Прогулка по Архызу в октябре 2020. От перевала Дукка Северный к озеру Семицветному

Далее 5 6
Назад 1 2 3

Ну что, пора прощаться с перевалом Дукка Северный и двигаться к очередному перевалу - перевалу Аркасара (он же Дукка).

Его сейчас не видно из-за скального массива 2860,9 м, но он совсем недалеко. По крайней мере, тогда нам так казалось... Всего каких-то 2,5 км траверсом, ерунда какая:)

Перевал Аркасара как-то прежде никогда не вписывался в маршруты наших летних походов по Архызу. Но что он из себя представляет, разумеется, понятие было. Обычный некатегорийный перевал.

Каждому ходившему по долине Большой Дукки знаком этот вид на перевальный взлёт Аркасары. Никаких проблем со спуском в долину там нет.

Проблема, как оказалось, была в том, чтобы до перевала дойти.

Траверс между Дуккой Северным и Аркасарой на деле довольно муторный. Мы корячились на нём более 2,5 часов, причём нас не покидало ощущение, что перевал постоянно отодвигается от нас вместо того, чтобы приближаться:)

В 13-15 начинаем траверс в сторону перевала Аркасара.

Естественным желанием в этот момент является пройти максимально близко к гребню хребта, без излишних сбросов-наборов высоты. Но на пути у нас скальный гребень, спускающийся с вершины 2860,9 м. Его всё-таки придётся обходить низом.

Внизу слева по ходу синеет озеро-2544 м. По пути мы пытаемся обнаружить приемлемые варианты подъёма от озера на гребень Аркасары, но ни один из них не просматривается сверху донизу. То видно нижнюю часть, а как на неё выйти, непонятно...

... то просматривается лишь кусок начала спуска к озеру, а дальше за перегибом - неизвестность.

Так и подошли мы к отрожку, насчёт которого у меня появилась идея, что именно там имело смысл подниматься. Разумеется, сейчас мы эту догадку проверять не станем. Скажу лишь, что как бы в подтверждение её на стыке отрожка с Аркасарой мы обнаружили огороженное камнями место под палатку.

После примыкания отрожка путь по водоразделу показался нам не очень комфортным, да и бессмысленным. Раз уж решили скальный гребень обойти низом, значит, всё равно высоту терять. Так почему бы не начать её плавный сброс прямо сейчас?

Возможно, именно плавный сброс высоты нас так вымотал. Очень недружелюбный тут рельеф, хотя на вид и простой. По мне так лучше было бы круто по какой-то осыпи ломануться вниз (по траве - вообще не вариант, скользит, зараза), авось, где-нибудь бы тропку турью и пересекли. А так... шли мы, чертыхаясь, более получаса, пока в рододу не упёрлись...

Когда начались заросли рододы, то было желание по их краю пойти вниз. Но потом решили держать исходное направление, перебираясь от одной травянистой проплешины в кустах до другой. Наше недовольство выбранным путём нарастало...

К счастью, случилось то, чего я так ждала - буквально из ниоткуда проклюнулась тропка! Но победно выдыхать было ещё рано. По сути тропка оказалась лишь небольшим подспорьем в том, что гарантированно проведёт нас в обход скальника, но идти по такому крутяку, что с тропой, что без тропы - удовольствие ещё то.

В нижней точке обхода скального гребня мы спустя час пути от перевала Дукка Северный, но ноги ушатались несоизмеримо, как будто полдня без остановки идём. Хочется хоть минут на 5 сбросить рюкзак, но в таких условиях это чревато его улётом далеко вниз. Поэтому ползём дальше.

Обогнув складку рельефа, наконец, замечаем местечко, где можно устроить короткую передышку, не опасаясь за падение рюкзаков вниз по склону. Отсюда прекрасно виден перевал Аркасара. До него по прямой 1,5 км.

Внизу, на террасе выше зоны леса, видны натоптанные тропы между кошами. Но чтобы по таким тропам ходить, надо было бы сбросить метров 300, чтобы затем их набрать. Думаю, наш "козлиный траверс" менее трудозатратен.

Следующий привал устраиваем, пройдя всего полчаса. Постоянно приходится перебираться с одной тропы на другую, поскольку они то исчезают, то внезапно появляются на склоне.

Утомляет обход этих бесконечных едва заметных складок рельефа. Такое чувство, что реальный путь раза в полтора длинее пути к перевалу по прямой.

Именно за счёт того, что склон такой складчатый, создаётся ощущение, что идём-идём, а перевал ни в какую приближаться не спешит.

На обходе скальника мы сбросили до уровня на 100 метров ниже перевала Аркасара, теперь эти 100 метров плавненько медленно и печально набираем.

Оглянувшись назад, мысленно воспроизводим проделанный путь. И что примечательно - визуально складчатая структура склона почти не угадывается, трудно понять, на что мы жалуемся:)

Наверное, стоило от низа скальника резко набрать чуть больше высоты и выйти на каменистую террасу. Мне кажется, траверс на высоте этой террасы был бы более комфортным.

Уже 2 часа мы в пути от перевала Дукка Северный до перевала Аркасара. По-прежнему идём по едва заметным тропам, и вот-вот должны пересечь маршрутную туристическую тропу на перевал.

Внизу видны небольшие озёра и серебрящиеся на солнце ручьи.

Противоположный борт долины Большой Лабы украшает величественный двуглавый Дзичекиш (3140 м и 3152 м). По обе стороны от Дзичекиша в гребне водораздела Большой Лабы и Санчаро выделяются седловины перевалов Холодный (слева) и Скрытный (справа).

На заключительном участке траверса к перевалу Аркасара подсекаем натоптанную каменистую тропу. Пару-тройку десятков шагов пройдём по ней:)

Перед выходом на седловину ещё разок окидываем взглядом долину Большой Лабы и наш далеко не самый приятный для ног путь сюда. А с другой стороны - где тут видно путь более комфортный? Сбрасывать аж до террасы над зоной леса, а потом набирать? Вряд ли мы уложились бы в такое же время. Кстати, о времени - на траверс мы затратили 2 часа 45 минут.

Уж как смогли, так и прошли.

Седловина перевала Аркасара - огромная каменистая площадка. GPS показал высоту 2637 м, что в кои-то веки точно совпало с данными Генштаба. На часах 16-00. Туров несколько, ни в одном из них записок не обнаружено.

Перевал встретил нас сильным ветром со стороны долины Большой Дукки, которая к этому моменту уже начала погружаться в тень. Наверное, стоило бы устроить тут привал, осмотреться, близлежащие пупыри облазить. Но вместо этого мы лишь утеплились, надев флиски, шапки и перчатки, и бегом вниз!

Тропа на спуск с перевала жирнющая. Но она каменистая, как бы посыпанная мелкой щебёнкой, гораздо комфортнее идти рядом с тропой по траве, где это возможно.

Тропа ведёт нас в обход глубокой впадины, выбираясь на склон левого борта широкого перевального цирка.

По долине Большой Дукки скользят облачные тени. Дело к вечеру, так что не разберёшь, где "временные" тени от облаков, а где "настоящие" тени от хребта Аркасара. Всё смешалось в пейзаже.

Входим в зону тени от хребта. Ветер потихоньку стал стихать.

Видим Семицветное, финальную точку сегодняшнего ходового дня. Вот бы туда напрямую прощемиться, но это издали только кажется, что так можно запросто "срезать".

На самом деле траверс в сторону Семицветного не такой уж дружелюбный. Да и хватит с нас на сегодня траверсов:) Под вечер всё-таки лучше ходить традиционными тропами.

Так что несмотря на то, что до потери высоты мы жадные, сейчас мы 350 м с перевала до долины сбросим, чтобы потом метров 120 снова набрать, поднимаясь к озеру.

Несколько слов вставлю о качестве спусковой тропы с перевала Аркасара. Мне она с самого начала не очень понравилась своей чрезмерной каменистостью. А под конец спуска тропа, похоже, решила нас добить!

Мне эти катающиеся под ногами камешки так осточертели, что я по максимуму старалась идти именно НЕ по тропе. И судя по натоптанным многочисленным обходам особо крутых каменистых участков качество тропы бесит не только меня:)

Продолжать спуск по такой тропе до упора мы были не в силах. Приметив внизу уходящую в заросли рододы тропку, ведущую к Семицветному, мы при первой же возможности ломанулись в её сторону круто вниз по склону. Лишь бы не по этой тропе:)

Спуск с перевала Аркасара мы одолели за час и к 17-00 по тропке сквозь рододу доковыляли до Большой Дукки. Привал!

На фоне невероятной осенней засухи нас всё же слегка смутило малое количество воды в её русле. Тогда мы ещё не подозревали, что левый приток Большой Дукки, вытекающий из Семицветного, вообще пересох.

Полторашку, взятую на переход, мы давно выглушили, а пополнить запасы воды по пути было негде. Правда, и жажду особо не ощущали, всё-таки осень. Но увидев воду, мы просто не могли оторваться, пили и пили...

Напившись вдоволь, вспомнили, что мы и без обеда весь день. Вася предложил доползти до Семицветного и там уже отъедаться, но я запротестовала. Без "дозаправки" до озера я не доползу. Думаю, если бы где-то поблизости нашлось хорошее место под нашу палатку, то мы немедленно с радостью закончили бы этот ходовой день. Но тут, куда ни глянь, как-то кривовато и каменисто. Так что едим бутерброды и двигаем дальше:)

В 17-20 снова подхватываем рюкзаки и начинаем набор высоты к Семицветному. Основное русло Большой Дукки ненадолго раздваивается, образуя островок, и на орографически левом ответвлении образует "ожерелье из нескольких луж". Тропка проходит мимо парочки луж, затем пересекает узкую протоку. Далее начинается более крутой участок подъёма.

К Семицветному мы ходили не раз и как проходит тропа, представление имели. Но на этом этапе мы вдруг заметили, что вода из озера не вытекает. Слева по ходу у нас абсолютно сухое русло. Прикольно... И мы пошли по этому руслу вверх как по ступенькам вместо того, чтобы лавировать по рододе.

То, что открылось нам в конце подъёма, не порадовало... Каждую осень озеро мелеет, но чтоб настолько? Вода ушла метра на два.

Справа от бывшего стока на высохшем дне озера туристы даже успели разровнять площадку под палатку и организовать кострище. Причём эта площадка уже успела зарасти травой.

В общем, зрелище довольно печальное. Хочется поскорее это развидеть.

Если честно, то я не люблю ночёвки рядом с Семицветным. Здесь довольно кривые площадки и чуть ли не за каждым камнем если не туалет, то мусорка. Я предпочитаю стоять на ступени выше возле маленьких озёр. Но ещё метров 200 набора высоты в сумерках было бы перебором, даже пройти вдоль озера к более удобной стоянке уже было лениво.

Поэтому мы выбрали из имеющихся поблизости не очень комфортных площадок более-менее подходящую и поставили палатку. И как раз стемнело. С фонариками сходили за водой к ручью, вдоль которого проходит тропа к верхним озёрам и за ужином отметили два пройденных перевала.

Итог третьего ходового дня - пройдено 7,2 км, ночёвка на высоте 2440 м.

Наутро наша стоянка выглядела так:

Как оказалось, вчера в вечерних сумерках я интуитивно выбрала для стоянки то же самое место, где стояла наша палатка 5 лет назад.

С утра Семицветное попыталось реабилитироваться в наших глазах, порадовав потрясающим цветом воды. Я видела его стальным, видела синим, но бирюзовым ещё ни разу. Возможно, на цвет влияет не только ракурс, но и количество воды?

При хорошем освещении видно, насколько разветвлена тропа с перевала Аркасара. Это те самые обходы, натоптанные рядом с особо мерзкими каменистыми участками тропы.

В нижней части спуска заметны несколько резких ответвлений вниз, вот и мы вчера подобным образом завершили спуск, но ни одним из видимых ответвлений не воспользовались. Настолько нас задолбала такая тропа.

Спускаюсь к озеру...

Раньше я бывала на Семицветном исключительно в сезон - вокруг всё зелено, снежнички кое-где лежат. Но пожалуй, осенью озеро смотрится интереснее, надо только не обращать внимание на падение уровня воды.

Не знаю, каждую ли осень у Семицветного такой оттенок воды или только сейчас в связи с обмелением, но смотрится это очень красиво.

Наверное, сейчас на поверхности озера не найти семи различных оттенков, в сезон всё-таки палитра побогаче будет, но таким оно мне определённо нравится.

А немного изменив ракурс, можно добиться традиционного синего цвета воды, поймав в отражении небо.

Приближается пора прощания с Семицветным. Но мы ещё полюбуемся им с высоты. И загадаем новую встречу, и чтобы непременно воды в озере было много:)

Далее по маршруту у нас ещё несколько озёр, даже немного жутковато представлять, как засуха обошлась с ними. Вскоре всё увидим своими глазами.