Если нельзя на море, мы откроем купальный сезон в донских степях:)

Вторую неделю в Ростове стоит адская жара. В обычные годы мы проводили июньские праздники в горах, но в этом году по известным всем причинам не задалось.

И на море не рвануть, т.к. губернатор соседнего края решил, что приезжие несут неведомую угрозу и нас надо не пущать.

К счастью, по своей области мы можем ездить без ограничений, а потому купальный сезон решили открыть в каньонах Красносулинского и Каменского районов. Начать решили с каньона Долгого.

Стартанув в 5 утра, через 1,5 часа мы уже неслись по степным грунтовкам к хутору Среднеговейному, расположенному в среднем течении р.Говейная. Как легко можно догадаться, есть ещё и Верхнеговейный, и Нижнеговейный.

Когда едёшь по трассе, как-то не обращаешь внимания на ветряки, но оказывается, они сегодня будут преследовать нас всю дорогу. Я и не знала, что их так много... Конкретно эти ветряки принадлежат только что запущенной Гуковской ВЭС.

Как-то не вписываются эти конструкции в степной пейзаж. Но раз уж тут такие ветреные места, то почему бы не добывать энергию вот таким экологичным способом? Всё ж лучше, чем дымящие трубы Новочеркасской ГРЭС.

Куда ни глянь - всюду ОНИ, эти как будто инопланетные создания:)

Проезжаем Среднеговейный и выбираемся из понижения, в котором расположен хутор. Сворачиваем направо и рассекаем степь. На горизонте видна М-4 в районе поворота на Донецк.

И вот, уже на подъезде к Долгому каньону, замечаю справа по ходу каменную гряду в степи. Предлагаю Васе прогуляться к этому "каменному забору".

Оставляем машину и идём прогуляться, как мы думаем - минут на 15. С первых шагов окунаемся в море запахов, здесь повсюду торчат кустики чабреца и полыни. Но основное растение тут - ковыль.

По полынно-ковыльной степи идти приятно, это вам не высокотравье. Немного боязно, т.к. в эти утренние часы из нор могут выбираться змеи, чтобы погреться. Мы идём осторожно, всматриваясь в траву под ногами. А потом и вовсе решаем пойти по дну овражка, здесь травы меньше.

По дну овражка и добираемся почти до каменной гривки.

Вылазим из овражка...

... и вот мы уже "наверху", так сказать. И с высоты можем проследить наш путь от машины сюда.

Вот такая немного недоделанная гребенная "гора":)

Прогуливаемся вдоль гребня.

А гребень всё тянется вдаль, визуально упираясь в Сенную балку.

В отличие от окружающей ковыльной степи на гребневых скалках растительность более разнообразна. Тут и бодяк...

... и невероятное количество кустиков чабреца.

Причём чабрец этот немного не тот, что мы привыкли собирать на лугах. У этого вида листочки очень мелкие, а запах насыщенный лимонный.

В изобилии вдоль гребня растут всякие молочаи и гвоздики.

С северной стороны скалы поросли лишайником.

Южная сторона скал от лишайников чиста. Зато здесь много беловатых прожилок, создающих красивую текстуру.

Вот такая своеобразная ступень в степи.

Продолжаем идти вдоль гребня в сторону балочки.

Иногда я спускаюсь вниз, чтобы лучше оценить высоту скального гребня. Вот тут, пожалуй, скалы достигают максимальной высоты.

Сенная балка уже совсем близка. А на горизонте всё те же ветряки:)

Как вы понимаете, 15 минут, на которые мы пошли прогуляться, уже давно истекли:) Дойдя до края гребня, я заметила, что в перелесок уходит тропка.

Обидно уходить обратно, так и не узнав, куда она ведёт. Вероятно, к воде? Вася глядит на карту и подтверждает, что там есть ручей. Решено - сейчас быстренько сбегаем к нему и сразу обратно:)

Спустившись с гребня, входим по тропке в лес. А что, это настоящий байрачный лес, между прочим. Сразу становится свежо, такой резкий контраст с разгорячённой степью.

Ещё удивительно то, что я ожидала, что спуск будет продолжаться и в зоне леса, но нет - тут ровно до безобразия! Аж палаточку поставить захотелось:)

По пути к ручью попадаются милейшие полянки. А деревья встречаются такие, что и вдвоём не обхватишь.

До ручья шли минут 7, не спешили, потому что просто не ожидали попасть в такой лес и очарованно пялились по сторонам. Но вот, наконец, упираемся в противоположный склон балки. Под ним журчит ручей.

Вода оказалась холодная, чистая и вкусная. Местами ручей бежит между камнями, создавая некое подобие горных ручьёв.

Но на основном протяжении ручей всё же протекает по земляной ложбинке. Так что если вдруг дождик - вся муть со склонов будет в его воде.

Мы прогулялись немного вверх по течению, но глянув карту, поняли, что до истока нам ещё идти и идти. Так и быть, забьём на это и пойдём обратно к машине, мы же всё-таки купаться приехали не в этом ручье, а в громадном каньоне.

Из леса мы выбрались значительно южнее гребня, направляемся к нему. У нас ещё есть мысль насобирать на гребне этого замечательного лимонного чабреца.

Снова лезем наверх и наблюдаем, как из-за холмов появляются крылья ветряков:) Кстати, здесь даже слышно, как они рассекают воздух. Жутковато:)

На обратном пути собираем чабрец, а поскольку никакого пакетика у нас собой не было, то собираем его прямо в васькину майку. Наконец, набрав достаточное количество чабреца, уходим с гребня в сторону овражка.

В овражке обращаю внимание на то, как ветром в овражек снесло множество семян ковыля. Чем-то похоже на то, как тополиный пух скапливается вдоль бордюров.

По овражку возвращаемся к машине, оставляя позади прикольный скальный гребешок.

До каньона Долгого нам оставалось ехать от силы минут пять. Но грунтовка подходит к нему с западного края, где нет спуска к воде, так что ехать нам ещё придётся и дальше. Но поглазеть на каньон с высоты рекомендуется именно отсюда.

Не правда ли, впечатляющая картина? Оцените в сравнении с размерами деревьев, насколько огромен каньон. А заодно и размеры ветряка:) Вот же ж трёхлопастное чудище!

В общем, мне уже порядком надоели постоянно лезущие в кадр ветряки. Без них лучше:)

Северная стена каньона крутая и спуска к воде в тех местах нет вообще нигде. А на южных пологих берегах, поросших деревьями и кустарником, можно найти местечко для отдыха. Видите, там уже кто-то обосновался?

Но чтобы попасть в места, пригодные для купания, каньон придётся объехать. Сделать это можно с обеих сторон, мы предпочли объезд с юга. По полям с ветряками.

Стоп-стоп, дальше по этой шикарной грунтовке ехать не надо! Следует прямо здесь свернуть влево к каньону на грунтовку немного худшего качества, на которую въезд непосредственно от края каньона был перекопан.

Прикольное наблюдение сделала - из этих двух ветряков один работает, а второй неподвижен. Догадаетесь, какой не работает?

Вот и очередная панорамная точка, правда, каньон отсюда полноценно не виден. Но мне это место удивительно тем, что здесь растёт одинокая сосна. Может быть, она вообще единственная в этих окрестностях.

А вот вид получше. На горизонте виден Каменск-Шахтинский.

Кажется, что остается лишь продраться сквозь деревья и можно прям с берега плюхнуться в манящую бирюзовую воду. Но это обманчивое впечатление, это всего лишь ещё одна терраса и с неё особо никуда не плюхнешься.

Многие оставляют машину здесь или спускаются по грунтовке чуть ниже (до самого низа не получится, она перекопана) и на полном серьёзе лезут вниз. Но это не наш метод, мы едем дальше.

Ох, и тут не скрыться от ветряков и их звуков:) Когда-то тут был отличный спуск почти к воде, но его завалили. Ногами этот вал преодолевается без проблем. Сейчас спрячем машину в тени и пойдём.

Перескочив вал, оказываемся на грунтовке.

Я совершенно не против, что въезд сюда закрыт. Приятно прогуляться к воде по этой дорожке, когда вокруг нет ни одной машины.

По пути к воде имеется развилка. Нам налево, а направо дорога едва накатана, заросла совсем.

Но прогуляться направо стоит, потому что именно оттуда открывается вид на восточную часть каньона. А по пути встречается большое количество кустов цветущей скумпии.

С обрыва глядим вниз. В этом месте каньон удивляет цветом воды, она изумрудная. Видна и дорога, по которой когда-то можно было доехать до самой воды. Сейчас она тоже перекрыта.

Надо будет попробовать и тут когда-нибудь искупаться. Но сейчас мы идём в другое место.

Возвращаемся к развилке и продолжаем спуск вниз. Впереди уже видна противоположная стенка каньона.

Ещё пару минут ходу, и мы на террасе, откуда виден берег! В этих местах каньон поглубже, о чём свидетельствует насыщенный синий цвет воды. Но и мелководья в достатке.

Взгляд в сторону восточного края каньона.

Продолжаем спуск.

Если бы дорога не была перекрыта, то вот досюда можно было бы доехать. Но ещё раз повторю, я рада, что именно сюда на машине не заехать. И чище будет, и без всяких там "унц-унц":)

Заглядываем вниз - крутовато спускаться. Но люди и тут лазят судя по натоптанным высохшим "ступеням" в некоторых местах.

Пытаюсь присмотреть укромное местечко чуть поодаль, но туда и спуститься трудно, и у берега растет камыш и тростник, а значит, будет ил. Не хочется по муляке в воду заходить.

Под большим тополем вроде заход в воду интереснее, сразу по камням, но береговой линии почти нет.

Вот сюда спуститься попроще. И почти сразу глубина. С комфортом только проблематично, одинокий тополёк среди россыпи камней не даёт возможности повесить гамаки и покайфовать. Ещё никому не кажется, что мы зажрались? Ходим, место выбираем. А всё потому что пока мы тут ОДНИ!

Пойдём поглядим, как там в бухточке. Сверху видели, что там нормальный пляжик вроде.

Бухточка не подвела. Для такого типа рельефа заход в воду можно назвать идеальным. Неудивительно, что спустя час тут было уже полно отдыхающих с малыми детьми.

Но мы всё же успели искупаться в гордом одиночестве:)

Мы смогли запечатлеть этот крошечный пятачок берега абсолютно пустым! А вскоре тут толпилось порядка 10 человек, и ещё человек 20 за кадром:)

Делить пространство с семьями с детьми нам не захотелось, и мы ретировались на площадку повыше.

Развесили гамаки в тени, а купаться ходили по вот этому крутяку. Муляка присутствовала, но потом я наловчилась заходить в воду по большим камням.

Примерно к 15 часам количество отдыхающих перевалило за полсотни. Без преувеличения. Они всё шли и шли сверху:) Причём даже не со стороны нашей парковки, а откуда-то по крутым склонам.

Многие завистливо поглядывали на наши "апартаменты в тени" и интересовались, надолго ли мы здесь. И мы поняли - на сегодня хватит. Что людно стало. Поедем-ка проведаем теперь Красносулинский каньон.

На парковке стояло 13 машин помимо нашей!

А эта машинка с московскими номерами попыталась нас слегка заблокировать. Но Вася вырулил. А мог бы и обидеться:)

К Красносулинскому каньону поехали не кратчайшим путём, а мимо ещё одного места отдыха - Дикого озера. Возле Дикого озера отдыхающих были даже не десятки, а сотни две как минимум! Но меня это место не впечатляет абсолютно. Равно как и попсовое Эльдорадо, что неподалёку.

Далее мы поехали не через Каменск, а по пустынной дороге в сторону станции Репной, чтобы оттуда выехать на белокалитвенскую трассу.

Примерно через час мы добрались до Красного Сулина и побежали дегустировать водичку.

Докладываю - вода уже даже не бодрит! Вот что значит жара. Чуток остыли, пока доплыли до другого берега.

Сегодня Красносулинский каньон явно уступил Долгому. Хоть он и ближе, хоть я и очень люблю его, но всё же предпочту ездить купаться в Долгом.

В общем, открытие сезона состоялось. Мы наплавались и обгорели, всё как положено:)