребня. Оказывается, мы уже почти проскочили ледник по высоте. Да и перевал уже вот-вот покажется. Но поскольку с гребня мы всё-таки незаметно для себя свалили, надо обратно на него взобраться.

Место прикольное - скалы смотрятся пугающе, а на самом деле идти по ним проще простого. Ракурсы порой такие, что стоя внизу, сомневаешься в адекватности выбранного пути подъёма. Однако ж глаза боятся, а ноги идут. Лезем снова на гребень, и весьма успешно.

А как вам такая "плиточка"? Пожалуй, моё любимое место на этом гребне. И пусть фото послужит косвенным подтверждением безопасности подъёма. Обычно в тех местах, где есть хоть какая-то угроза равновесию, я не фотографирую.

Поднимаясь по рыжеватой плите, замечаю, что отсюда помимо Электрика виден и Панорамный Южный.

Беру Панорамный Южный покрупнее - видите его вверху в левой части кадра? И тёмно-синее озерцо в цирке Электрика с этой точки видно почти полностью.

Остаётся ещё парочку ступеней гребня одолеть и оказаться вон на той широченной седловине. Это не Буревестник Северный, но перевальный привал будет именно там.

Седловина Буревестника Северного отсюда тоже видна, и не скрою, что когда я шла этим путём впервые, то угадала её лишь по характерному описанию "очень узкая". Видите её на фото? Самая узенькая "зазубрина" водораздела - и есть Буревестник Северный. А между ним и той широкой седловиной, куда мы направляемся, находится узловая вершина 3424 м(по Ляпину).

В одном из мест гребня на небольшой террасе при необходимости можно поставить палаточку, а то и две. С водой тут не очень, но сейчас снежник поблизости имеется, так что пересидеть погодный катаклизм можно вполне комфортно. В подобную пасмурную погоду могут возникать такие мысли...

Однако я уверена, что мы проскочим перевал посуху. Я же ходячий барометр:) Чувствую сейчас себя прекрасно - значит, часа 3-4 дождя не будет точно.

От террасы с площадкой под палатки, которую я условно считаю третьей ступенью гребня, поднимаемся справа от гребня по удобному кулуару между рыжих скал.

В принципе, на дальнейшем этапе вверх на гребень лезть смысла не имеет, везде можно пройти чуть ниже справа от него.

Постепенно на смену рыжим скалам приходят серые. Открывается интересный вид на скальный массив Чиринкола.

До широкой рыжеватой седловины рукой подать. Уточню, что находится она не в самом водоразделе, а в его восточном отроге, отходящем от узловой вершины 3424 м. Визуально эту седловину очень хочется принять за продолжение водораздела к югу от 3424 м, но это не так. Да и сама узловая вершина 3424 м смотрится несолидно - какой-то округлый пупырик...

Седловина Буревестника Северного по-прежнему остаётся довольно слабовыраженной.

Под влиянием стереотипов, глядя на такую "скальную пилу", почему-то хочется принять за перевальную седловину чуть более высокое округлое понижение в гребне. Отметаешь эту мысль только потому, что непонятно, как туда подобраться по отвесным скалам. Даже для 1Б как-то сурово.

Для определения местоположения Буревестника Северного достаточно помнить, что он является низшей точкой водораздела на этом участке.

Гребень очень растрескавшийся, в процессе его разрушения образуются прикольные "окошки".

В 10-30 скидываем рюкзаки на седловине в восточном отроге.

Прямо по ходу в водоразделе зияет глубоким провалом район перевала Буревестник Южный. Затем водораздел резко взмывает вверх, достигая отметки 3508 м, а далее он плавно повышается до максимальной высоты 3670 м в районе вершины Талычхан.

С места нашего привала седловина Буревестника Северного уже весьма приметная и вполне однозначно определяемая. Вася идёт туда, чтобы взять записку. Честно говоря, я ожидаю, что это будет наша прошлогодняя записка:)

Но нет, нашу записку чуть более месяца назад успели забрать туристы из турклуба "Вектор" из Москвы. Да что ж такое, второй перевал и снова записка без указания контактов! Нарушаете правила "игры в записки", товарищи туристы!

В прошлом году мы прошли Буревестник Северный по идеальной погоде, тем не менее у меня осталось ощущение, будто мы не очень внимательно тут всё осмотрели. Как раз из-за прекрасной погоды мы тогда уделили больше внимания видам дальнего плана, а то, что рядом - не охватили.

Сейчас погодка, откровенно говоря, не шепчет. Видимость не самая лучшая, да и мрачновато. Вместо красивых видов - в основном "технические" фоточки. Чем не повод получше ознакомится с ближайшими окрестностями перевала?

Как минимум на вершинку 3424 м надо подняться и оттуда осмотреться. К чему, собственно, я и приступаю немедленно.

Иду на узловую вершинку 3424 м. Слева по ходу - район перевала Буревестник Южный и вершина 3508 м.

Справа по ходу - массив Чиринкола (3528 м), отделённый от узловой вершинки узкой седловиной Буревестника Северного.

С высоты узловой вершины Чиринкол смотрится ещё более эффектно. Вид из серии "слона-то я и не приметил" - в прошлый раз я вообще не обратила внимания, что рядом высится такая громадина. У меня ни одной подобной фотки из того похода нет. Это я к тому, что в одни и те же места всё-таки стоит ходить неоднократно, каждый раз что-то новое для себя открываешь.

Опять же вид на Буревестник Северный с юга - довольно нетрадиционный для перевала, ориентированного как "восток-запад". Эх, неплохо бы и вид с севера раздобыть, да боюсь, что не по зубам нам Чиринкол:)

С вершины 3424 м (мой GPS показал 3420 м, что в пределах его погрешности) открывается вид на оба перевальных цирка Буревестника Северного. Западный цирк у него общий с Буревестником Южным.

А сама седловина Буревестника Северного, как видите, весьма тесновата для привала.

Вид на запад сегодня подкачал, даже ближайшие вершины Чатбаши и Доломитов в облаках.

Внизу просматривается первая часть предстоящего спуска - до края видимой ступени. А оттуда нам - налево, к приледниковому озеру. Год назад мы ограничились его осмотром сверху, а в этот раз обязательно его посетим. И если к тому моменту, как мы дойдём до озера, осадков не будет - пообедаем там и пойдём дальше. В противном случае - заночуем у озера.

А теперь взглянем в сторону Буревестника Южного. Я не уверена, является ли видимая внизу седловина именно перевальной седловиной, возможно, она скрыта за небольшим локальным пупыриком. Надо спуститься и уточнить этот момент. Но сперва рассмотрю поближе некоторые объекты.

Ледник, сползающий на северо-запад из-под вершины 3508 м, в этом году заметно обнажился из-под снега.

Облачность не позволяет разглядеть горы Абхазии, лишь ближайшие к госгранице абхазские Чёрные Башни видны отчётливо из-за широкой седловины Чунгура Восточного.

Грандиозно смотрится западная ветвь ледника Талычхан, занимающая значительную часть пути подъёма к перевалу Талычхан Западный.

Начинаю спуск с 3424 м в сторону Буревестника Южного. Сразу становится понятно, что с видимой седловины, которая на данном участке является низшей точкой водораздела, имеется логичный и простой спуск в сторону Талычхана. Да и вполне безопасный - нет угрозы камнепада.

Но подняться на эту седловину со стороны Кичкинекола Восточного довольно проблематично, если я правильно помню вид на это место с востока. Скорее всего, подъём следует осуществлять в другое место водораздела, чуть выше и южнее данной седловины. А затем по гребню водораздела выходить к удобному месту спуска.

Дойдя до седловины, я не обнаружила на ней тура, а заглянув вниз, убедилась в том, что довольно сложно вылезти именно сюда. Хотя какая-то рыжеватая полочка виднеется, но до упора путь по ней не просматривается. Вполне возможно, там обрыв... Однозначно этот путь совершенно не сравним по сложности с рядом расположенным Буревестником Северным.

Пытаюсь разведать дальнюю седловину. Для этого надо пройти по скальному гребню через пупырик. Скалы разрушенные, а тут ещё и ветер налетел... боюсь, что много времени потрачу на аккуратный проход по гребню и назад... Да и чёрт с ней, с этой седловиной! Делаю панораму в сторону ГКХ и направляюсь обратно.

Василий Курятов, поднявшийся на вершину 3424 м вслед за мной, сверху наблюдает за моими похождениями. В конце концов, он тоже начинает спуск к Буревестнику Южному, чтобы увидеть всё своими глазами и оценить ближнюю седловину на предмет возможности спуска в восточном направлении.

Поднявшись на вершину 3424 м, вижу перемену в пейзаже. Солнышко удачно выбилось из облаков и осветило район бирюзового озера. Седловина Буревестика Северного по-прежнему в тени, но так картинка даже интереснее.

На спуске к месту привала ловлю удачное освещение гребня водораздела. Пик Панорамный доминирует, слева от него на дальнем плане проглядывает вершина Кебек-Джирин-баши. Хорошо виден район перевала Панорамного Южного.

Перевал Нефтяник расположен сейчас "в профиль" примерно на границе света и тени. Зато во всю ширину видна другая более высокая седловина, расположенная севернее отметки 3314,7 м по ГШ. На карте Ляпина она отмечена высотой 3224 м, но сведений о её сквозном прохождении у меня нет.

К 11 часам возвращаюсь к месту привала. Вскоре возвращается и Курятов, рассказывает о своих впечатлениях о Буревестнике Южном. В отличие о меня, заметившей в гребне всего пару седловин, он насчитал там аж четыре (но посетил лишь первые две), но ни на одной не было тура.

По его мнению, кичкинекольская сторона гребня смотрится "на грани" 1Б в сторону большей сложности. Но кто знает, может, мы просто не разглядели более простого варианта? Буревестник Северный ведь тоже смотрится страшно, если не знать обхода ледника по гребню отрога. Интересно было бы узнать о прохождении этого перевала.

В 11-15 взваливаем рюкзаки на плечи и идём на Буревестник Северный траверсом узловой вершины 3424 м. В прошлом году мы низом обошли её у основания, но оказалось, что по верхам выходить на перевал гораздо проще.

По склону узловой вершины даже натоптанная тропа имеется. Идя по ней, оказываемся чуть выше перевальной седловины.

Остаётся лишь спуститься к перевалу.

Обычно так и бывает, что на перевал участники группы выходят по очереди. Но не всегда этот факт находит отражение в фотографиях. А в это раз удалось. Итак, первый...

...второй...

... и все в сборе! Примерно в 11-20 мы на седловине Буревестника Северного.

Прячем в тур нашу записку, интересно - надолго ли? Год пролежит или её найдут через пару-тройку недель?

Пора спускаться. Впереди - неизвестность. Вернее, у меня на примете вариант спуска в среднюю часть долины Талычхана, более адекватный, чем мы проделали в прошлом году, но Курятов вводит нас в искушение разведать другой вариант - по верхам в сторону перевала Манчхап и оттуда в самые верховья Талычхана. Заманчиво!

Решаем так: пообедаем у приледникового озера и там окончательно определимся с путём дальнейшего спуска. Возможно, сегодня и определяться не придётся, погодка-то портится. Так что не будем заранее ничего планировать.

P.S. Описание подъёма на Буревестник Северный от Василия Курятова:

Далее 7 8 9 10 11 12
Назад 1 2 3 4 5
Tags: Буревестник Северный, Гвандра, Кавказ, Кичкинекол Восточный, Талычхан, поход