Прогулка по Архызу в октябре 2020. От изумрудного озера на перевал Дукка Северный.

Далее 4 5 6 7
Назад 1 2

Следующую ночёвку мы планируем у озера Семицветного.

Скажете, что мы совсем расслабились, сколько там идти до Семицветного? Как бы не так! Так можно рассуждать, подразумевая традиционный путь к озеру по долине Большой Дукки. Час на спуск, полтора на подъём к озеру и делов-то...

Мы же избрали другой вариант - через два перевала Дукка Северный и Аркасара. Траверс хребта Аркасара между перевалами постараемся пройти по возможности без сильного сброса высоты. А бонусом на пути будет ещё одно редкопосещаемое безымянное озеро, и, надеюсь, не менее красивое.

Первым в программе у нас значится Дукка Северный. От изумрудного озера расстояние до него около 1,3 км, но перевал не виден, скрыт за травянистыми буграми.

Перевал для нас хоть и новый, но мы уже прекрасно представляем, что увидим с его высоты. Ведь у нас "в анамнезе" за плечами траверс хребта Аркасара от северной оконечности до перевала Дукка Малый.

Так что видами нас не удивить, и по большому счёту не за ними мы на этот перевал лезем.

Пощупать ногами перевал Дукка Северный хочется из тех соображений, что его подробных описаний нет, а сведения о его сложности в различных источниках разные. Хочется разобраться.

Но перед тем, как идти на перевал Дукка Северный, сбегаем в короткую радиалку. Вчера по пути к стоянке возникла идея посетить небольшое озерцо в соседнем цирке, расположенном восточнее вершины 2860,9 м. Почему бы не выделить часок на прогулку к нему?

Тихое безоблачное утро 6 октября 2020 в отличие от вчерашнего сильно порадовало. Кажется, погодка решила нас побаловать.

На зеркальной поверхности озера застыли идеальные отражения мельчайших деталей рельефа.

Интересно наблюдать, как медленно спускаются тени по склонам по мере того, как солнце поднимается выше.

В 7-40 лишь дальний угол озера продолжает оставаться в тени, остальное пространство уже залито солнечным светом. Самое время идти на прогулку к маленькому озерцу.

Увидеть озерцо нам мешает вот этот пупырь, заросший рододой и берёзками. Мы видели тропку, идущую в обход него слева, по ней и собираемся прогуляться.

Правда, уже после похода задаёшься вопросом - а почему бы тогда нам не залезть на этот пупырь и сверху не посмотреть? Не сообразили.

Чтобы выйти на запримеченную вчера тропку, надо перешагнуть сток озера и пролавировать через рододендроново-можжевельниковые заросли. Тропинок там множество, но "главная" среди них легко угадывается.

По тропинке проходим сквозь самую гущу кустарников. Оглядываемся на остающееся позади озеро. При таком освещении и не скажешь, что оно изумрудное.

Позади стеной стоит Абишира, слегка припорошенная снегом в районе пика Динника.

Перевалив заросший рододой бугорок, тропка выходит на подскальный траверс в сторону озерца.

Издали её видно было даже лучше, а сейчас она теряется среди золотистой травы и камней. Но направление понятно - низом обойдя скальные выходы справа по ходу, упереться в очередной скальник и вдоль него продолжить подъём в соседний цирк.

Поднимаясь вдоль скальника, оборачиваемся в сторону стоянки. Наша палаточка хорошо замаскировалась в осеннем пейзаже, а озера уже не видно совсем.

Холмы опоясаны множеством звериных троп. Среди них можно заметить и такие, что ведут вниз. Тропа, спускающаяся рядом с ручьём, полагаю, и есть один из вариантов спуска в долину Большой Дукки.

Подъём завершается выходом в ложбинку, образованную склоном Аркасары и небольшим локальным холмиком. Вдоль нижней границы рододы угадывается слабая тропка.

А впереди во всей красе предстаёт перед нами вершина 2860,9 м. У её подножия и находится маленькое озерцо.

Подойдя ближе, озера не обнаруживаем:(

Нет озера! От слова "совсем"! Ни капельки воды не осталось!

Конечно, глядя на суровую реальность, можно попытаться представить, как смотрелось бы озеро под скалистой вершиной. Может, когда-нибудь забредём в эти места в менее сухой сезон.

Опечаленные, лезем на вершину холма, чтобы взглянуть на долину Большой Дукки. И что удивительно - внизу блестит наполовину пересохшее озерцо. Оно более скромное по размерам, тем не менее вода в нём есть.

Несмотря на постигшее нас разочарование в связи с отсутствием озера, мы легко переключаемся на позитивный настрой.

Достаточно взглянуть по сторонам и в который раз восхититься окружающими пейзажами. Посмотрите, как прекрасен утренний вид в сторону верховий Большой Дукки!

Начинаем обратный путь к палатке. Решили до начала спуска вдоль скалы пройти по холмам, разнообразить маршрут:)

Спускаемся с холмов к началу ложбинки, по которой шли к высохшему озеру, и ещё раз окидываем взглядом скальный массив 2860,9 м.

Лавируем по серпантину в ещё прохладной тени скал, куда вот-вот прорвётся солнце.

Прогулка заняла около часа. В 9 утра мы возвращаемся к палатке. Приступаем к приготовлению завтрака, параллельно собираемся.

А погода так и шепчет, как бы намекая, что хорошо бы тут зависнуть на денёк, поплескаться в озере, облазить все окрестности. К примеру, хотя бы во-о-он на ту вершинку взобраться.

А ещё интересно было бы разведать возможность выхода на хребет прямо из этого цирка, а не из соседнего через перевал Дукка Северный. Ведь я же правильно понимаю, что именно гребень Аркасары виден на дальнем плане?

Несмотря на озвученные идеи по изучению окрестностей, мы свои планы менять не будем и в 10-45 отправляемся в путь к перевалу Дукка Северный.

Идём, а сами так и оборачиваемся в сторону изумрудного озера, глаз от него оторвать не можем.

Сколько турьих троп натоптано в сторону ближайшего цирка... это неспроста. Может быть, это более логичный путь наверх, чем Дукка Северный?

Вот прям разрываться начинаю - и намеченный перевал хочется пройти, и что скрыто тут, разведать... У Ляпина на карте там отмечена седловина, но о её прохождении информации я не нашла. Приходит осознание, что сюда мы ещё вернёмся:)

Медленно уменьшающееся в размерах озеро искрится на солнце.

Постоянно оглядываюсь в ожидании момента, когда же озеро поместится в кадр. Но пока ещё не помещается.

Подъём по травянистому склону становится круче. Скоро выйдем на гребень.

С более резким набором высоты озеро, наконец, влезает в кадр. Но к этому моменту озеро видно уже не всё, склон закрыл часть его поверхности.

Думаю, что по мере дальнейшего продвижения вид на озеро станет уже не столь впечатляющим, так что ещё один кадр в копилочку и всё:)

Однако не успели мы выйти на гребень, а вдали уже показалась седловина Дукки Северного.

А вскоре и перевальный взлёт нарисовался. И на вид крутизна у него очень неприятная. Сразу возникают ассоциации с нашим недавним не очень грамотным прохождением Чегетчата.

Далее держаться гребня смысла нет, это лишний набор высоты. Визуально прямой путь к перевалу пролегает по ложбине. Так и пойдём.

В ложбинке оказалось тихо и уютно. Но есть нюанс - лошади тут тоже очень любят ходить, попадаются кучи навоза.

Влево неоднократно отходили тоненькие тропки, продирающиеся сквозь рододу в сторону гребня, но мы их намеренно игнорировали. Решили пройти ложбинкой до упора.

Упор не заставил себя долго ждать, но в этом месте выбраться на гребень труда не составило.

Выбираясь на гребень из ложбинки, мы ожидали увидеть очередное озеро. Однако пред нами предстал каменный хаос и стало понятно, что лучше бы мы вылезли на гребень раньше. Или вообще шли бы всё время по нему.

Устроим-ка здесь привал, а то дальше особо и негде будет отдохнуть аж до самой седловины. На часах 11-35.

Иду по гребню немного в сторону, чтобы увидеть озеро. Кстати, сам гребень большей частью травянистый и идти по нему было бы не менее удобно, чем по ложбинке.

Вот и озеро показалось. Но моё внимание почему-то приковано не к нему, а к крутому взлёту перевала Дукка Северный. Если я не ошибаюсь, то седловина перевала - та, что более пологая и высокая, в кадре - крайняя справа. Жесть какая-то.

Просматривается ещё одна седловина (в кадре слева), на которую путь вроде бы не такой крутой. Но там не очень очевиден заключительный участок выхода на гребень Аркасары, скалой закрыт.

Но вернёмся к озеру... По данным карт ГГЦ оно лежит на высоте 2544 м. Заметно обмелело, но всё равно красивое. Цвет воды сине-зелёный и на вид какой-то "густой", будто это не вода, а желе.

Мест для стоянки поблизости не видно, да и с водой тут никак... А ведь изначально планировалось второй день похода завершить где-то в этом районе. Хорошо, что наше стремление заночевать максимально близко к перевалу было переломлено вчерашней непогодой и судьбе было угодно оставить нас на ночёвку на нижнем озере.

На привале обсудили - а куда, собственно, идём... В поле зрения три седловины. Какую выбрать?

Судя по отметке на карте Ляпина, Дукка Северный - самая северная из этих трёх седловин. Ляпин оценивает этот перевал как 1Б, и это похоже на правду. Но две другие седловины вообще никакого отражения на картах не нашли. Может, и не стоит туда соваться? Принимаем решение идти на тот перевал, который отмечен на карте.

Незначительно сбрасываем высоту, от силы метров 10, а далее начинается плавный подъём по слабо выраженному гребешку. Угадывается слабенькая турья тропка. Седловина Дукки Северного на этом этапе ушла за склон, в поле зрения соседняя более низкая седловина.

Узкой полоской воды озеро просматривается слева по ходу.

По мере набора высоты вид на озеро всё шире. И теперь можно более точно оценить его ближайшие окрестности на предмет пригодности для стоянки. Вердикт - это место не создано для комфортной ночёвки.

Выходим на траверс склона по едва заметной тропе. Открывается обзор на широкую седловину Дукки Северного.

Вполне можно было бы идти низом по камням. Никакого выигрыша от более высокого траверса, похоже, нет. Оба пути всё равно сходятся в одну точку перед началом травянистого крутяка.

Вид на остающееся внизу озеро-2544 м мне всё больше нравится.

Вот мы и подошли под перевальный взлёт. Круто, однако... Сухая трава - довольно скользкая субстанция, выходить на неё не хочется. Пойдём вверх по осыпи насколько это возможно.

Поднимаясь по осыпи, оглядываемся на озеро, а оно уходит из поля зрения. Надеюсь, сверху его ещё увидим.

И вот осыпной участок пройден, хочешь-не хочешь, а надо выбираться на траву... Зигзагом хотим пройти разрыв между скальными выходами.

Но каждый шаг даётся с большим трудом и требуется много усилий, чтобы не съезжать вниз по травянистому склону крутизной местами порядка 60 градусов. Собственно, это и есть самый неприятный участок подъёма. Не знаю, можно ли за него наградить перевал категорией 1Б, но тут не 1А точно:)

В верхней части взлёт слегка выполаживается. Тут и трава пониже, и камней в неё вросших много, в общем - есть за что вибрамом уцепиться.

На заключительных метрах подъёма уже можно и фотик снова расчехлить, не опасаясь за потерю равновесия, и сфотографировать синее озеро.

Из головы пока не выходит оставшийся позади крутой травянистый участок, неужели нет другого, более адекватного пути на хребет?

И тут же сама даю себе ответ: так вот же он, этот путь - по плавно набирающему высоту гребню над озером! А взобраться на этот гребень можно из соседнего цирка, который так манил меня на начальном этапе сегодняшнего пути. Надо будет эту идею обдумать.

В 12-53 мы на гребне Аркасары "в районе перевала Дукка Северный". Говорю "в районе", потому что в том месте, где мы выкарабкались на хребет, тура нет. А по факту крутого и не очень адекватного подъёма есть некоторые сомнения, что мы правильно определили седловину перевала из трёх возможных вариантов.

GPS показывает высоту 2699 м. На подъём от стоянки у изумрудного озера затрачено чуть более 2-х часов.

Теперь можно позволить себе отдохнуть и насладиться открывшимися видами в сторону долины Большой Лабы. Справа на среднем плане угадывается долина - это Санчаро.

Водораздел Санчаро и Большой Лабы прямо перед нами. В нём доминирует двуглавый Дзичекиш с вершинами 3140 м и 3152 м (по данным карт ГГЦ).

Вот уж где дичайшие места! Попасть бы туда, посмотреть бы озёра, которые сейчас расположены напротив нас! Но на пути к этим озёрам есть и броды через Большую Лабу, и криволесье, и не факт, что имеются тропы...

А вот туда нам предстоит идти дальше - траверсом Аркасары до одноимённого перевала. Сам перевал Аркасара сейчас не виден, скрыт за вершиной 2860,9 м.

На дальнем плане слева от 2860,9 м можно разглядеть перевал Олений. Правее 2860,9 м видна третья по высоте архызская вершина Аманауз-Баши (3534,5 м), рядом с ней пик Азимба (3361 м), одетый в белоснежное одеяние ледника Азимба.

К сожалению, траверс без сброса высоты не удастся из-за скального гребня, спускающегося с вершины 2860,9 м. Хочешь-не хочешь, а метров 150 скинуть придётся. Ну, а затем метров 100 набрать.

Повнимательнее осмотрим окрестности. Рядом с бугорком, где мы сбросили рюкзаки, чуть дальше по гребню имеется понижение. Да такое уютное на вид, что даже больше подходит на роль перевальной седловины Дукки Северного, чем то место, куда вылезли мы.

При необходимости там даже есть где поставить палатку.

Надо туда спуститься, поискать тур и заглянуть вниз, чтобы проверить, не проще было бы подниматься именно туда.

Но мои попытки заглянуть вниз не дают ответа на вопрос - удобно ли было бы там подниматься. Не просматривается весь путь.

Уже и так, и сяк искала ракурс, всё равно невозможно объективно оценить крутизну.

Зато тур мы, действительно, нашли именно на этой "уютной" седловине. А в туре - записку месячной давности.

Записка оказалась забавная. Во-первых, прикольно, что автор с плюшевым зайцем по горам бродит, а во-вторых, предшественники у него - некие "Молчаливые гусары" под руководством девушки. Это как же им часто приходилось восклицать "Гусары, молчать!" в её присутствии, что даже группу так назвали:)

Свою записку не пишем в связи с отсутствием ручки и бумаги, так что остаётся эта записочка в туре ждать следующих посетителей перевала.

В 13-12 прощаемся с районом перевала Дукка Северный и начинаем траверс в сторону перевала Аркасара.

Сколько предстоит идти до перевала Аркасара? По прямой чуть менее 2,5 км, а сколько это будет в часах - скоро узнаем...