Гвандра-2019. Спуск по долине Талычхана и подход под пер.Перемётный.

Далее 9 10 11 12
Назад 1 2 3 4 5 6 7

Утро 19 августа 2019 г. В долину Талычхана пробирается солнце.

От ночной непогоды не осталось и следа.

Сегодня нам предстоит спуститься вниз по долине, и, пройдя примерно 2/3 её длины, начать подъём к перевалу Перемётному. Неизвестно, как на подъёме обстоит дело с местами для стоянок и водой, но будем надеяться, что нам хватит светового дня, чтобы найти хорошее местечко для очередной ночёвки.

Первая часть нашего пути пролегает вниз по долине Талычхана. Увидев её впервые в прошлом году, я поняла, что одного раза для полноценного знакомства будет явно недостаточно. Так что моё желание побывать здесь вновь в какой-то мере определило нитку маршрута.

Наша стоянка ещё в прохладной тени. Неохотно выбираюсь из палатки и иду к ручью, чтобы умыться. По фото и не угадаешь, где тут ручей... А он в слабовыраженной ложбинке левее большого камня. Слегка мутноват, правда.

Небо над ГКХ чистое, впрочем, как и везде в обозримых окрестностях. Полноценному обзору на ГКХ мешает боковая морена, но мне в этот момент не приходит в голову подняться на её гребень и рассмотреть всё получше.

Василий-старший варит кофе. На вопрос "как спалось?" отвечает в стиле "хорошо, да не очень-то":) Ещё и коров с лошадьми пришлось с утра от палаток отгонять.

Завтракаем. Прекрасный вид в сторону перевала ТБ искушает... Совсем рядом же, мы с Васькой ещё там не бывали. Курятов в прошлом году проходил ТБ в обратном направлении, но вроде непрочь освежить воспоминания.

И всё-таки я отбрасываю эти мысли. Перемётный мы собирались идти ещё в прошлом году, но что-то нас разморило и мы решили поматрасить в долине, так неужели два года подряд откладывать этот перевал на будущее? Нет, всё-таки сегодня пойдём на Перемётный!

В 9-17 мы готовы стартовать вниз по долине. А пока мы не ушли, есть возможность рассмотреть тот пятачок, на котором нам пришлось ночевать. Не очень комфортное местечко, но лучшего в ближайших окрестностях не нашлось.

На выходе из кармана старой морены находим едва заметную тропку вдоль ручейка и спускаемся по ней. Весёленький рельеф, под ногами перекатываются камни и мешаются ветви кустов, но главная неприятность - коровьи лепёшки, их тут столько, что не вляпаться надо очень-очень постараться. И мы стараемся:)

Казалось бы, сколько там спускаться до дна долины? Но в реальности это вовсе не 5 минут ходу, каменные россыпи и кусты не только замедляют наше продвижение, но и потрясающе визуально скрадывают перепад высот.

Оглядываюсь назад. Ну-ка, где мы там ночевали? Ориентиром для нахождения нашей стоянки служит набирающий высоту зелёный склон боковой морены, над которым задорно торчит "Талычханский Рог". Может, пригодится кому. А то среди этих каменюк места для стоянки днём с огнём не найти.

В 9-45, сбросив за полчаса 150 метров высоты, приваливаемся на берегу Талычхана. Как-то медленно удаётся передвигаться по такому рельефу. Но скоро начнётся хорошая тропа.

Вода в Талычхане мутная. А из-за неимоверного шума к основному руслу даже нет желания приближаться. Вот такой достаточно недружелюбный рельеф в верховьях.

Примерно в 10-00 заканчиваем привал и направляемся вниз по долине. Вскоре нащупываем начало тропы, по ней идти куда как легче, чем напролом сквозь эти каменисто-кустарниковые дебри.

Появляются небольшие ровные площадки, но тут другая проблема - все они мокрые, поскольку со склонов сочится большое количество незаметных на первый взгляд ручейков.

Минут 15 ходу - и мы на полянке, куда спустились в прошлом году совершенно ушатанные рельефом этого склона с многоярусными выходами скал. По косому каменистому кулуарчику в левой части кадра мы спускались тогда на заключительном этапе.

Снизу видно чуть более трети всей высоты склона, который нам тогда пришлось одолеть. Надо признать, смотрится хоть и не слишком просто, но и не сказать, чтобы пугающе. Но больше я таким путём точно не пойду. Наш вчерашний спуск был намного проще.

В прошлом году, спустившись до начала каньона, мы должным образом не обследовали правый борт, а зря. Могли бы спуститься гораздо быстрее и удобнее.

На поход этого года я рассматривала именно такой вариант - орографически правее ручья после входа его в каньон. Сейчас при взгляде снизу нижняя часть этого пути видна слева от ручья. Не в непосредственной близости от ручья, а по более пологой луговой полосе, зигзагом уходящей вверх между скальных выходов.

Считаю этот вариант наиболее логичным, если идти к перевалу снизу по долине Талычхана. Если же надо попасть на Буревестник Северный со стороны верховьев (например, спустившись с ТБ), то более оправдан наш вчерашний вариант.

Идём дальше. Талычхан растекается по заметно расширившемуся дну долины несколькими рукавами, однако не стоит рассматривать это место в качестве переправы. Скорее всего, найти брод здесь очень даже возможно, но совершенно бессмысленно. Ведь чуть ниже по течению можно попасть на левый берег, не замочив даже подошв ботинок - по каменному мосту.

Расскажу подробнее, как найти этот чудесный каменный мост. Для начала следует заприметить на том берегу невысокую террасу со сглаженными скальными буграми.

Правобережная тропа напротив этой террасы упирается в большущий камень с V-образным расколом. Обходя его справа, тропа отходит от реки, но сразу же вновь возвращается к воде, причём к самому узкому месту русла. Вот оно:

А вот и сам "мост", состоящий по сути из трёх плотно подогнанных друг к другу камней.

Упомянутый большой камень с расколом хорошо смотрится с "моста", если оглянуться назад. Очень приметный ориентир.

Вот мы и переправились. С левобережной террасы расколотый камень тоже хорошо заметен.

А вот так выглядит "мост", если зайти чуть ниже по течению. Кажется, что две скалы застыли в поцелуе:)

Дальнейший путь по правому берегу оправдан лишь в случае, если идти на Электрик или Нефтяник - насколько хватает взгляда, склоны изобилуют осыпями, замедляющими передвижение. Справедливости ради отмечу, что тропа там есть. Кстати, карты знают только правобережную тропу.

Если же надо пройти долину до самого низа (или как в нашем случае - до отворота на Перемётный), то логично воспользоваться "мостом" и левобережной тропой. Она хоть и не отмечена на картах, но в реальности существует.

После 10-минутного привальчика на террасе возле "моста" прощаемся с видом на верховья Талычхана.

... и понеслись дальше! Впереди виден водопад, там наберём водички.

Спускаемся со скал, находим тропку и спешим к водопаду. Поляна, заросшая конским щавелем, свидетельствует о том, что когда-то здесь стоял кош. Сейчас от него остались только фрагменты каменной ограды, едва заметные среди щавелевых зарослей.

Водопадный ручей слегка мутноват, но воду всё же набираем. И чуть ли не через пару минут ходьбы обнаруживается чистейший родник, выбивающийся из под большой каменюки слева от тропы. Выливаем мутную воду, набираем родниковую.

В этой части долины начинаются черничники. Здесь чуть ли не каждый кустик рододы или можжевельника по периметру оброс черникой. Хватаем на ходу спелые ягоды в предвкушении большого черничного привала. Но он будет чуть дальше.

А вот и первый настоящий куст на нашем пути! Соскучились мы по деревцам и кустикам за прошедшие два дня.

Тропка повторяет зигзаги русла, всё ближе прижимаясь к склону левого борта. Рельеф прилегающего склона становится всё интереснее, появляются участки гладких скал, перемежающиеся полосами берёзового криволесья.

Ну вот и всё - скальный уступ закрыл обзор на верховья...

Дальнейший путь сопровождается незначительным набором высоты с целью обхода прибрежных завалов. На первый взгляд - странная какая-то альтернатива забуриться вверх по камням и кушерям...

... но на самом деле маневр совершенно оправдан, причём проходит по замечательно набитой тропе. А попутно можно малинки с кустов пощипать:)

Спустившись со склона и очутившись на берегу, можно оценить - имело ли смысл щемиться вдоль берега или обход по верхам всё-таки того стоил.

Ненадолго приоткрывается вид на ледник Талычхан, но впереди нас ждёт очередной поворот русла, и вскоре, оглянувшись назад, мы больше не увидим сверкающего ледниками ГКХ.

Вот мы и завернули "за угол", почти потеряв из виду ГКХ. Тропка начала плавный набор высоты, рассекая густые заросли рододы. Скоро будет привал. Да не простой, а черничный!

В 11-30 сбрасываем рюкзаки на травянистой площадочке. Здесь богатое черничное место. В тени рододы и можжевельника прячутся нежные веточки черничных кустиков с созревшими ягодами. Остаётся только шарить руками по кустам и набивать рот витаминами.

По сравнению с прошлым годом черники оказалось заметно меньше. То ли её меньше уродилось, то ли уже успели обобрать до нас. Но мы всё равно неплохо подкрепились за те полчасика, которые выделили на черничный привал.

Спускаемся с черничного склона на дно долины, довольно широкое на этом участке и отдалённо напоминающее чунгурджарский "Аэродром", находящийся по ту сторону хребта. Полуденный зной завис в воздухе.

За березняком - начало выбранного нами подъёма к Перемётному.

Впечатляют нависающие над нами скалы, как будто специальным образом срезанные и отполированные.

Поравнялись с кулуаром, в котором протекает ручей, берущий начало из-под Перемётного. Для адекватного подъёма этот кулуар не пригоден, а на экстремальный мы не горазды:) Бросается в глаза ещё один потенциально возможный путь наверх - по заросшему кустами кулуару, в верхней части которого видны следы оползня. Тоже паршивый вариант.

Топаем по "талычханскому аэродрому". Постоянно тянет оглянуться назад и ещё раз зацепить взглядом очертания знакомых вершин.

Беру панораму пошире, чтобы охватить районы перевалов Нефтяник и Электрик. Сами седловины, разумеется, не видны, но визуально можно понять, где они прячутся. Самый глубокий провал в панораме - район Электрика, а широченное понижение слева от него - район Нефтяника.

Приближаемся к началу подъёма к Перемётному. Поясню, что мы планируем подниматься по осыпному выносу сразу за березнячком. Я внимательно изучила все варианты подъёма на спутниковых снимках и остановила выбор именно на этом. Будем надеяться, что этот выбор правильный.

Издали примечаем местечко под раскидистыми берёзками, там мы, наконец, сможем ненадолго спрятаться от палящего солнца. Видимо, есть смысл и пообедать в тени берёз, а то как полезем вверх, неизвестно, будет ли где возможность устроить нормальный привал.

В 12-30 останавливаемся на часовой обеденный привал.

Подкрепились, отдохнули перед предстоящим набором высоты. Пополнили запас воды в протекающем рядом мутноватом ручейке. Пора лезть вверх... Обходим березняк справа и направляемся к заросшему высокотравьем выносу.

Удивительно, но в высокой траве мы обнаруживаем слабенькую тропку. Медленно ползём по ней вверх, изнывая от жары и наблюдая, как преображается пейзаж. В противоположном гребне всё глубже вырисовывается провал в районе перевала Электрик.

Нацелившись на узкое место между двумя участками берёзового криволесья, мы идём прямо по центру выноса. Вскоре мы уже по пояс в высоких травах. И без того неспешное наше передвижение из-за густоты травы замедляется.

От тропки остались лишь едва заметные участки примятой и ещё не успевшей подняться травы. Судя по направлению примятой травы - недавно здесь кто-то спускался, причём не один, т.к. тропка местами ветвится. Ну вот, а говорят, что перевал редкопосещаемый...

И вот уже по обе стороны от нас тянутся непролазные берёзовые заросли, а между ними постепенно формируется ложбинка. Вскоре в ложбинке появляются камни, что несказанно нас радует, ведь по камням идти гораздо удобнее и быстрее. Но силы уже на исходе, жара нас достала. В этой ложбинке - ни ветерка!

Вырвавшийся вперёд Курятов устраивается на привал в тени куста, вскоре и мы с Васей составляем ему компанию. А Курятов тут возьми да и спроси, не было ли нам страшно идти по медвежьей тропе:) А ведь и правда, на траве были скорее следы спуска зверя нежели человека. А я шла и благодарила эту мифическую "группу" за то, что натоптали:) Так что в тот момент мне было совершенно не страшно. Впрочем, как и сейчас.

Сидим, пьём водичку, мечтаем, как вылезем из этой ложбинки и нас обдует ветром. Замечаем, что открылась седловина Нефтяника (в правой части кадра). Рассуждаем о путях подъёма к нему.

В 14-20 заканчиваем привал и продолжаем путь по ложбинке. Травы становятся пониже. В верхней части слева по ходу уже видны камни - зона криволесья осталась внизу, уступив место крупным камням. Нам бы на эти камни выбраться. Но вот незадача - подступы к этим милым камням представляют собой густые рододендроновые заросли.

Прицениваемся, где бы начать ломиться вверх, чтобы не сильно увязнуть в рододе. На самом деле ложбинка, насколько она просматривается, вполне удобна для ходьбы, но не факт, что пройдя до упора, мы с лёгкостью выберемся из неё. Курятов первым из нас решительно настроился на выползание из ложбинки, вот-вот свернёт налево.

Понаблюдав, как Курятов барахтается в рододе, мы не спешим идти за ним. Лучше ещё немного по ложбинке поднимемся, глядишь - скоро дотопаем до места, где в ложбинку падает тень от склона. Хоть остынем немного.

Местами, правда, не очень-то получается идти, приходится карабкаться.

А местами - топаешь по камням, как по ступеням. В общем, нормальный путь, если бы не такая жара. Но вот и долгожданная тень! Давай, Васька, ещё несколько шагов осталось!

Ура, мы в ТЕНИ! Выбираем местечко для отдыха рядом с большущей каменюкой пирамидальной формы (здесь она справа за кадром, но если отмотать на три фото назад, каменюка видна прямо по центру ложбинки).

Позволим себе насладиться прохладой и никуда не спешить. За Курятовым нам всё равно не угнаться, он уже продрался сквозь рододу и исчез из виду где-то в каменном хаосе.

Слышен шум воды! В ложбинке появился ручей. Впереди видны мокрые камни - там он выбивается на поверхность. В том месте, где мы остановились на привал, хилый ручеёк бежит в глубине между камней, но кружечкой зачерпнуть можно. Очень своевременная находка, ведь у нас вода почти закончилась.

Напились водички, замёрзли в тени, а теперь можно подумать и о том, чтобы выбраться на гребень и поискать Василия Курятова. Надеемся, он недалеко убежал. На часах 14-50.

Большая каменюка оказалась удачным ориентиром - тут и вода рядом, и именно отсюда читается звериный натоптыш вверх по склону, виртуозно лавирующий в зарослях рододы сбоку от узкого оползневого участка.

Не знаю, какой бес меня попутал, но на середине подъёма я зачем-то выперлась на оползень, решив, что там проще будет подниматься, чем по рододе. Буквально трёх шагов хватило, чтобы ощутить потенциальную возможность уехать вниз. Осторожненько лезу обратно в рододу, которая теперь кажется мне такой милой... И даю себе слово больше не вылазить на оползни.

Наконец, выбираемся на камни и видим чуть в стороне Курятова. В 15-10 все вместе устраиваемся на привал в тени камней и с удовольствием попиваем ледяную водичку, недавно набранную в ручье.

С места привала замечательно видны и Нефтяник (в левой части кадра), и Электрик (по центру). Это весьма удачный ракурс для понимания оптимального пути к Электрику.

Очевидно, что не стоит буриться к нему напрямую из долины. Скальный пояс, наверняка, каким-то хитрым образом проходится, но времени и сил уйдёт немало. Моё предложение - идти в цирк Нефтяника и оттуда перевалить через отрожек в цирк Электрика. А если вдруг возникнут затруднения (судя по космоснимкам это маловероятно), то всегда можно пройти Нефтяник вместо Электрика.

Видна и большая часть пути подъёма к Панорамному Южному. Пять дней назад мы смотрели оттуда в эту сторону:)

С какой-то ностальгией рассматриваю этот безводный и довольно изнуряющий путь к Панорамному. Чем-то он меня зацепил. Пожалуй, буду иметь в виду такую радиалочку из базового лагеря в долине Чиринкола. Налегке и с достаточным количеством воды - шикарная прогулка получится, воистину панорамная.

Пока мы отдыхали (минут 15), солнце ушло за гребень, идти будет не так жарко. Надеваем рюкзаки, пора нам выбираться из этих камней.

А камней тут много!

Вид назад в сторону долины прикольный - там угадывается довольно резкий сброс высоты, а едва заметные макушки берёз намекают на очень непростой криволесный путь вниз. По словам рискнувших пройти сквозь этот березняк - застрять в нём можно на пару часов. Спасибо им за наводку на обход этого участка по ложбинке.

Медленно ползём вверх, а в противоположном направлении движется тень от водораздела. Вот она уже добралась до дна долины и начинает захватывать склон правого борта.

Мне показалось забавным, что в данный момент граница света и тени пролегает по ущелью, в направлении которого мы бредём. Удачно подчёркивает рельеф.

Возможно, стоило пройти по курумнику ещё выше. Но как-то само собой получилось, что выбирая наиболее простой путь, мы курумник пересекли.

И незамедлительно встряли в заросли рододы:) Благо, что среди рододы разбросано много камней, проскочим. До зоны лугов недалеко осталось.

Добравшись до травы, в 16-05 останавливаемся на привал. Высота без малого 2700 м. Наконец-то, открылся вид на район Буревестников. Седловина Северного пока не доступна взгляду, но можно разглядеть каждую из "зазубрин" Буревестника Южного.

Путь нашего вчерашнего спуска, начиная от района мутного озера скрыт за отрогом Каракангакаи. Очень хочется убрать этот отрог с переднего плана, получше рассмотреть все нюансы и оценить, насколько оптимально мы прошли.

Курятов обращает внимание на почти горизонтальную складку рельефа на противоположном склоне. По его версии - это старая дорога от кошей в сторону Нефтяника. Я скептически отношусь к этому предположению, на мой взгляд, это просто участок склона с более мягкими породами, которые со временем размылись и образовали "полку".

Ещё раз внимательно рассматриваем Нефтяник и Элеткрик. Сейчас уже совершенно понятно, что переход из одного цирка в другой возможен и особых проблем не представляет.

Снимаю покрупнее цирки этих перевалов. Это цирк Нефтяника. Из него можно подняться на две близлежащие вершины водораздела - 3279 м и 3237 м (слева и справа от седловины соответственно).

Это цирк Электрика. По центру - безымянная вершина водораздела 3259 м. Слева от неё выделяется седловина, о прохождении которой информации я не нашла.

Правее массива 3259 м в гребне видны три V-образные "зарубки". Какую из них считать перевальной седловиной Электрика? На мой взгляд, наиболее удобна для прохождения - самая южная (в кадре самая правая). С обратной стороны все три седловинки равнозначны и легко можно пройти с одной на другую.

Заканчиваем привал в 16-17. Напоследок оглядываемся на оставшуюся глубоко внизу долину Талычхана, погружённую в тень.

Продолжаем подъём по травянистому склону. Дойдём до камней и по ним будем двигаться в направлении подсвеченной солнцем ступени долины. Именно там начинается выполаживание и у нас есть шанс найти местечко под стоянку.

Впереди маячит скальный купол Каракангакаи. Какие там интересные светлые скалы, сглаженные ледниками. Возможен ли по ним подъём на вершину?

Пересекаем несколько неглубоких складок рельефа и выбираемся на камни. Держим курс на "седловинку" под массивом Каракангакаи. Воображение разыгралось и кажется, что за перегибом нас непременно ждёт шикарная травянистая полянка с ручейком...

Но суровая реальность не дотянула до радужных ожиданий. Выбравшись на очередную ступень долины, мы не обнаруживаем ни малейшего намёка на чудесную полянку. Повсюду, куда ни глянь - камни, камни, камни. Однако Курятов находит в этом каменном хаосе довольно ровное место и даже расчищенную площадку под одну палатку на краю ступени.

В поисках второй площадки ничего лучшего, чем то место, где на фото лежит рюкзак за спиной у Васи, не нашлось. Но для нашей палатки место оказалось маленьким и тогда Курятов уступил нам более просторную площадку, а сам решил поставить палатку на этот травянистый пятачок.

Рядом с местом нашей стоянки из-под камней выбивается чистый ручеёк. Это радует, ведь основной ручей оказался очень мутным.

Около 17 часов наш седьмой ходовой день окончен. Высота 2820 м. Тем временем внизу зарождается вечерний туман и расползается, обещая в скором времени захватить всю долину.

Едва поставили палатку, туманом затянуло всё вокруг и сверху даже что-то закапало.

Вскоре морось прекратилась. Но туман так и не ушёл, просто поднялся значительно выше, скрыв от нас район Перемётного.

Надолго туман вверху не задержался. Как только похолодало, он пополз обратно вниз, окутывая всё встречающееся по пути своим призрачным холодом.

Наконец, наша стоянка оказалась выше зоны тумана. Жаль, что к этому моменту уже почти погасли яркие краски заката. Всё, что удалось увидеть - это полоса розоватых облаков.

Всего за день пройдено примерно 5,5 км.