Аксаут-2020. Перевалы Десятиозёрный и Рассыпной.

Назад 1 2 3 4 5 6 7 8
Далее 10 11 12

Утро 28 июня 2020 г порадовало. Безоблачно, безветренно и прохладно - идеальная погода!

Как раз такая нам и нужна, чтобы проскочить за сегодняшний день два перевала - Десятиозёрный и Рассыпной.

Заранее было решено, что при малейших проблемах с погодой на Рассыпной соваться не станем, благо, есть возможность заночевать непосредственно перед подъёмом - на берегу красивого бирюзового озера Баймирзакёль.

Но в этом случае придётся идти на перевал в первой половине следующего дня, что тоже не очень хорошо - снег на подъёме не успеет размягчиться до нужной консистенции. Так что лучше бы нам сегодня проскочить Рассыпной. И похоже, что всё к тому и идёт, погодка сегодня шепчет:)

Пока готовится завтрак, прогуливаюсь в окрестностях лагеря. Застывшая зеркалом гладь озера идеально отражает мельчайшие подробности рельефа.

Надо ловить момент, пока озёрная гладь так удивительно зеркалит.

Солнышко пригревает сильнее, вызывая лёгкий ветерок. На поверхности озера зарождается рябь, поэтому фото на память будет со слегка смазанными отражениями.

Совершенно не хочется спешить со сборами в такое чудесное утро. Лишь в 8-50 мы готовы покинуть стоянку и отправиться дальше по маршруту.

Но это место такое магическое, что ещё долгое время мы будем постоянно оглядываться в его сторону. Нельзя отсюда просто взять и уйти.

И только возникающие в голове мысли о новом маршруте сюда могут хоть как-то отвлечь от желания немедленно вернуться и зависнуть тут надолго. Лично я не сомневаюсь, что мы вернёмся:)

За нашим уходом молчаливо наблюдают скальные скульптуры на гребне отрога. Надеюсь, они дождутся нашего следующего пришествия в Десятиозёрье:)

Удаляемся от больших озёр, набирая высоту по моренным буграм.

Два больших синих озёрных глаза неотрывно следят за нами. И взгляд этот такой хитрющий, как у озорного лисёнка.

В 9-25 первый привал - не для отдыха, а чисто ради созерцания. Внизу у подножия отрога показалось замёрзшее озеро, то самое, к которому вчера вечером решили не идти - всё равно будет во льдах. Так оно и есть.

Дальше по маршруту будет хорошая обзорная точка с видом на это озеро, оттуда его и рассмотрим получше.

Чуть ближе - мелкое маленькое озерцо.

А немного левее - ещё одно маленькое озерцо с островком.

В совокупности эти маленькие озерца-глазки, каменная переносица между и снежник-смайлик составляют весёлую мордашку:)

Ещё разок оглянемся в сторону больших озёр - на дальнем плане видна вся Абишира-Ахуба и горы Загедана. Речепста, высшая точка Абиширы, не очень-то и выделяется на общем фоне. Пик Динника даже кажется более высоким за счёт того, что поближе будет.

Но оцените, как в этом ракурсе смотрится Джумарыклы-Тёбе - вершину такой правильной конической формы ещё нужно поискать. Выглядит как будто потухший вулкан. А может быть, мы не далеки от истины и её происхождение вулканическое?

Наш дальнейший путь лежит в направлении причудливых скальных замков в гребне Мыстыбаши. Если можно было бы убрать с переднего плана каменистый пупырик, то мы увидели бы перевал Десятиозёрный. Собственно, самый короткий путь к перевалу очевиден - напрямую через вершину пупырика.

Но мы пойдём в обход справа и на то есть веские причины. Во-первых, ещё пару озёр посмотреть хочется в наиболее выгодных ракурсах. А во-вторых, перед тем как идти на Десятиозёрный, мы хотим заскочить ещё на одну безымянную седловинку.

Вот об этой седловинке в восточном отроге хребта Мыстыбаши я веду речь. С неё мы сможем рассмотреть соседний цирк, в котором лежит озеро Каракёль, одно из красивейших и редкопосещаемых озёр района.

Начинаем обход пупырика в районе маленького озерца с островком.

Лавируя среди скал и снежников, набираем немного высоты над озерцом и выходим на полочку. Дальше идём по полочке почти без набора высоты.

Справа по ходу открывается обзор на полузамёрзшее сравнительно большое озеро, третье по площади в Десятиозёрье.

Оно предстаёт перед нами в форме сердца. На самом деле его реальные очертания совершенно иные, но благодаря тому, что часть озера скрыта под склоном пупырика, достигается такой эффект.

Снимаю это громадное ледяное сердце с увеличением. Так оно ещё более впечатляюще выглядит.

Удаляемся от "озера-сердца", плавно набирая высоту. Уже близка наша следующая цель - безымянный V-образный перевальчик. Подойдём ближе, сбросим рюкзаки и сбегаем туда налегке.

Очертания "озера-сердца" слегка видоизменяются, а на ступени ниже становится заметно ещё одно озеро - то, к которому мы прогуливались вчера вечером.

В 10-25 выходим на финишную прямую на пути к Десятиозёрному. Остаётся только очередное озеро обойти. Видите перевал? Это понижение в гребне за озером.

Но прямо сейчас мы туда не пойдём, а как уже говорила ранее - полезем на перевальчик в отроге, чтобы посмотреть с него на озеро Каракёль. Ну, и кое-что ещё разведать...

Начинаем подъём по каменистому склону отрога. Снежник планируем обойти по верху, т.к. с утра он очень твёрдый. Нам надо добраться до травянисто-каменистого кулуара, ведущего к седловине.

По мере подъёма из-за седловины Десятиозёрного выползает гребень ближайшего отрога, а за ним - Малая Марка.

В 10-45, затратив на подъём порядка 15 минут, мы на седловине. Здесь есть тур, но он пустой. Высота гребня в районе тура порядка 3000 м.

Обзор с седловины на восток довольно узок - видны лишь Кынгырчат, Сухая Марка и Малая Марка. Но мы лезли сюда не ради этого уже приевшегося вида...

Вид на юго-запад гораздо интереснее, не правда ли? За хребтом Ужум видны архызские горы - Ак-Шатыр (3434,3 м), Алан (3443,0 м), Кизгыч-Баши (3442,7 м), Чучухур-баши (3507,8 м).

Мы забрались сюда, чтобы взглянуть на Каракёль. Собственно, вид на озеро довольно скромненький, всего лишь малая часть доступна взгляду.

На дальнем плане видна вершина Марухбаши (3799,6 м), соединённая понижающимся гребнем с Западным Марухом (3417,6 м). Эти вершины удивительны тем, что первая из них стоит в ГКХ, а вторая находится в Абхазии. Визуально же ощущение такое, что они обе в ГКХ.

На самом деле в ГХК стоит Западная Каракая, которая чуть ниже Марухбаши и почти теряется на её фоне. Далее к западу от неё ГКХ резко понижается до высоты Марухского перевала.

Фото с увеличением позволит проследить ГКХ в районе Марухского перевала. Правда, сам перевал оказался закрыт вершиной на краю близлежащиего отрога. Зато прекрасно видно, что Западный Марух находится по ту сторону гребня ГКХ. Пожалуй, это самая близкая "заграничная" вершина, которую мне довелось видеть.

До Марухского перевала отсюда по прямой чуть больше 7,5 км. За его седловиной видны абхазские горы Чхалтинского хребта.

От седловины, на которую мы поднялись, можно пройти вправо по гребню. Может, оттуда Каракёль будет видно лучше? Рельеф, в принципе, нормальный, но по сравнению с милыми холмиками Десятиозёрья выглядит круто и не очень устойчиво.

Отходим немного вправо по гребню, и всё равно Каракёль прячется за скалами. Надо или подальше отходить, а разрушенный гребень что-то доверия не внушает, или попробовать вылезти на тот скальный уступ левее седловины, который мешает обзору.

Кстати, была мысль осмотреть спуск с седловины, и если сочтём его приемлемым, то сбегать к Каракёль. Однако до самого низа этот кулуар не просматривается, и это обстоятельство вкупе с крутизной и камнеопасностью видимой части кулуара окончательно убеждают нас забить на идею по-быстрому сгонять к озеру.

Вот на этот уступчик можно было бы аккуратненько пройти с седловины. Оттуда точно всё озеро было бы видно. Но решили по живым камням не корячиться. А всё потому, что у нас есть в планах на сезон посещение Каракёль, тогда всё и рассмотрим во всех подробностях. Никуда оно от нас не убежит.

Но чтобы эти планы стали реальностью, надо сейчас воспользоваться случаем и наметить вариант прохождения перевала Мыстыбаши. Это V-образная седловина в левой части кадра. Его ходят крайне редко и описаний сквозного прохождения я до сих пор не встречала. А перевал очень логичный, позволяющий соединить два красивейших озера района - Каракёль и Лунное. Очень хочется пройти его. Но не сейчас, а в августе.

Ниже Каракёль лежит ещё одно небольшое озерцо. Симпатичное. Я уже представляю, как в следующем походе мы будем идти мимо него к Каракёль.

Ну что, поглазели на Каракёль, кое-что приметили на будущее, пора и на спуск.

Олег с Васей решили упростить мне процесс спуска и набили земляных ступеней, заодно спустив некоторые явно лишние на этом склоне живые каменюки. Но даже в таком состоянии спускового кулуара местами мне было некомфортно.

Выйдя за пределы крутого кулуара, можно расслабиться и снова начать смотреть по сторонам. Первым делом ищем взглядом наши рюкзаки - они на месте:) С такого расстояния они заметны с трудом, но мы-то знаем, куда смотреть.

Но внезапно взгляд выхватывает какое-то движение в районе перевала Десятиозёрного. Да там аж пять человек! Идут в нашу сторону. Пока дойдут, мы как раз и спустимся, пообщаемся.

Добравшись до рюкзаков, мы немного передохнули. Тут и замеченные нами сверху туристы подтянулись. Это оказалась семья из Ессентуков, прогуливающаяся налегке от лагеря у озера Баймирзакёль. Уже после похода на форуме Домбайклуба выяснилось, что заочно мы уже были знакомы до этой встречи. Мир тесен!

Пятеро туристов из Ессентуков пошли дальше в Десятиозёрье, а мы продолжили свой путь - в обход озера к перевалу Десятиозёрному.

От озера перевал находится на расстоянии порядка 100 метров, а может, и ближе. И перепад высоты на "подъёме" от озера так мал, даже меньше, чем у Ветреного со стороны Десятиозёрья.

В 11-25 мы на Десятиозёрном (1А, 2980 м). Перевальный тур сложен на большом камне.

В туре записка от одесского клуба "Романтик" от 15.08.2019 г.

Позади остались 8 озёр, которые нам довелось увидеть в этом озёрном цирке. И при таком раскладе название урочища Сегизкёль, что означает "Восьмиозёрье", получается весьма метким.

Почему же всю эту местность называют Десятиозёрьем? По аналогии с названием перевала. Он, действительно, соединяет 10 озёр. Одно из них мы не увидели, потому что оно было полностью под снегом (рядом с тем местом, где мы бросали рюкзаки перед прогулкой на седловину). А десятое озеро - Баймирзакёль, находится по ту сторону перевала, и его мы скоро увидим.

Путь с перевала на восток - довольно неприятный в прохождении каменный хаос. Но сейчас, в конце июня, нам в помощь любая заснеженная ложбинка, и мы этим подспорьем непременно воспользуемся.

В 11-45 начинаем спуск с перевала и сразу же выходим в ложбинку, огибающую каменный хаос слева. По хорошему снегу идти намного приятнее, чем по камням.

Развиваем хорошую скорость на снежнике и быстро удаляемся от перевала. При взгляде назад уже не сразу и поймёшь, где перевальная седловина. Это потому что хребет Мыстыбаши в районе Десятиозёрного сейчас мы видим в профиль.

Уточню - перевал чуть выше того места, где снежник, по которому мы топаем, максимально высоко поднимается на скалы.

Восхитительный спуск! Вот что значит - правильная консистенция снега. Он самую малость размягчился на солнце и проваливается под нами на глубину подошвы.

По мере спуска крутизна слегка возрастает. Но это не повод сойти со снега. Очень удобно идти на пятках, а если желаешь побыстрее - можно и проскользить, тут улететь особо некуда.

Приближаемся к одному из ориентиров, запримеченному в предыдущем походе - большой серой каменюке с "сердитой мордой лица":) Когда снега нет, по ложбинке идти от самого перевала нецелесообразно, но рядом с этой "мордой" в ложбинку есть смысл спуститься. Дальше это будет сделать сложнее.

Нас вскоре ждёт более крутой участок пути. И именно его логичнее пройти по ложбинке, причём в любой сезон, независимо от наличия снега.

По снегу мы легко справляемся с крутым участком спуска. По осени, когда снега нет, ложбинка забита крупными камнями, более-менее слежавшимися, так что этот путь всё же лучше, чем по моренным валам.

Края морены, может быть, и выглядят не сильно пугающе, но в реальности попытки пройти по этому конгломерату (хоть вверх, хоть вниз) довольно утомительны, да и по большому счёту - небезопасны, камни на этих склонах очень подвижны.

Приятная находка - в конце июня в этом месте, оказывается, есть вода. Ручей журчит под камнями примерно на стыке двух ложбинок.

В 12-45, ровно через час после начала спуска, на обрыве с видом на Баймирзакёль останавливаемся на обеденный перекус. Здорово сэкономили время, идя по снегу. В бесснежное время мы корячились по камням на этом участке раза в два дольше.

Далее мы собираемся идти на Рассыпной, а для этого нам надо каким-то образом попасть в самую дальнюю ложбинку, тянущуюся вверх от озера под зелёным склоном. Но как это проще сделать? Обходить озеро - долго, а до него ещё спуститься надо.

Велико искушение выбраться из заснеженной ложбинки на морену и по камням проскочить в нужном направлении, пытаясь максимально сохранить высоту. Пробуем. Олег делает попытку взобраться на правый борт ложбинки, спускает много камней. Выдыхается, не осилив даже половину высоты. Вася лезет вслед, и после них двоих пути наверх нет - они вывернули со склона все камни, на которых можно было хоть как-то зафиксироваться. Я не могу и двух-трёх шагов сделать вверх, съезжаю.

Предлагаю ребятам пойти более безопасным путём - в обход озера, потеряв ещё сотню метров высоты, которую потом придётся набрать. Прикидываем - на часах уже почти 14-00, погода вроде стабильна, времени на подъём к Рассыпному должно хватить, но уже как-то под завязку... Надо ж успеть с него спуститься до стоянки по-светлому.

Начинаем спуск к озеру. С этим проблем нет, мы знаем оптимальный вариант, который предполагает спуск по травянистому склону в направлении маленькой луговой площадки в окружении рододендроновых зарослей (на предыдущем фото она видна в нижней левой части кадра).

Попутно наблюдаем рост облака над вершиной Кызыл-Ауш-Дуппур. Если к моменту нашего спуска к озеру оно начнёт спускаться вниз, окутывая склоны, на Рассыпной не полезем.

Через 15 минут выходим на травянистую площадку. Собственно, эта площадка вполне сгодится для ночёвки, только воды рядом нет, но до озера отсюда порядка 10 минут пути по камням. Так что на крайний случай сгодится. Но как-то это несерьёзно - становиться на стоянку в 14-15. Да и "контрольное облако" ведёт себя хорошо. Идём дальше.

Вскоре мы на берегу бирюзового озера. Вдоль береговой линии тянется слабенькая тропка в направлении стока озера. За стоком озера на каменистом пригорке видны две палатки. Это лагерь туристов из Ессентуков. В непосредственной близости озера это единственные площадки, куда можно приткнуть пару палаток.

Пройдя низом мимо площадки с палатками и далее вдоль береговой линии, в 14-35 входим в заснеженную ложбинку, откуда по сути и начинается подъём к перевалу Рассыпному. Не так уж много времени потеряли на сбросе высоты к озеру и его обходе - чуть более получаса.

Если учесть, что мы минут 15 безрезультатно корячились, пытаясь "срезать", а потом ещё тупили, обсуждая "успеем пройти Рассыпной или придётся у озера заночевать?", то понятно - оно того не стоило. Надо было сразу спускаться к озеру, не мешкая. Имели бы сейчас получасовой запас времени.

По снежному ложу ложбинки идём минут 10. Снег в это время дня размягчён по максимуму, но тем не менее он довольно твёрд. С утра он был бы как камень, вообще не вариант по такому идти.

Впереди угадывается увеличение крутизны подъёма. Не знаю, может быть, имело смысл подниматься по снежнику до упора? Но мы решили, что из этой ложбинки лучше выбраться на правый борт, и желательно поскорее - на участке, где снежник ещё довольно пологий. Правда, крутой склон, на котором камни держатся "на честном слове", маленько смущает:)

Не могу сказать, что вылезти из ложбинки удалось легко и просто. Вроде и высоты всего-то порядка 10 метров, а сил, чтобы достигнуть перегиба осыпного склона уходит много.

Вылезли и пытаемся отдышаться. В наступившей тишине слышим голоса - это со стороны Десятиозёрного возвращается группа из Ессентуков. Идут по нашим следам по снежной ложбинке. Кстати, вопрос - а туда они, получается, по камням шли? Когда мы спускались по снежнику, ничьих следов не видели. Интересно, сколько времени они на такой подъём налегке затратили?

После короткого привала продолжаем путь по камням. Камни лежат очень неустойчиво, благо, впереди угадывается выполаживание и что ещё более приятно - протяжённый снежник аж до самого перевала.

Радуемся, что нам удалось избежать довольно долгого ноговыламывательного пути сюда. Ведь если бы получилось "срезать", то мы пока бы дошли сюда по камням, ушатались бы в хлам.

Выходим на широкий заснеженный перевальный взлёт. Судя по скудному количеству лежащих на снегу камней, если со склонов и "постреливает", то не часто. Это хорошо.

Видно чередование относительно пологих участков и более крутых. Удобно - будем после каждого крутого участка отдыхать на выполаживаниях.

Первый привал на снежнике устраиваем, добравшись до кучки вытаявших из-под снега камней по центру взлёта. Отдыхаем минут пять. Сидели бы и дольше, очень уж тут красиво, да нельзя - скоро на снежник упадёт тень и он начнёт твердеть, он и так не особо мягкий.

Чем выше поднимаемся, тем круче становится. И снег всё твёрже, местами попадаются заледеневшие участки. Вася с Олегом по очереди вырубают подошвами ступеньки, но и мне, идущей последней, приходится подрубать эти "луночки". Ноги начинают гудеть...

Добираемся до очередной груды камней по центру взлёта. Настроились на очередную передышку. Да не тут-то было, на эти камни перебраться со снега оказалось непросто, а зафиксироваться среди них - ещё сложнее. Проникаемся меткостью названия перевала - и вправду, "рассыпной":)

Озеро почти скрылось из виду за каменистым склоном, но лагерь туристов из Ессентуков ещё виден. Они уже вернулись, и наверное, заметили нас на снежном склоне.

Это было ожидаемо - солнце уходит за гору и наш дальнейший путь погружается в прохладную тень. Теперь и без того твёрдый снег станет ещё более непробиваемым. Но нам уже до перевала совсем немного осталось. И собраться с силами перед заключительным рывком просто необходимо. Так что отдыхаем минут пять, кое-как устроившись на камнях.

Во время привала рассматриваем вариант подъёма на гребень, который я присмотрела как альтернативу Рассыпному. Может, это одна из моих дурацких идей, но всё же я её озвучу. Была мысль - подняться по ярко-зелёному кулуару до упора, а затем взять резко влево и под скалками пройти на каменистую террасу, откуда просматривается очень простой путь на гребень.

Смотрится круто, но кто знает, может, в реальности крутизна там адекватная. Но увидев приятный заснеженный взлёт к Рассыпному, мы этот вариант даже обсуждать особо не стали.

Снова впрягаемся в рюкзаки и от одной каменной кучи серпантином прорубаем путь к следующему нагромождению камней. Время 16-45, высота перевалила за 3000 м.

Как нам станет известно позднее, наблюдающие за нашим подъёмом туристы из Ессентуков немного поволновались за нас в тот момент. Им вдруг показалось, что мы шли-шли, а потом резко повернули обратно. Наверное, что-то не задалось у нас:) На самом деле так снизу им представился наш извилистый путь и неоднократная смена тропильщиков.

Добравшись до камней, уже ожидаем подвоха, и не зря - эта каменная куча ещё живее предыдущей. Рассыпной, однако! Лучше и не скажешь:) Зато тут можно погреться в лучах солнышка...

Заключительный этап пути - по крутому и твёрдому снежнику. Наверное, недельку-другую назад было бы гораздо проще идти. А вот как тут ходить в бесснежное время - даже боюсь представить. Если эти торчащие из-под снега кучи камней такие подвижные, то вряд ли то, что сейчас под снегом, окажется приятнее для ходьбы.

На гребень выходим в 17-00 чуть правее перевального тура, который сложен на большой каменной плите. Рядом журчит ручей - редкое дело, когда вода есть прямо на перевале!

Высота перевала 3050 м. И мы единогласно оцениваем его как 1Б, что и отметим в своей записке. Но сперва поглядим, кто тут был до нас...

А до нас тут побывала группа ростовчан под руководством Пратченкова Л.И. Записка от 15.08.2019г, к сожалению, без указания контактов. Мы не впервые находим записки этих товарищей на разных перевалах, но так ни разу и не удалось связаться с кем-либо из них.

По-быстрому пишу свою записку, подхватываю рюкзак и нагоняю ребят, которые отошли подальше от седловины и отдыхают, укрывшись от ветра. Ну что, надо прикинуть, куда спускаться будем...

Что там видно по ту сторону широченного гребня? Ага, видим наш следующий перевал - Ташлык. А вон та травянистая площадочка, что чуть выше озерца, похоже, и упоминалась Голубевым в качестве хорошего места для ночёвки. За полчаса дотопаем, стемнеть ещё не успеет.

Но внезапно дошло - а зачем куда-то ещё идти??? Тут на гребне полно ровного места, вода рядом, обзор шикарный, чего ещё желать? Ночью будет мороз? Так он и на той травянистой площадке будет, невелика разница в градусах. Решено - остаёмся ночевать прямо на перевале!

Всего в этот день мы прошли чуть меньше 5 км, ночуем на высоте 3057 м. Самая высотная стоянка в этом походе.