Прогулка по Архызу в октябре 2020. К изумрудному озеру через перевал Шалаева

Далее 3 4 5 6 7
Назад 1

5 октября 2020 г.

Сегодня нам предстоит пройти перевал в водоразделе Малой и Большой Дукки, который именуется перевалом Шалаева (известный ещё и как перевал "2600").

Но спускаться в долину Большой Дукки не станем, а траверсом восточного склона хребта Аркасара направимся в сторону озера-2393 м.

Давно хотела увидеть это озеро, но оно не вписывалось в наши маршруты, которыми мы много раз ходили вокруг да около. Исходя из желания побывать на озере в этот раз я намеренно проложила маршрут мимо него.

По факту район озера-2393 м превзошёл ожидания и показался даже интереснее озёр Малой Дукки. А если ещё учесть, что туристы забредают сюда редко, то цены этому месту вообще нет:)

Но утром 5 октября мы ещё не знали, как сложится ходовой день и рассматривали озеро-2393 м просто как этап на подходе к очередному перевалу, которым в нашем маршруте значился Дукка Северный.

Изначально вторая ночёвка планировалась поближе к перевалу, а вовсе не у озера-2393 м. Но благодаря непогоде всё сложилось как нельзя более удачно:)

Ночью шёл дождь, изредка переходящий в снежную крупу. Ближе к 7 утра туман стал медленно рассеиваться, уползая вверх.

Воцарилось невероятное спокойствие, но эта удивительная тишина лишь порождала ощущение неустойчивости погоды. Васе хватило один раз выглянуть за палатку, чтобы выругаться на погоду и с чистой совестью продолжить спать:)

А мне не спалось и я отправилась на утреннюю прогулку вокруг нашего маленького озерца.

Удивительные, почти идеальные отражения... и столько красок даже в это хмурое утро!

Ниже по склону расположен целый каскад миниатюрных купелей, нанизанных на ручей, вытекающий из озера. Вдоль этого ручья мы пойдём к перевалу, тогда получше и рассмотрим этот интересный ландшафт.

Живописно смотрятся камни в воде.

Наша палатка на бугорке над озером почти незаметна, удачно замаскировалась.

Один из ручьёв, питающих озеро, журчит под осыпью, спускающейся со склона. В месте впадения его в озеро на камнях растут мягкие подушки из мха.

В настоящее время этот ручей - единственный выживший после засухи. Остальные ручейки, некогда бегущие к озеру по лугам, сейчас представляют собой печальное зрелище. Все пересохли.

Заканчиваю обход озера. За эти 15 минут так и не распогодилось, более того - наметилась тенденция к ухудшению. Вот-вот снова начнётся дождь.

Со стороны пер. Дукка Малый из-за гор выползает белоснежное грозовое облако. Срывается мелкая морось, я едва успеваю заскочить в палатку до того момента, как морось усиливается. Придётся присоединиться к дремлющему Васе:)

Сколько времени шёл мелкий, но неприятный дождь, мы не засекали. Но выспались отлично! Когда стихло, высунулись из палатки - а там сплошное "молоко", мы в облаке. Ну, хотя бы не капает, уже хорошо. Начинаем готовить завтрак. Время-то уже к девяти идёт.

Откуда слышатся голоса. Выглядываем из палатки и видим группу из пяти человек, спускающуюся по тропе с верхней террасы. Группа проследовала в направлении Сказки Кавказа, похоже, не заметив нас. А мы только приступаем к сборам.

Пока собирались, небо опять нахмурилось. А голоса послышались уже с другой стороны... О, да это та же самая группа уже на подъёме на перевал Шалаева! Визуализируют тропу, так сказать:)

Когда эта группа вышла на перевал, а это было около 10 часов утра, снова припустил дождик. Мы уже были готовы к выходу, оставалось только собрать палатку, но решили повременить. Пусть дождь закончится.

Но дождь зарядил ещё на пару часов. К 12-30 погода вроде устаканивается и мы по-быстрому сворачиваем палатку. Оцените, какую идеально ровную без единого камешка площадку нам вчера удалось найти.

Что ж, полдня по сути потеряно, но к этому моменту мы с маршрутом немножко переиграли. Ходовой день придётся сократить до озера-2393 м. И мы ещё не догадываемся, как же на самом деле нам повезло...

В 12-47 начинаем путь к перевалу Шалаева. Спускаемся к ручью, вытекающему из озерца, переходим его и какое-то время идём вдоль русла.

Рельеф тут весьма весёлый - много камней в траве, кусты рододы и ивняка. Выбираем наиболее удобные для ходьбы участки и ломимся в направлении водораздела.

По пути встретилось малюсенькое озерцо-лужица.

Извилистый путь среди камней и кустов приводит нас в ложбинку, по которой можно выйти к Сказке Кавказа.

На берегу Сказки Кавказа в этом месте есть площадка под стоянку. Она была нам известна, но не рассматривалась в связи с отсутствием вблизи ручьёв в этот засушливый период.

Но место, безусловно, очень прикольное и панорамное. В сезон я бы предпочла его любому другому месту стоянки в этом районе.

Собственно, вот перед нами весь перевальный взлёт. Откуда-то слева по склону к седловине подходит тропа, но где она начинается, я без понятия. Возможно, от дальнего края озера.

Нам надо всего лишь на эту тропу выбраться по травянистому склону. Засекаем время начала подъёма - 13-10.

Поднимаемся по луговым участкам, лавируя между куртинами рододы. Трава ещё не подсохла, местами скользит. Впрочем, она и в сухом виде скользила бы.

Крутизна склона порядка 45 градусов.

Оглядываемся на место ночёвки у маленького озерца и сверху мысленно прослеживаем наш путь к перевальному взлёту.

Крутой подъём по траве начинает надоедать и я забираю левее, чтобы выйти на осыпь. По камням идти будет удобнее.

Да, к хождению по камням мои ноги привычнее, идти становится легче, по крайней мере - на камнях в отличие от травы у меня нет опасений ускользнуть вниз. И я начинаю рассматривать остающееся внизу озеро Сказка Кавказа.

Именно сейчас начинает душить жаба - ведь можно же было перед началом подъёма сбегать к озеру и обойти его по периметру. Прикольный трек получился бы.

Вася тем временем уже выходит на пересечение с тропой.

В 13-35 я тоже добираюсь до тропы и по ней сворачиваю в сторону перевальной седловины. Нащупать взглядом всю тропу на этом пёстром склоне не удаётся. Так и не узнаем, где её начало.

До седловины остаются считанные метры.

В 13-47 выхожу на седловину перевала, ровно час ушёл на подъём от стоянки. Высота примерно 2550 м. До соответствия названию "перевал 2600" немного не дотягивает. Так что будем называть его перевал Шалаева:)

Тура в месте выхода тропы на гребень нет. Наверное, по причине отсутствия здесь камней:) Но тур виден чуть южнее по гребню на небольшом скальном возвышении.

С перевала открывается вид на долину Большой Дукки с заснеженной Дукка-Баши во главе. Думала, если присмотреться, то можно различить узкую полоску воды озера Семицветного, но нет. Семицветного не видать.

Если смотреть на противоположный борт долины, то взгляд упирается в отрог, отходящий от вершины Темир-Кулак. Но сама вершина сейчас не видна, скрыта за доминирующим в кадре безымянным трёхтысячником.

На луговой террасе метрах в 100 ниже перевала лежит небольшое озеро. С седловины оно просматривается не полностью.

С ближайшего пупыря слева от седловины озеро видно лучше.

Идущие на спуск в Большую Дукку туристы как раз мимо этого озера и проходят по пути к следующей террасе, по которой пробита тропа.

Но нам вышеупомянутая тропа не очень подходит, не хочется лишнюю высоту сбрасывать, а потом набирать. Поэтому мы пойдём без тропы, траверсируя склон на высоте порядка 2500 м.

Хотя почему - без тропы? Я вижу какую-то слабую тропку как раз в нужном нам направлении и примерно на нужной высоте. Дойдём по ней до перегиба склона, а там видно будет.

Прощаемся с озерами бассейна Малой Дукки. С благодарностью машем ручкой озерцу, у которого мы ночевали.

Насчёт Сказки Кавказа... хотелось бы больше никогда его не увидеть таким. Надеюсь, в следующее посещение нами этих мест Сказка Кавказа окажется сказочно красивым, а не повергающим в шок.

Делаем фото возле тура на память. Высота возле тура 2556 м. Записки в туре не обнаружили, поэтому так и не узнали, кто побывал здесь часа четыре назад. Да и мы ручку с бумагой забыли, так что и о нашем пребывании здесь письменного свидетельства не останется.

Вообще-то, к моменту написания рассказа я уже знаю, кто были наши предшественники. Они оказались тоже ростовчанами, а помог выяснить нам этот факт форум "Ростов-Экстрим".

В 14-15 начинаем спуск с перевала Шалаева. Уцепившись взглядом за одну из еле заметных троп на склоне, пытаемся на неё вырулить.

На самом деле, большого смысла в хождении по тропе не было. Покорячились на крутом траверсе, да и плюнули - неудобно идти. Спустились с луговой ступеньки на лежащую под ней осыпь - и дело пошло гораздо быстрее.

Проскочив осыпь, с лёгким набором высоты выходим на перегиб склона. Удачно получилось - в этом месте на перегиб выходит и звериная тропа. Попробуем по ней пойти дальше.

С перегиба окидываем взглядом нижнюю часть долины Большой Дукки. До самого дна долины обзора нет. Осыпи, нарядные кривые берёзки - рельеф не самый дружелюбный. Но повторюсь - где-то там есть спасительная тропа, которая без проблем доведёт до реки.

Вдали видна дорога вдоль Дукки. Над Абиширой клубятся облака, но тенденция хорошая - облачность поднимается, значит, осадков можно не опасаться.

Идём по звериной тропе как-то недолго. Она растворяется в траве и её не удаётся нащупать ногами, не говоря уж о том, чтобы глазами разглядеть.

Немного смущают заросли рододы, поджидающие нас на очередном перегибе склона. Надеемся, что там дальше не весь склон сплошь из рододы...

К счастью, оказалось, что дальнейший путь, насколько мы можем видеть до очередного перегиба, довольно "чистый" в плане зарослей.

Вот так и идём, держась примерно на одной высоте, оставляя позади перегиб за перегибом.

Выходим на заключительный этап траверса и начинаем у
топать в высоких золотых колосках. А в колосках прячутся кусты можжевельника, и у нас уже все ноги исколоты... Зато глядите, какой вид впереди!

Открылся обзор на массив 2960,9 м, окружённый несколькими глубокими цирками.

В одном из таких цирков находится ещё одно небольшое озерцо. Отсюда даже видна тропа в ту сторону. Надо будет по ней сгонять к озерцу.

Кстати, к вопросу о том, возможен ли дальнейший траверс восточного склона Аркасары вплоть до Семицветного... Думаю, стоящая на пути скальная стенка, спускающаяся почти до низа долины и закрывающая от нас перевальный взлёт перевала Аркасара, скажет сама за себя:)

И вот впереди показалась узкая полоса изумрудной воды. Так вот ты какое, озеро-2393 м...

Какой интересный, "волнистый" рельеф... Спуститься бы туда поскорее! Но ломиться вниз по склону прямо здесь рановато, надо ещё немного вперёд пройти. И, кажется, мы видим тропку, причём даже не одну.

В такой высокой траве тропу не заметно (в кадре Вася идёт по тропе), но она весьма натоптанная и жирная, не шириной в одну ступню, как многие звериные тропы. Откуда только взялась?

Спустившись со склона, мы понимаем, что задолбались. Всего час от перевала Шалаева шли, но траверс без тропы всё-таки утомляет. И мы падаем на привал, несмотря на то, что до озера уже рукой подать. Оно же теперь от нас никуда не убежит:)

Вблизи места привала обнаружился родничок и мы сразу сделали запас чистейшей ледяной воды.

Завалившись на мягкую траву и разомлев на солнышке, мы даже минут на 15 придремнули. Поспали, можно и поесть... ну уж нет, кушать будем уже на стоянке у озера. Всего-то и осталось - перевалить эти "волны".

Выходим на финишную прямую! У стока озера видим ровную-ровную поверхность, вот там и станем.

Озеро здесь не одно. В складках между холмами блестят ещё два небольших озерца-лужицы.

А озеро... цвет его просто нереальный. Есть ли в Архызе изумруды? Однозначно! Вот один из них, прямо у наших ног! Мне кажется, хорошее было бы для озера название - Изумрудное.

Проходим мимо двух небольших озёр. Здесь мокровато, под ногами мягко и почавкивает.

Сбрасываем рюкзаки на лугу у стока изумрудного озера. В 15-50 наш коротенький ходовой день окончен.

Виды тут потрясающие. Отличное место, чтобы сесть и сидеть, ни о чём не думая, только смотреть, как летят облака и скользят своими тенями по рыжим склонам.

Отсюда видна вершина Темир-Кулак (3186,4 м). Вообще, прикольный участок прямо напротив нас, и ведь там никто (или почти никто) не ходит.

Пока ставили палатку, разбирали вещи и готовили ужин, солнышко стало быстро уходить за гребень Аркасары и нашу стоянку накрыло прохладной тенью. Но сейчас как раз самое время ловить закатные краски.

Над доминирующей вершиной района Дукка-Баши (3213,7 м), припорошенной снегом, застряло облако.

Северо-западный отрог Темир-Кулака золотится в свете заходящего солнца.

Склоны Абиширы тоже местами сияют в закатных лучах, а гребень утопает в облаках.

Если подняться на холмик вблизи нашей стоянки, то можно заглянуть в долину Большой Дукки до самого низа.

Собственно, с этих холмов и начинается адекватный спуск в долину Большой Дукки. Но идёт он не вдоль ручья, вытекающего из озера, а значительно левее.

Закат разгорается! И тут до меня доходит - надо было с дальнего края озера смотреть закат. Вот же протормозила...

Но солнце садится стремительно. Я успела лишь немного отойти от лагеря и к этому моменту только Темир-Кулак продолжал купаться с солнечных лучах.

Затем краски стали бледнеть и день плавно уступил место коротким осенним сумеркам. Ну, значит, пора собирать дровишки, чтобы посидеть в темноте у костерка.

Всего за день, а точнее - за 3 ходовых часа с учётом двух привалов, мы прошли 2,5 км.