Гвандра-2019. Спуск с Аэродрома к лагерю "Гвандра"

Далее 12
Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Возможно, наше решение не обустраиваться на Аэродроме на ночёвку в связи с довольно хмурой погодой, а идти дальше вниз, многим покажется опрометчивым. Путь в долину Чиринкола неблизкий, промежуточных стоянок после спуска с Аэродрома нет. При неудачном погодном раскладе можно конкретно встрять...

Но пока мы обедали, наметилась устойчивая тенденция к улучшению погоды. И греметь перестало, и облачность поднялась заметно выше, и в разрывах облаков всё чаще стало появляться солнце.

За ГКХ значительно просветлело, а ветер был как раз оттуда, значит, вся эта облачная жуть медленно, но верно уползёт в долину и именно там прольётся нешуточным ливнем. А здесь нам уже ничего не угрожает. К тому же мой метеозависимый организм "помалкивал", косвенно подтверждая факт, что непогода ушла. Так что сомнений не осталось - надо идти.

Остаётся лишь попрощаться с Аэродромом. А некоторое время спустя начать тосковать по нему снова:)

Итак, в 15-05 мы прощаемся с краснодарской группой (которая ещё не закончила обед, но тоже затем планирует спуск), и отправляемся дальше по маршруту. Скажу сразу - я знаю эти места лишь в пределах видимой песчаной террасы. Участок от края этой террасы до слияния Чунгурджара с Талычханом для нас с Васькой пока "белое пятно". Курятов в отличие от нас здесь бывал, но давненько.

В той части пути, которая мне знакома, никаких чудес нет: перепрыгиваем ручей, стекающий из-под перевала Доломиты Южный, и ищем тропу.

Спросите, зачем тут искать тропу? А с ней быстрее, чем без неё. Да, рельеф простенький на вид, но наощупь довольно неприятно постоянно натыкаться на округлые камешки или чавкать ногами по заболоченным участкам, коих здесь в изобилии.

Прошлое посещение этого места в 2017 году, когда я в одиночку обшарила террасу, пока мужики отсыпались, не прошло даром. И я уверенно веду группу на сближение со склоном Доломитов. Вот и тропа. Визуально она слабо заметна, но если уж встал на неё, то можно ускориться без опасений подвернуть ногу на камне. А если идти на Малый Кичкинекол, то эта тропа поможет не только обезопасить, но и оптимизировать подъём, она невероятно грамотно пробита. Главное - знать, где она:)

Тропа повторяет изгибы песчаной террасы, но довольно долго идёт в некотором отдалении от неё.

По мере приближения к краю ступени тропа подходит всё ближе к террасе.

И вот мы идём уже у самой воды. Здесь хороший обзор на Аэродром, но даже сейчас трудно объективно оценить его размеры. Тогда я скажу так - видимая часть песчаной террасы (ограниченная вдали кустиками тальника) в длину составляет 300 м, а её общая протяженность около 850 м. От стоянки до этого места - порядка 700 м по прямой, и прошли мы их за 10 минут.

Обычно в это время года здесь довольно мало воды, но мне кажется, что в этом году её намного меньше, чем пару лет назад.

Правда, за пределами песчаной террасы ощущение маловодности заметно ослабевает. Чунгурджар входит в извилистое каменистое русло и наполняет долину невероятным шумом. Течение стремительное, вода очень мутная.

Тропа выводит нас к спуску на очередную террасу. В отличие от верхней песчаной террасы, нижняя представляет собой травянистый участок, большей частью заболоченный.

Отсюда видны примерно 2/3 пути подъёма к Панорамному Южному. Лишь нижняя треть пока на просматривается. Выполаживание в луговом гребне перед каменистым перевальным взлётом - место нашей ночёвки - смотришь туда и как бы заново мысленно проходишь маршрут:)

Спуск на травянистую террасу маркирован турами, но и без них тут всё просто. Надо быть или незрячим, или особо "талантливым", чтобы сбиться с этой слонячьей тропы.

И вот мы уже топаем по траве. Тропа лавирует между крупными камнями, на некоторых из них замечены весьма интересные узоры.

А это каменное изваяние - ну вылитый "Ждун":) Ждун Чунгурджарский:)

Наконец, показался объект, который давно очень хотелось увидеть своими глазами - водопад, срывающийся со скал Южного Доломита.

Не терпится рассмотреть водопад получше и мы спешим подняться на вал, ограничивающий травянистую террасу с севера. Но и тут обзор в сторону водопада пока оставляет желать лучшего.

В 15-35 останавливаемся на привал - надо обсудить дальнейший путь. Я знаю, что с этой ступени есть спуск в обход под скалами Доломита. Он отмечен у меня в GPS, и мы сами того не заметив, уже проскочили это ответвление. Видимо, оно было очень неявное. Есть и другая "хитрая" тропка, исключающая необходимость подхода под скалы, она где-то правее, ближе к Чунгурджару. Именно её и хочется отыскать.

Но рядом с местом нашего привала отчётливо читается некая тропа... Неужели это и есть та самая "хитрая" тропка? Как-то не так я её представляла. И до Чунгурджара далековато.

Поджидаем отставшего за фотографированием Курятова. Надо решить - куда дальше-то? Он ведь здесь когда-то бывал.

Но оказывается, у Курятова есть воспоминания о подскальном пути, и да, он подтверждает, что уже проскочили отворот. О "хитрой" тропке ему неизвестно. Что ж, тогда надо осмотреться. Иду разведывать окрестности.

Напрямую вниз - не вариант однозначно:) Да и не собираемся.

Иду в сторону от места привала, приближаясь к ревущему потоку Чунгурджара. Издали очень хорошо заметна та тропка, возле которой сидят два Василия. Но куда же она уходит дальше? Этого как раз и не удаётся проследить взглядом...

Зато как здорово отсюда виден водопад! Причём это только его малая часть!

Дойдя до Чунгурджара, я нахожу какой-то слабый натоптыш. И опять полное непонимание, куда он ведёт. Явно вниз, но обрывы, поросшие рододой, выглядят пугающе. В этот момент в голове ничто "не щёлкает" - и в мыслях нет, что это и есть искомая "хитрая" тропа. Та тропа, возле которой мы привалились, выглядит солиднее...

Вернувшись к сопоходникам, рассказываю, что какой-то натоптыш нашла, но есть предложение всё-таки идти по той тропе, рядом с которой сидим.

Скажем так: я не впервые купилась на "тропу дураков", но обидно было не это, а то, что за несколько минут до этого я стояла на правильном пути и так легко его отвергла... "Тропы дураков" зачастую на начальном этапе невероятно убедительны.

Итак, в 15-45 мы направились по "хорошей" тропе к краю ступени и вскоре увидели, как чудесно эта тропка лавирует между кустами рододы и спускается серпантином вниз. Склон крутой, но она же такая натоптанная, наверное, тут сотни туристов в сезон проходят... Как бы не так! За 5 минут спуска мы прошли эту тропу до самого конца и оказались на маленьком пятачке на обрыве. Дальше только при наличии крыльев:)

Обратно мы вылезли взмыленные и раздосадованные. Остановились, чтобы отдышаться, на том же месте. Теперь-то уж точно есть смысл проверить натоптыш, а если и там затык, то пойдём подскальной тропой. Тут и "крокусовцы" материализовались и устроились на привал. Мы поведали им о своём заблуде и поделились новой идеей насчёт поиска спусковой тропы. Подхватили рюкзаки, в очередной раз попрощались с "Крокусом" и потопали в сторону Чунгурджара.

Я не долго корила себя за ошибку с выбором пути вниз. Тропа воистину "хитрая", и как сверху не смотри - не заметишь её. Натоптыш выводит на скалы, а затем надо между ними протиснуться враспорку и сбросить метров 5, только тогда становится виден небольшой зигзаг тропы. Правда, после "тропы дураков" были опасения, что это тоже засада, но в этот раз всё сложилось удачно:)

Открылся полноценный обзор на весь наш путь подъёма на Панорамный Южный. Судите сами, насколько он оптимален и есть ли смысл его улучшить в какой-либо части.

Тропка кружит по крутому склону серпантином и в какой-то момент мы начинаем ей полностью доверять, не опасаясь, что она закончится на очередном уступе.

Водопад смотрится всё внушительнее. И всё навязчивее желание рассмотреть его целиком, хотя понимаешь, что туристу-пешеходу это вряд ли удастся. Да и альпинисту не каждому.

Идём по заросшей кустарником полке, разделяющей два скальных пояса. Тропа хорошо прощупывается ногами, а визуально не всегда поймёшь, как она петляет.

Вот тут, к примеру, виден небольшой участок тропы после пересечения осыпи, а затем она снова растворяется в труднопроходимой зелени.

Иной раз смотреть вниз вниз жутковато:)

"Крокуса" до сих пор не видно позади, а вроде бы уже должны были появиться в поле зрения. Или отдыхают долго, или не сразу нашли тропу.

Тем временем мы всё ближе к завершению спуска. Честно сказать - ушатались и мечтаем завалиться на привал у водопадного ручья.

В 16-15 останавливаемся у ручья и от души напиваемся чистейшей воды. Минут через 8 замечаем первых из спускающихся "крокусовцев". Ну что ж, а мы дальше пойдём.

После привала тропу пришлось поискать. Водопадный ручей, растекающийся множеством потоков различной интенсивности по каменистому выносу, заметно усложнил эту задачу, поскольку пересекать протоки приходилось по-всякому - где-то вверх по склону забрать, где-то вниз. Как идёт тропа после "хитрого" спуска с террасы, да и существует ли она (ведь русло водопадного ручья явно неоднократно меняется в течение сезона), я не знала. Но поскольку в GPS был отмечен вариант обхода под скалами Доломитов, то решили двигаться на пересечение с этой тропой.

Продираясь сквозь заросли тальника и высоких трав, в 16-28 неожиданно обнаруживаем турик на большом камне. Возле этого камня тальник расступается и сквозь траву проглядывает каменистая тропа, подошедшая слева со склона. Вот теперь дело пойдёт быстрее! И мы заметно ускоряемся, следуя тропе, плавно сбрасывающей высоту.

Тропа проходит между двумя каменюками внушительных размеров. Фотографирую каменюки, отойдя на значительное расстояние - чтобы лучше передать их масштабы в этом море непролазного кустарника. На этом участке склона к тальнику добавляется значительное количество совершенно непролазной рододы, поэтому если тропу не удалось найти ранее, то этот ориентир должен помочь.

Издали хорошо прослеживается наш путь спуска по "хитрой" наклонной полочке между поясами скал. В это время замыкающие из группы "Крокуса" как раз завершают спуск по ней, и, видимо, сейчас будут отдыхать у ручья.

Вдоль тропы появляются заросли черники. Так хочется их объесть, но мы ограничены во времени - как выразился Курятов "на пути с Аэродрома запасного аэродрома нет", до стоянки идти ещё долго.

Тропа спускается до уровня прибрежных берёзовых зарослей вдоль Чунгурджара и далее идёт то по границе этих зарослей, то слегка в них углубляясь. В зоне пойменного березняка тропа становится невероятно грязной, а местами представляет собой поток воды. Так что если кто до этого места дошёл чистеньким и сухим, тут уж точно изговняется:)

В 16-55, выбравшись из мокрого и грязного березняка, падаем на 5-ти-минутный привал на краю осыпи. Тяжко даётся сброс высоты из-за сопровождающего его потепления. Одежду хоть выжимай, несмотря на то, что мы давно идём в тени склона.

В 17-00 продолжаем путь. Впереди за непротяжённым луговым участком уже видна зона леса.

На лугу вдоль тропы обилие малины, подкрепляемся на ходу. Проскочив луг, входим в перелесок и серпантином спускаемся прямо к воде. Оцениваем водное препятствие: два нешироких бурлящих потока в таком состоянии, пожалуй, перебродить можно. Вот только это не весь Чунгурджар. За островком, густо поросшим березняком, скрыт основной поток, он и шире, и глубже...

В 2018 году мы знатно поблукали по правобережью Чунгурджара в поиcках переправы чуть выше этого места. Воды было значительно больше, одну протоку Олег перешёл по пояс в воде, а дальше пробовать не стал, т.к. я категорически отказалась купаться в Чунгурджаре по пояс. Так и спускались вниз по течению по прибрежным камням между бурлящим потоком и непролазными береговыми зарослями. Как мы выбрались, когда-нибудь расскажу:)

Далее путь вдоль Чунгурджара проходит у самого подножия крутого склона. Участок очень мокрый, видимо, его частенько заливает водой. Неприкольно идти тут под проливным дождём или в период активного таяния снега. Повезло, что обильных осадков в этом районе давно не было, а то хлюпали бы тут... Мы ещё не подозреваем, что в самое ближайшее время нас ждёт участок, где никаких шансов остаться сухими нет:)

Приближаемся к слиянию Чунгурджара с Талычханом. Здесь творится нечто невообразимое: завалы из громадных стволов и камней разделяют потоки воды на множество рукавов, а те в свою очередь стремятся занять всё свободное пространство. Интуитивно пытаемся следовать "тропе", но всё сложнее лавировать по камням и брёвнам, обходя водные преграды. Приходится ломиться сквозь густые кусты или молодую сосновую поросль, а если не нравится, всегда есть альтернатива - топать по колено в воде. Неудивительно, что на старых картах район слияния изображен совершенно далёким от реальности. Благо, протяжённость этого наимокрейшего участка невелика и вскоре мы вновь ощущаем под ногами твёрдую основу.

Справа по ходу две реки, объединив свою мощь, текут в едином русле, имя которому Чиринкол.

В 17-35 выходим непосредственно к Чиринколу. Река в заметно расширившемся русле как будто чуть успокоилась и уже не так беснуется как чуть выше по течению. Но как бы там ни казалось - Чиринкол это горная река и не стоит её недооценивать.

На противоположном берегу расположен старый кош, и в настоящее время он обитаем, судя по стоящему на пригорке УАЗику. На большой сосне рядом с тропой обнаруживаем указатель "Айран, хычины ->", направленный в сторону коша. От такой вкуснятины мы бы не отказались, но как??? Вообще-то, на некоторых снимках именно в этом месте видна переправа, но сейчас её нет. Когда её смыло - неизвестно. Но вызывающий слюноотделение указатель с тех времён снять не успели:)

До нашей первой стоянки в этом походе (задумка была дойти именно туда) примерно 1,2 км, но ноги уже не идут... С надеждой осматриваем каждый встречающийся по пути клочок ровного места, вдруг место нам приглянётся, зачем тогда идти дальше?:) Но пока ничего подходящего нет. Вернее, полянки есть, а вода в ручьях очень мутная, сплошной песок.

Вспоминаю, что пару лет назад видела издали стоянку вблизи переправы к кошам, тогда она была занята и я не стала подходить ближе. Может быть, сейчас там и остановимся, всё ж ближе будет, чем до стоянки перед подъёмом на Северный Доломит. Да и Курятов рассказывал про какую-то стоянку с баней. Скорее бы туда дотопать!

Тропа вьётся совсем рядом с мутным Чиринколом. Становится прохладнее, и потому что идём вблизи реки, и потому что световой день уже близится к завершению. Вдали над долиной Уллу-Кама уже зародилась вечерняя облачность.

В 17-48 выходим на полянку, ограниченную со стороны склона массивным скальником. Это и есть тот самый грот, о котором я слышала от знакомых туристов. Заглянув в грот, обнаруживаю, что почти во всю его ширину растекается чистейший ручей. Внутри ночевать не вариант. Можно поставить палатки перед гротом на песочке, но хочется, чтобы стоянка была в лесу. Идём дальше.

Буквально в паре минут ходьбы от грота нас ждёт шикарная поляна! Курятов говорит, что неподалёку от этого места и он когда-то ночевал. Всё, сегодня мы никуда больше не идём!

Обустраиваемся под соснами с максимальным комфортом. Наверное, скоро сюда придёт группа "Крокуса", им тоже места хватит.

Как вы могли догадаться, мы обосновались на так называемой поляне "Лагерь Гвандра". Сейчас от бывшего лагеря петроградского клуба туристов осталось лишь несколько полуразвалившихся построек - балаган на этой поляне и несколько строений чуть поодаль, включая баньку.

Помимо балагана со столом и лавками наша полянка примечательна тем, что её окружают заросли малины. А за малинником протекает тот самый чистейший ручей, который залил весь грот. Разумеется, здесь в достатке дров. Не стоянка, а мечта!

Кстати, "Крокуса" мы так и не дождались этим вечером...

Всего за предпоследний ходовой день мы протопали 9,65 км, в пути были с 8-10 до 17-50. Вот так всегда - только вошли в нормальный походный ритм, а поход уже близится к завершению:(
Карту приведу чуть позже.