Прогулка по Архызу в октябре 2020. Вниз к стоянке в устье Дукки

Назад 1 2 3 4 5 6

Ну что, нам остаётся спуститься к стоянке в устье Дукки, где мы планируем провести ещё одну ночь перед отъездом домой. Две трети этого пути проходит по хорошей тропе. Но сперва предстоит преодолеть четыре ступени долины правого истока Темир-Кулака.

Собственно, с первой (верхней) ступени и начнём... Расположена она прямо под взлётом перевала Карасу и на ней лежат три озера разного размера и ещё две "лужицы", озёрами их назвать язык не поворачивается. Самое большое озеро - самое живописное. В чистейшей воде отражаются скалы Горячева.

Обходим озерцо по прибрежным камням.

И вот мы уже у стока озера. Ещё разок окидываем взглядом заснеженный взлёт так и непосещённого нами перевала Чернильного Озера и простенькую седловину, которую ходили в связке в перевалом Темир-Кулак в прошлом году.

Подходим к обрыву и нам открывается вторая ступень во всю ширину. Ещё на спуске с Карасу мы заметили, что с озером на этой ступени засуха обошлась безжалостно. Пытаемся как-то примириться с этим фактом, и надо сказать - даже получается... Кажется, что в пересохшем состоянии озеро приобрело какой-то особый шарм.

Очень эффектно смотрится яркая "окантовочка" из оголившихся донных камней. И длинный "полуостров" появился. Обязательно надо туда заскочить, постоять "посреди озера".

Начинаем спуск к озеру, выходя к участку с редкими пучками травы по правому борту ложбинки.

В эту ложбинку зарывается ручей, вытекающий из верхних озёр, но похоже, что воды для наполнения лежащего под нами озера явно недостаточно, либо она вообще уходит под камнями мимо него.

Дойдя до места, где удобные для ходьбы травянистые проплешины между камнями заканчиваются, начинаем спуск в ложбинку слева по ходу. По ложбинке и дойдём до озера.

Рельеф не самый приятный для ходьбы. Однако при обходе этого озера по часовой стрелке камней немного меньше за счёт некоторого количества травянистых участков. В прошлом году мы обошли это озеро с двух сторон и теперь обоснованно выбираем более простой путь.

Очень необычен цвет оголившихся камней.

Более эффектно смотрятся мокрые камни, те, что вблизи береговой линии на мелководье. Они такие яркие.

Подхожу к "полуострову".

И вот я уже посреди озера.

По крупным камням и мелководью можно запросто дойти до другого берега, вряд ли воды выше колена будет.

Тут, наверное, чуточку поглубже судя по более насыщенному цвету воды.

Над озером нависает легкодоступная обзорная вершина. Но и в этот раз у нас нет времени, чтобы подняться на неё.

Оглядываясь на район спуска к этому озеру с верхней ступени, отмечаем, что седловина Карасу ещё угадывается. Но будь мы на другой стороне озера - уже с трудом могли бы её различить в гребне Габулу.

Быстро проскакиваем до края второй ступени, огибая озеро, а затем напрямик через парочку полностью высохших маленьких озёр. Со 100-метровой высоты осматриваем третью ступень.

На третьей ступени можно немножко расслабиться, там достаточное количество травянистых участков, по которым удобно лавировать между камнями. Главное - туда спуститься:) Но мы-то знаем, как это сделать наиболее эффективно.

Спустя полчаса мы на краю третьей ступени и нашему взору открывается заключительный участок спуска в долину Темир-Кулака. Это - четвёртая ступень. Отсюда пока не видно, но спуске с неё нас ждёт квест в зарослях рододы.

Спускаемся по травянистым проплешинам, а где их нет - и камнями не брегзуем, но ноги уже сильно устали.

Возможно, из-за накопившейся усталости мы не сумели разобраться в лабиринтах звериных троп через рододу, несмотря на наличие прошлогоднего трека. Сверху кажется - да сколько там этих зарослей, проскочим!

Стоило нам на одном из поворотов тропы "промахнуться" и уйти не туда, а поняв это - не возвращаться, а решить, что прорвёмся... и довольно-таки простой спуск превратился в изнурительную борьбу ног с камнями и кустами.

Когда этот склон остался позади, мы облегчённо вздохнули. И поняли, что нам срочно нужен отдых. В 14-20 падаем на привал вблизи нашей прошлогодней стоянки и сразу же лезем разгорячёнными ногами в ледяные воды Темир-Кулака. Бесподобные ощущения!

Ближе к 15 часам надвигающаяся к месту нашего привала тень как бы намекает нам, что хватит рассиживаться, пора продолжить путь. Нам не надо повторять дважды - быстро собрались и потопали вниз по долине Темир-Кулака.

Прощаемся с верховьями. В глубине долины левого истока Темир-Кулака виден перевал Темир-Кулак. В этом походе мы обошли его стороной. Честно говоря, по мне так перевал Карасу красивее, и путь от него вниз по озёрам гораздо интереснее.

Долина правого истока Темир-Кулака угадывается, но не просматривается совершенно.

Района перевала Карасу отсюда не видно. Отсюда даже трудно вообразить тот путь, что мы недавно проделали. Видна пара нижних ступеней на пути к перевалу и всё, а что там скрыто за ними - и не догадаешься.

Удаляемся от слияния истоков Темир-Кулака. Наш путь проходит в прохладной тени.

А впереди у нас вид на Загеданский хребет, из-за которого выглядывают массивы Загедан-Скалы, Седой и Урупа.

Затенённый участок мы проскакиваем быстро, и у нас снова есть возможность нежиться в лучах тёплого октябрьского солнышка.

Держим направление на берёзовый перелесок по правому борту долины. Вдали - панорама Абиширы.

Ниже по склону - зелёное непролазное на вид море рододы. Смотришь туда и радуешься за то, что под ногами отличная тропа:) И представить боюсь, что если бы пришлось блуждать в этих густых зарослях...

Широченная тропа входит в березняк. А верховья Темир-Кулака скрываются за поворотом долины. Но одноимённую вершину мы ещё не раз увидим на протяжении дальнейшего пути.

По живописной берёзовой аллее с небольшим набором высоты идём к "перевальчику" в долину правого притока Темир-Кулака.

На память об этой золотой осени останется фото на берёзовой аллее.

За "перевальчиком вырываемся" на простор. На часах 15-45. Один из вариантов дальнейшего пути пролегает по этим луговым склонам, петляя между горящими золотом берёзками. А мы пойдём иначе.

Мы снова углубляемся в березняк, и, казалось бы, ненавистные заросли рододы... Но здесь сквозь рододу натоптаны хорошие тропы, и нам этот участок в осеннем наряде очень нравится.

Здесь не сплошные заросли, тропа ведёт через живописные полянки, пронизанные светом низкого солнца.

Пройдя красивый участок по березняку, спускаемся к правому притоку Темир-Кулака.

Можно пройти прямо вниз по притоку и чуть ниже выйти на лесную дорогу, по которой мы шли в прошлогоднем походе.

Но в этот раз мы пойдём другим путём. Видите полочку по правому борту? Мы сейчас взберёмся на неё.

По упомянутой полочке проходит тропа. Мы бы могли идти по этой тропе с самого "перевальчика", но тогда красивый участок березняка остался бы за пределами маршрута. Эта тропа является как бы "традиционной", соединяющей долину Темир-Кулака и устье Дукки. Чаще всего туристы ходят именно по ней.

Оставив позади яркие берёзовые перелески, тропа вскоре входит в пихтарник. Красивое место. Фотографируемся.

Вскоре выходим из пихтарника на открытое пространство - наш путь лежит по гребню водораздела Большой Дукки и одного из безымянных правых притоков р.Архыз. Этот приток шумит где-то внизу примерно на 100-метровой глубине.

Вершина Темир-Кулак снова в кадре.

Пройдя чуть дальше, видим не только саму вершину Темир-Кулак, но и перевал.

Красивые тут места. Завершить бы этот ходовой день прямо здесь, ведь время близится к 17 часам, уже находились мы за день:) Но это фантазии, а реальность такова, что топать нам до стоянки ещё прилично...

И мы продолжаем путь. Вниз отходит тропа в долину притока Архыза. Так тоже можно идти, но это небольшой крюк. Так что мы идём дальше по водоразделу.

А солнце тем временем скоро сядет. Склоны золотятся в его лучах.

Внизу, наконец, становится видна долина притока Архыза. Думаю, несмотря на близость к цивилизации, эти места довольно редкопосещаемые.

Вот теперь, похоже, можно с долиной Темир-Кулака распрощаться. Скоро пойдём на спуск в долину Дукки.

Со спуском вышло не всё гладко. Оказалось, в 17-10 мы проигнорировали "дорожную разметку" в виде завала на дальнейшем пути по водоразделу. Переступили эти брёвна, да и продолжили путь. А спустя минут 10, взглянув на экран GPS, увидели, что удаляемся от траектории спуска в Дукку и идём-таки в приток Архыза.

Вернулись. Осознали, что завал тут неспроста. Перед ним на спуск влево с гребня уходит едва заметная тропка. На неё мы выходим в 17-30. Теперь главное - не потерять её в сумерках.

Качество тропы вполне приемлемое, она не заросшая, вокруг имеющихся завалов натоптаны обходы. Но местами тропка довольно крутая. Под конец ходового дня крутые спуски нам уже даются с трудом.

Яркие склоны Абиширы пытаются нас всячески подбадривать, а мы еле-еле плетёмся к стоянке. Но мы изначально ставили себе задачу не разбивать переход от Чернильного озера к Дукке на два дня. Так что за что боролись, на то и напоролись:)

В 18-20 уже в довольно густых сумерках мы, наконец, добрались до стоянки. "Наше" место, где мы ночевали перед началом похода, оказалось занято, но мы без труда нашли себе другое.

Утром, когда мы уже собрались и погрузили вещи в машину, место нашей последней в этом походе ночёвки выглядело так: