Гвандра-2019. Подъём на перевал Перемётный.

Далее 10 11 12
Назад 1 2 3 4 5 6 7 8

План на восьмой день похода, 20 августа 2019 г, таков: пройти перевал Перемётный, спуститься на чунгурджарский "Аэродром", а дальше - по обстоятельствам. Под обстоятельствами имеем в виду в первую очередь погоду - есть подозрение, что после обеда она испортится. Главное, чтобы не помешала нам пройти перевал.

Сделаю небольшое отступление про перевал Перемётный.
При наличии в этом же водоразделе перевала ТБ, у которого категория трудности выше, чем у Перемётного, выбор спортивных групп как правило делается в пользу ТБ. Но если нет спортивных целей, то почему бы не выбрать более простой, но от этого не менее зрелищный перевал? Виды с него хороши, куда ни глянь!

Возможно, Перемётный не ходят по другой причине - информации о нём крайне мало, если не сказать больше... Мне удалось найти всего один отчёт о его сквозном прохождении. Собственно, благодаря этому отчёту удалось спланировать наш подъём в висячую долину наиболее оптимально и не завязнуть в берёзовом криволесье.

Очень надеюсь, что своим описанием поспособствую популяризации этого незаслуженно, на мой взгляд, забытого перевала. И может быть, когда-нибудь Перемётный будут включать в маршруты с такой же частотой, как и ТБ:)

Около 6 утра. Солнышко уже ласкает макушку Каракангакаи и подступы к перевалу. Наша стоянка ещё в тени, но это ненадолго. Несмотря на ранее время, по небу уже плывут обрывки облачности, и это недобрый знак.

Пока готовится завтрак и идут сборы, солнечным светом заливает всю висячую долину.

С края площадки, на которой мы ночевали, пытаюсь при свете дня получше рассмотреть каньон, в который уходит ручей. Но заглянуть вглубь не удаётся, придётся спускаться гораздо ниже, а мне неохота.

Взгляд притягивает зелёная терраса на противоположном борту каньона. Вот там прикольно было бы заночевать! Только непонятно, как туда безопасно добраться. Я бы не рискнула с рюкзаком проделать этот путь под скалами, не говоря уж о том, что перед этим пришлось бы каким-то образом пересечь ручей.

К 8 утра сборы закончены. От нашего пребывания здесь остаётся лишь примятая трава на расчищенной под стоянку площадке. Всё-таки повезло нам вчера найти это место. По факту оказалось, что оно единственное расчищенное, к тому же рядом есть источник чистой воды.

В 8-10 выдвигаемся к перевалу. Оглядываясь сверху на место ночёвки, хочу обратить внимание на то, что при наличии времени и сил на этом уступе можно расчистить ещё несколько площадок. Может быть, некая более многочисленная группа когда-нибудь это сделает.

Виден родниковый ручей, он очень чистый в отличие от ручья, протекающего в каньоне и даже с утра мутного. Забегая вперёд, скажу, что на пути к перевалу будет ещё один сравнительно чистый ручей, но его чистота зависит исключительно от степени таяния ледника, так что на него лучше не рассчитывать и запастись питьевой водой здесь. И ещё один источник чистой воды мы обнаружим в непосредственной близости к седловине, но об этом позже.

Впереди слева по ходу видны "бараньи лбы", как бы стекающие с Каракангакаи в висячую долину. Ручей обходит их справа. Вдоль ручья корячиться смысла нет, и мы сразу же выбираемся на гребешок, плавно набирающий высоту над ручьём.

Вдоль гребня местами прослеживается звериная тропка.

Внизу слева по ходу виднеется сравнительно ровное местечко, потенциально пригодное для стоянки. Правда, придётся немало потрудиться, чтобы расчистить его от камней. Зато отсюда можно запросто сбегать на видимый перегиб гребня, а там явно весьма панорамное местечко.

Теоретически можно было бы дотопать сюда вчера, если бы знать наверняка, что тут найдётся источник чистой питьевой воды. Но родничок на нашей стоянке показался нам более чем убедительным, чтобы больше никуда не идти. Да и заниматься расчисткой и выравниванием площадок, честно говоря, вчера нам было уже не под силу.

Из-за водораздела Талычхана и Кичкинекола Восточного показался и медленно подрастает Эльбрус. С высоты нашей стоянки он не был виден, но стоило набрать каких-то метров 100...

Вершины Эльбруса окутаны облаками, да и вообще, сегодня над горами висит плотная дымка. Всё это недвусмысленно намекает на скорую перемену погоды.

Буревестники, наконец-то, видны оба - и Северный, и Южный, разделённые невысоким пупыриком 3424 м - узловой вершиной, от которой на восток отходит отрог, разделяющий цирки Буревестников.

Примечательно, что очертания рядом стоящих в водоразделе вершин - 3424 м и 3507,7 м - очень похожи. Пупырик-3424 м смотрится как уменьшенная раз в 10 копия вершины 3507,7 м.

Массив Каракангакаи всё ближе, и всё навязчивее идея разглядеть путь подъёма на вершину по восточному ребру...

Рассматриваю эти серые гладкие скалы и ловлю себя на мысли, что хочу хоть краешком глаза за уголок заглянуть! Но не решаюсь предложить сопоходникам прогулку в ту сторону, дабы впоследствии не встрять в непогоду при прохождении перевала. Оставим на будущее.

А вот и район Перемётного открылся. Из-за перевальной седловины выглядывает скальная вершина причудливых очертаний. На самом деле она стоит в том же водоразделе, что и Перемётный, просто сейчас наше взаимное расположение таково, что кажется будто она "во втором ряду". На картах ей соответствует отметка 3409 м.

Впереди угадывается заключительная ступень долины. Интересно, будет ли там в достатке ровного места и имеет ли смысл планировать стоянку поближе к перевалу?

Ещё разок с благодарностью оглядываемся на место ночёвки, на этот маленький горизонтальный пятачок посреди кривого каменистого рельефа.

Облачность уплотняется вокруг Эльбруса. Нет никаких сомнений, что скоро весь район накроет. К этому времени нам желательно не только проскочить перевал, но и спуститься в долину Чунгурджара.

Видим, что вырвавшийся вперёд Курятов присел отдохнуть, поджидая нас. А мы прямо тут устроим короткий привальчик - очень уж отсюда вид на Каракангакаю замечательный. И где-то напротив нас за моренными буграми прячется озеро, посещение которого я обязательно включу в следующую прогулку в эти места.

После привала делаем рывок, догоняем Курятова и вместе выбираемся на верхнюю ступень долины, характеризующуюся заметным выполаживанием. Инстинктивно бредём туда, где поменьше камней и видны островки травы. Перешагиваем узенький мутный ручей и выходим в центральную часть долины.

Наше внимание привлекает широкая седловина в отроге водораздела, примыкающая к куполу Каракангакаи. Оттуда, наверное, вид на цирк соседнего перевала ТБ будет хорош.

Высота 3000 метров встречает нас настоящим цветочным ковром! Тут повсюду ромашки! Как же они хорошо замаскировались среди мелких светлых камней. Очередной 5-ти-минутный привал на фотографирование:)

Всё ближе мы подбираемся к водоразделу. Под ногами всё меньше травы и всё больше камней, а впереди камней - просто завались.

Насчёт пути подъёма к перевалу, по-моему, всё очевидно, никаких чудес.

Появляются ровные места, где довольно легко можно расчистить площадку под стоянку. Правда, текущий рядом ручей мутный до безобразия.

Отсюда видно место нашей ночёвки под перевалом Панорамный. И седловина Нефтяника замечательно просматривается.

Выполаживание довольно обширное, заметно увеличивается количество ручьёв, возможно, среди них найдутся и чистые. При внимательном осмотре обнаруживаем, что чистый ручей поблизости имеется. Но нигде не заметно следов наших предшественников. Неудивительно, ведь дойти сюда за световой день можно либо в случае старта непосредственно с "Талычханского Аэродрома" (откуда мы стартанули вчера в 13-30), либо нигде не блукая на подъёме (зная эти места или пользуясь хорошим описанием).

Вопрос: если бы вчера мы знали, что стоит поднапрячься и ещё часа полтора пройти вверх вот до этого места, напряглись бы? Мне кажется, нет:)
Но на будущее при включении в нитку Перемётного, есть смысл планировать стоянку именно тут. Стало быть, и место предыдущей ночёвки логичнее делать поближе к "Талычханскому Аэродрому".

Поднявшись на ступеньку выше выполаживания, пригодного для стоянки, в 9-45 останавливаемся на заключительный привал. Следующий будет уже на перевале.

Здесь пейзаж более суров - повсюду камни и множество петляющих между ними мутных ручейков. Но даже среди такой унылой серости каменистого рельефа попадаются совершенно внезапные яркие цветовые пятна. Эта каменюка удивляет не только цветом, но и размером.

Сидя на рюкзаках, любуемся Эльбрусом, который с хитрым прищуром поглядывает в нашу сторону из-за облачной завесы.

В 10-00 приступаем к заключительной части подъёма. Мнения насчёт пути подъёма у нас немного разделились, но не критично.

Курятов нацелился идти выше верхней серой едва заметной каменистой гряды, наискосок тянущейся к снежнику. Я же решила, что на начальном этапе путь под грядой будет более простым, мне видится там некое подобие полочки. А затем гряду стоит перелезть.

Действительно, полочка тут есть, снизу мне не померещилось. Чтобы выбраться на неё, пришлось малость покорячиться по живым камням, но в целом оцениваю этот вариант подъёма как простой.

Вася поначалу держался обособленно, выбирая путь посередине между мной и Курятовым, затем рванул в мою сторону и даже обогнал меня. Вместе идём под серой каменистой грядой. Слышим, как по ту сторону гряды шуршит камнями Курятов. Впереди уже видно логичное место пересечения гряды и скоро мы воссоединимся.

Выбравшись на гребень гряды, с удивлением обнаруживаем цветущий куст дельфиниума кавказского. И это на высоте свыше 3200 м! Настоящее украшение довольно незамысловатого каменистого пейзажа!

Вскоре и Курятов подходит к этому "цветущему турику", мы снова в сборе.

От седловины Перемётного нас отделяет короткий каменистый перевальный взлёт с перепадом высоты метров 50. Макушка узловой вершины 3409 м, маячившая на протяжении всего сегодняшнего пути к перевалу, постепенно погружается за гребень водораздела и вскоре исчезнет из поля зрения.

Совместно решаем заходить на седловину не в лоб по "живым" камням, а зигзагом - почти всю высоту набрав по серым скалам, а далее направо к седловине почти без набора высоты.

Но чтобы добраться до серых скал, приходится побороться с неприятной рыжеватой сыпухой. Снег недавно сошёл и склон напитан влагой, всё едет под ногами.

По скалам струится вода - чуть выше расположен ледник. Находим место на скальных ступенях, где можно наполнить бутылку. Вода чистая и вкусная.

Очередной взгляд назад - а Эльбрус-то как подрос! Рядом с Эльбрусом начали формироваться дождевые облака. Сколько у нас времени в запасе до радикальной перемены погоды? Часа 2-3 часа? Надеемся, что так...

Внизу осталась каменистая терраса, рассечённая ручьями, потенциально пригодная для лагеря. А у меня уже мысли - вот бы там когда-нибудь постоять да облазить всё вокруг:)

Тем временем Курятов выходит на седловину, Васька на подходе. Поспешу-ка я за ними.

В 10-40 выхожу на водораздел. А Курятов уже нашёл тур и читает записку.

Седловина Перемётного представляет собой сравнительно горизонтальный участок гребня водораздела. По данным моего GPS высота перевала составляет 3255 м.

На общем рыжем фоне не сразу заметишь тур из рыжих камней. Просто удивительно - весь водораздел выглядит рыжим. А ещё много серебристых камней, сверкающих на солнце пластинками слюды. Я как сорока тут же бросаюсь искать среди блестящих камней сувенирчик на память. А что, вес продуктов уменьшился, можно камнями добрать:) Вскоре килограммовый сувенирчик найден!

Ну что, пора поглазеть по сторонам. Оттуда мы пришли... Эльбрус, разумеется, вне конкуренции. А облачка-то вокруг него пухнут, ой, не к добру!

"Пользуясь случаем, хочу передать привет" - мой привет будет адресован вершине Кичкинекольский Кругозор, которую мы посетили в прошлом году. Сейчас она хорошо видна. И заодно - привет перевалу Кичкинекольское Седло, расположенному южнее Кругозора, а также расположенным севернее двум перевалам Уллу-Кам. На них мы ещё не бывали, но обязательно доберёмся и туда!

А в эту сторону нам предстоит спускаться. В гребне противоположного водораздела прямо напротив нас - перевал Малый Кичкинекол, прекрасный во всех отношениях перевал 1А, доступный широкому кругу любителей гор. Если кто ещё не бывал на этом перевале - категорически рекомендую.

Жадный до новых видов взгляд сразу летит на юго-запад и останавливается на знакомых вершинах, но в незнакомом ракурсе. Это вершины Кичкинекольской Подковы: Замок, Фильтр, Далар и Трапеция выстроились как на подбор, и только Двойняшка не видна - полностью закрыта Замком.

На фоне Фильтра можно выделить очертания стоящей в ГКХ вершины Кичкинекол. Глубокий V-образный провал справа от неё - перевала Таллычат (2А), а округлое понижение в скальном гребне ГКХ слева от Кичкинекола - перевал Чунгурджар.

Также обращает на себя внимание и массив г.Таллычат, заслонивший собой почти всю Трапецию.

На северо-западе взгляд надолго залипает на Доломитах (видны лишь Южный и Центральный) и на массиве Чатбаши. Перевал Доломиты Южный тоже отлично просматривается.

Чатбаши, наконец, предстаёт перед нами в таком ракурсе, что видны обе её вершины, при этом хорошо заметно, что восточная вершина выше западной. Восточной вершине - тоже от нас привет!

На севере взгляд упирается в вершину 3468 м, а чуть правее неё на контрасте с всеобщей рыжеватостью выделяется серый трапециевидный массив 3449,3 м.

Курятов ненадолго уходит на прогулку по гребню. Если бы не эти распухающие облака, однозначно стоило бы тут побродить подольше. В принципе, если бы непогода прижала нас прямо тут - гребень тут "мягкий", разровнять площадку под палатку можно в два счёта. Да и чистая вода поблизости есть. Но искушать судьбу не будем.

А вообще, очень заманчиво устроить ночёвку на Перемётном. Выглядываешь из палатки утром - а тут такие виды!

Резюмирую - перевал мне понравился, есть у него какая-то "изюминка". Не сказать, что банальный, но и особых трудностей на пути к нему нет. Надеюсь, и на спуске их тоже не возникнет. Предварительно оцениваю его как стандартную 1А.

Пока Курятов гуляет, пишу записку. Машинально вписываю в неё данные предыдущей записки и сетую, что группа не оставила данных о дате посещения перевала.

В этот момент до меня не доходит, что с автором записки я заочно знакома, я пойму это лишь после того, как получу от него ответ, в котором он сообщит мне дату посещения Перемётного - 29.07.2018 радиально со стороны Аэродрома. Да что ж такое! И предшествующая им группа тоже вышла на перевал радиально. Кому же принадлежит последнее сквозное прохождение?

Прячу записку в тур и сам тур немного "наращиваю", чтоб его лучше видно было.

Делаем традиционное фото возле тура на фоне Эльбруса. На переднем плане блестит покрытый слюдой камень, у меня теперь тоже есть такой, только поменьше. Ну, а теперь пора перекусить:)

На карте наш 1,5-километровый путь от стоянки к перевалу выглядит так:

А теперь нам пора спускаться на Аэродром. С перевала он не виден, но он прямо под нами. Прощаемся с Перемётным и в 11-35 начинаем спуск.