"Рожкао – Загедан – Абишира - Архыз". 5 день, 11.07.2011г. Часть 2.

"Поле Чудес" - пер. Золотое Дно (1А) - пер.СарАстра - слияние Западной и Восточной Ацгар.

В 16-40 мы взяли курс на Золотое Дно, предварительно объяснив всем, каким путём будем подниматься.
В основном предлагалось идти по снегу, т.к. мелкокаменная сыпуха - субстанция весьма неустойчивая.

Под этой толщей снега спрятан вход в пещеру "Ростовскую"     По пути к перевальному взлёту мы прошли совсем рядом с заваленной снегом пещерой "Ростовской".

Я знала её местоположение только по косвенным признакам – по фотографиям. Кроме того, наличие поблизости огороженных мест под палатки это вполне весомый аргумент в пользу того, что пещера где-то рядом.

Но сегодня мы нашли ещё одно подтверждение того, что стоянки тут обустроены не просто так и не случайно проходившими мимо туристами, а чтобы обеспечить их обитателям максимально возможный комфорт на
длительное время.
"Спелео-водопровод", сооруженный исследователями пещеры "Ростовской".
     Здесь, оказывается, есть «водопровод» - из-под камней выведен длинный шланг, откуда весело журчит вода.

Подъём по размягчённому снежнику оказался совершенно неутомительным. Почти весь путь наверх мы проделали, прижимаясь к скалам справа по ходу, и только
Андрей избрал другой путь -  он на сыпухе по левому борту заметил звериную тропку и шёл по ней.
"Дыра" под ложной седловиной пер.Золотое Дно. Возможно, вход в одноименную пещеру "Золотое Дно"
     Немного не доходя седловины в скалах имеются две большущие дыры, одна чуть выше другой. Входы наполовину завалены снежными пробками. Возможно, это два входа в одну и ту же пещерку. Слышала, будто есть где-то в этом районе пещера «Золотое Дно», но врать не буду – не уверена, что это именно она.

К нашему величайшему разочарованию, момент нашего выхода на седловину был омрачён налетевшим туманом, таким густым и прохладным, что аж мороз по коже…

Да, и ещё – когда мы все выбрались наверх, то Василия, который шёл первым, мы не обнаружили. Его валяющийся рюкзак и вогнанный в землю ледоруб говорили о том, что он намерен сюда вернуться, но туман штука такая, как бы не заблукал… Мы на всякий случай проорали в туман громкое «Ваааася!» Вскоре он материализовался, признавшись, что отлучившись по весьма понятным причинам, действительно забыл, где бросил вещи.
Группа на перевале Золотое Дно(2640м, 1А). Пути спуска не просматриваются. Уходим с Васей на разведку.
     Мы на высоте 2640 м. На ложной седловине перевала Золотое Дно. Ложная она потому, что спуска с неё нет. Скажем, не то чтобы совсем нет, правильнее будет - «нормального спуска нет». В своё время в 2009г мы узнали об этом из найденной записки, что лежала в перевальном туре на ложной седловине. Запомнилось, что записка была от украинской группы под руководством Савчинского, из неё следовало, что спуск в долину Ацгары возможен с другой седловины, расположенной на такой же высоте, но правее метров на 70.

Тогда же, в 2009 г, мы наведались на ту, другую седловину, нашли ещё один тур и ещё одноЗаписка Савчинского (лежала на Золотом Дне с 2005г и впервые была нами обнаружена в июле 2009г) послание от Савчинского – оно раскисало в ржавой консервной банке.
Я подсушила записочку и упаковала в полиэтиленовый пакетик, а забирать её я не стала, т.к. взамен нечего
было оставить - с собой не было ни ручки, ни бумаги.

И каково же было моё удивление, когда 2 года спустя мы обнаруживаем ту же самую записку в целости и сохранности… На этот раз я её забираю!

Но вернёмся к маршруту. Туман никуда не исчез, и хотя мы верили Савчинскому, что спуск отсюда есть, но как-то не хотелось идти в неизвестность. Посему решили мы с Васей отправиться на разведку, а всем остальным наказали сидеть на перевале и ждать нас.
Спуск с перевала Золотое Дно в долину Ацгары.
     Мы направились в сторону едва различимого в тумане отрожка. Мне представлялось, что это был какой-то отрожек, перпендикулярный гребню, но неожиданно, у самого его края я вдруг поняла, что под нами внизу находится ущелье Медвежьего ручья, из которого мы не так давно поднялись сюда. Мы немного прошлись по краю, затем взяли вправо – там угадывалось понижение, и вскоре мы стояли на довольно крутом обрыве, откуда в принципе можно было спуститься. Туман слегка разнесло, и мы рассмотрели длинный снежник, тянущийся далеко вниз к зелёным холмам. Но выход на этот снежник не просматривался, а ведь может статься, что там непреодолимый обрывище… нет, этот путь не годится. Но на всякий случай мы сфотографировали увиденное.
Спуск с СарАстры в долину Ацгары.     Туман раздуло ещё сильнее, и сквозь бреши в нём солнце пробило дорогу к земле. Теперь мы заметили альтернативный путь вниз, надо было только пройти ещё левее. Стоп! – левее же находится перевал СарАстра, вот и GPS уже показывает, что мы близки к нему.

Сфотографировали спуск с СарАстры – вроде нормально, трава, скал нет. Решено – туда и пойдём!

Когда мы вернулись на Золотое Дно, такие разгорячённые, то обнаружили четверых наших сопоходников укутанными во всю имеющуюся тёплую одежду и стучащих зубами. Они просто рвались в путь, чтобы хоть немного согреться. А у меня не было сил, чтобы идти прямо сейчас… Я упала на рюкзак и провалялась так минуты три, которых мне хватило, чтобы замёрзнуть и захотеть немедленно идти, несмотря на усталость. В 18-05 мы продолжили путь.

В тумане мы добрели до СарАстры, попутно рассказывая историю о найденной в 2009г в перевальном туре СарАстры записке, выцарапанной на камне, а также расписывая какие красивые виды с этого гребня, когда нет тумана. Упомянутой каменной записки на СарАстре обнаружено не было, я даже расстроилась, ведь я была решительно настроена забрать эту каменюку, но кто-то успел это сделать до меня.
Гребень отрога Загеданского хребта в районе пер.СарАстра (2600м, 1А)Копаемся в туре на пер.СарАстра. Пусто!:(
           Народ немного ужаснулся, заглядывая с СарАстры в сторону Медвежьего ручья – крутоватый там спуск. В общем, порадовались, что нам надо в другую сторону… Хотя, как выяснилось совсем скоро, рано радовались – нас ждал спуск не меньшей крутизны, только не по снегу и камням, а по мерзкой траве, на которой мы n-ное количество раз сумели споткнуться, поскользнуться и крепко выругаться.

Тропы вниз как бы нет, но направление понятно – тупо сбрасывать высоту, обходя слева скальный выступ. Вблизи выступа тянется неширокая ложбинка с менее высокой травой, возможно, это высохшее русло ручейка, но идти там очень непросто. На подходе к основанию скал, однако, ложбинка слегка выполаживается и на ней угадываются следы сильно заросшей тропы. Тропа огибает скалы снизу по мелкокаменной устойчивой сыпухе и вскоре раздваивается. Одна тропка идёт вниз, а другая продолжает траверс склона почти без потери высоты. Васька не приметил тропку вниз и по инерции продолжал движение вдоль склона до тех пор, пока тропа под его ногами не исчезла; он остановился в поисках тропы, но я прокричала ему, чтоб возвращался – вниз пойдём. Вася выразил опасение, как бы мы не вышли к воклюзу Ацгары (на карте там обозначен родник), но я  успокоила его, взглянув на GPS, - воклюз намного левее и мы при всём желании туда не попадём. Других возражений не последовало, и мы продолжили спуск по каменистому склону, чуть забирая вправо – в сторону скалистого отрога Загедан-Скалы, проявляющегося из тумана.
Этот скалистый отрожек мы обошли снизу - и попали к слиянию Ацгар. А чтобы попасть в верховья Зап.Ацгары следует пересечь его хотя бы в средней части.     На пути к отрогу предстояло пересечь протянувшуюся вниз гряду, густо поросшую рододой и можжевельником.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что через рододу
вьются тропки, так что мы быстро просочились сквозь заросли и застыли на каменистом довольно крутеньком склоне. Внизу зеленело всхолмленное травянистое плато с озерцом, траву рассекала жирная тропа, продолжение которой угадывалось на краю скалистого отрога.

Как выяснилось впоследствии, именно здесь, сами того не подозревая, мы допустили непростительную ошибку и поставили жирнющий крест на попытке обхода Загедан-Скалы и выхода в Пятиозёрье.
Спуск, который делать не стоило... Надо было идти вправо и набирать высоту!
     Наша бдительность была усыплена наличием тропы, причём не одной – через гребень отрожка перекидывались несколько натоптанных троп, которые, как мы полагали, выведут нас на траверс южного склона Загедан-Скалы. На самом деле мы упустили из виду едва заметную тропу, ведущую совсем не вниз, а вправо по краю гряды, слегка набирая высоту. Я вообще не заметила эту тропу, о ней мне потом поведал Вася. Наверное, эта тропа каким-то чудесным образом взбиралась на отрог, обходя скальные выходы. Но поскольку видимость была отвратительная, мы и отрог-то толком рассмотреть не могли, вернее, нам виделись сплошные гладкие и почти отвесные скалы. Плохо, когда не знаешь, куда именно надо смотреть…

Итак, мы спускались вниз по каменистому склону, удерживаясь взглядом за маячащую внизу ниточку тропы и почти не опасаясь, что туман собьёт нас с толку. У подножия склона справа к нам присоседилась ещё одна тропка. Проследив её направление, мы определили, что это тропа с Золотого Дна. Тот участок, который нам не был виден сверху и заставил нас избрать пусть через СарАстру, в реальности показался не таким уж страшным и крутым.

Выполаживание, казалось бы, такое долгожданное, не принесло облегчения. Нас приняла в свои объятия пышная субальпика с большой примесью крапивы и колючек. Радовало лишь то, что окончательно распогодилось и больше не надо было гадать, куда идти. Однако, лавирование среди жгучих трав это занятие не из приятных и сил отбирает немеряно. Усталость группы нарастала.

Девушки предприняли несколько робких попыток остановить нас и найти место под стоянку. Однако и я, и Вася понимали, что этого делать не следует – здесь нет нормальной воды (озерцо мы сразу исключили из потенциальных источников воды, оно бессточное, да и лошади вблизи пасутся), и вообще - место так себе.

Светлого времени суток, правда, у нас оставалось не так много – уже шёл восьмой час. Но заветная тропка, уходящая за отрожек, была так близка, и мы, собрав все силы, направлялись к ней. Вот только не понятно, как так вышло, что перевалив через отрог, тропка вдруг стала незначительно, но с завидным упрямством сбрасывать высоту… Но она была такая натоптанная… а сил было уже так мало, что ни у кого мысли не возникло лезть вверх по склону и выбираться на другую тропу (ведь троп через отрог, как сказано выше, было несколько, Васька всего лишь выбрал одну из них). Хотя сомнения возникли почти сразу. Ведь ожидалось, что за перегибом нам откроется долина Западной Ацгары, но нет – впереди виднелся ещё один отрог, закрывающий нам обзор и соединяющийся где-то высоко вверху с тем отрогом, который  мы только что начали огибать. Как вариант можно было бы набрать высоту и перемахнуть оба отрога разом. Но, как говорится, «поздно пить боржоми…» Идём, куда идём, и будь что будет. А что будет, становилось с каждым шагом всё понятней и понятней – тропа вела нас к кошу на слиянии Ацгар.

Продираясь через березняк и заросли колючек, мы успокаиваем себя тем, что хотя бы с водой проблем не будет. Ага, как же… Избыток воды это тоже громадная проблема. Луг изрезан десятками ручьёв, чистейших и вкусных, но чавканье под ногами довольно быстро начинает раздражать. Стоит остановиться - и мошкара, почуяв свежатинку, накидывается на нас и грызёт. Экстренно опрыскиваемся OFF-ом, но эти твари и не думают отступать.

Давно потеряв тропу в зарослях, мы бредём вверх по Западной Ацгаре в поисках сухого клочка земли, но этому «мокросклону», похоже, не будет конца. Народ предлагает искать стоянку на правом берегу, но я их уверяю, что и там тоже повсеместно хлюпает. Тем не менее, правый берег выглядит чуть более привлекательно в плане горизонтальности, и мы спускаемся к реке, находим узкое место и переходим на правый берег.

Немного взбодрившись от прохладной воды, начинаем искать места для палаток. Повсюду текут ручьи, где ровно – там мокро, где сухо – там криво. Исходив вдоль и поперёк небольшой участок, потенциально пригодный для лагеря, мы ставим палатки по принципу «ну давай уже хоть где-нибудь упадём», бог с ним, что криво, лишь бы сухо. Всё это время от нас не отстают проклятые мошки.

Примерно в 21 час мы прячемся в палатки, предварительно попытавшись выгнать оттуда насекомых, и наскоро перекусив, погружаемся в сон, отметив перед этим, что наконец-то получился «полноценный изматывающий ходовой день, и как здорово, что он закончился».

Назад
День 1  День 2  День 3  День 4  День 5 (часть 1)