"Рожкао – Загедан – Абишира - Архыз". 1 день, 07.07.2011г

Этот поход планировался на октябрь 2010г, но тогда ему не суждено было сбыться из-за непогоды.

Однако я не отступилась от задуманного маршрута и решила при первой же возможности его осуществить. Такая возможность подвернулась только спустя 9 месяцев, и в июле 2011г мероприятие-таки свершилось.

Теперь я готова поделиться с друзьями своими воспоминаниями о том, как это было. Заранее извиняюсь за излишний, может быть, анализ ошибок планирования и прохождения маршрута, упоминания о блуканиях… это я писала скорее для себя, чтобы в будущем учесть этот опыт.
     Поход был анонсирован на www.rostov-extreme.ru. Довольно быстро нашлись участники – Андрей и Вова, мы были с ними знакомы по тебердинскому походу. И я уже было приготовилась к походу типа «одна Светка и много мужиков», но тут, к моей радости, выяснилось, что мужики-то идут с девушками… Ура! И у меня подружки будут, и у мужского пола лосячить охота отпадёт. В общем, нас стало шестеро: я и Вася, Андрей и Оля, Вова и Настя.
Транспортные проблемы решились традиционным путём: туда (до Псемёна) едем на «Газели» от Миши, а обратно (из Архыза) на транспорте «Таиса». Самым сложным было найти транспорт из Псемёна до Рожкао, некоторые контакты устарели, некоторые водители были заняты, но один извозчик-таки нашёлся.

6 июля 2011г в 23-00 мы отчалили из Ростова, комфортно расположившись в 13-ти-местной «Газели». Даже поспать немного удалось. В 6 утра мы выгрузились на заправке в Псемёне, а вскоре уже неслись по грунтовке вдоль Большой Лабы к Верхнесолёновскому мосту.

Верхнесолёновский мост - лесное озеро - балка Сосновая - ночёвка в зоне леса.

Отрезок пути «Псемён - Рожкао - Верхнесоленовский мост» это весьма ушатывающая заброска на наёмном транспорте. Мокрый от утренней росы, и к тому же грязный, открытый кузов грузовика, в котором мы трясёмся в течение полутора часов, слегка портит настроение – наши вещи измазаны, набиты первые синяки, мы замёрзли и получили кучу мини-сотрясений мозга… Но долина Большой Лабы, особенно выше Рожкао, настолько прекрасна, что мы забываем об этих мелких неприятностях. Изумрудная река бурлит где-то внизу, дорога лепится к нависающим скалам так, что местами две такие машины как наша вряд ли смогут разминуться. Каменные глыбы застыли над дорогой, кажется, только тронь – и скатятся вниз. Открытый кузов это, однако, неплохо – выпрямившись в полный рост, мы восторженно обозреваем окрестности, главное – успеть вовремя пригнуться, когда машина ныряет под ветви деревьев. Жадно вдыхаем чистый и вкусный воздух, отмечая, что чем выше по течению, тем чище и прохладнее он становится.

Наконец, видим мост. Он какой-то хлипенький на вид. Я предполагала, что по нему мы пойдём пешком, но водитель даже не думает останавливаться и, почти не сбавляя скорости, въезжает на мост. Нас тут же обдаёт прохладой, поднимающейся от реки, и мы с замиранием сердца наблюдаем, как внизу кипит и пенится Большая Лаба. Вот мы и на другом берегу. Приехали!
Лесной ручей рядом с заброшенной дорогой
     Завтракаем на поляне на правом берегу реки. Дальше нас вверх поведёт лесовозка. Честно говоря, я не предполагала, что эта лесовозка ныне активно действующая… но оказывается, рубят тут по полной программе. Свеженакатаная дорога почти сразу отклоняется от трека, созданного на основе генштабовской карты, но «генштаб держит марку» - там, куда указывает GPS, мы угадываем следы старой дороги и идём по ней, избавившись от грязи лесовозки. На первом же привале нас одолевают комары и злющая лесная мошка, укусы от которой не прошли и спустя две недели. Обильно обрызгиваем себя OFF-ом, и на какое-то время мы избавлены от надоедливых насекомых.

По заросшей дороге выбираемся к какому-то старому месту вырубки. В чаще спрятался заброшенный вагончик лесорубов, а вот следы их деятельности не спрятать – всюду обрезки стволов и развезённая колесами поляна. Здесь дорога теряется. Пытаемся выйти на трек через заросли папоротников, лезем на какой-то хребтик, вот они, первые блукания… но как-то быстро опять находим продолжение старой дороги, к тому же рядом течет чистейший ручей.

Вскоре дорога опять теряется, мы буримся через лес, благо, лес довольно светлый и незаросший. И, о чудо! – мы опять пересекаемся с грязной лесовозкой, собственно, можно было смело идти по ней и не заморачиваться.

Лесное озеро среди окружающей зелени не сразу приметишьОбитатели лесного озера - головастики     Где-то справа по ходу должно быть лесное озеро.

Уходим с лесовозки, направляясь в сторону озера поглядеть, что за диво такое.

Идём по тропинке, и внезапно понимаем, что вот же оно, озеро, а так сразу среди зелени его и не приметишь.

Вода чистейшая и холодная.
Озеро кишит головастиками, боюсь даже представить, какими звуками наполнятся окрестности спустя несколько недель, когда они станут квакушками и разом затянут свою песню.
Рай в шалаше у лесного озера
     На берегу сооружён шалаш из лапника. Рядом удобная стоянка с брёвнами и кострищем. Перекусываем.

На нас накатывает усталость, ведь ночь почти не спали…

Дружно расстилаем карематы кто где – Андрей с Олей устраивают себе рай в шалаше, Вова с Настей укладываются на берегу, а мы с Васькой под высоченной пихтой. И отрубаемся примерно на полчаса-минут сорок, позабыв даже о кусучей мошкаре.

Из этого блаженного состояния нас выводит лишь отдалённый глухой раскат грома.
А этим товарищам шалаша не досталось, для них рай - на карематах
Блин! Чего ж мы разоспались-то? Тут того гляди гроза начнётся! Кстати, по прогнозу нас уже должно было поливать пару часов как минимум.

Мы спешно собираемся, покидаем уютную стоянку у озера и возвращаемся на дорогу. Немного смущает направление дороги – GPS абсолютно не согласен с ним, но мы уже решили – доверимся дороге, глядишь, она нас выведет куда надо.

Дорога серпантином ползёт по склону и вскоре выбирается на сравнительно ровное место. Прекрасный сосновый лес, дышится легко. Много грибов - и переросшие подберёзовики, и малюсенькие рыжики, и даже огромный белый нашли, но, к сожалению, уже подпорченный. Впереди виднеется зелёная лужайка. Красота! Не можем отказать себе в том, чтоб поваляться на травке некоторое время.
 Лесовозка по пути к балке Солёной
     Дорога то ныряет в лес, то выбирается на полянки. Где-то впереди слышится рёв лесовозов, нарушая эту идиллию. Спустя несколько минут видим на поляне пару гружёных лесовозов, но они почему-то стоят, даже не заглушив моторы, а водилы ходят рядом в какой-то панике. Пройдя дальше, понимаем, в чём дело – один из лесовозов застрял прямо в Солёной балке. Там-то брод всего по щиколотку, а он заглох. Мы совершенно не поняли манипуляций разгневанного водилы, который со всей дури колотил по кузову кувалдой, приговаривая при этом что-то явно нецензурное, как будто от этого лесовоз возьмёт да и поедет. Выругаться пришлось и нам тоже. Застрявший лесовоз перегородил место брода, а все подходы к реке были превращены в месиво, так что нам пришлось пробираться по коричневой жиже к воде. После брода дорога резко идёт вверх, силы разом уходят, но привалиться негде по причине отсуствия обочин как таковых – сплошная грязюка. Кто-то из нас замечает валяющийся в колее подшипник – уж не это ли причина поломки лесовоза? Но бежать вниз и нести подшипник водиле ни у кого желания не возникает – пусть обходится с помощью кувалды и такой-то матери. Ползём дальше по морю грязи. Мы с Васькой отстаём, находим кусочек сухого места сбоку от дороги и там отдыхаем минут пять. Где-то впереди опять слышатся звуки бензопилы и лесовозных двигателей. Остальная группа, оказалось, недалеко от нас ушла – тоже сидят на бревнах посреди грязюки. Настроение у народа какое-то не очень весёлое, не ожидали, что придётся по грязи идти так много…

На ужин будет суп с подосиновиком.Небо совсем мрачное, ветром несёт обрывки тумана, где-то громыхает. Надо идти, здесь ведь и остановиться негде в случае непогоды. Надо поскорее выбраться из зоны лесозаготовок. Подходим к делянке, возле вагончика копошатся несколько лесорубов. Они замечают, как мы карабкаемся по склонам, обходя грязь, и один из них даёт ценнейший совет – искать справа от дороги натоптанную тропку. Вот за это спасибо! Мы выбираемся на правый борт ложбины, образованной дорогой, и находим тропу. Следы конских подков и коровьих копыт, пачки сигарет, фантики – верным путём идём! Тропка натоптана параллельно лесовозке, местами она выходит на неё, затем опять отходит вправо. У меня радость – нахожу подосиновик! Небольшой, но совершенно невредимый червячками. Ножка на изломе синеет, что вызывает у некоторых недоверие к грибу, но я намерена его съесть, да что там съесть – сожрать!
Начало пути по тропе. Лесовозка осталась внизу.
     Добираемся до места, где дорога отходит резко влево, а наша тропа начинает подъём в горку. Ура! Прощай, грязюка! Мы идём по сказочному лесу, подёрнутому туманом, под ногами приятная травка и мхи. В принципе, уже можно позаботиться и о ночлеге. Осталось только воду найти. По карте ручьёв тут не предполагается, а вот в реальности ощущение такое, что вода будет. Ведь мы уже столько неотмеченных на карте ручейков пересекли. Так и есть – справа от тропки намечается ручеёк, тоненький, правда, но чистый. А вот и ровное место под замшелыми высоченными пихтами. Колеблемся – идти дальше или остановиться прямо здесь? Самые неуставшие бегут вперёд на разведку и через пять минут возвращаются – становимся тут, впереди начинается крутой подъём, так что лучшего места, чем это, не сыскать. Мы достигли высоты 1885 м. Это не так уж много, я планировала дойти гораздо дальше, но это место такое милое, что было бы ошибкой пройти мимо и не заночевать здесь.
Туман в пихтарнике
     Группа занялась обустройством стоянки. Андрей одолжил васькин ледоруб, чтоб окопать палатку – у него хобби такое, окапываться… на каждой стоянке он тщательно вырубал борозды вокруг палатки, а мы посмеивались… Но кто знает, может быть, именно поэтому нас миновали такие невзгоды как затопление? Ведь ливни, я вам скажу, чуть забегая вперёд, нам довелось испытать нешуточные.

У костра мы просидели до полной темноты. Порадовались тому, что не сбылся зловещий прогноз погоды – на нас так и не вылилось ни капли, хотя и гремело, и мрачнело. Выпили невообразимое количество чая и доели все излишки еды, взятые в дорогу. Подосиновик был добавлен в суп и съеден с большим аппетитом.

Около 22 часов туман внезапно исчез, открыв звёздное небо и подарив нам надежду на ещё один погожий день.

Читайте продолжение
День 2  День 3  День 4  День 5 (часть 1)  День 5 (часть 2)  День 6  День 7  День 8  День 9 (часть 1)  День 9 (часть 2)  День 10 (часть 1)  День 10 (часть 2)  День 11