"Рожкао – Загедан – Абишира - Архыз". 2 день, 08.07.2011г

Пер. Сосновый (н/к) - траверс хребта Шантацара - группа озёр к западу от г. Загедан.

НаходкаЯ уже отлично выспалась, но в палатке было как-то мрачновато. Глянула на часы – уже полвосьмого! Опять туман! Густой такой, что соседних палаток не видать. Да ещё и громовые раскаты где-то вдали слышатся. Пошла прогуляться по лесу. Нашла много огромных грибов, растущих по два или по три, похожих на моховики, но смущающих красноватой окраской ножки. Нет, их есть лучше не будем. А вот другая находка меня впечатлила настолько, что я её даже приволокла на стоянку, невзирая на тяжесть… Это была ветвь оленьих рогов. После небольшой фотосессии рога были положены на видное место – может, кому пригодятся:)
    Покидаем место нашей первой ночевки, уютное, не правда ли? Часам к 9 утра туман бесследно исчез, однако небо было какое-то бесцветное. Ну, хоть не грозовые тучи, и то хорошо! Сегодня мы были полны решимости не только выбраться в альпику, но и пройти гораздо больше вчерашнего. Программа максимум - дойти до озёр под г.Загедан, тех, что расположены к востоку от неё. Но сразу было понятно, что это нереально, т.к. вчера мы запланированное не прошли, а значит, на сегодня у нас в запасе «лишние» километра 3 по длине и метров 300 по вертикали. Мы с Васькой сразу настроились на то, что ночевать будем там, где понравится, а остальная группа всё равно была не в курсе моей предварительной разбивки маршрута по дням.
     С непривычки наши сборы затянулись. Долго просыпались, долго завтракали, долго собирали вещи. Лишь в 10-50 мы покинули стоянку и поползли в гору. Характер растительности резко сменился – пихты уступили место раскидистым берёзам, трава стала выше, стали попадаться колючки.
Вот туда мы чуть было не пошли... А там "котел" реки Сосновой...
     В 11-05 мы достигли границы леса, и нашему взору открылись обширные луга.

Вдали виднелся кош. Тропа явно вела к нему. GPS тоже указывал в сторону коша. Мы перескочили несколько ручьёв, но на подходе к кошу остановились, напуганные лаем собаки.

Из коша выбежал мальчик, отогнал кавказца, и мы по-быстренькому попытались пройти мимо. Но что-то меня переклинило, и пошли мы не туда, куда было нужно. Мы по инерции продолжали идти в том же направлении, что и раньше, хотя все явно видели, что влево вверх уходит натоптанная тропа.
На перевале Сосновом
     Со стороны коша раздались крики, это старый пастух заметил, что мы сбились с пути, и попытался нас образумить, при этом всячески зазывая к себе в гости. В конце концов, мы всё-таки подошли к нему и он поведал, что если мы пойдём туда, куда шли, то «придём в котёл, откуда не выберемся». Достали карту. Гм… Мужик дело говорит. Действительно, придём в каньон реки Сосновой, а нам же на перевальчик надо. Пастух сказал, что многие группы пытаются туда идти, а он их всех разворачивает.

Он любезно наполнил нам большущую кружку айраном, настоящим, а не таким, как продают на базаре в Архызе.
Мы поблагодарили пастуха и немного рассказали о себе, откуда и куда идём.
Далёкая Дженту. Вид с перевала Соснового.
     На перевальчик, назовём его Сосновым (по имени реки, в разветвлённые верховья которой он выводит), мы взошли за полчаса.

К этому времени немного распогодилось. Туман исчез, облака расползлись. Владеке я разглядела знакомые очертания горы Дженту. Когда-то оттуда я также смотрела в эту сторону и мечтала, что когда-нибудь пройду здесь.

Мечты сбываются!
     И без какого-либо участия в этом Газпрома:)

С перевала Соснового начинается траверс хребта Шантацара. Видны многочисленные истоки Сосновой, белоснежными ручьями спускающиеся со склонов вниз.Тропа с пер.Соснового траверсом уходит по хр.Шантацара

Думаю, и так понятно, какие породы деревьев здесь преобладают – этот уголок облюбовали величественные сосны, раскидистые на открытых участках и прямые и высоченные в гуще леса. Жаркий летний воздух насыщен новогодними ароматами. Под ногами хрустят шишки. Тропка вьётся чуть выше зоны леса, почти не набирая и не сбрасывая высоту.

Видны пик Закан и круто протянувшаяся вверх долина Имеретинки. Жаль, дымка мешает сделать хорошие кадры.

На обед останавливаемся на пригорке между двумя истоками Сосновой близи отметки уреза воды 2190 м.

Почти час мы кушаем и отдыхаем. Затем снова в путь.
Вид с тропы на пер.Сосновый. На заднем плане пик Закан.
     Простой траверс практически без набора высоты позволяет нам быстро преодолеть расстояние до реки Двухозёрной. По пути я нахожу подберёзовик – грибной суп, похоже, станет традицией. На подходе к Двухозёрной нас замечают собаки из очередного коша и яростно лают. Мы идём плотной группой, но собаки всё равно пытаются нас окружить и загнать как овец. Из коша выходит хозяйка, отгоняет собак. Мы здороваемся, спрашиваем, где тут тропа (на подходе к кошу и на выходе от коша потерять тропу – плёвое дело), она бормочет что-то невнятное, типа «да вон там». Обходим справа два крошечных озерца – недаром река названа Двухозёрной – и идём в поисках тропы по лугу. Кошменша указывает – да вон же там тропа... Но то ли мы её плохо понимаем, то ли она не поняла, куда нам надо идти, но факт – мы находим довольно чёткую тропу, но с некоторого момента она начинает нас уводить не туда. Блин! Нам не надо вниз, нам надо вверх! Тормозим, смотрим в карту. Действительно, круто мы в сторону забрали. Значит, придётся выгребать влево на бугор и там искать нужную тропу. И снова находка – Настя и Вова тоже сегодня будут кушать суп с подберёзовиками.
Потеряли тропу у Двухозерной и выперлись вот сюда - на край каньона.
     Поднялись на травянистый бугор, взору нашему открылась очередная долина притока Сосновой с очередным кошем вдали. Сквозь облачность заметно, что упирается эта долина во что-то громадное… Так это же и есть гора Загедан! Вот она какая вблизи! Весь вопрос теперь в том, как нам дальше идти.

Мы на лугу, тропы нет, справа – офигенно глубокий каньон притока Сосновой, подходы к Загедану в тумане. Сидим, отдыхаем, едим шоколадку… Ага… вижу людей на конях… сейчас они нам и покажут, где идёт тропа. Проследив за направлением их движения, мы поняли, куда нам надо идти.

Один из них подъехал к нам пообщаться. Оказалось, он наш земляк, просто уже несколько лет живет в Карачаево-Черкессии. Спросили его про путь к долине Загеданки, вроде как мы слышали про «верхнюю тропу» (эту тропу ещё называют «Акширской» - по имени хребта Акшир, гребнем которого она большей частью и идёт), есть ли она? Да, подтверил он, есть такая тропа, «к ней надо идти через перевальчик, а к нему путь по долине и потом вверх по тропе под скалой». Он добавил, что все группы, что здесь ходят, умудряются идти по-разному, и у всех абсолютно разные карты. Но верхнюю тропу он у кого-то на карте видел. Надеемся, что речь именно о той тропе, что отмечена на генштабовской километровке, а значит, мы её найдём.

Мы вышли на тропу и потопали вперёд. Нас окутал туман, вокруг ничего не разглядеть, понятно было только одно – мы обходим складки холмов и постепенно спускаемся к реке. У реки нас встретило стадо коров. Мы немного посомневались, куда идти дальше. Продолжить путь по тропе означало, что мы снова придём к кошу, но у нас не было такого желания. Решили пойти вверх вдоль реки, именно так я предполагала выйти на «верхнюю тропу». По карте тут сравнительно полого, да и в реальности оказалось, что идти по этой долине легко и приятно. Но вдвойне приятно было внезапно выйти на хорошую тропу, она незаметно подобралась к нам справа. Визуально долина запиралась скальником (кстати, на карте он никак не обозначен, хотя размеры его значительны), и мне показалось, что под скалами виднеется тропа. Сфотографировали, рассмотрели - всё сходится! Как и обещал наездник, под скалой есть тропа. Мы добрались до скалы и обнаружили, что тропы там даже две, обе они обходят скальник с разных сторон. Мы выбрали обход слева, ближе к руслу реки.

Вечереет. Туман то сгущается, то рассеивается, но нам по-прежнему не удаётся рассмотреть г. Загедан, а ведь мы всё ближе и ближе к ней подбираемся. Ландшафт плавно меняется. Под ногами валяются куски мрамора, вокруг много карстовых воронок, некоторые завалены снегом. Травка низенькая. Долину продувает ветром, и это заставляет идти нас дальше в поисках более уютного места для стоянки. По зелёным холмам мы добираемся до места, где из-под камней выбивается речушка, вдоль которой мы поднимались. Рядом ровненькая зелёная площадка, но нам не нравится, что она потенциально находится в зоне затопления в случае ливня. Васька, Андрей и Оля налегке бегут вперёд, по камням, под которыми журчит речушка. Там должно быть озеро, из которого, собственно, эта речушка берёт начало. Вскоре они возвращаются с радостной вестью – у озера есть хорошие места для палаток. И мы спешим туда.
Безымянное озеро западнее г.Загедан. Место нашей второй ночевки.
     Сегодня ночуем на высоте 2560 м. Ходовой день закончен в 19-15. Пройдено порядка 11 км с набором высоты 735 м. Маловато…

Андрей и Оля ставят свою палатку прямо на берегу, метрах в двух от воды. Две другие палатки мы устанавливаем чуточку повыше, на площадке, усеянной цветущими колокольчиками. Нежно-фиолетовые низкорослые колокольчики здесь повсюду. Сперва даже как-то пытаешься не наступать на эту красоту, но понимаешь, что это невозможно.

Часам к 9 вечера туман ускользнул вниз в долину, и перед нами предстал величавый Загедан, словно букет, составленный из множества острых пиков. Небо украсилось звёздами, предвещая нам прохладную ночь. Перед сном мы с Васькой повтыкали в карту, я в очередной раз посожалела, что неверно спланировала ходовые дни (т.к. по моим задумкам мы должны были ночевать уже с другой стороны г. Загедан возле больших озёр), но пока запас по дням у нас есть, и значит, остаётся шанс пройти маршрут без его укорачивания.

Читайте продолжение
День 3  День 4  День 5 (часть1)  День 5 (часть 2)  День 6  День 7  День 8  День 9 (часть 1)  День 9 (часть 2)   День 10 (часть 1)  День 10 (часть 2)  День 11

Назад
День 1