Гвандра-2019. Спуск с перевала Буревестник Северный в верховья Талычхана.

Далее 8 9 10 11 12
Назад 1 2 3 4 5 6

Половина дела сделана - наша маленькая компания на перевале Буревестник Северный. Мы с Васькой - второй раз за последние два года, Курятов - впервые. На календаре 18 августа 2019 г, на часах 11-20, на экране GPS - высота чуть более 3400 м.

Но основные приключения ещё впереди, ведь сложность этого перевала заключена не в его ближайших окрестностях, а на заключительном этапе спуска в долину Талычхана.

Как мы спускались в прошлом году, можно посмотреть здесь, но сегодня у нас другие планы...

Спуск начинаем, прижимаясь к скалам Чиринкола.

На первый взгляд кажется, что всё, что могло с этих скал упасть, уже упало, но всё же постараемся убраться отсюда побыстрее. Сейчас дует лёгкий ветерок, будем надеяться, он не спровоцирует камнепадов.

В ветреную погоду, когда вероятность камнепада возрастает, я бы рекомендовала воспользоваться другим спуском - с одной из седловин Буревестника Южного, на которую можно легко перебраться через вершину 3424 м. Этот путь вниз по мелкокаменной рыжей сыпухе хорошо виден.

Под скалами натоптана турья тропка. Воспользуемся ею.

Постепенно скалы над нами становятся всё выше...

Высота скальной стенки Чиринкола впечатляет. В верхней части вследствие выветривания кое-где образовались причудливые скульптуры.

Рыжеватый скальный массив расчерчен полосами светлых пород. Эти светлые наклонные полосы - визиная карточка Чиринкола, но лучше всего они заметны на северо-западной и юго-восточной стенах массива.

При первой же возможности уходим с турьей тропы, хотя она и дальше тянется под скалами. Незачем искушать судьбу:)

Вскоре мы уже на сравнительно безопасном расстоянии от стены. Но "чемоданы" с острыми краями встречаются и здесь.

Оглядываюсь на скальную стену - сколько там ещё таких "чемоданов" затаилось и ждёт своего часа...

А теперь тест на внимательность под названием "найди седловины Буревестников Северного и Южного":) Немного сбивающая с толку картинка.

Поясню: узловая вершина 3424 м отсюда выглядит скромным двуглавым пупыриком. Слабовыраженная зазубрина гребня слева от пупырика - Буревестник Северный. А вот Южный представлен, действительно, как заметил Курятов, четырьмя понижениями. Ближайшее к пупырику 3424 м, которое я посетила и с этого ракурса самое слабовыраженное - наиболее удобно как для спуска, так и для подъёма.

Продолжаем спуск в направлении видимой террасы. Местечко это вполне пригодно для стоянки, разве что воду придётся добывать из снежника. А мы там остановимся на небольшой привальчик.

В 11-50 приваливаемся на террасе. Вспоминаем, как в прошлом году после привала в этом же месте мы продолжили траверс осыпного склона под стеной Чиринкола, выбрались на видимый перегиб, а дальше - затык... Непроходим такой траверс. Пришлось корячиться по крутому кулуару в сторону приледникового озера.

Сегодня мы не будем дурью маяться и сразу пойдём по направлению к озеру:) Сперва по гребешку, начало которого видно по центру кадра, а потом где-нибудь свернём налево.

Сейчас самое время рассмотреть вершины и перевалы ближайших хребтов. Облачность слегка приподнялась и открылся вид на вершины массива Доломитов и Чатбаши с перевалом Доломиты Северный между ними.

В северной оконечности ближайшего к нам водораздела выделяется острый пик 3449,3 м. В данном ракурсе он удивительно схож по очертаниям с видимым на дальнем плане пиком Главного Доломита.

Путь подъёма к нашему следующему перевалу Перемётному отсюда почти не просматривается, но это лучший ракурс на нашем маршруте. Эх, надо было вчера не лениться и сходить на Электрик радиально и всё оттуда рассмотреть.

Район седловины Перемётного, вообще-то виден, но сам перевальный взлёт закрыт склоном Каракангакаи. По другую сторону от Каракангакаи выделяется глубокая седловина перевала ТБ.

Путь подъёма на ТБ хорошо просматривается, но выбирая между ним и Перемётным, я всё же выбрала Перемётный, и не потому, что он якобы проще. Скорее из-за того, что через ТБ регулярно ходят группы, а Перемётный - редкопосещаемый перевал. А ТБ ещё успеем кода-нибудь пройти.

Заканчиваем привал и ещё разок оглядываемся на район Буревестников, прослеживая путь нашего спуска (отмечен голубым) и возможный вариант спуска с понижения южнее 3424 м (отмечен жёлтым):

От места привала выходим на каменистый гребешок и спускаемся по нему.

Вскоре слева по ходу из-за скал открывается озеро. Цвет воды озера довольно отталкивающий, но в пасмурную погоду некую изюминку пейзажу такое "колоритное" озеро, безусловно, придаёт. В скальных складках чуть выше мутного озера видны ещё два более приятных по цвету маленьких озерца.

Судя по степени отступления ледника, мутное озеро возникло не так уж и недавно, но его до сих пор нет ни на картах ГГЦ, ни на OSM. На карте Ляпина в этом районе отмечена некая "лужица", по-другому не скажешь. Жаль, что не удастся "оттречить" озеро по периметру из-за спускающегося в воду ледника и отобразить его реальные местоположение и размеры.

Продолжая идти по гребню, мы бы спустились гораздо ниже озера, так что при первой же возможности сваливаем с гребня и берём курс на сток озера. Видна ступень, за которой угадывается увеличение крутизны спуска.

Действительно, крутизна заметно возрастает, но нам в помощь - натоптыш.

Позади маячит стена Чиринкола, с каждым нашим шагом всё глубже погружаясь за перегиб гребня. Почему-то именно в этот момент мне хочется пойти в обратном направлении и наблюдать за тем, как она растёт.

Делаю панораму с видом на озеро.

На склоне всё больше округлых подвижных камней, и ноги уже с трудом слушаются своих хозяев. Приходится активно подтормаживать палками.

Немного не доходя скальных выходов слева по ходу, натоптыш уходит вправо вниз по слабовыраженному гребешку, обходя таким образом пояс скал ниже озёрной террасы. Вася, вырвавшись вперёд, уходит влево в надежде найти спуск со скал более удобный, чем по выскальзывающим из-под ног камням. Но нет - скалы придётся обойти справа.

Подходим к скалам. В принципе тут вполне нормальный спуск.

Озеро всё ближе. Намечаем место обеденного привала - на песчаной площадке с большими камнями. В случае дождя там и палаточки поставить можно.

Напоследок оглядываемся на склон. Такое ощущение, что мы спустились к озеру единственно возможным путём.

В 12-37 останавливаемся на песчаной площадке с большими серыми камнями. Неплохое место для стоянки, осталось только понять, как тут обстоят дела с водой.

Размер камней гораздо лучше осознаётся в сравнении с человеческими фигурками. Реально большие каменюки.

Несмотря на кажущуюся унылость этого местечка, под ногами буквально всё цветёт. Яркие жёлтые букетики крестовника Сосновского и ромашек торчат то тут, то там.

Каждый отдельно взятый "букетик" - маленькое чудо среди безжизненных камней!

В поисках чистой воды направляюсь в сторону ледника. Куда ж ещё, это самое логичное место, где можно найти воду. И действительно, замечаю тонкие струйки воды, срывающиеся с края ледника на скалы.

Однако, не доходя ледника, путь мне преграждает вполне прозрачный на вид ручей. Впадая в озеро, ручей слегка разбавляет по цвету нелицеприятную озёрную воду. Наличие ручья сразу поднимает площадку у озера в рейтинге среди других возможных высоких стоянок в этих окрестностях.

Набираю водичку и возвращаюсь к Василиям. Будем обедать.

Обеденный привал растянулся почти на полтора часа. Но пришла пора решать - либо опасаемся дождя и тогда надо ставить палатки здесь, либо рискнём идти дальше. А облачная картина к этому моменту нарисовалась, скажем так, весьма противоречивая. Вроде бы и облачность пугающая в районе ГКХ, и гремит оттуда иногда, но над нами-то солнце...

Прислушавшись к своему самочувствию, предполагаю, что в ближайшее время дождя не будет. Но хватит ли его, чтобы спуститься посуху? А спускаться мы задумали маршрутом, предложенным Курятовым - по верхам в сторону ГКХ и далее в карман правобережной морены в верховьях Талычхана. Эх, была не была! Идём дальше!

Покидаем место привала в 14-05. Пройдя вдоль береговой линии и перепрыгнув по камням ручей, вытекающий из озера, начинаем подъём на северо-западный отрог Талычхана.

Оглядываюсь назад. К площадке у озера медленно ползёт тень, облака сгущаются... Слегка смущает, что мы намереваемся разведать новый путь в преддверии непогоды. Но авантюризм - наше всё:)

Взбираемся на отрог по удобным скальным полочкам, сглаженным отступившим ледником. Когда-то ледник из-под вершины Талычхана был гораздо мощнее. Судя по старым картам ГШ, его язык спускался метров на 100 ниже котловины приледникового мутного озера. Собственно, тогда и озера-то не было.

Отступая, ледник оставил после себя не только большое мутное озеро, но и несколько мелких "лужиц" . Одна из них справа по ходу. Ничего примечательного, я даже не порываюсь подойти ближе.

Всё наше внимание приковано к другому озерцу, что слева по ходу. Оно насыщенного синего цвета, невероятно резко контрастирующего с цветом грязной воды приледникового озера. Зависаю на некоторое время, не в силах оторваться от этой картины.

Тем временем мужики, переходя с одной скальной полки на другую, постепенно подбираются к гребню отрога. Надо их догонять!

Но пока я поднимаюсь на ступень, где они стояли 5 минут назад, их уже и след простыл. Слева выше по гребню их не видно, значит, ушли за перегиб.

Добираюсь до перегиба гребня отрога и снова вижу своих сопоходников. Недалеко ушли.

С гребня отрога открывается вид на запрещённые к прохождению перевалы ГКХ: Талычхан Средний, Талычхан Западный, Чунгур Восточный и Инструкторский.

Вершина Чунгурбаши спряталась в облаках. Спускающаяся облачность это плохой знак. Но ещё более плохой знак - изредка доносящиеся из-за ГКХ глухие раскаты грома...

Два предыдущих кадра в одном - для лучшего восприятия открывшейся перед нами панорамы.
Курятов ведёт нас траверсом на следующий видимый перегиб, рассчитывая на такой высоте подойти под взлёт пер.Манчхап. Поговаривают, что в цирке Манчхапа неплохие стоянки.

Если проследить взглядом вверх по отрогу, который мы пересекаем, то над ледником можно заметить вершину Талычхана. Она кажется такой близкой. На самом деле до вершины метров 600 по высоте и по прямой километра полтора...

Визуально и ледник близко, и вершина, но мы всего лишь где-то тут:

Ещё разок оглядываюсь в сторону озёр, пытаюсь запомнить этот поразительный контраст. Мне доводилось видеть разноцветные рядом расположенные озёра (взять хотя бы озёра Куршо), но чтобы настолько...

Отмечаю, что в панораме на север появились знакомые объекты - пик Панорамный и "скальный палец", под которым мы ночевали перед подъёмом на Панорамный Южный.

Два Василия уже на подходе к очередному перегибу. Спешу за ними.

Вскоре они выходят на обрыв и вынуждены признать, что высота траверса выбрана не очень удачная, придётся сбрасывать. Но я хочу увидеть всё своими глазами.

Подхожу к обрыву. Печалька... Дальнейший путь, действительно, предполагает сброс высоты. Под нами отвесные скалы. Набрать высоты и пройти выше - не вариант, на этом пути не миновать выхода на отрытый ледник. Стало быть, остаётся зайти в обход справа.

Кстати, отсюда уже виден длинный и острый гребень боковой морены, вдоль которого проходит спуск в долину Талычхана. Возможно, не стоит вообще буриться в сторону Манчхапа, а попытаться выйти к морене где-нибудь пониже. Но реально ли это?

Моё внимание привлекает скопление тёмных объектов в пологой части западной ветви ледника Талычхан. Яки? Но нет, не яки, снимок с увеличением показывает, что это просто камни.

Начинаем спуск в сторону долины Талычхана. На краю обрыва видна ровная травянистая площадка, которую мы решаем оценить на предмет пригодности для лагеря. Кажется, что там и ручеёк есть. Скидываем рюкзаки и идём уточнять, что да как.

Курятов почти сразу находит вариант продолжения пути в сторону ГКХ. Отсюда несложный спуск на видимую впереди каменистую террасу. Но есть ли дальнейший спуск с этой террасы в направлении боковой морены? Не узнаешь, пока не дотопаешь туда.

С другой стороны, с той террасы можно уйти с набором высоты в цирк Манчхапа. Вариант надёжный, но по времени более продолжительный. Успеем ли? Уже почти 15 часов, и погода продолжает портиться. Сейчас посмотрим, насколько хороша травянистая площадочка, глядишь - на ней и закончим ходовой день.

Увы, русло ручья, рассекающего площадку, оказалось абсолютно сухим. Но если бы здесь была вода, думаю, мы бы единогласно решили заночевать в этом красивом панорамном месте.

Внезапно замечаем что по склону влево от площадки уходит тропка. Может быть, по ней можно до самого низа долины спуститься? Но понять, куда она ведёт, не удаётся, обзор ограничен. Теоретически турья тропа может забуриться в труднопроходимые места, но не исключено, что эта тропа, лавируя меж скальных полок, всё-таки спускается в долину.

Я готова рискнуть и проверить это предположение, но мужская часть группы моего оптимизма не разделяет. Жаль, что не выделила тогда минут 10-15 и не разузнала всё до конца. Рассматривая фото после похода, я на одном из них смогла заметить тропу, а затем по спутниковым снимкам проследить её до самого низа.

С края площадки просматривается большая часть долины Талычхана за исключением самой нижней её части.

На ступень ниже видна одна из запримеченных в прошлогоднем походе площадок под стоянку - зелёная полочка под осыпным склоном. Вот там до воды недалеко. И я изначально планировала сегодняшнюю ночёвку там. Но не судьба:) Ну, поглазели, и хватит, пора дальше идти.

Начинаем спуск под скалы по травянистой полочке, обнаруженной Курятовым. Отсюда отлично видно, что пути вверх для нас не было. Обычно на ледник туристы выходят не по этому гребню, а именно со стороны Манчхапа, там он сравнительно пологий и открытая его часть минимальна.

Выходим на каменистый склон и пересекаем его, придерживаясь достигнутой высоты.

В 15-20 останавливаемся на привал после пересечения двух ручьёв, стекающих из-под ледника.

Это первая вода на пути от мутного озера. Подозреваем, что и последняя до самого низа. Эта водичка довольно чистая, так что запас надо сделать.

Отдыхаем, поглядывая на ступень, с которой недавно спустились. Что удивительно - с этого ракурса я с трудом могу понять, где именно мы прошли.

После похода всё встанет на свои места, когда я совмещу трек со спутниковым снимком. Честно говоря, наш реально пройденный путь вызывает удивление. Из всех кажущихся логичными вариантов, наверное, этот был бы рассмотрен в последнюю очередь. Но ведь мы замечательно прошли там! Вот как обманчив рельеф...

По ту сторону Талычхана напротив нас высится Каракангакая. Интересная вершина, в таком ракурсе кажущаяся недоступной.
Есть у меня задумка подняться на неё с запада - по гребню отрога, отходящего от отметки 3409,0 м. Причём выйти на этот отрог можно и с перевала ТБ, и с Перемётного.

На панорамном снимке упомянутая вершина 3409,0 м представляет собой пупырик в гребне водораздела, под которым на склоне проглядывают косые полосы светлых пород. Слева от него - глубокий провал перевала ТБ, справа просматривается часть отрога, соединяющего его с Каракангакаёй.

Косвенное подтверждение тому, что с ТБ можно выбраться на этот отрог, будет получено нами через три дня, когда мы снимем с Перемётного записку от неких товарищей, пришедших на перевал радиально с перевала ТБ.

Привал окончен, движемся дальше. Судя по видимому впереди рельефу, продолжать траверс на этой высоте смысла не имеет, логичнее на этом этапе сбросить высоту по максимуму.

Приближаемся к краю террасы.

В 15-45 мы на краю террасы. Здесь относительно ровно, и первым делом меня тянет поваляться на мягкой травке. Всё-таки камни уже подзадолбали:)

Пока я валяюсь, Василии осматриваются и раздумывают, куда податься дальше, чтобы поскорее очутиться в кармане боковой морены.

Иду к сопоходникам и меня вводят в курс дела - будем спускаться отсюда до каменистого кулуара, в верхней части забитого снегом, далее по кулуару вниз.

При первой же возможности из кулуары выберемся на левый травянистый склон. А оттуда и до боковой морены недалеко.

Останется лишь пройти вдоль морены и мы в долине Талычхана! Что ж, план хороший, приступим к его реализации.

Курятов рекомендует идти вниз по кулуару по возможности ближе друг к другу и как можно быстрее. Если сверху посыплются камни, то по снежнику, забившему кулуар в верхней части, они соскользнут вниз молниеносно, и даже каски не спасут (которых у нас, собственно, и нет).

Начинаем спуск по травянистому склону в направлении кулуара.

Несмотря на установку "как можно быстрее выйти из-под возможного обстрела камнями", группа на спуске слегка растянулась. Поясню этот момент.

Я шла медленно, чтобы не спускать на впередиидущих выскальзывающие из-под ног камни. Иногда приходилось замирать на месте и ждать, когда оба Василия выйдут из зоны схода "моих" камней. Собственно, в эти моменты я и фотографировала, а вовсе не намеренно задерживалась на спуске ради очередного фото, как это представлялось моим сопоходникам. Вообще-то, они, как назло, спускались чётко по центру кулуара, вынуждая меня прижаться к правому борту.

Спускаться вдоль правого борта оказалось труднее - в траве эти округлые каменюки держались на честном слове. Оглянувшись, я отметила, что именно здесь я и подвергаюсь большей опасности - кулуар ориентирован так, что летящие из него камни вероятнее всего попадут сюда.

Решаю перебраться под скалы левого борта. Получилось. Здесь безопаснее, возможные траектории выката камней из кулуара остались в стороне.

Примерно в 16-15 два Василия выбираются на травянистый склон левого борта и усаживаются на привал. Минут через пять к ним присоединяюсь и я. В 15-25 начинаем спуск по зелёному слабовыраженному гребешку.

Оглядываясь на кулуар со свисающим снежным языком, указать, откуда мы пришли можно, но лишь потому, что свежи воспоминания. Но мне кажется, окажись я здесь впервые и увидев эти скалы снизу, я вряд ли бы стала искать здесь путь наверх. Визуально совершенно неочевидно, что на верхнюю террасу отсюда довольно просто можно выбраться.

До дна долины Талычхана ещё идти и идти, но мы и не ставим себе такой цели, там с местами стоянки довольно проблематично. Слишком каменисто, сыро и шумно от реки. Наша задача - найти место для палаток где-нибудь в ближайших окрестностях.

Начинаем поиск места для стоянки. Для этого сваливаем со склона в карман боковой морены. Сверху казалось, что там есть идеально ровные зелёные полянки.

Вася идёт в сторону запримеченных сверху якобы пригодных для лагеря мест, но ничего подходящего не обнаруживает. Всюду криво и каменисто. А жаль, местечко уютное, защищённое от ветра высокой мореной. Обзор в сторону ГКХ отсюда неширокий, но по-своему прикольный - вон какой скальный рог торчит над ледником!

Делать нечего, продолжаем спуск в поисках стоянки. На часах 16-40, уже хочется поскорее завершить этот насыщенный ходовой день.

Из-за ГКХ всё чаще и всё внушительнее гремит. Погода явно намерена испортиться в ближайшее время. А так и не скажешь, глядя на удивительно голубое небо с невесомыми облачками. Но это на востоке небо голубое, с запада же к нам ползёт нечто мрачное и многообещающее в плане осадков.

Если на видимой впереди террасе мест для стоянки не найдётся, что весьма вероятно - вон сколько там камней, ни клочка ровного места между ними не видно, то придётся спускаться до самого низа. А у нас уже и силёнок маловато, и погожее время на исходе. Так что мы намерены обшарить террасу с пристрастием.

Около 17-00 выходим к ручью в кармане морены и вдоль него пытаемся нащупать что-нибудь горизонтальное. Прокручиваю в голове вариант ночёвки втроём, если ровного места будет только на одну палатку. А вторую палатку, так уж и быть, поставим на кочках и свалим туда лишнее. Но даже на одну палатку мест не наблюдается...

Дойдя до начала крутого спуска в долину (дальше валить вниз не хочется совершенно!), сбрасываем рюкзаки и минут 20 прочёсываем окрестности, прощупывая ногами прячущиеся в густой траве камни... Прогуливаемся в сторону края террасы, попутно находим чистейший ручеёк, а вот ровного места как не было, так и нет!

Курятов идёт по пути упрощения задачи, отбрасывая требование горизонтальности, и вскоре для его палатки находится подходящая по размерам наклонная площадка почти без камней. Для нашей палатки найти площадку по размерам труднее, но достаточно, чтобы было горизонтально хотя бы по длине, а по ширине уж как-нибудь скукожимся. Такое местечко нашлось рядом с большим камнем. Правда, его пришлось конкретно расчистить от камней, а в тамбуре оказался сильный уклон, но среди прочих кривых и каменистых мест оно показалось нам шикарным:)

Кстати, мы едва успели поставить палатку до дождя. Вернее, успели забросить в неё рюкзаки, а растяжки крепили уже под дождём. Готовили ужин и потребляли его в нашей палатке под нарастающий шум ливня.
А это фото стоянки сделано на следующее утро, когда и следа от непогоды не осталось.

Подводя итог дня, хочется отметить, что разведка нового варианта спуска с Буревестника Северного однозначно удалась.

Важность найденного пути поможет осознать панорама, захватывающая протяжённые и многоступенчатые скальные выходы правого борта долины Талычхана. На мой взгляд, эти скалы и вносят самый весомый вклад в оценку Буревестника Северного как 1Б. Преодолел этот скальный пояс - считай, дело сделано, дальнейший путь к перевалу проблем не вызовет.

В правой части кадра виден небольшой отрезок ещё одного варианта спуска - по серой осыпи в обход скального пояса. Для его реализации следовало бы от места привала возле ручья не сбрасывать высоту, а наоборот, набирать - чтобы пройти низом вдоль более верхнего скального пояса и заснеженный кулуар оставить внизу.

При просмотре фотографий после похода на одной из них я заметила альтернативный спуск прямо от той зелёной площадки с высохшим ручьём. Тот самый, который мы не рискнули испробовать, полагая, что ниже нас ждёт непреодолимый пояс скал. На спутниковых снимках эта тропка частично просматривается. Я отметила этот вариант жёлтым.

Если этим путём подниматься из долины, возможно, удастся вообще обойтись без зигзагов, выдерживая заданное направление до самого пересечения с ручьём, вытекающим из мутного озера. Это интересная идея на будущее!

Всего за день мы прошли 5,6 км. Шестая ночёвка - на высоте 2610 м.

P.S. Описание тех же событий от Василия Курятова:

Далее 8 9 10 11 12
Назад 1 2 3 4 5 6
Tags: Буревестник Северный, Гвандра, Кавказ, Кичкинекол Восточный, Талычхан, поход