"Рожкао – Загедан – Абишира - Архыз". 5 день, 11.07.2011г. Часть 1.

Озеро под г.Загедан. Наконец-то, с погодой повезло!
Озера под г. Загедан - траверс Загеданского хребта - пер. Уруп-Загеданка (н/к) - пер. Кыртхуа (1А) - "Поле Чудес".

Погода с утра, как и ожидалось, выдалась прекрасная.

Ну как тут ещё раз не сбегать на обрыв и не сфотографировать озёра? Жаль, что вчерашние метеоусловия перечеркнули мечты о посещении ещё одного большого озера, не говоря уже о вершине пика Загедан.

Зато будет повод когда-нибудь вернуться.

Кокетливо укутавшись в туман... прощался с нами Загедан      Примерно в 8-40 начинаем подъём от озёр на отрожек, разделяющий долину Урупа и озёрную котловину.

Сегодня мы отчётливо можем рассмотреть путь нашего позавчерашнего спуска, в приниципе, мы довольно неплохо тогда справились… но сейчас мы пойдём не так, а более правильно, как нам кажется.

Мы плавно взлетаем на гребешок, постоянно оглядываясь на двухъярусную озёрную котловину, зелёные холмы, изрешеченные карстом, вершину Загедана, кокетливо укутавшуюся в полупрозрачную облачную вуаль.

Отдыхаем на плоской луговой седловинке. На подъём сюда мы затратили около часа.
Во-о-о-он там перевал Уруп-Ацгара!До свидания, озёрный край!

Перед нами высится двугорбый Уруп, громадина с двумя чётко выраженными вершинами 3232 м и 3123 м; исполин, венчающий сравнительно короткий северный отрог Загеданского хребта, зажатый между долинами Урупа и его основного притока Ацгары.

Тёмный массив Урупа соединён V-образным провалом перевала Уруп-Ацгара с горой Седая (3101,8 м), которая в свою очередь прильнула «плечом к плечу» к Загедан-Скале(3085,2 м).
Стражи Загедании - Уруп, Седая и Загедан-Скала.
     Эта могучая троица грозно стоит на страже уникального малопосещаемого туристами, но излюбленного спелеологами местечка, носящего довольно длинное название «Ростовского района Уруп-Загеданского карстового плато». Не будь на пути этой стены из трёхтысячников – район давно бы потерял свою первозданную красоту, куда не вторгались овечьи отары, коровьи стада и табуны лошадей, куда практически невозможно добраться быдло-туристам, после чьих пикников на природу больно смотреть. Спелеологи, к их чести, трепетно относятся к этим местам, не оставляя за собой иных следов, кроме как каменных изгородей для палаток. Именно туда, в Ростовский район, мы и собираемся сегодня попасть. Сейчас ещё не сезон, и мы знаем, что не встретим там ни одного спелеолога, что ж, тем острее будут ощущения, что мы в «Затерянном мире». Лишь в августе сюда потянутся караваны экспедиций и район оживёт, приняв своих немногочисленных постояльцев, которых многие сочли бы чудаками за то, что те стремятся побольше времени провести под землёй, когда вокруг такая красота. Вот и я их до конца не понимаю…

Из двух вариантов проникновения в «спелеологическую Мекку» - через перевал Уруп-Ацгара или через перевал Кыртхуа – мы с Васей выбрали Кыртхуа.

Выбор был обусловлен неизвестностью сколько погожего времени у нас есть в запасе. Уруп-Ацгара заметно дальше, а облака сгущаются; нас грызут опасения, что ненастье застанет нас на подходе к Уруп-Ацгаре или на спуске с него, и мы не сможем быстро найти место для лагеря. Однако мы надеемся успеть проскочить более близкий перевал Кыртхуа, а если не повезёт с погодой, мы всегда сможем укрыться в гроте в Скале Орлов.

Есть и другое обстоятельство в пользу Кыртхуа – нам хочется разведать альтернативный путь к перевалу, т.е. не спускаясь в долину Загеданки, а пройдя по гребню Загеданского хребта. Не сбрасывать высоту и взойти на перевал с набором всего каких-то метров 100 это весьма заманчиво. Я читала, что спелеологи так ходят. И даже на своих фото с Кыртхуа обнаруживала нечто похожее на траверсную тропу. Остаётся только найти её.
Просторы Загеданского хребта могут сравниться с футбольными полями.
     Выбор сделан. Пора в путь!

Мы лихо несёмся по каменисто-травяному склону вниз, пугая уларов, с кудахтаньем вспархивающих прямо из-под наших ног (при этом неизвестно, кто из нас больше пугается!).

Обеспокоенные нашим нашествием, улары стремительно ускользают в расщелины, откуда потом ещё долгое время доносятся их возмущенные голоса.

В небе парят орлы.
     Загедан это их край.

По широченному луговому гребню Загеданского хребта идти непривычно – слишком горизонтально… Словно по полю шагаешь. Но длится такая расслабуха недолго – перед нами вырастает пупырик 2815,3 м. Обходим его справа по каменистому склону с небольшим набором высоты.
На гребне Загеданского хребта. Позади маячит темная макушка Загедана.Обход вершинки 2815,3 м. На каменистом склоне есть тропы.

Среди камней угадываются тропки, их несколько – и выше, и ниже по склону. За пупырём нас снова ждёт ровный луговой участок гребня. Тропа здесь уже одна и довольно чёткая.

В 10-20 мы на перевале Уруп-Загеданка (н/к, 2700 м). В перевальном туре пусто, что и неудивительно – тут мало кто ходит, да и перевалить можно не только здесь, но и в любом другом месте лугового гребня, причем как западнее вершины 2815,3 м, так и восточнее. Поэтому местоположение перевала «блуждающее».
Долина Урупа. Вид с перевала Уруп-Загеданка.Тур на перевале Уруп-Загеданка.

Мы условимся считать перевалом Уруп-Загеданка то место, где нами был обнаружен тур, т.е. ближайшую к г.Седой седловину, пригодную для спуска в обе долины.

Над долиной Загеданки. Гребень после пер.Уруп-Загеданка стал скальным, но идти по нему легко.Слева открывается долина Урупа, спуск в неё несложен, но тропы нет, впрочем, как нет её и в сторону Загеданки. Если бы мы шли на Уруп-Ацгару, то уйти с гребня логично было бы именно здесь.

За перевалом Уруп-Загеданка гребень ненадолго расширяется, а затем начинает плавно набирать высоту, становясь скальным и более узким.

Нас по-прежнему уверенно ведёт вперёд хорошо натоптанная тропа.

Всё ближе к нам массив горы Седой; раньше я не видела её с запада, разве что на чужих фотографиях. Её полукруглая скальная корона поразительно напоминает стены Ачешбоков, что вполне логично, ведь и Седая, и Ачешбоки – «одного поля ягоды», это вершины Передового хребта.

Скальная корона г.Седая.Из-под скал сползают мелкокаменные серые осыпи, постепенно исчезающие в зелёной траве. Несколько больших снежников белеют на крутых каменистых склонах; тонюсенькими ручейками талая вода собирается в миниатюрные озерца, из которых в свою очередь сверкающей белоснежной лентой берёт своё начало левый исток Урупа. Отсюда, из-под Седой, слившись сотни раз с другими ручьями, вода именно с этих снежников, медленно тающих под палящими лучами солнца, пройдёт длинный и извилистый путь по субальпийским лугам, непроходимым каньонам, холмистым равнинам и полям, чтобы под Армавиром, более чем в двухстах километрах отсюда, стать частью Кубани.

Поравнялись с так называемым «Двухозёрьем» - лежащими в скальной чаше двумя довольно большими озерами, дающими начало левому истоку Загеданки. Иногда именно их называют Загеданскими, но я предпочитаю это собирательное название применять ко всем озёрам вблизи Загеданского хребта. Фотографируемся на фоне Двухозёрья и Загедан-Скалы, ради эффектных кадров зависаем на каменных уступах над долиной Загеданки (не волнуйтесь - абсолютно без риска для жизни).
Василий на одном из локальных пупырей.Поравнялись с Двухозерьем. Я над долиной Загеданки.

Альтернативный путь к перевалу Кыртхуа проходит мимо "озерца-Запятой".        Впереди, на небольшой зелёной террасе, обращённой в сторону Загеданки, метрах в 70 ниже гребня лежит озерцо в форме запятой, красиво обрамлённое снежником (возможно, форма озера иная, когда нет снега).

Тропа на спуске к озеру теряется среди травы и камней, но внимательно осмотревшись, мы замечаем, что она просто уходит вниз в долину Загеданки по ручью, начинающемуся в складке склона немного не доходя озерца. Я помню этот ручей, мы набирали из него воду, когда в 2009г стояли в долине Загеданки.

По зелёным бугоркам, подпруживающим озерцо со стороны долины, тоже вьётся тропка, это обстоятельство нас радует – значит, траверсная тропа существует и нам не придётся сбрасываться в долину.

"Озерцо-Запятая". Здесь у нас обед.     Спускаемся к озерцу. Будем обедать и отдыхать перед подъёмом на перевал.

Из рюкзаков извлечены горелки и кастрюли, варим супчики. Пока длится процесс приготовления, плещемся в озере и бегаем босиком по снегу.

Загораем. Некоторые даже умудряются обгореть, вот только узнают они об этом гораздо позже…

Надежда на то, что траверсная тропа будет натоптанной, однако, не оправдалась. Сразу за озером тропка быстро потерялась среди причудливых карстовых форм и кусков дымчатого мрамора с белыми прожилками, или, что тоже вероятно – ушла вниз в долину.

Мои "таланты Сусанина" в действии - вот тропа, которую я вроде как нашла... Ну, наверное, после нашего прохождения она и правда станет тропой...Я вглядываюсь в травянистый участок склона, пытаясь угадать, где ж там может быть тропа, и в какой-то момент мне кажется, что я нащупала её взглядом. Иду в этом направлении. Остальные ждут. Я некоторое время сомневаюсь, по тропе ли я иду, в густой траве по колено это неочевидно. Вроде тропка, а вроде и нет… Но вот я вижу впереди каменистый участок, на котором читается продолжение тропы. Народ, айда за мной!

Группа подтягивается, проходим каменистый участок и опять выходим на траву. Вот засада - тропка исчезает, а склон становится более крутым и уже не так просто удерживаться на нём, цепляясь ногами за травянистые кочки. Но делать нечего, продолжаем движение по инерции без набора высоты.

Скорее бы выйти на сыпуху…
Путь к пер.Кыртхуа. Вышли с травы на сыпуху. Теперь путь держим на перемычку между снежниками.
     По сыпухе местами прослеживаются козьи тропы, Андрей пытается идти по одной из них. Остальные во главе с Васей плавно набирают высоту по направлению к снежнику, спуская вниз множество мелких камешков и некоторое количество весьма увесистых каменюк. Наконец, выходим на снег, это приятная передышка перед очередным карабканьем по каменистой гряде, протянувшейся вверх аж до подножия Скалы Орлов.

Подъём по этой гряде – самый крутой участок. Лезть по нему тупо в лоб практически невозможно. Лучшая тактика – зигзагообразный набор высоты, но обязательно надо идти поочерёдно, т.к. камни летят вниз с завидной регулярностью.

Верховья Загеданки. Двухозерье. Вид с подъема на пер.Кыртхуа.     В группе намечается «лучший спускальщик камней» - Оля; мне, идущей следом, в целях безопасности приходится выписывать зигзаги в другом направлении, благо, ширина гряды позволяет это делать.

Вблизи Скалы Орлов начинается выполаживание, лежит небольшой снежничек. У основания скал прослеживается тропа в сторону Кыртхуа.

По пути к перевалу осматриваем достопримечательность – гротик. Впечатляет вид Двухозёрья из «скалистого окна».

В глубине грота зияет небольшая дыра, откуда тянет прохладой. Настя замечает, что из дыры доносятся какие-то странные звуки, наверное, их порождает воздух, блуждающий внутри растресканной Скалы Орлов.
Грот в Скале Орлов.Вид из грота в Скале Орлов на Двухозерье.

От гротика до перевала – пару минут ходьбы по камням. Ровно в 14-00 сбрасываем рюкзаки на неширокой перевальной седловине. Высота 2865 м.
От грота до перевала Кыртхуа рукой подать.Перевал Кыртхуа, подход из долины Загеданки.

От увиденного по ту сторону перевала у многих непроизвольно вырываются удивленные возгласы, вызванные разительной переменой ландшафта.
Поле Чудес встречает нас туманом.
      Пока поднимались над долиной Загеданки, всё было весело-зелено, а тут просто лунный пейзаж какой-то, да ещё и туманище наползает.

Ага, «Поле Чудес», оно такое… Наше предыдущее посещение «Поля Чудес» подтвердило красивую байку о том, что при спуске с Кыртхуа группа как правило попадает в непогоду. В этот раз, похоже, история повторится.

И пока нас полностью не заволокло туманом надо успеть рассмотреть всё хорошенько, написать записку, съесть что-нибудь вкусненькое и сфотографироваться.

Скальный "...хуа" над пер.Кыртхуа - излюбленное место фотографирования.Между седловиной и Скалой Орлов расположен объект, ставший визитной карточкой перевала Кыртхуа - скальный столб, причудливая фаллическая форма которого вызывает ну очень уж стойкую недвусмысленную ассоциацию и как бы объясняет происхождение названия перевала.

Но если серьёзно - «Кыртхуа» означает «седой», а неприличное сходство всего лишь совпадение, хотя и очень меткое.

Традиционно туристы фотографируются на этом «хуа», вот и мы с Васей забрались наверх, сфотографировали нашу группу на перевале и друг друга на фоне озёр.
Группа на перевале Кыртхуа. Снято с "...хуа"
     Записки в туре не оказалось. Видимо, в этом сезоне мы первые. У меня как раз очень удачно образовалась пустая маленькая бутылочка, в неё мы упрятали нашу записку.

А 30.09.2011 я получила весточку от Сани Мартынова из клуба "Подорожники" о том, что они сняли эту нашу записку.

Короткий спуск с Кыртхуа по снежнику кто-то проделывает бегом на пятках, кто-то, не удержавшись, на заднице. Туман активизируется, укутывая всё вокруг, вот уже и перевальное окно не видно.

Перед нами расстилаются просторы «Поля Чудес», которых мы не можем осознать из-за тумана, но так даже интереснее.
Спуск с Кыртхуа - кое-кто не устоял на ногахВперед по Полю Чудес!

Под ногами шуршит мелкая серая щебёнка; затем на смену ей приходит низкорослая травка с примесью карликовой ивы; и вот уже мы рассекаем густую сочную зелень, и происходит это всё в белой мгле… Не видно ни края «Поля Чудес», а ведь мы идём практически рядом с обрывом, ни массива Седой, да чего уж там – тут бы своих в тумане не растерять... Мы стараемся не растягиваться, но всё равно нам с Васькой, идущим первыми, видны лишь расплывчатые силуэты замыкающих Вовы и Насти. Часто останавливаемся, ждём всех, и снова во мглу. Не бывай я здесь ранее, наверное, и GPS-у бы особо не доверяла.

А GPS тем временем показывает, что мы близки к точке спуска с «Поля Чудес». По воспоминаниям двухлетней давности нам следует идти по траве до упора - до какой-то ложбинки, затем повернуть вправо на 90 градусов. Эта ложбинка вскоре материализуется из тумана, мы сворачиваем вниз, не переходя её, и начинаем спуск по правому борту. Спустившись немного, метров на 10, на каменистом склоне явно различаем зигзаги тропы, уходящей в туманную бездну. Примерно на середине спуска туман слегка рассеивается, и мы можем рассмотреть заснеженное ущелье, обрамлённое зелёными холмами и каменными россыпями. Это ущелье Медвежьего ручья, сам ручей покажется на поверхности гораздо «ниже по течению», здесь все его воды упрятаны под землю и струятся во глубине пещер.
Начало спуска с Поля Чудес.Спуск с Поля Чудес в ущелье Медвежьего ручья.

Длинный скалистый отрог Загедан-Скалы, загибаясь к северу, отделяет ущелье от долины Ацгары. Попасть в долину Ацгары отсюда можно по-разному: спустившись по Медвежьему ручью к Поляне Маков (красиво, но вместе с тем и утомительно) или через перевалы СарАстра или Золотое Дно в отроге Загедан-Скалы выйти к слиянию Ацгар Восточной и Западной либо в верховья Западной Ацгары.

Наш интерес состоял в том, чтобы найти путь именно в верховья Западной Ацгары. Упоминания о нём встречаются в отчётах спелеологов, которые таким путём бегают купаться в Пятиозёрье. Но как именно? Выбраться на «спину» Загедан-Скалы непосредственно с Золотого Дна представлялось не очень реальным, там вроде всё такое скалистое, ладно – на месте определимся. А пока ощущение такое, что «ща как ливанёт!» Так что мы бегом бежим к запримеченному сверху ровненькому месту, обнаруживая по пути под снежником скопление чистой воды.
Здесь, прямо под спуском с Поля Чудес, мы были готовы разбить лагерь в случае необходимости. За снежником видна "дыра".
     Группа интересуется – здесь ночевать будем или как?

Сейчас 14-50. Прикидываем так – если до 17 часов не распогодится, то придётся ночевать здесь; если же повезёт – то идём на Золотое Дно и далее действуем по обстоятельствам. В крайнем случае, и на перевале можно заночевать, там место неплохое, вот только продуваемое со всех сторон.

С неба срывается мельчайшая морось. Бродим с Васькой по окрестным холмам, пока остальные отдыхают после спуска и присматривают места для палаток.

Чуть ниже того места, где мы сбросили рюкзаки, в ложбинке между холмами находим стоянку спелеологов с четырьмя площадками под палатки. Пустующие стоянки спелеологов.Площадки огорожены камнями по периметру, рядом «кухонька» - уютное естественное углубление, выложенное «каменным кафелем» (сперва подумалось, что это кто-то выстелил камнями место под палатку, но зачем, ведь тут мягких травяных площадок полно); тут же оборудовано место под горелку, несколько длинных жердей лежат на полу -видимо, для сооружения крыши из полиэтилена. Но нам это место не приглянулось, оно хоть и ровненькое, и зелёненькое, но потенциально находится в зоне затопления, да и с водой тут как-то непонятно. Убедившись, что «наше» место лучше, мы возвращаемся к группе и объявляем, что палатки будем ставить именно здесь, и видимо, прямо сейчас, ибо небо нам что-то очень не нравится. Реакция неба на наши слова следует незамедлительно - раздаются внушительные громовые раскаты. Нас не надо долго запугивать – мы тотчас принимаемся ставить палатки и бежим пополнять запасы воды к снежнику. Андрей замечает, что этим снежником завален вход в гротик или пещерку, но времени на более внимательное обследование «дыры» нет.

Однако, грозы в полном смысле этого слова, чтоб конкретно так шарахало и бабахало, не случилось. Путь к перевалам Золотое Дно и СарАстра. Кстати, именно этот вид запечатлен на заставке сайта спелеоклуба "Барьер".
     Мы почаёвничали, улеглись поудобнее и вздремнули часок под стук крупных капель по тенту.
А когда очнулись, то дождя и след простыл. Облачность окончательно так и не рассеялась, но уже и не выглядела зловеще.

Ветер разметал облака в разные стороны и над нашими головами разлилась сочная небесная синева.

Нашему взору открылись Золотое Дно и СарАстра, как бы заманивая, и нам ничего не оставалось делать как начать собираться.

Читайте продолжение
День 5 (часть 2)
День 6  День 7  День 8  День 9 (часть 1)  День 9 (часть 2)  День 10 (часть 1)  День 10 (часть 2)  День 11

Назад
День 1  День 2  День 3  День 4