Аксаут-2020. Подъём по долине Хадюки.

Назад 1 2 3 4
Далее 6 7 8 9 10 11 12

Утро 26 июня 2020 г порадовало тихой безветренной погодой. Спалось нам отлично. Всё-таки эта стоянка очень уютная и прямо-таки располагающая к полноценному отдыху.

Планы на текущий день у нас совершенно не наполеоновские. Мы собираемся подняться вверх по долине Хадюки в направлении перевала Ходюк Южный и где-нибудь по пути к перевалу разбить лагерь.

Почему нет цели пройти перевал сегодня? Во-первых, велика вероятность, что во второй половине дня, на которую придётся прохождение перевала, опять будет дождь. А во-вторых, просто не нравится такая разбивка маршрута по дням. Мы вряд ли успеем пройти ещё и перевал Ветреный, чтобы попасть к озёрам ур.Сегизкёль. Получается, что ночевать придётся между Ходюком Южным и Ветреным, а нам бы этого не хотелось.

Так что планируем на сегодня полудневку. Станем где-нибудь перед началом подъёма в цирк Ходюка Южного, и если погодка не испортится - прогуляемся к бирюзовому озеру Баймирзакёль.

Теоретически могли бы сегодня поспать подольше, но в 6 утра мы уже на ногах. Взбадриваемся ледяной водичкой Аксаута:)

В месте старого автомобильного брода есть удобная заводь, где течение не столь стремительно и можно поплескаться, что мы и делали вчера. По осени, когда воды в Аксауте меньше, здесь обнажается песчаный пляжик.

Чуть выше по течению Аксаута находится долина р. Хадюка, вверх по которой лежит наш сегодняшний путь. Широкий створ долины Хадюки хорошо виден отсюда.

Вот бы тут напрямую Аксаут перебродить - и сразу на маршрут! Но пешеходу автомобильный брод не преодолеть, так что пойдём традиционным путём - сперва вверх по течению до моста, а затем по другому берегу вернёмся до пересечения с Хадюкой. Крюк длиной в 2,5 км, но он оправдан, с бурным Аксаутом шутки плохи.

Завтракаем у костра и собираемся. В 7-45 мы готовы выдвинуться в путь.

Выходим на "главную" дорогу и по ней идём в сторону автомобильного моста через Аксаут, оставляя чуть позади долину Хадюки. Мост находится примерно посередине между долиной Хадюки и следующей долиной - долиной ручья Ташлык.

По мере нашего продвижения всё шире открывается вид на ступень долины Ташлык, за которой простирается обширный каменистый цирк, ограниченный с двух сторон перевалами Рассыпной и Ташлык.

К сожалению, мне ни разу не встречались описания подъёма/спуска непосредственно по долине ручья Ташлык. Либо там не очень-то проходимо, либо этот цирк не представляет интереса для туристов. Даже не знаю, какая из причин более весомая.

В нижней части ущелья Ташлык сейчас ведётся активная вырубка леса, лесовозок там нарезали аж до границы криволесья. Знать бы, что через криволесье есть нормальные тропы, было бы интересно таким путём пройтись. Как минимум, появился бы запасной вариант схода с маршрута на участке между Рассыпным и Ташлыком.

Тем временем наша дорога выходит к "основной магистрали" долины Аксаута, и слившись с ней, спускается к мосту. На часах 8-20.

Этот мост - четвёртый по счёту автомобильный мост в долине Аксаута (ещё один мост в границах Хасаут-Греческого не в счёт, он не на этой "магистрали"). Он же - последний. А для туристов привычнее, когда его называют "хадюкским". Сразу понятно, что речь о мосте вблизи Хадюки, а не о том, что в Красном Карачае, например.

В верховьях продолжается активное таяние снега, да и дожди идут регулярно, вот потому вода такая мутная.

За мостом по левому берегу есть лесовозная дорога до ущелья Ички-Чат, но для обычного транспорта проезд по ней местами проблематичен. Хотя в целом качество дороги приличное, это я утверждаю, забегая вперёд, ведь именно по этой дороге мы возвращались.

В 8-35 мы на пересечении с Хадюкой. В начале подъёма в тени берёз есть место отдыха со столиком и лавочками. Местечко занято - рядом стоит машина с севастопольскими номерами и палатка, правда, обитателей не видно. Приваливаемся рядышком на 10-ти-минутный отдых перед набором высоты.

Набор высоты начинаем по старой лесной дороге. Вообще-то, здесь есть и тропа наверх, начинающаяся в кустах сразу за стояночкой, но по воспоминаниям 4-летней давности - она была местами неприятно завалена, не хочется там буриться.

Очень жарко. Ни малейшего дуновения ветерка. Идём медленно. Набрав метров 80, делаем привал - надо же посмотреть на водопад!

У водопада прохладно!!! И есть ветерок! При каждом его порыве мельчайшая взвесь капелек воды пытается забрызгать линзу фотоаппарата даже на значительном удалении от водопада.

Здесь царство влаги - камни мокрые от брызг, на сосновых иголках висят капельки воды. Вскоре и мы сами пропитываемся влагой, что не может не радовать в столь жаркий день.

Хорошо возле водопада, но надо идти дальше... В 9-20 снова подхватываем рюкзаки и продолжаем набор высоты по сосновому лесу. Через 25 минут ходу тропа заканчивается, примыкая к лесовозке. И поскольку дальше нам пилить по солнцепёку долго и нудно, делаем ещё один 15-минутный привал в тени.

Дальнейший путь у нас состоит из перебежек из тени одного дерева в тень от другого. Самое обидное, что мы были уверены - дорога вот-вот сменится тенистой тропой (ещё в 2016 году тропа была жива), но нет, дорогу продлили и расширили, повалив множество деревьев. Приходится идти по дороге и сожалеть о том, какая чудесная раньше тут была тропа.

Старая тропа кое-где виднеется чуть ниже дороги, но из-за сваленных на неё деревьев и камней она стала труднопроходимой и нет смысла пытаться идти по ней.

Запланированное место перекуса у пересекающего дорогу первого левого притока Хадюки оказалось совершенно непригодным для привала. Даже рюкзаки приткнуть некуда, не говоря уж об эстетических моментах. Эх, а как раньше тут было миленько... и отдохнуть можно, и в ручье поплескаться... А сейчас скорее хочется проскочить мимо.

Так и дотопали в поисках места для привала почти до конца дороги. Сразу после пересечения дороги со вторым левым притоком Хадюки мы уже не выдержали и постановили - пора подкрепиться! Правда, на часах всего 11-10, но следующий чистый ручей далековато, так что падаем прямо здесь. Спускаемся чуть ниже дороги и устраиваемся на травке. Жаль, тени тут нет.

Ещё издали мы заметили парочку, налегке спускающуюся по тропе, а когда они поравнялись с нами, немного пообщались. Это оказались севастопольцы, их машину мы видели внизу. Их формат путешествий - однодневные радиальные прогулки, сейчас возвращаются от озера Баймирзакёль. Ребята поинтересовались, где тут ещё побродить радиально, а мы в ответ даже растерялись... Разве что на перевал Арючат сходить, но они в ту сторону уже ходили, правда, только до альпики дошли и обратно. Ну, тогда на озеро Кынгырчад... Однодневки - не наш конёк, а красивый маршрут на несколько дней мы бы помогли составить. На том и простились, пожелав друг другу удачи на маршрутах.

Предаваясь послеобеденному отдыху, занимаемся визуализацией и обсуждением дальнейшего пути. Дело в том, что с места привала просматривается перевальная седловина Ходюка Южного и она кажется настолько близкой, что возникает вопрос - до какого места стоит сегодня дойти? До начала подъёма в его цирк от силы часа два ходу. Примерно там я и планировала стоянку.

Нет, мы не подвергаем пересмотру наше намерение проходить перевал завтра, мы лишь задумываемся о том, чтобы сегодня подойти как можно ближе к перевалу. Но, как говорится, "есть нюанс": сейчас нашему взгляду не доступен невообразимый каменный хаос предперевального цирка и единственное место посреди него, пригодное для стоянки - окрестности небольшого озерца (2736 м по ГШ). Однако Ляпин описывает эти площадки как крайне некомфортные, и я склонна верить его оценке.

Поближе подойдём к началу подъёма, а там уж окончательно и определимся.

Заканчиваем привал в 11-55, и с этого момента, наконец, начинается путь по тропе. Наверное, пастухи не рады, что самую малость дорогу до коша не дотянули, а что касается нас - то мы просто кайфуем, что больше не надо идти по её твёрдому каменистому полотну.

Приближаемся к кошу. Вокруг всё больше коров. Сквозь шум реки и звон их колокольчиков мы настороженно пытаемся уловить другой звук - лай собак. Здесь обычно злющие собаки. Но вроде бы тихо, может быть кош пустует?

И действительно, кош оказался пустующим. Ни пастухов, ни собак. Скорее всего, они перебазировались в верхний кош под перевал Ходюк. Так что мы без проблем проходим этот участок.

Миновав кош, выходим на траверс левого борта долины Хадюки. Прямо по ходу - последняя в долине сосновая рощица. Это ещё одна возможность остыть в тени:)

Полуденный зной завис над долиной, и мы намерены укрыться в тени самой первой на нашем пути сосны.

Тут хорошо!!! Спустя 5 минут становится даже прохладно!

Любуемся клубящимися над Сухой Маркой облаками. Сегодня не похоже на то, что из этих облаков что-то прольётся, сегодня облака - это просто красивое зрелище, а не серьёзный повод для беспокойства.

Эх, хорошо в жаркий день сидеть в тени, но надо же дальше идти. Сосновый перелесок остаётся позади, а мы продолжаем плавный набор высоты над долиной Хадюки.

На пересечении тропки с чистейшим ручейком запасаемся водой. Впереди будет много воды, но эта очень уж вкусная.

Наблюдаем за облаком над Сухой Маркой - оно видоизменилось, но по-прежнему не внушает каких-то опасений. Разве что нас почему-то резко и одновременно потянуло в сон. Всё-таки какая-то перемена погоды намечается...

Изменения погода не заставляют себя долго ждать. Впереди слегка помрачнело из-за наползающей со стороны отрога хребта Мыстыбаши облачности. Но над нами по-прежнему солнечно.

Мы к этому моменту завершаем подъём на очередную ступень долины. Скоро выйдем на чудесную луговую террасу с изобилием ручьёв. Там можно будет и местечко для лагеря присмотреть. А можно отдохнуть - и пойти выше.

Выбравшись на травянистую террасу, усыпанную цветущими лютиками, единогласно решаем устроить привал и с полчасика подремать. Всех реально клонит в сон! Это так странно...

И да, мне даже что-то приснилось, хотя прошло всего 15 минут:) Проснулась я оттого, что стало прохладно. Олег с Васей продолжали дрыхнуть, но я их разбудила и давай пытать: что делать будем - искать место для лагеря или всё-таки дальше пойдём? И мужики в один голос высказались за то, чтобы искать место для палаток. Раз уж спать так хочется, то не надо этому противиться:)

Мы поднялись на площадку справа от тропы и после недолгих поисков обнаружили ровные местечки для палаток. Рядом чистейший ручей. В 14-30 этот ходовой день завершился.

Поставили палатки и завалились спать. Часа полтора беспробудного сна сотворили чудо - мы были бодры и готовы куда-либо прогуляться. Вот только погода теперь к этому совершенно не располагала... На хребтах застряла облачность и стало холодно - изо рта пошёл пар!

Эта плотная облачность так резко снизила температуру, что трудно было поверить, что каких-то часа 3 назад мы изнывали от жары. Вот такие погодные метаморфозы...

Разумеется, ни о какой радиалке к Баймирзакёль речь не шла. Облачность опустилась почти до высоты нашей стоянки, не говоря уже о районе озера, которое метров на 200 выше.

Не беда, озеро мы увидим через 3 дня, никуда оно из нитки нашего маршрута не денется!

Итог дня - пройдено 6,7 км со смехотворным набором чуть более 800 м. Ночуем на высоте 2490 м.